Культурологический подход в музыкальном образовании школьников
Возрождение в России антропологических идей о гуманистической сущности педагогики убеждает нас в необходимости этического осмысления актуальных проблем школьного музыкального образования. Педагогика XXI века должна быть нравственной педагогикой, педагогикой ценностей. Осмысление духовно-нравственных основ школьного образования, музыкального в частности, чрезвычайно важно в условиях, когда наше общество находится на этапе цивилизационного перепутья, когда в общественном сознании звучит тревога по поводу состояния духовного мира ребёнка. Музыкальное образование в школе в аспекте культурологического подхода − актуальная исследовательская проблема, потому что ориентирована на аксиологический контекст анализа. Эта позиция становится перспективной гуманитарной технологией в музыкально-эстетическом воспитания школьников XXI века.
Наступило время, когда школа должна придерживаться не «среднего уровня подготовки ребёнка», а ориентироваться на «модуль элитарной подготовки». Гуманитарное поколение – интеллектуальная элита России, за ними будущее нации, это эксклюзивный генофонд Отечества.
Культурологический компонент в содержании музыкального образования имеет духовно-нравственную доминанту. Когда оно обращено к личности школьника как высшей смысложизненной ценности, когда ориентировано на духовный контекст и проблему «взращивания Человека», тогда оно способно стать перспективной методолого-методической моделью в музыкально-эстетическом воспитания школьников XXI века. Речь идет о переходе парадигмы музыкального образования от технократических к антропологическим основаниям. Школа XXI века ориентирует на выпуск учеников качественно нового уровня подготовки, универсально-компетентного в профессиональном плане, обладающего высоким духовно-нравственным потенциалом и культурой.
Вопросы культурологической подготовки учителя музыки находятся сегодня в центре внимания отечественной педагогической науки. Культурологическая доминанта – это тот стержень, вокруг которого формируется профессиональная компетентность современного учителя музыки. В последнее время в педагогической теории и практике несколько расширилась сфера применения культурологических идей. В педагогической науке в данном направлении работают Э.Б. Абдуллин, Е. В. Бондаревская, Л. С. Беляева, Е. Ю. Глазырина, Е. И. Кубанцева, И. Е. Молоствова, А. Н. Малюков Л. А. Рапацкая, Г. П. Сергеева, А. И. Щербакова и др.
Особую роль в развитии культурологического аспекта в музыкальном образовании школьников играют следующие программы: программа «Музыка» (1994), разработанная коллективом авторов под руководством Д. Б. Кабалевского (Э. Б. Абдуллин, Т. А. Бейдер, Т. Е. Вендрова, И. В. Кадобнова, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Г. С. Тарасов), программа формирования общей музыкальной культуры младших школьников Е. Ю. Глазыриной «Ребенок и музыка: опыт диалога» (Екатеринбург 1996)[4], программа «Музыка» (1998 – 2001) (авторы Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина) и др. Целевая позиция всех авторов указанных программ по музыке для школьников – формирование музыкальной культуры детей как части их общей духовной культуры.
Теоретические положения данной статьи опираются на разработанные нами вузовские курсы по выбору студента − «Массовая музыкальная культура в общеобразовательном процессе школы», «Музыкальное образование школьников в контексте культурологического подхода» и являются их логическим продолжением. Кроме того, мы использовали свой 35-летний практический опыт работы со школьниками в ДМШ № 1 и в средней школе № 22 г. Саранска в Республике Мордовия.
На наш взгляд, на уроке музыки в начальной школе важность применения культурологического подхода носит безусловный характер. Музыкальное воспитание детей на основе полихудожественного восприятия различных видов искусств раздвигает горизонты познания искусства, музыкального в частности. Речь идет о формировании гуманитарно-ориентированной, творческой личности школьника. Предметы художественно-эстетического цикла направлены на формирование у детей ценностных ориентаций в области музыкальной, художественной культуры. В связи с этим современная практика преподавания музыки характеризуется постоянной работой по разработке инновационных методик полихудожественного образования школьников.
Какие же существуют пути для реализации культурологического подхода на уроках музыки в начальной школе? Один из путей – гуманизация музыкального образования. Д. С. Лихачев настойчиво утверждал, что XXI век должен быть веком гуманитарной культуры или его не будет вовсе.
Следует заметить, что в методологическом отношении культурологическая концепция музыкального образования соприкасается с концепцией М. М. Бахтина о специфике методологии гуманитарного познания [1, с.203]. Сегодня многие аспекты гуманистического наследия М. М. Бахтина привлекают внимание мировой и отечественной науки, потому что философско-методологические подходы в образовании и воспитании ориентируют на концепцию гуманизации и гуманитаризации. Диалог с идеями величайшего мыслителя составляет общую методологическую тенденцию всей нашей эпохи.
Заметим, что культурологический принцип предполагает направленность на приобретение учащимися знаний, умений и навыков культурологического характера:
– ассоциативно-образное мышление;
– креативные способности;
– полихудожественное развитие.
Урок музыки – урок духовной культуры, на котором возможна реализация культурологических задач. Учителю музыки следует рассматривать эти задачи как:
– относящиеся к творческому типу;
– возникающие в условиях проблемно-поисковой ситуации;
– реализуемые в процессе интеграции смежных видов искусств.
Выделяем следующие типы культурологических задач (концепция Е. И. Кубанцевой) :
– художественно-содержательные
– художественно-аналитические
– художественно-аксиологические
– художественно-конструктивные
Методика, ориентированная на полихудожественный контекст, подразумевает решение задач культурологического типа. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности. Работа, созданная на основе сопряжения различных видов художественного материала, является мощным стимулом развития ассоциативного мышления. Система творческих заданий на уроке музыки ориентирована на активные формы и методы, направленные на творческое становление младших школьников.
Особое место в работе по развитию ассоциативного мышления в процессе восприятия музыкального произведения отводится педагогическому такту, художественно-педагогическому, культурологическому анализу музыкального произведения. В условиях полихудожественного восприятия искусства главное – чтобы дети почувствовали настроение и характер музыки и включили свое внутреннее видение, то есть нашли визуальный и словесный образ, адекватный образу музыкальному. Обогащение художественно-образного мышления учащихся является важной задачей в развитии творческого потенциала детей. Целостное освоение художественной культуры, мира позволяет постичь теснейшую связь искусства с жизнью, способствует мировоззренческому и нравственному развитию учащихся. Развить чувство прекрасного можно не столько путем объяснения, приобщения школьников к отдельным видам художественного творчества, сколько через процесс активного наблюдения – переживания различных сторон окружающего мира в произведениях искусства на основе собственной творческой деятельности детей в доступных для них формах, на основе синтеза искусств.
Творческая деятельность на уроках музыки в начальных классах представляет собой единую систему не только последовательно развивающихся, но и детерминированных творческих заданий, раскрывающих специфические связи искусства с окружающим миром.
Важнейшей целью творческих заданий является развитие образно-ассоциативного мышления, художественного воображения, отзывчивости, формирование художественной фантазии. От того, насколько мышление школьников наполнится образным элементом и ассоциативными связями, зависит успех в учебе и развитии музыкальных и общих способностей.
Одним из способов обогащения художественно-образного мышления учащихся является сопоставление художественных образов различных произведений искусства, в частности музыкальных, живописных, литературных. Музыка – это наиболее сложное, а значит и наиболее развитое из искусств, которое, будучи порождением самых непосредственных, самых острых ощущений – слуховых, способно сильнее других искусств воздействовать на эмоциональную жизнь младших школьников. Основная цель музыки – сделать человека выше в духовном отношении.
Приведём конкретные примеры. На уроке музыки в школе мы предлагали младшим школьникам следующее задание.
Задачей этого задания являлось выявление уровня ассоциативно-образного мышления учащихся, то есть выдвигалась проблема анализа музыкального произведения во взаимосвязи с другими видами искусств (в данном случае – с поэзией). Таким образом, мы ставили перед учениками художественно-содержательные культурологические задачи. В процессе слушания музыки младшие школьники писали мини-сочинения.
Ход задания: на специальном стенде вывешивались несколько четверостиший (А. Пушкин «Мне грустно и легко, печаль моя светла…», Ф. Шопен «Мое горе…», Б. Пастернак «Гремит Шопен, из окон грянув…»). Затем предлагались для слушания разнохарактерные музыкальные произведения Ф. Шопена (Прелюдия № 7 A-dur; Прелюдия № 20 c-moll; Кода Баллады g-moll). Мы давали указание детям: отыскать музыкально-поэтические пары и убедительно провести доказательство своего выбора.
Наиболее убедительно в мини-сочинении был аргументирован ответ у Рудович Оли (средняя школа № 22, г. Саранск, 2002 г.), который мы и приводим в качестве примера:
«Когда я слушала прелюдию Шопена № 7, мне казалось, что нет на свете печалей и тревог, и люди все друг другу улыбаются, даже когда чуть-чуть грустно. А музыка чем-то напоминает мотылька, который все время перелетает с одного очень красивого цветочка на другой, еще не распустившийся, и поэтому немножечко грустный.
Прелюдия № 20 очень напоминает траурный марш. Это какое-то очень скорбное шествие, когда даже слез на глазах уже нет. Но сквозь горе иногда пробиваются слабые проблески надежды, только все уже позади…
Заключение (кода баллады) очень похожа на залпы пушек. Как будто люди все разом поднимаются на борьбу, и все они как один готовы стоять друг за друга до конца, потому что у них есть какая-то очень светлая и достижимая только в упорной борьбе цель».
За годы общения со школьниками и студентами, будущими учителями музыки мы пришли к заключению, что культурологическая доминанта – это тот стержень, вокруг которого формируется профессиональная компетентность педагога-музыканта. Качество культурологической подготовки учителя музыки – актуальная музыкально-педагогическая проблема. На уроке музыки в XXI веке требуются учителя музыки высокого профессионального статуса, с широким гуманитарным мировоззрением. Учителю музыки нужно иметь знания из смежных видов искусств, различных областей наук (музыкознания, этики, эстетики, культурологии, психологии, педагогики и так далее). Современный учитель должен обладать разнообразными педагогическими средствами формирования интереса учащихся к музыкальным ценностям. Важнейшим звеном культурологической подготовки учителей музыки является опыт творческой деятельности на занятиях в вузе, на уроке музыки в школе, предполагающий решение культурологических задач. Это решение должно протекать в условиях проблемно-поисковой деятельности.
В целях реализации культурологического подхода на уроках музыки в начальной школе мы рекомендуем будущим и современным учителям музыки обратиться к изучению и практическому применению определённых программ по музыке. Например, представляет интерес программа формирования общей музыкальной культуры младших школьников под редакцией Е. Ю. Глазыриной, она вводит ребенка в мир музыкального искусства и художественной культуры [1]. В ее основе лежит интегрированный подход, при реализации которого музыкальные произведения находятся в единстве с произведениями изобразительного искусства и художественной культуры.
Для повышения уровня культурологической и профессиональной подготовки будущего учителя музыки нами разработан вузовский курс «Музыкальное образование в школе в контексте культурологического подхода », который более 16 лет читался на факультете педагогического и художественного образования МГПИ им. М.Е. Евсевьева [2], [3].
Написание реферата на одну из указанных тем, мини-сочинения в жанре культурологического этюда или педагогического эссе являлось обязательным. При чтении указанных курсов по выбору студента. Приведём отдельные примеры творческих работ студентов.
Культурологический этюд на тему:
«Проблема культурного человека»
Резепова Елена
На сегодняшний день человечество все чаще оперирует такими терминами как «культура», «культурология» и однокоренными словами с корнем «культ». Задумаемся, а что же в действительности означают эти понятия? Взять, к примеру, словосочетание «культурный человек».
Я считаю, что культурный человек это, прежде всего человек индивидуально-ориентированный, это психологически-уравновешенная личность с чувством долга, эстетическими идеалами, уважающий духовные ценности. По-моему, прививать культуру человеку необходимо с самого рождения. Но опять встает вопрос, кто же может достучаться до души еще несмышленого малыша? Конечно же, родители, которые в настоящее время, согласитесь, уделяют своим детям очень мало внимания. Вот поэтому мы часто замечаем, как бескультурно общество, какой «хаос» царит на улицах городов. Как трудно найти собеседника, с которым можно поговорить об искусстве и оценить шедевры мировой классики, поделиться впечатлениями и быть уверенным, что тебя поймут правильно. Поэтому с ранних лет необходимо знакомить детей с такими «вещами», которые бы облагораживали душу ребенка, чтобы он был положительно настроен, умел жить с «открытой» душой, умел уважать окружающих. И, конечно же, умел разбираться в таких понятиях, как «зло», «ненависть», «насилие» и т. д. Я понимаю, что этого добиться очень трудно. Но если каждый человек приложит хотя бы немного старания и будет стремиться к заветной цели, то он ее достигнет, хотя и не до конца. Будем надеяться, что культурный человек спасет мир от различных катаклизмов на Земле, тогда в нашей стране всегда будут царить спокойствие и порядок.
Культурологический этюд на тему:
«Какой смысл я вкладываю в понятие «культурный человек»
Безрукова Наталья
Для меня это понятие достаточно широко трактуется. По-моему, культурный человек – это воспитанный индивид. Как известно, воспитание – великое дело, оно и решает участь человека. Чехов говорил: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Если человек красив внешне, он с прекрасными светскими манерами, то это еще не говорит о его богатом духовном мире. Порой человек, вращающийся в элитных кругах, настолько бескультурен и невоспитан, что становится страшно, а что же спрашивать с низших слоев общества?
Культурный человек не сможет судить о других, пока не научится судить о себе. Гёте писал: «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик». По-моему, культурный человек, отражаясь в этом зеркале, имеет такой образ:
– классический стиль одежды (возможно модерн, но с изюминкой и со вкусом);
– благородная осанка (без высокомерия);
– серьезное выражение лица, проникновенные глаза;
– богатая русская речь (не исключено знание иностранных языков).
Культурный человек обязательно должен знать культуру поведения в обществе, культуру своего края, своей Родины. Но самое главное, что этот человек наделен умом. А это, по-моему, наивысшая благодать.
Сочинение-размышление на тему:
«Мое представление о культурном человеке»
Фадеева Елена
В моем представлении культурный человек – это человек, умеющий общаться с другими людьми. Но общаться не только при помощи речи, хотя, безусловно, человек должен обладать ее культурой. Не на последнем месте так же стоит и культура поведения, знание его норм, знание человеческой психологии. Я считаю, что получение высшего образования еще не говорит о том, что человек стал культурным. Есть люди, которые, имея высшее образование, идут на все лишь ради того, чтобы удовлетворить свои амбиции, достигнуть каких-либо целей. Целеустремленный человек – это приятно. Но важнее – какой это человек. Поставлена цель, к ней нужно идти, за нее надо бороться, а какими средствами и какими методами – все равно?! Поэтому человек переступает через многое, «плюет» на все окружающее и как бульдозер все сметает со своей дороги. Естественно, такого человека нельзя назвать культурным. И можно усомниться в том, что он когда-нибудь станет таковым. Но есть люди, к которым тянет. Они добры, общительны, именно с такими людьми хочется говорить обо всем, с ними интересно, приятно их слушать. Только у таких людей хочется учиться культуре. Я считаю, что не нужно стараться казаться культурным, нужно им быть. Потому что притворство – это уже что-то отрицательное, а культурный человек должен быть чист мыслями, прежде всего, перед самим собой.
В заключении можно сказать, что культурный человек – это не обязательно кандидат наук, это не обязательно умнейший человек, он не обязательно должен быть красивым или богатым, прежде всего, он должен быть гуманным по отношению к окружающему его миру и людям.
Подведём итог нашим размышлениям. Главная идея данной статьи в том, что образование, музыкальное в частности, обращенное к человеку и ориентированное на культуру и личные смыслы, мы называем культурологическим, личностно ориентированным. Его цель – человек, познающий и творящий культуру путем диалогичного общения, обмена смыслами, создания «произведений» индивидуального и коллективного творчества, реализующий себя в текстах (М.М. Бахтин). Такое образование обеспечивает личностное смысловое развитие учащихся, поддерживает индивидуальность, единственность и неповторимость каждой личности, ее способность к культурному развитию.
Следует отметить, что в данном опыте культурологического осмысления проблемы музыкального образования мы не претендуем на всеобщий охват вопроса, а лишь намечаем общие контуры к его исследованию и практическому применению будущими и современными учителями музыки XXI века.
Литература:
1. Решетникова Т.К. Актуальность идей М. М. Бахтина в методологии высшего педагогического образования / Т.К. Решетникова // Высшее педагогическое образование России: традиции, проблемы, перспективы: материалы научно-практической конференции, посвященной 125-летию Московского педагогического государственного университета: в 2 частях. Ч. 2. − М., 1997. – С. 202-205.
2. Решетникова Т.К. Музыкальное образование школьников в контексте культурологического подхода / Т.К. Решетникова. Программа и методические рекомендации к спецкурсу − Мордов. гос. пед. ин-т. − Саранск, 2003. – 23 с.
3. Решетникова, Т.К. Музыкальное образование в школе: опыт культурологического осмысления : учебно-метод. пособие /Т.К. Решетникова. − Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2007. – 99 с.
4. Глазырина Е.Ю. Ребенок и музыка : опыт диалога : учеб.-метод. пособие / Е. Ю. Глазырина. − Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 1995. – 204 с.
5. Суворова И.М. Роль образования в формировании эстетических ценностей ученика культуротворческой школы / И.М. Суворова // Мат-лы Междунар. науч. конф. «Культурная идентификация молодёжи в условиях глобализации». − СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. − С. 395-398.