Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Концепция эндофизики и космическое мышление

Владленова Илиана Викторовна,

канд.филос.наук, доцент кафедры философии

Национального технического университета «ХПИ»

(Харьков, Украина)

 

Тезисы выступления

на Круглом столе «Космическое мировоззрение: истоки, проблемы, перспективы развития»,

Дом Ученых РАН, 1 декабря 2010 г., Санкт-Петербург

 

В постнеклассической науке объектами исследования становятся сложные, уникальные, исторически развивающиеся системы, которые характеризуются открытостью, саморазвитием. Среди этих объектов познания выступает структура физической реальности, в которую включен и сам человек (в таком случае, структура реальности выступает в роли «человекоразмерного комплекса»). Структура реальности строится на определенной совокупности знаний, полученных в рамках конкретных научных дисциплин (физики, астрономии и т.д.) и вместе с тем включает в свой состав ряд философско-мировоззренческих установок. Происходят изменения во многих науках, и, в частности, в физике, космологии, что ведет к изменению представлений о структуре физической реальности, так как меняется ее онтологическое содержание, которое формируется на основе естественнонаучного знания. Физическая структура реальности конструируется на основе комплекса теоретических моделей, концепций, имеющих мировоззренческое и методологическое значение и выходящих за рамки экспериментальных возможностей науки на данном этапе ее развития. На современном этапе развития науки космическое мышление можно рассматривать как новый тип научной рациональности, который характеризуется особыми, свойственными ему основаниями науки, а именно: осознанием неразрывной связи человека и Космоса, что позволяет выделить и исследовать соответствующие типы системных объектов таким образом, чтобы выработать общие представления о структуре реальности.

 Постнеклассическая наука не мыслима без человекомерных факторов, она отказывается от «чистого» объективного галилеево-ньютоновского метода. В таких условиях нашла благоприятную почву так называемая концепция эндофизики (endophysics) [3; 4]. Эта концепция развивается в контексте квантово-механических представлений и исследований в области искусственного интеллекта. Концепция опирается на представления о необходимом наличии наблюдателя, признании того факта, что наблюдатель и окружающий мир – единое целое. Эндофизические представления в своей основе опираются на спинозовское представление о том, что постигнуть единичные вещи можно только исходя из целостности мира, а не наоборот. Согласно Спинозе целое не разложимо на части без остатка. Целое не механизм, а организм, ибо каждая отдельная часть целой телесной субстанции необходимо принадлежит к целой субстанции и без остальной субстанции (т.е. без всех остальных частей) не может существовать. Впоследствии такие представления оформились в холистические и стали развиваться в рамках квантовой физики. В частности, Д. Бом считает, что мир устроен как ненарушенная целостность, которую можно осознать, усвоив принципы голографии, так как Универсум устроен по голографическому принципу. Для Д. Бома голография – это образ, показывающий целостность Вселенной. Дело в том, что каждая часть голограммы содержит изображение всего предмета (принцип «свернутости») [2]. И действительно, если отколоть кусочек голограммы, все равно получится изображение целого предмета, но оно будет менее подробным, и его можно будет рассматривать с ограниченного количества углов. Чем больше голограммы использовать, тем больше предмета можно видеть и тем более точно его можно видеть. Следовательно, каждая часть содержит информацию о целом предмете. Следовательно, информация о целом свернута в каждой части изображения. Таким образом, Вселенная целиком свернута в каждую свою часть посредством активного голодвижения – как и все ее части. Причем свертывание не просто поверхностно или пассивно – каждая часть в фундаментальном смысле внутренне связана в своей основной деятельности с целым и всеми остальными частями. Д. Бом отмечает, что осознание целостности мира осложняется ролью наблюдателя: думая о целостности, мы думаем о наблюдателе, который смотрит на эту целостность и это создает разделение (целое начинает разламываться, потому что мы идентифицируем себя с одной его частью, а там существует и другая часть, с которой мы не идентифицированы, – целое расколото надвое, а затем оно раскалывается и далее, поскольку существует множество наблюдателей, и каждый наблюдатель – внешний объект по отношению ко всем остальным. Множество частей, полученных таким способом, взаимосвязано, и приходится еще больше раскалывать вещи для того, чтобы понять их связи. Вот почему скрытый порядок может быть важным, так как обеспечивает способ видения того, как можно справиться с данной конкретной проблемой). Таким образом, человек и мир становятся единой неразрывной системой, а потому познание мира невозможно без эндо-наблюдателя.

 Понятие «endophysics» было придумано Дэвидом Финкельштейном. Основная идея концепции эндофизики заключается в том, наблюдатель является частью физической системы [3; 4]. Задача эндофизики: сформулировать общезначимые законы природы эндо-физически с учетом теоретического языка значимого экзофизического (объективного описания) эндо-наблюдателя. Эндо-наблюдатель обычно вводится с помощью физических законов. В квантовой механике существует проблема измерения, ведущая к парадоксам «редукции (коллапса) волновой функции», а потому в квантовой механике полезно вводить наблюдателя (сознание). Считается, что если квантовая физика может осуществлять полное описание всего, что может произойти во Вселенной, то она должна иметь возможность описать и сам процесс наблюдения через волновые функции измерительной аппаратуры и исследуемой системы; также она должна описать и самого исследователя, наблюдающего явления при помощи соответствующей аппаратуры и изучающего результаты эксперимента. С позиции эндофизики Вселенная представляет собой целостную систему, состоящую из трех уровней реальности: первый уровень – материальная (физическая) сфера; вторая – психологическая, третья – биологическая.

В основе эндофизики лежит биологический принцип, представляющий собой тонкие, биологические взаимодействия. Считается, что пространственно-временные характеристики так называемых измененных состояний сознания глубоко отличаются от нашего повседневного опыта. Чтобы понять основные структуры этих «аномальных» характеристик, необходимо выйти за рамки математического описания физических явлений. Одной из задач эндофизики является попытка найти идеальный закон, который может объяснить все явления, находящиеся в промежутке между эмпирическими фактами и психическим пониманием и восприятием человека окружающего мира. Психическая жизнь человека напрямую связана с Вселенной в целом.

Антропный принцип можно также рассмотреть в контексте эндофизических представлений. Антропный принцип как единый способ осмысления явлений действительности представляет собой объединяющий методологический принцип, отражающий единство мира с человеческим индивидом, осуществляющим познавательный акт [1].

 Следует отметить, что антропный принцип скорее, философская концепция, а не научная и возникает в науке тогда, когда нет другой альтернативы. Несмотря на критику, антропный принцип – уникальный принцип науки, он является отражением нового постнеклассического мировоззрения эпохи. Антропный принцип наряду с другими постнеклассическими принципами артикулируют человеческие смыслы, потенциально содержит в себе новые исследовательские программы для других наук. Его всеобщий статус определяется широким познавательным и социокультурным контекстом. Критика в адрес антропного принципа базируется на попытке вернуть беспристрастный, объективный ньютоно-галилеевский метод исследования, однако такой возврат невозможен в современной науке. Приходится использовать «человекоразмерную» методологию, которая манифестирует «заданность» Универсума субъекту, который зависим от социокультурных условий, исторически сложившихся знаний, познавательных средств и установок.

 

Список литературы

1. Аредаков А.А. Антропный принцип и возможность концепции глобального эволюционизма. – автореф. дисс. на соискание учёной степени канд. филос. наук / Аредаков А.А. – Специальность 09.00.01 – онтология и теория познания. – М., 2007. – 32 с.

2. Бом Д. Развертывающееся значение: три дня диалогов с Дэвидом Бомом [Электронный ресурс]; пер. М.Немцов, 1985. – Режим доступа:  www.newlibrary.ru/... /razvertyvayusheesja_znachenie.html

3. Finkelstein D.Computational Complementarity /  Finkelstein,  D.,  Finkelstein,  S.R. //  Int.  J.  Theor.  Phys. 22. 1983. – 753–779.

 4. Rössler O.E. Endophysics, in: Real Brains, Artificial Minds /eds. J. L. Casti, A. Karlquist. – North-Holland, New York, 1987. – Р. 25–46.

 


Педагогика Культуры № 12 (2011)

Метки: Владленова И.В.

Печать E-mail

Просмотров: 1866