Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

О качествах личности школьного библиотекаря:
стать лучше себя вчерашнего

Уварова Лариса ИвановнаУварова Л.И.

ведущий специалист информационно-библиотечного центра 

Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования,

ответственный редактор журнала «Педагогика Культуры»

 

В предыдущих выпусках рубрики «Педагогика Культуры» затрагивались вопросы культуры, касающиеся ее основ, рассматриваемых с точки зрения педагогических аспектов деятельности школьного библиотекаря. Сегодня предлагается обсудить стороны культуры с точки зрения психологии, обратившись к личности библиотекаря, его качествам с тем, чтобы выявить главные из них и осознать значимость их развития как для него самого, так и для общества в целом.

Важно понимать, что личностные свойства человека, его качества, характер в целом – это не только его забота и его личное дело: необходимость совершенствования личности является всеобщей задачей, исходя из взаимосвязи и взаимозависимости всего и вся, должного и сущего[1]. Человек, совершенствуясь сам, много пользы приносит и окружающим. Жизнь наглядно показывает, что характер школьного библиотекаря, т.е. совокупность его личностных характеристик, опосредованно, а иногда и прямым образом, влияет на общий психологический климат всего школьного коллектива – детей и взрослых.

Какие специфические качества присущи школьному библиотекарю, какие из них необходимо развивать в первую очередь и зачем, а также как и каким образом это можно осуществлять непосредственно в жизни, речь пойдет ниже.

Качества личности – это наиболее типичные черты поведения людей, выступающие как свойства человеческого характера. Самые разнообразные и многочисленные они могут быть как ценными, так и вредными для личностного развития и связаны с привычками – малыми, не контролируемыми сознанием действиями и поступками, которые составляют основу характера человека и самым непосредственным образом определяют его судьбу.

Характеризуя особенности личности школьного библиотекаря, его профессиональные качества, прежде всего, обозначим главное из них – качество нравственное – любовь и уважение к детям, без которого все остальные характеристики теряют смысл. Весьма вредным для общества будет работа в школе человека, обладающего многими умениями и способностями к механической работе, но не проявляющего интереса и внимания к детям, к душе ребенка, подростка, не умеющего работать с ними. Это качество выходит на первый план исходя из главной цели деятельности школьного библиотекаря – привлечение детей к чтению и знаниям, развитие интереса к чтению.

На картинах художников, посвященных школьному библиотекарю (см. илл.), подчеркиваются такие его качества, как отзывчивость, заботливость, внимательность, стремление помочь, и это вполне справедливо.

Худ. Е.А. Афанасьева   Худ. Е.А. Кацман   Плакат Библиотекарь. Из серии КЕМ БЫТЬ. Авт.Л.И.Мусякина, В.Г.Червякова

В целом о свойствах личности школьного библиотекаря говорится и пишется много – о его знаниях и умениях, способностях, внешнем поведении и внутреннем отношении к своей работе. Среди них: память, внимание, умение работать с потоками информации, начитанность, ответственность, работоспособность, сочетание усидчивости и способности к быстрой смене деятельности, этические и эстетические качества, коммуникабельность и др.

При всем этом исследователи справедливо отмечают один особо важный момент – то, что продуктивность библиотечного труда во многом зависит от стремления специалистов этой профессии к самопознанию и саморазвитию[2]. Иначе говоря, зависит от желания и готовности данного конкретного человека к самосовершенствованию – по сути, от мотивов его деятельности. Мотивы эти, в свою очередь, определяются мировоззренческими основами: каковы жизненные позиции человека, убеждения, идеалы, ценностные ориентации – таковы импульсы и основания к тому или иному действию и поступку.

Профессионально-личностное самоопределение педагога, – отмечают ученые, – во многом зависит от развития культуротворческого мировоззрения – такого, которое обращено к культуре и творчеству и отличается тем, что «одновременно направлено на совершенствование себя и окружающего мира, при этом активность человека, направленная вовне, и активность, направленная вовнутрь себя, должны быть уравновешены»[3].

Действуя в этом направлении, человеку прежде всего необходимо осознавать мотивы своих действий – вывести их из подсознательного уровня на уровень сознания, т.е. осмысленности, поскольку, как известно, не контролируемые сознанием поступки – привычки к тем или иным, добрым или недобрым делам, властвующие над людьми, – определяют будущее человека. Психология как наука о мысли[4] должна войти в практику каждого дня.

Буторов К.Л. Избач (работник избы-читальни). 1958«Познай самого себя», – этот известный метод античного мира приобретает сегодня особую важность: «Познай себя – познаешь мир, изменишь себя – изменится мир». Такому подходу к жизни способствует отнюдь не узкое, но расширенное понимание действительности. Расширяется же кругозор, мировоззрение путем освоения знаний, научных и философских, постижения тайн искусства и мудрости религии – иначе говоря, путем Культуры, осознания ее ценностей (см. схему). В их числе нравственные качества личности, которые наряду с другими культурными ценностями, материальными и нематериальными, требуют внимания и охранения.

К составляющим личности школьного библиотекаря, наряду с таким, как чуткое отношение к детям, относятся и другие качества, также касающиеся ее нравственной основы. Понятие «нравственность» толковые словари разъясняют как «духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

Именно качества нравственной сферы личности определяют и влияют в целом на профессиональную характеристику специалиста, работающего в школьной библиотеке. Какие же это качества?

Многие из них объединены обобщающим термином человечность, в котором отражается синтез высших человеческих достоинств, – качество, имеющее эволюционное значение, являющее собой цель, к которой устремлен путь развития человечества. На вековечный вопрос землян: «Для чего живет человек?» – находим вполне определенный ответ в современной философской литературе: чтобы познавать и совершенствоваться, стремиться за пределы известного наверх и помочь друг другу[5]. Об этом, а также о качествах человечности современные школьники пишут под руководством учителей и школьных библиотекарей замечательные творческие работы к ежегодному Дню Культуры. И взрослым, тем, кто участвует в воспитательном процессе, необходимо знать их мнение, чаяния и ожидания в этом направлении, чтобы лучше понять, чем живет современное юное поколение – не только внешне ярко проявленными устремлениями, но и внутренними, скрытыми от посторонних глаз (творческие работы школьников на эти темы представлены на сайте журнала «Педагогика Культуры» в разделе «Творчество юных», а также, в более полном объеме, на сайте «День Культуры» ).

Рерих Н.К. Милосердие [Сострадание]. 1936Качества человечности (от слова человечный – достойный человека, отзывчивый, гуманный) тесно связаны с качествами сотрудничества и включают в себя понятия: долг, ответственность, совесть, достоинство, милосердие, сострадание, великодушие, дружелюбие. Раскрыв значение каждого из этих слов при помощи словарей, отметим, что крайне редко звучащие в повседневной жизни, они требуют особого внимания, поскольку имеют первостепенное значение в духовном развитии, и не должны быть преданы забвению – по аналогии с «огненной» книгой (по рассказу В.А. Сухомлинского), зажигавшей сердца, но стоявшей долго не тронутой на полке и впоследствии ставшей «спящей книгой», не приносящей никакой пользы[6].

В данном случае, не востребованность нравственных качеств грозит невосполнимыми потерями для общества.

Рерих С.Н. Розы сердца. 1923Не случайно определяющим фактором во все времена являлись нравственно-духовные ориентиры личности (как принцип выживания). По мнению исследователей, человек, который лишен нравственно-духовных основ существования, теряет свою целостность и в своем существовании распадается на множество социальных ролей, носителем которых он является. Неопределенность моральных ценностей ведет в итоге к кризису духовности, потере смысла собственного бытия, деформации личности и нарушению ее социализованности[7]. Вечные нравственные принципы, которые сосредоточены в памяти сердца, обеспечивают целостность и стойкость моральных ориентиров личности в обстоятельствах, которые постоянно изменяются.

Среди нравственных качеств, которые необходимо осознавать как ценность и развивать в себе и в детях, также: уважение к человеку, доброжелательство, чуткость и внимательность, терпимость, искренность, благодарность (признательность), доверие.

Качество дружелюбие отметим как особо важное. Необходимо познать его не только как сердечное чувство, но и как основу жизни, как основание здоровья и сильнейшее противоядие (Живая Этика). Никакое творческое достижение, никакое сотрудничество невозможно без дружелюбия. Сохраните дружелюбие, как факел во тьме, – давали наставление потомкам мыслители древности. Надо учитывать, что дружелюбие – огненное чувство, оно свойственно сильным личностям, и его не следует принимать за безволие или жалкое лицемерие.

Силу характера, его жизнеспособность и влияние на людей и события определяет развитость волевой сферы личности. К этой сфере психологическая наука относит совокупность волевых качеств, характеризующих личность человека со стороны его способности достигать поставленных целей в условиях реальных трудностей. Основные из этих качеств: сила и стойкость воли, целеустремленность, а также терпение, собранность, самообладание.

Надо иметь в виду, что развитию лучших качеств в человеке препятствуют такие свойства человеческого характера, как раздражительность, недовольство и гнев. Тем, кто любит сердиться, необходимо напомнить: сердце не любит этого корня. Требуется постоянный контроль за своими мыслями, чтобы вовремя заметить развитие их в нежелательном направлении и тотчас переменить его.

Во многом этому поможет развитие чувства достоинства, понимаемого не как гордыню, но как совокупность высоких моральных качеств, уважение этих качеств в самом себе. Достоинство – это неотъемлемое свойство человека, принадлежащее ему независимо от того, как он сам и окружающие люди воспринимают и оценивают его личность.

Отмечая его исключительную значимость, необходимо подчеркнуть, что благодаря осознанию и развитию в людях именно этого качества можно реально решать самые острые проблемы, как личные, так и общественные. Оно помогает победить и многие привычки обихода, чаще всего заключающиеся в мелочности и суетливости и чрезвычайно задерживающие духовное развитие[8].

Человека формирует всё великое, – писал Гёте. Не может человек без обращения к высоким понятиям, к возвышенному стать лучше, достичь каких-либо высот в своем развитии, добиться достижений – об этом говорили во все времена выдающиеся люди. О необходимости Высшего, надличностного начала в жизни, приобщающего личность к всеобщему, мировому мечтал А. Блок[9]. На это Высшее начало как на жизненный принцип указывалось еще в глубокой древности[10]. Обособленность в сознании от Высшего мира может привести образование и само общество к вырождению, – об этом писал выдающийся ученый-педагог С.И. Гессен[11].

Коменский Ян АмосСтремление человека к совершенствованию – естественное явление, и оно есть стремление к вершине, на что указывает само слово «совершенствование», – стремиться вверх, в беспредельную высь – к Истокам, жизненным основам, к Вечности, к Началу начал. Основоположник европейской педагогики Ян Амос Коменский утверждал, что цель воспитания – это подготовка человека к вечной жизни. Путь к вечной жизни, по Коменскому, лежит в познании внешнего мира, в умении владеть вещами и самим собой, возведении себя к источнику всех вещей – к высшему, божественному началу[12].

Тем самым, путь возвышенный предопределен человеку, но предназначен он тому, кто устремлен в духе – ведόмому огнем сердца. Именно такое, сердечное устремление приведет человека к вершинам, к истинной свободе, к жизни вечной. На холодном же зеркале разума, живя в бессердечии, Вечность не сложишь, как не смог сложить это слово из льдинок юный герой сказки Андерсена, оказавшись в снежном королевстве.

Необходимо учитывать, что «возвышенные понятия… составляют и целебное средство, укрепляющее организм»[13].

Развитие духовно-нравственных качеств личности в их единстве с волевой сферой важно еще и потому, что обеспечивают человеку духовное здоровье, а оно, как известно, является основой здоровья психического и физического – то, к чему так стремятся люди! Но в стремлении к физическому здоровью не учитывается главное, не берутся во внимание основы, а именно: нужна забота о собственном духовном росте, о мысли, ее чистоте и широте, ее решающей роли как исходном начале и причине всех наших поступков и дел, наших состояний.

«Человек рождает мысль, мысль формирует человека», – это крылатое выражение может стать украшением в оформлении читального зала и принести большую жизненную пользу внимательным посетителям школьной библиотеки.

Что может способствовать духовному росту конкретного человека в повседневной жизни? Безусловно, это чтение литературы, но не всякой, а развивающей сознание («Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная»). Это и ежедневное слушание классической музыки, что помогает утвердиться возвышенному мышлению, повышает качество мысли. Это любование гармонией красок, сочетанием цветов в природе и произведениях изобразительного искусства… Всё это укрепляет мозг и сердце, сулит творческое долголетие. Именно творчество венчает труд библиотекаря, того, кто в своем трудовом процессе по передаче знаний находится в непрестанном поиске красоты и совершенства.

Рубакин Николай АлександровичКрасоте как решающему фактору в личностном развитии придавал особое значение выдающийся просветитель, книговед Н.А. Рубакин: «Красота в широком смысле слова должна быть сознательно сделана одним из необходимых элементов жизни. Переживания эстетические должны занять свое определенное место рядом с другими высшими переживаниями души… Где она есть, эта самая красота, там ее и нужно видеть и понимать. А с этой целью нужно научиться понимать. Научиться делать свою жизнь красивой не только с внешней, но главным образом с внутренней стороны»[14].

В деле самообразования и развития личности Н.А. Рубакин отводил особое место поэзии, справедливо придавая ей первостепенное значение ввиду ее эстетического, развивающего, начала – как средству спасительному и воскресающему душу («Поэзия, как ангел-утешитель, спасла меня, и я воскрес душой». А.С. Пушкин).

Каждый человек может создавать и множить красоту вокруг себя и в этом проявлять творчество. Рутинная, механическая работа, которой пока еще предостаточно в работе школьного библиотекаря, может быть уравновешена созидательной деятельностью – творческим процессом создания книжных выставок. Здесь, как правило, специалист школьной библиотеки старается проявить максимум выдумки, вложить часть своей души, своих профессиональных знаний, внося красоту и радость. И каждый посетитель библиотеки оценит это, радуясь красоте обнаруженной.

Завершить приведенный здесь далеко не полный перечень важнейших духовно-нравственных качеств, над которыми необходимо работать каждому устремленному к совершенству, можно гимном трудолюбию – качеству, реально присущему школьному библиотекарю, где красота и знание сочетаются в духовной гармонии.

 Но прежде надо отметить следующее. Недопустимость унижения достоинства того, кто работает на общее благо, словами «трудоголик» и т.п., но восхищение качествами, сопровождающими труд человека, любящего свою работу и умеющего плодотворно трудиться – такое отношение окружающих к каждому труженику должны видеть дети и молодежь, чтобы новое поколение выросло трудолюбивым. Надо помочь увидеть среди качеств труженика многие прекрасные черты. Это и радость труда – не избегание трудностей, закаляющих дух, но их приветствие; и ритм напряженности, умение распределять работу по значимости, планируя ее на день и на дальние сроки. Это и сосредоточенность, устремленность к лучшему результату в работе, умение не отвлекаться по пустякам, и нахождение рациональных приемов качественной и быстрой работы. И твердая убежденность в важности того дела, которому человек отдает свои силы. Всё это рождает новые силы, умножает психическую энергию, и тем самым укрепляет духовный иммунитет, что является основой здоровья.

В связи с вышесказанным необходимо уяснить – совершенствование личности есть основа психопрофилактики.

По мере того, как становится ясно, какие качества и зачем нужно развивать, возникает вопрос – как, каким образом это можно делать в повседневной жизни?

Ответ на него довольно простой: требуется контроль за мыслью, чтобы не допускать проявления ненужных привычек – таких, чаще всего проявляющихся в жизни, как обидчивость, нетерпимость, несдержанность, самомнение, осуждение, многословие, легкомыслие, неискренность, лень… Они, наряду с упомянутыми выше раздражительностью и недовольством, не только мешают развитию личности и хорошим отношениям с людьми, сотрудничеству, но и, в соответствии с действием духовных законов, являются расточителями жизненной энергии. Совсем не случайно великий педагог К.Д. Ушинский называл привычки рычагом воспитательной деятельности (что можно отнести и к самовоспитанию), подчеркивая этим самым работу над ними как мощную движущую силу.

Искренность и простота – эти качества ценятся в людях больше всего, и именно они являются началом великого творчества отношений между людьми. Работа над собой приносит большую радость.

Рерих Святослав Николаевич«Ничто не может сравниться с радостями самосовершенствования. Какое это замечательное чувство – созерцать новые горизонты, постепенно открывающиеся перед нами, новые способности, проявляющиеся в нас, таланты и качества, очень часто совершенно неожиданные. Многое становится легче и проще, многое переоценивается, и новые идеи ведут нас по жизни. Мы привлекаем новых людей, и чувство достижения цели и продвижения вперед наполняет нас новыми, прежде не испытанными, неведомыми радостями»

«Самая большая задача – это самосовершенствование во всем. Если каждый из нас каждый день будет делать что-то более совершенно, чем вчера, и делать это сознательно, это устремление изменит жизнь в лучшую сторону» (С.Н. Рерих).

Таким образом, расширяя понятие «культура личности», рассматривая его относительно профессиональных качеств школьного библиотекаря, включая в него не только внешние, поведенческие аспекты, а также психолого-педагогические знания и умения, профессиональное мастерство, особо подчеркнем значимость духовно-нравственных качеств и справедливость крылатого выражения: «Культура не бурьян, она растет лишь в духовно возделанных садах».

Поднимая этическую планку в процессе самовоспитания, развивая в себе и в юном поколении качества человека культуры – свободной, гуманной, творческой личности, способной к самоопределению в мире культуры, – уделим внимание формированию лучших свойств характера. Пусть мерило красоты будет в основе всех наших действий и мыслей. И пусть процесс воспитания юного поколения всегда сочетается в жизни педагога, библиотекаря с самовоспитанием, когда девизом каждого дня становится стремление стать лучше себя вчерашнего.

 


[1] См. «Должное и сущее» – Новая философская энциклопедия: Под ред. В.С. Стёпина. В 4 т. М.: Мысль. 2001. URL: http://philosophy.niv.ru/doc/encyclopedia/new-philosophical/articles/482/dolzhnoe-i-suschee.htm

[2] Бруй Е.В. Свойства личности библиотекаря в системе его коммуникативной культуры //

Библиотековедение и документальная информация. – 2016. – No 3 (62). – С. 57-62

[3] Никитина Н.Н. Культуротворческое мировоззрение как основа профессионально-личностного самоопределения учителя // Синтез познавательного и прекрасного в образовании – СПб.: Левша, 2001, с.26. https://www.culturaspb.ru/images/stories/2001/Konferen_2001/razd_1/Nikitina.htm

[4] Учение Живой Этики. Аум, 287.

[5] Учение Живой Этики. Община, 230; Озарение. Часть 2, V, 12.

[6] Спящая книга // В.А. Сухомлинский Хрестоматия по этике. – М.: Педагогика, 1991. – 303 с.

[7] Бильчук Н.Л. Кордоцентризм как методологический принцип целостного понимания человека и его места в обществе. Автореф. диссерт. … канд. филос. наук. Харьков, 2001.

[8] Подробнее об этом см.: Уварова Л.И. О культурном достоянии и человеческом достоинстве: качества личности как ценности культуры (психолого-педагогический аспект). Доклад на VIII Международной конференции, посвященной 85-летию подписания Пакта Рериха. 21-23 августа 2020 г., г. Наумбург (Германия) // Педагогика Культуры. – № 32. – 2020. URL: https://www.pedagogika-cultura.ru/poisk-po-avtoram/u/uvarova-l-i/1757-uvarova-l-i-o-kulturnom-dostoyanii-i-chelovecheskom-dostoinstve-kachestva-lichnosti-kak-tsennosti-kultury-psikhologo-pedagogicheskij-aspekt

[9] Концепция личности в поэзии А.А. Блока. URL: https://md-eksperiment.org/post/20160531-koncepciya-lichnosti-v-poezii-a-a-bloka

[10] Платон. – М., 2000 (Антология гуманной педагогики) – с.26.

[11] Гессен С.И. Основы педагогики. – М.: Школа–Пресс, 1995. – С. 207, 210.

[12] Коменский Ян Амос // Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. М.; 1993-1999.

[13] Учение Живой Этики. Братство, п. 295.

[14] Из сочинений Н.А. Рубакина. О признаках образованного человека // Педагогика Культуры. – 2005. – № 3/4. – С. 46. URL: https://www.pedagogika-cultura.ru/3-4-2005-g/544-iz-sochinenij-n-a-rubakina-3

 

 Опубликовано:  издание РШБА журнал «Школьная Библиотека», № 7 за 2021 год, с. 4-12


Педагогика Культуры № 34 (2021)

Метки: Рубрика: Культура чтения. Библиотечно-просветительская деятельность, Уварова Л.И.

Печать E-mail

Просмотров: 4239