Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Уварова Лариса Ивановна,

ответственный редактор общественного научно-просветительского

журнала «Педагогика Культуры», Санкт-Петербург

Культура труда школьного библиотекаря: атрибуты культуры

«Трудиться как никогда…
Кто найдет в себе силу даже среди смятения трудиться,
тот уже образует вокруг себя равновесие.
Особенно оно необходимо,
когда целые народы впадают в безумие».

(Живая Этика)

Повышение уровня культуры труда школьного библиотекаря – один из определяющих факторов успешного функционирования системы образования, достижения ее целей. Среди задач, стоящих перед школьными библиотекарями, согласно должностным инструкциям, кроме информационного обеспечения учебного процесса, работник школьной библиотеки осуществляет воспитательные, культурно-просветительские функции, внося тем самым свой вклад в решение общих педагогических задач образовательной организации. Для того, чтобы качественно выполнять все свои функции, школьному библиотекарю, помимо прочего, необходимо, осознавая свою роль в повышении культуры общества в целом, направлять свои действия на формирование собственной культуры и, в частности, культуры своего труда.

В продолжение опубликованных ранее в журналах «Школьная библиотека» и «Педагогика Культуры» материалов, посвященных работе школьного библиотекаря, культуре его личности [1], обратимся в настоящий момент к теме культуры труда школьного библиотекаря, характеризующей качество его профессиональной деятельности.

Для справки. (Из словаря терминов). Качество труда работника – это совокупность свойств процесса трудовой деятельности, обусловленных способностью и стремлением работника выполнить определенное задание в соответствии с установленными требованиями.

Учитывая, что культура труда – понятие многосложное, отметим основные моменты, касающиеся непосредственно труда школьного библиотекаря. Кроме общих организационных аспектов труда библиотекаря, таких его функций, как планирование (постановка целей и решений для их осуществления), организация (упорядочивание процессов, регламентирование), координация (согласование, взаимосвязь, сотрудничество), стимулирование (саморегуляция) и контроль (выверка, самоконтроль) – в деятельности работника школьной библиотеки как одного из сотрудников педагогического коллектива присутствует особо значимый человеческий фактор – гуманистический аспект. Именно эта грань – содержание человечности указывает на сущность труда школьного библиотекаря и определяет уровень культуры его труда. 

Важно за показателями книговыдачи и технологической оснащенности библиотеки, в первую очередь, видеть душу ребенка.

Осуществляя цели образования, выполняя просветительские задачи, библиотекарь в системе образования одновременно является представителем сферы культуры, суть явлений которой – в просвещении, духовном обогащении сознания людей, просветлении умов и сердец знанием и красотой.

Такая культурно-просветительская деятельность является исключительно важной в среде подрастающего поколения. Чтобы успешно выполнять столь почетную и непростую функцию, библиотекарю необходимо знать, ясно представлять в своем сознании – чем характеризуется Культура в целом, четко представлять ее АТРИБУТЫ – признаки, отличительные черты, существенные и неотъемлемые ее свойства.

Рассматривая в данном случае понятие Культура с точки зрения культурологической концепции Н.К.Рериха, о которой речь шла в предыдущих выпусках рубрики «Педагогика Культуры» журнала «Школьная библиотека», отметим некоторые особенности, основные черты, присущие культуре в целом [2].

Прежде всего, в Культуре, которая представляет собой достижения человечества, единство материальных и духовных ценностей, необходимо видеть духовную ее сущность, исходя из того, что в любом объекте или предмете, который относят к материальной культуре, содержится глубокий духовный смысл. Свет духовных начал (на что указывает значение корней этого слова: «почитание света, огня») – этот момент заложен в понимание явлений культуры [3]. Таким образом, Культура есть почитание света – творческого огня, огня сердца. В понятии «огонь сердца», как указывал Н.К.Рерих, заключается первое отличие Культуры от цивилизации. «Культура умолкает там, где сердце немо» [4], – писал он. Указанное надо учитывать с тем, чтобы культуру можно было отличить от явлений цивилизации, которая отражает технические достижения общества. Данная особенность позволяет отличить культуру от множества вредных для развития общества и каждого отдельного человека явлений бездуховности, которыми изобилует массовая культура.

Во-вторых, в каждом явлении культуры присутствует знание и красота, познавательное и прекрасное. Воспринимаемые в единстве, синтезе такие понятия, как Знание, Истина, Красота помогают в жизненно необходимом процессе распознавания сути вещей и явлений. Там, где культура – там красота и порядок, там исключены всякого рода безобразие, безвкусие, а также фейки (недостоверная информация, отсутствие истины) и любая недобросовестная, некачественная работа.

В-третьих. Понятия красота и знание тесно связаны с понятием этика – учением о морали, нравственности. Тезис о том, что прекрасное и нравственное неразделимы, известен еще со времен Платона. Так же знание не может быть в отрыве от нравственности, поскольку такой разрыв губителен, – утверждается в философском учении Живая Этика.

Этика, выделенная когда-то в отдельную науку, должна вернуться в сознание людей и утвердиться как основа самой жизни, как ее атрибут и как неотъемлемое свойство явлений культуры. Не в виде пустого, заученного этикета, а именно живой этикой – когда в мыслях и в поведении человека утвердится в качестве нормы уважительное отношение к окружающему миру.

Этика, говоря простым языком, есть проявление уважения к духовному качеству (обнаруженному или скрытому) того явления, к которому направлено сознание и внимание; умение видеть эти качества во всем: в людях, в красоте природы, которая вдохновляет к добру; в предметах и произведениях искусства, возвышающих сознание; в содержании тех знаний, науки, которые учат человечности.

Уважение ко всему лучшему, высшему и прекрасному – это ключ, которым Этика открывает двери Истины в трудном процессе распознавания. При таком подходе акценты смещаются с внешних эффектов на внимание к внутреннему содержанию, и оно становится главным. То же – относительно красоты в людях: помимо внешности, возникает интерес к внутреннему миру человека, его идеалам, убеждениям, взглядам – его мировоззрению. Ирония же над возвышенными понятиями, идеалами (что является характеристикой постмодернизма – современного явления массовой культуры) есть цинизм, иначе говоря, бездуховность, разрушающая личность.

В-четвертых. Только то, что способствует эволюции, что развивает человека и общество, что возвышает и облагораживает дух человеческий, относится к явлению культуры. И это – ещё один из главных признаков, отличающих её от явлений массовой культуры. Вопрос: «Способствует ли то или иное явление развитию духа?» – может использоваться как критерий для распознавания сущности событий, свойств и явлений.

В-пятых. Принцип Общего блага – то, что лежит в основе культуры. Умение самоотверженно трудиться на благо общее отличает культурного человека в ряду других людей, и такое желание трудиться возникает лишь у того, кому свойственно стремление к совершенствованию. Совершенствуясь сам – человек способствует тем самым Общему благу. Хорошо, когда это происходит сознательно. Нельзя не вспомнить, что в Лицее, где воспитывался А.С. Пушкин и откуда вышли многие выдающиеся личности, немало в последующем потрудившиеся для Отечества и внесшие вклад в отечественную и мировую культуру, был девиз: «Для общей пользы» – хорошо усвоенный ими с детства.

Общее благо не есть просто сумма потребностей и желаний отдельных людей. В основе Общего блага заложен критерий, определяющий соответствие целям и задачам развития всего общества. Благо семьи, коллектива, государства – как ступени развития личности на пути к Общему благу в масштабе человечества. В этом принципе – залог выживания человечества, развитие общества на основе культуры, который противостоит принципу эгоцентричности, способному погубить не только все лучшие начинания, но и саму жизнь на планете.

К сожалению, в пространстве массовой культуры повсюду навязываются обывательские стереотипы, происходит привитие сугубо личных интересов. Но лучшее будущее, которое каждая семья желает подрастающему поколению и куда направлены здоровые силы общества, на обывательских стереотипах и личной выгоде не построить. Только в культуре, которая основывается на принципе Общего блага, человек, ищущий смысла жизни, найдет ответы.

Там, где Этика (уважение к людям, ко всему живущему, к прошлому и будущему, стремление к вершинам, к Высшему началу), где в основе Общее Благо – там красота отношений, вечные истины добра.

В-шестых. Понятие Вечность – это также то, что отличает Культуру от цивилизации. Цивилизации приходят и уходят, но Культура в своем развитии – понятие вечное. Вечное, непреходящее зовется духовностью. Духом силен человек более, чем телом, – духовным более, чем материальным. Духовность приносит людям свет – просветляет сознание и просвещает.

«То, что вечно – человечно», – писал великий русский поэт Афанасий Фет в стихотворении о Красоте:

 

Целый мир от Красоты,

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать её начало.

 

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, – человечно.

Так, поэтической формулой слиты воедино понятия, связанные с Культурой: Красота, Человечность и Вечность.

В-седьмых. Человеколюбие, человечность, гуманизм – также свойство явлений, принадлежащих культуре, культуре личности. Человечный – значит, достойный человека, гуманный, отзывчивый, добрый, сердечный. К качествам человечности относятся: дружелюбие, доброжелательство, чувство долга, ответственность, совесть, достоинство, терпение, милосердие, сострадание, великодушие, внимательность, бережливость, заботливость и т.п. – все они, связанные с нравственно-волевой сферой личности, являются качествами сотрудничества. Совместный труд людей на благо общества, для его прогресса, требует этих особых человеческих качеств. Наличие и выработка их в себе означает эволюционно более высокую ступень развития человека и его культуры и, соответственно, всего общества.

В-восьмых. Труд и творчество. Труд – понятие в культуре определяющее. Нет ни одного явления, которое люди относят к культуре и в котором не был бы вложен труд – сознательный, напряженный, желанный и радостный, творческий. Этот атрибут культуры сопровождают понятия: мастерство и качество труда, высокий уровень исполнения. При наличии этих характеристик – труд и творчество на основе сердечного огня, устремления к совершенству представляют собой культурную ценность [5].

Таким образом, рассматривая такой комплексный показатель, как культура труда школьного библиотекаря, необходимо, наряду с параметрами, определяющими качество труда – профессиональная грамотность, рациональная организация труда и рабочего места, эстетика рабочего пространства, безупречное ведение документации, использование современных технических средств и технологий, дисциплина и самоконтроль, коммуникабельность и т.п., – учитывать такой ключевой компонент культуры труда, как мировоззрение работника, которое определяет его отношение к работе и его поведение. Не ограниченное, бытовое – современное научное мировоззрение является основой для достижения высокого уровня культуры труда, когда работник школьной библиотеки сам стремится к новым знаниям, в том числе, в области культурологии и гуманитарных наук, и направляет своих читателей к новому пониманию мира, где Красоте и Культуре отводится решающая роль как регулятору всех отношений. И мерилом отбора истины в процессе поиска необходимых знаний, критерием их оценки при этом будет понимание культуры, ее отличительных признаков. В этом процессе поиска истинных знаний также поможет чувство прекрасного – то, что определяет художественный вкус развитого человека, наличие и развитие которого является жизненно важным. Развивать это чувство в себе и помочь его развитию другим – задача школьного библиотекаря. Как отмечается в восточной поэзии,

«Красу не оценить неискушенным глазом –

Алмазы огранить возможно лишь алмазом».

Исходя из того, что библиотека в школе есть центр культуры – центральная точка, в которой хранится и из которой излучается энергия света знаний, добра, красоты – она становится фокусом, притягательной силой, побуждающей к жизни и действиям каждого приходящего, благодаря труду библиотекаря, его высокой культуре.

Это показывает значимость как самого библиотекаря в школьной структуре, так и его работы по совершенствованию своих профессиональных и других личностных качеств, повышению уровня культуры труда.

*   *   *

ПРИЛОЖЕНИЕ «В помощь библиотекарю»

1. А.П. Чехов как пример отношения к труду.

2. Юным о значении труда.


[1] «О качествах личности школьного библиотекаря» – см. «Школьная библиотека». – № 7. – 2021. – С.4-12; «Педагогика Культуры». – № 4. – 2021. URL: https://www.pedagogika-cultura.ru/kultura-chteniya/uvarova-l-i-o-kachestvakh-lichnosti-shkolnogo-bibliotekarya-stat-luchshe-sebya-vcherashnego

[2] Подробнее об этом – см. публикацию в журнале «Педагогика Культуры» материала «Атрибуты Культуры»https://www.pedagogika-cultura.ru/uvarova-l-i-atributy-kultury

[3] См. Дьяченко И.Ю. Концепция «почитания Света» в творчестве Н.К.Рериха // Живая Этика и наука (сборник статей). Вып. II. – М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2013. – С.307-341.

[4] Рерих Н.К. Культура и цивилизация (Сб. статей). – М.: Международный Центр Рерихов, 1994. С. 61, 71.

[5] Данный перечень атрибутов культуры может быть продолжен другими признаками, свойствами культуры. Например, такие понятия, как любовь, добро, радость, имманентно присутствуют в явлениях культуры и могут стать в ряд ее признаков. Так, творческий труд невозможен без любви, побуждающей к творчеству; созерцание красоты всегда сопровождается радостью, а отношения человечности самым прямым образом связаны с понятием добро. Они будут присутствовать одновременно во всех перечисленных выше атрибутах культуры – подобно тому, как в капле океана проявляются все его свойства. Остается добавить, что мысли о культуре, о том, что свойственно ей, как правило, сопровождаются радостным настроением.

 

Метки: Уварова Л.И.

Печать E-mail

Просмотров: 345