В.Г. Соколов
Теория культуры Л.В. Шапошниковой
и новое космическое мышление
“Открытие” культуры когда-нибудь встанет в истории науки
в один ряд с гелиоцентрической теорией Коперника
или открытием клеточной основы всех
Внутренний поиск в процессе осмысления таких понятий, как культура и цивилизация, является едва ли не самым захватывающим, так как эти понятия глубоким образом связаны, как с эволюцией человека в целом, так и с особенностями развития всего исторического процесса, иными словами, это два краеугольных явления всего человеческого бытия. Об этом, в какой-то степени, свидетельствует тот факт, что на сегодняшний день существуют сотни самых различных определений понятия культуры. Также за последние сто с лишним лет сложился и утвердился ряд наиболее распространенных концепций, в которых взаимоотношение культуры и цивилизации предстает в совершенно различных вариантах: от их отождествления или смешения до четкого их разделения и даже противопоставления. В данной работе мы сконцентрируем внимание на таких актуальных проблемах современного общественного развития как прояснение сущностного различия и, в то же время, поиск принципов гармоничного единства (но никак не смешения) двух взаимосвязанных явлений – культуры и цивилизации. Обозначив четко природу культуры, можно формировать и четкую стратегию выхода из тех многочисленных кризисов, которые в настоящее время ждут неотложного разрешения, главным из которых, стоящим в основе всех остальных, является кризис духовный. Для этого обратимся к разработкам крупнейшего современного историка, философа, Заслуженного деятеля искусств РФ, академика РАЕН и РАКЦ, автора книг по философии исторического процесса – Людмилы Васильевны Шапошниковой.
Многочисленные труды этого ученого, которые в последнее время привлекают внимание все большего количества исследователей, без преувеличения можно назвать новыми вехами в познании человека и окружающего мира. Перу Л.В. Шапошниковой принадлежат десятки работ, которые издавались на основных европейских и других языках. Особое место занимают книги. Вначале это были труды о древних загадочных племенах и пройденных ею маршрутах в Индии, где изучалась живая связь времен, основанная на механизмах культурной преемственности и где исследовались вопросы, связанные с ролью духовной культуры, двигающей развитие человека: «По Южной Индии» (1962), «Дороги джунглей» (1968), «Тайна племени Голубых гор» (1969), «Австралоиды живут в Индии» (1976) и др. С именем Л.В. Шапошниковой связано широкое и систематическое научное осмысление многогранного наследия крупнейшего художника и мыслителя Николая Константиновича Рериха (1874-1947) и выдающегося философа, ученого и подвижника Елены Ивановны Рерих (1879-1955). Многие труды Л.В. Шапошниковой, в частности, изданные за последние десять лет, созданы как на основе разносторонних глубоких историко-культурных исследований автора, включая и ее уникальные экспедиции,1 так и, в немалой степени, на основе научно-философского творчества семьи Рерихов. Вышли в свет такие работы ученого, как «От Алтая до Гималаев: По маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха» (1987; 1998), «Веления Космоса» (1995; 1996), «Мудрость веков» (1996), «Град Светлый» (1998), трилогия «Великое путешествие» (1998-2005) и др.
Культура, ее суть, эволюционная роль и закономерности ее формирования занимают особое место в трудах Л.В. Шапошниковой. В последнее десятилетие вышел в свет целый ряд работ ученого, в которых изложены ее глубокие разработки относительно нового взгляда на явления культуры и цивилизации, а также на проблему их взаимоотношений. Это такие труды, как «Пакт Рериха и эволюционное значение Культуры» [7], «Чаша Грааля Космической эволюции» [11], «Мастер» [3], «Тернистый путь Красоты» [9], «Философия космической реальности» [10].
Цель данной работы: раскрыть суть и основные положения теории Культуры Л.В. Шапошниковой, обозначить основные характеристики космичности Культуры.
Основой наследия Рерихов, изучению которого Л.В. Шапошникова посвятила многие годы, является многотомная серия книг Живой Этики – философской системы, принесенной миру Е.И. Рерих в сотрудничестве с уникальной группой Великих Учителей Востока. Над этими книгами Елена Рерих работала более тридцати лет жизни (1920-1955). Путь реализации Живой Этики пролегает через науку, которой в данной философской системе придается огромное значение.
Живую Этику Л.В. Шапошникова называет «философией космической реальности», отмечая, что она несет в себе синтетическую систему познания нового космического мышления. Это Учение легло в основу целого ряда глубоких исследовательских работ автора, которые способствовали тому, что данная философская система, так несправедливо в свое время отринутая советскими идеологами, начала постепенно входить в научное пространство стран бывшего Советского Союза.2 Живая Этика содержит развернутую концепцию космической эволюции человечества и базируется на энергетическом мировоззрении, согласно которому все явления в мире имеют энергетическую природу. Данная философская система несет это мировоззрение в себе, раскрывая многие его грани, тем самым предоставляя науке широкое поле, как для новых теоретических и практических разработок, так и для развития уже выдвинутых в данном русле идей и начатых экспериментов.3 В 40-е годы прошлого столетия Е.И. Рерих записывала: «Материалистическое Мировоззрение уступило место Мировоззрению Энергетическому» [2, с. 269]. Человек с его способностью творить и различными способами познавать мир включался в энергетическую структуру Мироздания, которую (в том числе и самого человека) пронизывают определенные законы. Данное мировоззрение выдвигает энергию как главный, неотделимый от материи компонент в структуре Мироздания [10, с. 46], частью которой выступает и сам человек. Будучи подобным этой структуре, человек-микрокосмос участвует в широком спектре энергообменных процессов, которые выступают главным фактором его космической эволюции [10, с. 39].
В целом можно отметить, что роль Живой Этики в формировании новых научных подходов к изучению Мироздания как целостной энергетической системы, а также в формировании нового космического мироощущения очень значительна. «Новая Система познания, содержавшаяся в Живой Этике, – пишет Л.В. Шапошникова, – имела главным направлением синтез познания и синтез самого знания. Энергетический процесс такого синтеза объединил эмпирическую науку и метанауку, знание экспериментальное и полученное в духовном пространстве творчества человека. В таком подходе заново открывался источник древнего знания, объединялись умозрительные нахождения Востока и эмпирические открытия Запада. <…> Этические моменты заняли в Учении не менее важное место нежели физические законы естественных наук и те истины, которых достигла эмпирическая наука» [8, с. 81]. Л.В. Шапошникова обозначила те основные идеи, которые сформировались в сфере космического мышления в начале ХХ века [5, с. 68-69], а также впервые в философской мысли определила и проанализировала методологические положения новой системы познания – Живой Этики [5, с. 76-79], которые, в свою очередь, имеют тесную связь с законами Космоса.
Базируясь на Живой Этике как философии космической реальности, уделяющей Культуре огромное место в развитии человечества и планеты, а также во многом на концепции Культуры Н.К. Рериха, концепции совершенно новой, практической, основанной на идеях Живой Этики и отраженной в его философско-художественных очерках, используя мировой культурный опыт, результаты собственной исследовательской практики, а также исследования современных ученых, Л.В. Шапошникова создала оригинальную теорию Культуры и цивилизации как целостного энергетического явления, неотделимого и от эволюции человека, и от основных закономерностей эволюции планеты. Кроме того, она явилась первым ученым, который поднял имена Рерихов на заслуженную высоту как выдающихся философов Культуры и носителей интереснейшей концепции, связанной с данным явлением.4
Идеи Живой Этики Л.В. Шапошникова рассматривает в широком контексте тех глобальных историко-культурных изменений, которые выпали на долю ХХ века – переломного времени в космической эволюции человечества, в культурном и историческом пути планеты. Именно так оценивает прошедший век автор, отмечая, что эта определяющая его черта проявилась в такой исторической особенности, как сложение целой плеяды выдающихся, неповторимых мыслителей, которые несли в себе нарождающийся новый мир, его новую энергетику, которые закладывали основы нового космического мышления. К этой плеяде относятся крупнейшие ученые – К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, П.А. Флоренский; выдающиеся философы – В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков; известные поэты, писатели и деятели искусства – А.А. Блок, Ф.И. Тютчев, Д.С. Мережковский, Н.К. Рерих, М.К. Чюрлёнис, А.Н. Скрябин и многие другие. В своей работе «Космическое мышление и новая система познания» [5] Л.В. Шапошникова обосновала то, что на данном этапе своего развития человечество переживает формирование четвертого вида мышления – космического, который явился качественно новым видом по сравнению с тремя предыдущими – мифологическим, религиозным и научным мышлением. «… Каждый вид мышления формировался в недрах предыдущего и затем складывался как господствующее направление, – отмечает автор. – В космизме ХХ века мы имеем не частное направление, а начало (а может быть, уже не начало) общего процесса замены одного вида глобального мышления другим» [5, с. 67].5 Автор оценивает космическое мышление, или космизм, как синтетический и полноценный вид мышления, не являющийся частью научного. Будучи намного шире в своих концепциях, он включает лучшие стороны мышления научного в свое пространство. Л.В. Шапошникова отмечает, что возникновение космического мышления в конце XIX – начале XX века явилось результатом Духовной революции в России, а сам процесс его формирования будет продолжаться довольно длительное время.6 Русские ученые и философы-космисты в начале ХХ века, подвергая старое социологическое мироощущение пересмотру, формировали основы нового космического мышления, дополняя традиционные методы экспериментального способа познания таким методом, как умозрительное действие, которое опиралось на интуицию. Этот вненаучный способ познания сейчас принято называть метанаучным.7 Начинал вызревать тот грядущий синтез, который, как отмечает Л.В. Шапошникова, является кардинальным средством развития и расширения сознания, «главным и магистральным направлением Космической Эволюции человечества» [6, с. 18].
В наши дни наука выдвигает большое множество определений сущности и самой специфики культуры как важнейшего фактора и особой формы человеческого бытия. Исследователи также предпринимают попытки упорядочить эти определения, обозначить их особые виды. Большинство из определений культуры представляет собой некое внешнее выражение социальной реальности, конечно же, имеющее связь с внутренним миром индивида (виды деятельности, регламентирующие жизнь людей нормы, передача опыта от поколения к поколению, социально обусловленные особенности человеческой психики, организация общественной жизни, система знаков, используемых обществом и др.). Есть и другие аспекты трактовки культуры, представленные в определенных группах или видах определений данного явления (антропологических, ценностных, символических, идеационных, и др.). Хотя понятие «культуры» многозначно, в специальной литературе в качестве основных значений данного явления приводятся такие, которые можно объединить одним понятием – некий результат (пусть даже промежуточный). Так, основные значения понятия «культура» группируются либо вокруг совокупности определенных достижений, навыков, условий жизни; либо уровня или степени достижений, меры совершенства человека и его деятельности. Либо, если характеризуется культура как «вторая природа», то здесь также (в контексте совокупности продуктов человеческой деятельности) говорится о результате преобразования Природы в такие формы и объекты, которые ей не свойственны. Конечно, культура рассматривается и как процесс накопления, например, с информационно-семиотической точки зрения, где интересующее нас явление предстает в виде социальной информации.
В то же время надо сказать, что культурологическая мысль прошлого столетия все же акцентировала внимание на том, что культуру нельзя понимать как элементарную сумму наработок человеческой деятельности, а также и самих видов деятельности. Формировался целостный подход к данному явлению, культура рассматривалась как функциональная и развивающаяся система.
И все же общеизвестным фактом остается то, что как бы не рассматривала культурологическая мысль разных времен явление культуры – совокупность ли это духовных и материальных ценностей, либо это человеческие качества, «вторая природа», система символов, мир смыслов, единство трех модусов бытия (вещей, свойств и отношений), способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, а также все то, что было сказано о культуре выше и т.д. – мы все равно на этой основе так и не ответим на вопрос: что же такое культура. Ведь наука ищет наиболее полный ответ, а не освещение отдельных граней явления. Тогда в чем же может выражаться эта полнота?
Современная культурология отмечает следующую важную философскую суть рассматриваемого явления: «Весь мир человека – мир его культуры, и вопрос о культуре – это, в сущности, вопрос о самом человеке, о его человеческом способе существования и его отношении к самому себе» [1, с. 205]. Но при этом еще раз отметим, что современная наука, при наличии сотен определений понятия культуры, не может дать единого ответа на вопрос о ее сущности. В таком случае выход из сложившейся ситуации может состоять в необходимости нового взгляда на саму природу человека, который мы находим в новом космическом мышлении. Теория Культуры Л.В. Шапошниковой основывается именно на космическом мировоззрении и новой системе познания, основой которых выступает энергетика различных уровней – «первопричина всех процессов, происходящих в Космосе» [10, с. 39-40], – задействованная в пронизывающих все Мироздание обменных процессах.
Если культурология указывает на феномены культуры (которые складываются в определенные формы культуры), как на артефакты, наделенные определенными смыслами, то закономерно возникает вопрос: каким же образом, откуда, а точнее из каких глубин человеческой природы возникают эти смыслы и все то, что действительно имеет отношение к культуре? Какие здесь задействованы механизмы? Собственно мы подходим к вопросу о культуре – не как к совокупности продуктов человеческой деятельности и вложенного в них богатого духовного мира смыслов («вторая вселенная» по выражению культурологов), а также не в русле определений, представляющих из себя различные черты или грани культуры, а как к процессу, происходящему в самом человеке, причем процессу энергетическому, в результате которого возникает тот творческий акт, который и порождает смыслы. Культурология утверждает мир культуры как носителя человеческих смыслов. Но как эти смыслы рождаются, творятся или со-творятся в самом человеке – на этот вопрос в специальной литературе ответ найти очень сложно, хотя он-то и составляет, судя по всему, важнейшую суть явления культуры. Иными словами, собственно сама культура или процесс ее зарождения, ее жизни и реализации прежде всего скрыты в духовных глубинах самого человека, она – в нем, она – его суть, энергетическое сердце всего его существа, причина и суть его эволюции. Она знаменует собой связь человека с Высшим началом. Теоретические разработки Л.В. Шапошниковой раскрывают нам явление Культуры с этих позиций, как духовную, творческую часть человеческого бытия (которое имеет широкую космическую палитру), его основу, как ту сущность, благодаря которой мы и называемся людьми. Такой подход четко и ясно отграничивает понятие «Культура» от понятия «цивилизация» и обосновывает их различную природу, но вместе с тем и рассматривает их глубокое взаимодействие. Это взаимодействие, в свою очередь, позволяет объяснить основные особенности культурно-исторического процесса. Рассматривая данную тему, мы также прикасаемся к более глубокому постижению самой природы человека, которая, будучи неотъемлемой от целостной структуры Мироздания, его эволюции, является глубоко космичной, задействованной в широчайшем спектре энергоинформационного обмена, происходящего в многомерном космическом пространстве. «Как свойства Природы указывают на вечный процесс, – пишет Е.И. Рерих, – так и дух челов[ека] идет тем же путем. Изучение свойств человека даст направление и расширение сознания» [2, с. 283].
Когда современная наука под влиянием утверждающегося нового космического мышления неуклонно продвигается к изучению тонких энергий и тончайших структур человека, его взаимодействий с космическими ритмами и материей иных измерений, более утонченной, чем материя нашего плотного мира, мы не можем игнорировать то, что сама Культура, как явление энергетическое, имеющее отношение к тонкой энергетике человеческого духа оказывается в самом центре этих взаимодействий. Но осмыслить целостно и многопланово явление Культуры представляется возможным только через новое понимание природы человека, через его энергетическую сущность. Такой взгляд на человека широко и последовательно раскрывается в новом космическом мышлении, система познания которого содержится в Живой Этике и которое созвучно достижениям русских философов Серебряного века и выдающихся ученых-космистов.
В трудах Л.В. Шапошниковой, рассматривающей основные положения нового космического мышления, анализ культуры осуществляется при ее сопоставлении с таким понятием, как «цивилизация». Это ведет к более глубокому постижению обоих составляющих этой пары и существующих между ними отличий. Вслед за Н.К. Рерихом автор поднимает актуальную проблему недопустимости смешения этих понятий и подмены одного другим, так как, несмотря на тесную связь между ними, Культура и цивилизация имеют разную природу и назначение. Игнорирование этих отличий и неоправданное отождествление данных явлений приводили к серьезному искажению самого их смысла, к принижению значения внутреннего мира человека, в пространстве которого взаимодействовали дух и материя, к различным идеологическим перекосам. Саму же проблему, что есть Культура и что есть цивилизация, Л.В. Шапошникова, согласно философии Живой Этики, предлагает решать с точки зрения взаимодействия духа и материи. «И если Культура есть дух творческой деятельности человека, то цивилизация, или попросту обустройство жизни человека во всех ее материальных, гражданских аспектах, есть материя этой деятельности» [11, с. 3-4]. Культуру автор называет «самоорганизующейся системой духа», что кардинальным образом отличает ее от цивилизации, материя которой творится человеческими руками и рассудком. Такая система действует согласно уровню и качеству энергетики духа. «…Самоорганизация духа есть форма существования Культуры. Новая наука, называющаяся синергетикой и зародившаяся в XX веке, дает некоторые наведения для выяснения закономерностей этой способности самоорганизации. Синергетика имеет дело в основном с биологической самоорганизацией. Однако и на этом биологическом уровне ученым удалось нащупать некий универсальный принцип, имеющий отношение к любой энергетической структуре и к духу в том числе» [11, с. 5]. Итак, Культура существует тогда, когда идет процесс самоорганизации духа. А самоорганизации, с позиции синергетики, поддаются лишь открытые системы, – отмечает ученый. Л.В. Шапошникова пишет об обменных процессах, которые стоят в основе всех космических явлений, в том числе и в основе эволюции духа, в энергетическом поле которого как раз идут такие процессы. Именно благодаря этому обмену дух самоорганизуется, складывается в систему Культуры, но такая система при процессе самоорганизации должна быть открытой. Здесь просматривается тесная взаимосвязь свободы и Культуры, мы подошли к явлению внутренней, духовной свободы индивида, которая делает сознание открытым, способным к расширению и вмещению новых знаний. Такая открытость способствует вышеотмеченному энергообмену, а, следовательно, самоорганизации духа в систему Культуры.
Поскольку явления Культура и цивилизация наполняют собой весь исторический путь человечества, то их взаимодействие определяет особенности каждого конкретного периода этой истории, черты определенной цивилизации. «В истории человечества, – пишет Л.В. Шапошникова, – возникали и складывались различные типы цивилизаций. Их характер определялся в первую очередь уровнем взаимодействия с Культурой, ибо сама цивилизация возникает в энергетическом поле Культуры. Процесс этот еще не изучен, так же как еще не осмыслен характер самой Культуры. Можно только сказать, что во многих случаях ранние цивилизации создавались и развивались вместе с Культурой и активно взаимодействовали с ней. <…> Иногда цивилизация отдалялась от Культуры или приближалась к ней, но никогда на протяжении последних двух тысячелетий, да и ранее, не существовала отдельно от нее. Полный отход цивилизации от Культуры – особенность лишь века ХХ, века, стоявшего на пороге новых эволюционных изменений в жизни планеты» [10, с. 109]. Такое расхождение тем более негативно, ибо, как отмечает Л.В. Шапошникова, существует изначальная целостность структуры «Культура – цивилизация», какие бы циклы взаимодействий это явление ни проходило. Поэтому расхождение в этой паре «носит в конечном счете условный характер» [11, с. 11]. Для успешного развития цивилизации, или, иными словами, для ее истинного служения человечеству (для чего она, по сути, и призвана существовать) необходима ее гармония с Культурой, составляющей глубинную суть и эволюционный стержень самого человека – создателя цивилизации. Но такие периоды бывали не часто в нашем сложном историческом пути. Л.В. Шапошникова отмечает, что можно заметить самые разные сочетания рассматриваемых явлений и формы их взаимодействия, начиная с древнейших времен человеческой истории. «В энергетически цельной структуре, управляемой Великими законами Космоса, пульсируют дух и материя и, стремясь к сужденному им эволюцией синтезу, то приближаются, то удаляются от него. Поэтому то возникают эпохи расцвета Культуры – и цивилизация становится культурной, то берет верх материальная цивилизация – и Культура отходит на второй план, подчас будучи не в состоянии влиять на цивилизацию. Эта закономерность была подмечена Рерихом» [10, с. 113].
Сердцем Космической эволюции человечества называет Культуру Л.В. Шапошникова, отмечая при этом ее связь с таким древнейшим явлением как Учитель, нашедшим в прошлые эпохи отображение в мифологии в виде Культурного героя. Учителя человечества всегда играли и играют по сей день важнейшую и определяющую роль в формировании и развитии Культуры как стержневой основы эволюции человека. Они являются ее двигателями наряду с объективными, природными закономерностями формирования Культуры, действующими на уровне регулярных процессов энергообмена [11, с. 5]. Учителя же являются субъектами космической эволюции, они есть субъективные двигатели Культуры, относящиеся к субъективным закономерностям ее формирования как самоорганизующейся системы духа. Причем, ученый отмечает, что «и объективные и субъективные факторы в формировании и развитии Культуры» находятся в постоянном взаимодействии [10, с. 103-104], а также то, что эти принципиальные закономерности вообще трудно разделить, так как Космос одухотворен (согласно системе познания нового космического мышления) и космические воздействия все равно идут от субъектов Космоса.
Именно в этом, а также в самой тонкоэнергетической природе духа, сосредоточено космическое содержание Культуры, которая возникает благодаря энергоинформационному обмену между человеком и более высшими духовными структурами. Это два первых важнейших момента, говорящих о космичности явления Культуры, о связях в единой структуре Человек – Космос. Сам же акт творчества играет главную роль в том сложном энергетическом явлении, которое мы называем Культурой.8 Недаром высокое творчество почиталось и ценилось во все эпохи, как свидетельство связи с Высшим, преобразующей плотную материю нашей действительности.
Итак, обменные процессы происходят в энергетическом поле духа, поэтому Л.В. Шапошникова рассматривает Культуру как явление духа, который, в свою очередь, выступает не чем-то абстрактным и неопределенным, а имеет вполне конкретную природу, механизмы развития и роль в эволюции.9 Живая Этика дает нам богатую информацию для осмысления того, что же представляет собой дух. Прежде всего – это энергия высокого уровня вибраций, которая не может существовать без материи. Поэтому дух и материя, по сути, обозначают лишь разные состояния материи. Л.В. Шапошникова, опираясь на систему познания Живой Этики, говорит о едином явлении – духоматерии, а также определяет наиболее важные особенности из тех которыми обладает особый вид тонкой материи – дух [10, с. 48-49]. При этом автор отмечает необходимость их учета при постижении любого явления или вида творчества. «Пренебрежение этими особенностями, – пишет ученый, – которые мы находим в системе познания Живой Этики, может завести в тупик современную науку и наделать немало бед в общем духовно-культурном пространстве» [10, с. 48-49]. Л.В. Шапошникова останавливается на таких особенностях духа, как невозможность существования отдельно от материи; его тонкоматериальная энергетическая природа, ведущая саму материю к эволюционным изменениям, иными словами, одухотворяющая ее и создающая ее более возвышенные и утонченные формы; неразрушимость, являющаяся основой вечных и непреходящих ценностей; невозможность существования без него творчества как такового; наличие преображающей силы; важность творческой роли энергии духа в энергетической одухотворенности Космоса. «Осознание роли человека в Космосе как носителя духа свидетельствует о совершенно новой парадигме и новых подходах к исследованию человека как такового. Отрицание двойственности внутреннего мира человека, превращение духа в “невещественное начало” и вытекающая отсюда утрата реальности космического человека – все это привело ко многим крупным бедам в социальной и культурной жизни переломного ХХ века» [10, с. 51].
Мы подходим к третьей особенности космичности Культуры, которая следует из теории Л.В. Шапошниковой. Надо сказать, что некоторые современные ученые уже начали рассматривать Культуру с принципиально новых позиций – как энергетическое поле планеты, подмечая при этом тонкие механизмы его сложения и законы развития. В его упругом пространстве формируется и успешно развивается цивилизация, о чем никогда не стоит забывать. Л.В. Шапошникова отмечает неуничтожаемость таких полей Культуры. Поэтому, будучи «пространством бессмертного человеческого духа», Культура первична по отношению к цивилизации – явлению преходящему, подверженному разрушениям. Если же мы говорим об энергетическом поле, то естественно возникает вопрос о его связи с энергоструктурами Космоса. О важнейших особенностях такой связи пишет Л.В. Шапошникова. Энергетическое поле Культуры, «если определять его с позиций энергетического мировоззрения Живой Этики, есть пространственный Магнит, ритм которого звучит в унисон с Космическим Магнитом. Сам же Космический Магнит представляет собой сложнейшую энергетическую структуру, объединяющую Космический Разум и Сердце, в которой заключена основная творческая сила Космоса, и ее ритмы управляют не только созиданием и разрушением миров, но и Космической эволюцией самого человека. Эти ритмы наиболее ярко проявляются в энергетическом поле Культуры. Нарушение таких ритмов или их ослабление замедляет нашу эволюцию или останавливает ее на какое-то мгновение перед обратным ходом в сторону инволюции.
Раз возникнув или сложившись, Культура не умирает, ибо в ее основе лежит энергетика духа. И даже если исчезают ее конкретные носители, ее материальные формы, то она остается в своем энергетическом пространстве, которое есть источник для дальнейшего культурного развития. Планета держит на себе невидимые поля Культуры, чтобы потом их проявить в сужденные им сроки. Энергетика таких полей выплескивает в нужное время проявленные формы как бы забытой Культуры. Вступая во взаимодействие с такими полями, мы вновь наполняемся энергетикой того прошлого, которое не потеряло своей жизнеспособности и без которого невозможно наше будущее» [7, с. 81].
Во второй части этого фрагмента выражен глубокий эволюционный смысл вечного спирального движения Культуры и ее преемственности в веках. Именно эта преемственность создает настоящее и намечает будущее, поэтому единую нить прошлого, настоящего и будущего ни в коем случае нельзя прерывать.
Если через дух человека и энергообменные процессы осуществляется эволюция конкретного человека, то через такое явление как «энергетическое поле Культуры», имеющее свой определенный ритм, в унисон звучащий с ритмами Космоса, осуществляется эволюция самой планеты. Конечно же, эти два момента глубоко связаны между собой.
В заключение на основе всего вышесказанного кратко отметим такие основные моменты. Во-первых, Культура есть самоорганизующаяся система человеческого духа, имеющего реальную тонкоэнергетическую природу и участвующего в таком общекосмическом процессе как энергоинформационый обмен с более высокими структурами Мироздания. Речь идет о связи Культуры с высшими энергиями, с более высокими мирами. Лишь у духа есть связь с Высшим, отмечает Л.В. Шапошникова. Поэтому Культура – есть явление природное, складывающееся естественно в глубинах человеческой духовной природы, неотъемлемой от энергетической структуры Космоса и его законов. Тесным образом с Высшими мирами иного состояния материи и иных измерений, с энергетикой человека связаны Красота, «как энергетический закон гармонии духа» [10, с. 105], и творчество, без которого Культура не может существовать и которое уподобляет человека творческим Силам Вселенной и «указывает ему тем самым эволюционный путь в звездных пространствах Космоса» [10, с. 105]. Существуют две основных закономерности формирования Культуры, которые имеют между собой тесную связь: это – объективные закономерности, которые «действуют на уровне регулярных процессов энергообмена» [11, с. 5] и субъективные, где можно наблюдать сознательное участие субъектов Космической эволюции – Культурных героев, Учителей, мудрецов и великих мыслителей разных эпох.
Во-вторых, Л.В. Шапошникова отмечает, что связь Культуры с Высшим формирует важнейшую особенность в пространстве Культуры, которая отражена в следующем фрагменте: «Энергии, которые в результате сложнейших энергообменных процессов, идущих в Космосе, приближаются к Земле, могут выполнить свою позитивную роль, лишь пройдя поле Культуры, где сосредоточен высокий духовный потенциал, необходимый для принятия такого рода энергий. Энергии, приблизившиеся к Земле, но не встретившие на своем пути смягчающих духовно-энергетических структур, способных снизить их напряжение, могут обрести разрушительный характер» [10, с. 106-107].
В-третьих, энергетическое поле Культуры по сути своей неразрушимо, оно есть «источник для дальнейшего культурного развития» [7, с. 81]. Энергетика таких полей играет важнейшую роль в механизме культурной преемственности, идущей из Прошлого через Настоящее в Будущее, так как человечество, взаимодействуя с культурными накоплениями прошлого, напитывается теми основами, которые важны в любое время и на которых можно созидать устойчивые постройки в будущем. Культура как начало духовное не подвержено разрушению, она живет в новых формах новых цивилизаций, и это – исторический факт. Поэтому преходящи – цивилизации, Культура же вечна, переходя из одной формы в другую. Сам механизм культурной преемственности выстраивался благодаря тому, что Л.В. Шапошникова называет «непреходящими элементами». «В основе этого “непреходящего”, или, как мы иногда говорим, “вечного”, лежало коллективное творчество народов, древних и современных, их культурный и нравственный опыт, их духовные ценности и многовековые накопления их труда» [3, с. 308]. «Непреходящее» обеспечивало устойчивое развитие человеческой Культуры и саму связь времен.
И, наконец, в-четвертых, Культура и цивилизация – это есть разные явления, имеющие различную природу и назначение. Это обуславливает временную природу цивилизаций и бессмертную природу Культуры. «Ибо цивилизация имеет дело с внешними формами обустройства человеческой жизни, в то время как Культура есть пространство бессмертного человеческого духа» [7, с. 82]. Л.В. Шапошникова отмечает важнейшую роль концепции Культуры Н.К. Рериха в четком разграничении этих понятий, смешение которых совершенно недопустимо. В то же время, Культура и цивилизация как явления должны прийти к тому плодотворному синтезу, при котором цивилизация станет полностью культурной, одухотворенной, а каждое ее достижение будет иметь эволюционный смысл. Синтез – эволюционен и система «Культура – цивилизация» станет целостным явлением, действующим «уже на более высоком качественном уровне, нежели в изначальном варианте» [10, с. 117].
В поле энергетического мировоззрения выкристаллизовывается новое, фундаментальное, представление о Культуре, новые подходы к ее изучению, пониманию эволюционной роли и закономерностей ее формирования. Эти подходы мы находим в творческом наследии Е.И. Рерих и Н.К. Рериха, а также в трудах академика Л.В. Шапошниковой. Мы показали, что Культура в свете рассматриваемого мировоззрения есть явление космическое, она включена в единую эволюционную структуру «Человек – Планета – Космос» и тесно связана с глубокими энергообменными процессами. Культура неотъемлема от тонкой энергетики человека, его духа, и рассматривается как важнейший устой эволюции, как самого человека, так и планеты в целом. Разработки Рерихов и Л.В. Шапошниковой в области постижения Культуры очень значимы как для науки в целом, так и для скорейшего и широкого осознания того, что Культура – это основа нашей жизни и нашей эволюции и без Культуры человек не может ни найти выход из многочисленных кризисов современности, ни развиваться, ни, собственно, оставаться человеком как таковым. Ибо Культура не есть нечто внешнее, она – в человеке, это его главная составляющая, возникающая и формирующаяся вместе с ним. Все несовершенства внешнего мира – от перекосов во внутреннем, от невнимания к нему, иными словами – от бескультурья.
При все большем соприкосновении науки с тонкими энергиями, далее рассматривать Культуру как явление чисто земное будет все более проблематичным. Погружаясь в глубины ее причин, мы именно выходим на существование тех энергетических связей, потоков и соединений, которые свидетельствуют о связи человека с Высшими структурами, о его космической природе и космичности его эволюции, идущей в русле единых, пронизывающих все уровни бытия, законов.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Л.В. Шапошникова совершила целый ряд научных экспедиций в Азии. Сначала были путешествия к древним и загадочным, порой изолированным племенам и народностям Индии (тода, южно-индийские австралоиды, курги и др.). Затем, в 1975-1980 гг. Л.В. Шапошникова прошла маршрутами Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов (1924 – 1928), исследуя народы и памятники культуры Монголии, Алтая, Ладакха (Малый Тибет, Северо-Западная Индия), Кашмира, Западных Гималаев (горные долины индийского штата Химачал Прадеш), Сиккима. Интерес Л.В. Шапошниковой к маршруту Центрально-Азиатской экспедиции был вызван теми взглядами, которые существовали у Н.К. Рериха на этногенез арийского слоя населения Индии. По маршруту экспедиции Рерихов Л.В. Шапошникова прошла первой и впервые высвободила эту крупнейшую научную экспедицию из оков замалчивания, выведя ее на высокий уровень научного анализа.
2. Первое издание на русском языке первой книги Живой Этики – «Зов» – было осуществлено в Париже в 1924 году. Остальные тома серии были опубликованы в течение 20-30-х гг. Латвийским обществом Рериха. Выход в свет этих книг осуществлялся в едином русле тех коренных изменений в научной и философской мысли, которыми отмечен ХХ век. Однако в СССР долгое время книги Живой Этики (как и многие работы ученых и философов-космистов) были под запретом идеологического отдела ЦК партии.
3. См.: Акимов А.Е. Облик физики и технологий в начале XXI века. – М.: Шарк, 1999; Ануфриева Е.И., Ануфриев В.П., Старченко М.Г. Об энергетике картин Н.К. Рериха // Новая Эпоха. – 1999. – № 4. – С. 128-135; Дульнев Г.Н. В поисках Тонкого мира. Психокинез, телепатия, телекинез: факты и научные эксперименты. – СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2004; Живая Этика, наука, общество: Сборник работ академика РАЕН, директора Международного института теоретической и прикладной физики А.Е. Акимова / Сост. В.Г. Акимова. – Пенза, 2000; Коротков К.Г. Эффект Кирлиан. – СПб.: Изд-во “Ольга”, 1995 и др.
4. Н.К. Рерихом и Е.И. Рерих был внесен огромный вклад в философско-практическое осмысление Культуры, что нашло отражение в их философских трудах, очерках и богатом эпистолярном наследии. В частности Н.К. Рерих был одним из крупнейших теоретиков Культуры в ХХ веке. Также много глубоких размышлений о Культуре можно найти и в трудах Е.И. Рерих. Но здесь необходимо отметить, что долгое проживание Николая Константиновича и его семьи за рубежом породило разного рода недоброкачественные идеологические штампы, что было очень характерно для тоталитарной системы того времени (подробные исследования по этому вопросу см.: Защитим имя и наследие Рерихов. В 2-х т. Т.1. Документы. Публикации в прессе. Очерки. – М.: Международный Центр Рерихов, 2001. – 720 с.). Это надолго закрыло для отечественных исследователей философские взгляды Рерихов, в том числе и их взгляды на Культуру. С конца 90-х гг. имена Рерихов стали все активней появляться на страницах философских и культурологических словарей. И все же, если говорить о концепции Культуры Н.К. Рериха, то в ряде культурологических словарей ее пока еще практически нет, как нет ее в развернутом виде и в учебниках по культурологии (взгляды на Культуру Е.И. Рерих также пока не представлены в справочной и учебной литературе).
5. Эту мысль на сегодняшний день поддерживают многие видные ученые из разных стран, о чем свидетельствуют итоги Международной научной конференции «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века» (Москва, апрель-октябрь 2003 г. См.: Резолюция Международной научной конференции «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века» 2003 г. // Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века: Материалы междунар. научн.-обществ. конф. (2003). В 3-х т. Т. 1. – М.: Международный Центр Рерихов, 2004. – С. 336-341). Видимо не случайно в начале третьего тысячелетия тема становления нового космического мировоззрения и соответствующей научной парадигмы собрала ученых из стран СНГ, Балтии, Европы, США, Индии, а осмысление процесса формирования космического мировоззрения проходило в историческом, философском, педагогическом, общенаучном, искусствоведческом направлении, а также в контексте религиозного опыта. На данной конференции было внесено предложение о создании комплексного научного Центра по изучению космического мышления. В декабре 2004 года на базе Международного Центра Рерихов был создан Объединенный Научный Центр проблем космического мышления (ОНЦ КМ). В его организации кроме Международного Центра Рерихов участвовали представители Российской академии наук, Российской академии естественных наук, Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, Российской академии образования.
6. Л.В. Шапошникова в своих трудах впервые широко поставила вопрос о Духовных революциях вообще (см.: [4, 5, 9, 10]), об их отличии от революций социальных, о той важнейшей роли, которую они играли и играют в эволюции человеческого мышления. Зарождению каждого нового вида мышления (будь-то научный или религиозный) предшествовала своя Духовная революция, которую автор определяет как «революционные изменения в духовно-культурном поле» [5, с. 67]. История конкретной Духовной революции рубежа XIX-XX вв. с эпицентром в России – «это история становления нового космического и многомерного мироощущения, история духовного процесса постижения Инобытия, осознания его реальности и его роли в эволюции человечества» [9, с. 16].
7. Подробнее о сути самого термина, а также о важнейшем эволюционном явлении синтеза научного и метанаучного способов познания, ярко проявившемся в творчестве выдающихся русских мыслителей, ученых и философов первой половины ХХ века см.: [5, 10].
8. В культурологии понятию «творчество» также отводится важнейшее значение в осмыслении явления культуры: «Культурология же использует понятие культура, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы» (Культурология / Сост. и ответств. ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 2001. – С. 12). Также смысловое содержание какого-либо предмета или явления сопоставляется культурологами с реализацией творческого человеческого духа. В свою очередь смыслы бытия человечества являются в трактовке ряда специалистов предметом изучения культурологии. Поэтому постижение процесса творчества можно считать одной из важнейших проблем данной науки. Осмысляя ритмы творческой активности Е.Н. Князева и С.П. Курдюмов отмечают: «Согласно восточному мировоззрению, творчество и исполнение равно необходимы для мировой гармонии. <…> “Творчество – это образы, создаваемые небом, а исполнение – это формы, обретаемые образом на земле”» (Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. – СПб.: Алетейя, 2002. – С. 233). Несмотря на то, что сам феномен творчества остается еще до конца не исследованным, очевидно, что это – тончайший процесс, затрагивающий глубинные слои человеческой психики, его высшие тонкоэнергетические структуры, что в свою очередь заставляет избегать некоторые существующие определения, отмечающие лишь сугубо внешний аспект сложной и многомерной творческой природы человека. Согласно новой системе познания, содержащейся в Живой Этике, творчество – это процесс энергетический, связанный с энергоструктурами пространства и человека: «Творчество нужно понять как соединение различных энергий, явленных Огнем Пространства и духом человека. Наука будущего явит законы этих соединений…» (Учение Живой Этики. В 3-х т. Т. 3. Мир Огненный. Ч. 3 / Сост. Г.Е. Чирко.– СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1993. – С. 392). В своем труде «Тернистый путь Красоты» Л.В. Шапошникова пишет по этому поводу следующее: «Вот этот дух и является тем инструментом, с помощью которого достигается энергетический контакт художников, поэтов, музыкантов и других творцов с мирами иных измерений, иных состояний материи» [9, с. 37]. Автор отмечает, что «Невидимые миры пронизывают наше плотное пространство и составляют с ним одно энергетическое целое. Без нашего взаимодействия с такими мирами не существовали бы ни культура, ни искусство, ни сам человек. <…> Ни одно явление нашей земной жизни не получит нужного освещения, если мы не рассмотрим его в связи с Невидимым, во взаимодействии с иными мирами. Забвение Невидимого, сознательное или бессознательное, привело человечество к немалым бедам и различного рода кризисам, свидетелями которых мы являемся» [9, с. 37].
9. Термины «дух» и «душа», осмысление их реальной природы все более входят в науку, о них пишут ведущие ученые нашего времени. Так, К.Г. Коротков считает, что вполне можно говорить о том, что душа и информационная сущность тождественны, однако, могут быть, не идентичны. Такой ученый с мировым именем, как профессор Г.Н. Дульнев (в настоящее время он является ведущим специалистом России в области изучения паранормальных явлений и энергоинформационного обмена в природе) считает, например, что душа – это «информационно-психическая сущность любой живой системы. Для человека душа – проводник Духа в его тело», а, собственно, Дух – это «великая информационная среда, содержащая программу развития материи» (Дульнев Г.Н. В поисках Тонкого мира. Психокинез, телепатия, телекинез: факты и научные эксперименты. – СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2004. – С. 285). Профессор А.В. Иванов в одной из своих работ замечает, что «творчество духа определяет и направляет все эволюционные материальные преобразования. <…> В сущности, само грубое противопоставление духа и материи не состоятельно, ибо весь эволюционный процесс на всех его ступенях есть лишь различные формы их взаимодействия…» (Иванов А.В. Живая Этика как метазнание // В защиту имени и наследия Рерихов. Материалы междунар. науч.-обществ. конф. (2001). – М.: Международный Центр Рерихов, 2002. – С. 38). Новый научный подход относительно понимания природы духа человека мы находим в трудах Л.В. Шапошниковой. В процессе дальнейшего постижения таких явлений, как дух, творчество, иноматериальность, Культура, Красота, сознание и т. п., будут постепенно стираться сложившиеся противоречия между наукой и философией. Исследования тонких энергий приведут новую науку к постижению основ бытия человека и всего Мироздания.
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК
1. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии / Б.И. Кононенко. – М.: ООО «Издательство “Вече 2000”», ООО «Издательство “АСТ”», 2003. – 512 с.
2 Рерих Е.И. У порога Нового Мира / Сост.: Н.Г. Михайлова. – М.: Международный Центр Рерихов, 2000. – 464 с.
3. Шапошникова Л.В. Великое путешествие. В 3-х кн. Кн. 1. Мастер / Л.В. Шапошникова – М.: Международный Центр Рерихов, 1998. – 624 с.
4. Шапошникова Л.В. Град Светлый / Л.В. Шапошникова. – М.: Международный Центр Рерихов, 1998. – 192 с.
5. Шапошникова Л.В. Космическое мышление и новая система познания / Л.В. Шапошникова // Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века: Материалы междунар. науч.-обществ. конф. (2003). В 3-х т. Т. 1 / Под ред. В.В. Фролова, Е.Н. Черноземовой, Т.П. Григорьевой и др. – М.: Международный Центр Рерихов, 2004. – С. 52-81.
6. Шапошникова Л.В. Наука и Живая Этика // Рериховские чтения. Материалы междунар. обществ.-науч. конф. (1997). – М.: Международный Центр Рерихов, 1999. – С. 18-30.
7. Шапошникова Л.В. Пакт Рериха и эволюционное значение Культуры / Л.В. Шапошникова // Защитим культуру: Материалы междунар. обществ.-науч. конф. (1995). – М.: Международный Центр Рерихов, 1996. – С. 78-86.
8. Шапошникова Л.В. “Свет Утренней Звезды” / Л.В. Шапошникова // Объединенный Научный Центр проблем космического мышления. – М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-банк, 2005. – 128 с.
9. Шапошникова Л.В. Тернистый путь Красоты / Л.В. Шапошникова. – М.: Международный Центр Рерихов, 2001. – 752 с.
10. Шапошникова Л.В. Философия космической реальности [Вступ. ст.] // Учение Живой Этики. Листы Сада Мории. Кн. 1. Зов. – М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2003. – С. 5-165.
11. Шапошникова Л.В. Чаша Грааля Космической эволюции [Предисл.] / Л.В. Шапошникова // Н.К. Рерих. Культура и цивилизация. – М.: Международный Центр Рерихов, 1997. – С. 3-24.
Ключевые слова: Шапошникова, культура, цивилизация, самоорганизующаяся система духа, космическое мышление, Живая Этика, человек, дух, энергоинформационный обмен, культурология.
Опубликовано: Шапошникова Л.В. Держава Рерихов: Сб. ст. В. 2 т. Т. 2. – М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2006. – С. 443- 464.
Метки: Рубрика: Культурологические основы нового космического мышления, Соколов В.Г.