Содержание журнала № 32 (2020)
Ценности Культуры. Пакт Рериха
Дьяченко И.Ю. «Программа Пакта Рериха»
Материал может быть полезен учителям и руководителям системы образования, а также организаторам Дня Культуры. Представленная «Программа Пакта Рериха» может дать начало для собственных методических разработок педагогов, стать импульсом для творчества учителей и организаторов мероприятий, посвященных Пакту Рериха.
Межуев В.М. «Культура в зеркале философии»
Ученые расскажут нам о том, чем культура была до нас и чем является без нас, но только философы задаются вопросом, чем она является для нас. Отвечая на него, они и вырабатывают идею культуры. Философия культуры есть осознание человеком своей культурной идентичности, или, другими словами, его культурное самосознание.
Уварова Л.И. «О культурном достоянии и человеческом достоинстве: качества личности как ценности культуры (психолого-педагогический аспект)»
Для того, чтобы ребенок, став взрослым, относился с уважением к культурным ценностям и был готов проявить волю, чтобы защитить их, необходима актуализация моральных качеств, которые, по сути, имманентно, внутренне, присущи человеку. И если уважение к духовному, Высшему началу и уважение к себе как носителю нравственных, духовных ценностей развито в нем с детства, то, сознавая свое достоинство, обладая волей, человек не позволит унижения этих достоинств и в других людях и не допустит неуважительного отношения к тому, что зовется достоянием человечества – культурным ценностям Искусства, Науки, Религии, которые являются основой духовного развития общества, его истинного прогресса и которые требуют защиты и заботы об их охранении
Злыгостева Н.И. «Проблемы массовой культуры. Лекция»
Видео Часть 1 Часть 2
«Когда мы говорим о массовой культуре, о массовом искусстве, то понимаем, что оно направлено не на воссоздание, не на развитие человеческой личности, а на разрушение, на утрату человеческого в человеке. Что можем мы сделать в этой ситуации? Очень многое – наше внутреннее противостояние, умение понять самого себя, отрыть то главное, что у нас есть – это изменит и нашу жизнь, и жизнь вокруг нас».
О массовой культуре. Справочный материал
Идеи Педагогики Культуры
Быкасова Л.В. «Педагогика культуры: методологический дискурс»
В статье решается задача выявления важнейших методологических предпосылок изучения концепта «педагогика культуры».
Проблемы образования: формирование духовности и культуры
Щетинин М.П. «Идея соборности в школе будущего»
Ребенок должен быть сориентирован на высшую цель жизни – жизнь всего мироздания. Он должен быть озабочен тем, как помочь жизни всюду и везде. И тогда он будет представлен в мироздании как личность – необходимая, актуальная для всего мира, действующая из себя вовне. И тогда вся эта огромность, обретая человека, будет ему себя возвращать. И благодаря этому всему ребенок начнет себя чувствовать.
Профессия - учитель
Рязанов В.А. «Виталий Кузьмич Дьяченко – учитель, идущий новыми путями»
Виталий Кузьмич Дьяченко (1923–2008) – крупный российский ученый, вклад которого в развитие мировой системы образования еще предстоит оценить по достоинству. С группой единомышленников он создал уникальный инновационный опыт и стал основателем нового педагогического движения, получившего признание и широкое распространение под названием «Коллективный способ обучения» не только в России, но и за ее пределами. В.К.Дьяченко был открыт для обмена опытом, знаниями, идеями. Так, выдающийся педагог современности Михаил Петрович Щетинин использовал в своей авторской школе методики работы в парах сменного состава, описанные Виталием Кузьмичом в своих статьях. В свою очередь, Виталий Кузьмич с интересом и вниманием относился к тому, что делал М.П.Щетинин, и сам взял на вооружение идею погружения, активно внедряемую в своей школе.
Педагогические технологии
Рязанов В.А. «Как организовать школьное обучение на принципах Живой Этики?»
В чем бы мы ни видели смысл обучения ребёнка, как бы ни определяли цели и содержание обучения, перед нами неизбежно встаёт вопрос о том, как добиться реализации поставленных целей и освоения необходимого содержания. Это обстоятельство требует осмысления существующих и разработки новых способов, форм и средств организации обучения. Некоторые подсказки и указания о том, каким должен быть процесс обучения с точки зрения его организации, мы находим в Учении Живой Этики.
Культура чтения. Библиотечно-просветительская деятельность
Мосунова Л.А. «Риски в развитии личности при цифровизации чтения» (видео)
Доклад на VI Международной конференции «Чтение и грамотность в образовании и культуре: буква в цифре». Российская Государственная Библиотека, Москва, 19 ноября 2020 года.
«Мы продолжаем создавать свои технологии без мудрости и благоразумия. Наш слуга может оказаться и нашим же палачом» - эпиграф к выступлению доктора психологических наук, профессора Вятского государственного университета Л.А.Мосуновой, представившей материалы исследований, подтверждающих, что помимо преимуществ в развитии технологий, общество получает большие проблемы в развитии личности.
Музейная педагогика
Янковская Л.В. «Музей в учреждении дополнительного образования: территория творчества»
Статья посвящена рассмотрению ряда проблем, актуальных для организации работы музея в учреждении дополнительного образования: каким должен быть современный музей образовательных организаций; на чем может быть основано сотрудничество образовательных направлений учреждений дополнительного образования и музейной деятельности; насколько может быть плодотворно для педагогов содружество с музеем.
Форумы, конференции, встречи
VIII Международная конференция «Охрана культурного наследия – дело всенародное» (Германия, Наумбург)
21–23 августа 2020 года в немецком городе Наумбург (Земля Заксен-Анхальт) успешно прошла VIII Международная конференция, посвященная 85-летию подписания Пакта Рериха – первого Международного договора об охране культурного наследия и 100-летию начала записей Учения Живой Этики.
Школьники о Культуре. Творчество юных
Садартинова Мария. «О достоинстве книги пришла пора подумать»
«…Нередко меня поражает, как много нам может дать книга, ведь по сути это лишь набор страниц. Именно чтение позволяет нам сохранить и сберечь собственную личность и индивидуальность, поэтому мы должны стараться читать как можно больше хороших книг…»
Лелюх Анастасия. «Лишь неравнодушные мир меняют к лучшему»
«…К сожалению, в нашем мире много бед и несчастий, и ни один человек не может прожить жизнь, не столкнувшись с ними. В такие трудные минуты нам всегда нужна поддержка близких, друзей. А всегда ли мы сами готовы оказать эту поддержку своим друзьям, родным? Не кажется ли нам порой, что равнодушным быть удобнее?»
Власова Ксения. «Культура умолкает там, где сердце немо»
«…Лишь открытое, полное любви сердце может сопереживать, сочувствовать, сострадать. Именно эти эмоции испытывает человек, воспринимающий культуру, назначение которой не всегда заключается в том, чтобы показать красоту и гармонию мира, но часто она отображает жестокость и несправедливость, которые существуют в мире. «Немое» сердце, видя это, безусловно, промолчит, его не трогает ни красота, ни жестокость. «Говорящее» сердце будет кричать, страдать и никогда не позволит своему хозяину причинить зло кому-либо».
Детям и взрослым - о пользе сотрудничества
Борис Заходер «Буква "Я"» (стихотворение)
«Если сможешь в одиночку / написать хотя бы строчку, — / правда, стало быть, твоя!.. / Буква "Я" взялась за дело... / Написать она сумела только "яяяяя"…»