К беседе со школьниками на тему «героизм и подвиг»
Методические рекомендации и практические занятия
«Сохраняется общественная потребность в моделях и образцах героической личности, особенно в молодежной среде. Воспитание подвигом является наиболее действенным средством культивирования этой важной социокультурной потребности».
«Множество героев есть повсюду. Все они трудятся, все они вечно учатся и двигают вперед истинную культуру»
Все более становится очевидным, что игнорирование духовно-этических основ человеческого существования ведет общество к хаосу и саморазрушению, и это требует обратить особое внимание на укрепление в сознании людей нравственных установок.
Помочь детям постичь прекрасные черты души своего народа и его духовное богатство, увидеть красоту произведений творчества отечественной и мировой культуры – это значит заложить основы культуры, дать нравственные ориентиры молодому поколению, и это значит – указать на красоту подвига.
В наши дни ученые ставят задачу раскрытия культурологической сущности феномена подвига, осмысления героизма как особой универсалии в сфере культуры. Определяя культурный уровень человека, каждой отдельной личности, культурологи выделяют крайние его проявления: высшее, когда речь идет о герое – человеке подвига, самоотверженно действующем во имя Общего блага, и низшее – об антиподе героя – обывателе, живущем сугубо личными интересами [2].
«Жизнь бесталанна без героя», – говорится в пословице. Сколько их, подвижников и национальных героев, которые во имя процветания Родины самоотверженно трудились и боролись за Истину, шли на подвиг и проявляли истинный героизм!
В процессе школьного образования не только на уроках литературы, истории и обществоведения, но сквозь все уроки каждого предметного цикла может проходить тема красоты подвига и любви к Родине, к ее героям и ее культуре. В изучении любой школьной дисциплины есть возможность обратить внимание учащихся на достижения культуры в данной конкретной науке или в данном виде искусства, сферы деятельности, отметить имена выдающихся личностей, указать на их особые качества человечности. Такие уроки, являя сплав любви, красоты и знания, есть воспитывающее обучение.
Пусть дети получат задание найти в энциклопедиях и справочниках, собрать в литературе и в жизни эти лучшие имена: от сказочных героев и героев преданий до духовных водителей, правителей и просветителей, древних и современных подвижников науки и искусства – философов и ученых, художников, композиторов, деятелей искусства и науки, отметят имена самоотверженных общественных и религиозных деятелей, способствовавших расцвету отечественной мысли, развитию народного духа, внесших вклад в мировую Культуру.
Из словаря по Этике школьники узнàют, что героизм – особая форма человеческого поведения, которая в нравственном отношении представляет собой подвиг; что герой – отдельная личность или группа людей, или нация, которая берет на себя решение исключительной по своим масштабам и трудности задачи, возлагает на себя бóльшую меру ответственности и обязанностей, чем предъявляется к людям в обычных условиях общепринятыми нормами поведения, преодолевает в связи с этим особые препятствия. «Там, где понятие героя является чем-то смешным и даже неприличным – там разложение. По этому признаку можно судить о дряхлости нации. Научимся ценить своих великих людей, выражающих национальный гений. Пусть проснется в нас национальное достоинство, без которого нет истинного патриотизма», – отмечала в своих трудах выдающийся русский философ Е.И. Рерих [3, с. 220].
О подвиге в словарях сказано: это поступок, требующий от человека предельного напряжения воли и сил, связанный с преодолением необычных трудностей, общественно-полезный результат которого превосходит по своим масштабам результаты обычных действий. В своем творчестве великий русский художник и мыслитель Н.К. Рерих многократно подчеркивал особое значение этого понятия. Он писал: «Непереводимое, многозначительное русское слово "подвиг"… Ни один европейский язык не имеет слова хотя бы приблизительного значения… Оно означает больше, чем движение вперед… Бесконечная и неустанная работа на общее благо имеет результатом громадный прогресс – это и дало России ее великолепных героев. Великие дела совершаются без шума, они скромно творятся на пользу человечества. Подвиг создает и накопляет добро, делает жизнь лучше, развивает гуманность» [5].
«Жизнь героя ведет человечество», – гласит мудрость.
Можно предложить школьникам самим составить Календарь памятных дат, где будут отмечены все светлые дни великих подвигов – они, по одному меткому выражению, «как цветы весенние, могут обновлять сознание».
К этому заданию можно добавить ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ, которые приведены ниже – они усиливают впечатление от беседы, оставляя в памяти определения и укрепляя понятия значимых для этой темы слов.
ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ И ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ
1. Чем отличаются понятия «подвиг» и «риск ради собственного благополучия»?
2. Кто является антиподом героя? (Обыватель, человек, живущий сугубо личными интересами. Подберите антонимы к слову «героизм» (малодушие, трусость, эгоцентризм, бесчестие)
3. Какие чувства и какие качества формируют готовность к подвигу? (Любовь к тому, ради кого или ради чего совершается подвиг; ответственность; совесть; самоотверженность; стремление к справедливости и общему благу; честность; убежденность и т.п.)
4. Какие качества формируют мужество? (Сердечность, чувство долга, терпение, выдержка, стойкость, решительность, устремленность, воля, бесстрашие, твердость, внутреннее равновесие, сострадание, преданность добру и т.д.)
5. В чем отличие понятий герой как человек, совершающий подвиги, отличающийся самоотверженностью, и литературный герой (действующее лицо литературного произведения), а также культурный герой (герой-просветитель, великий созидатель и преобразователь мира)?
Необходимо осознавать, что герой, совершающий подвиги во имя общего блага, отличающийся самоотверженностью, есть человек культуры, явление истинной Культуры, поскольку каждый герой своими действиями двигает Культуру вперед. Мысль чистая (лишенная личной выгоды) есть крыло прогресса.
После проведенной беседы на тему героизма и подвига перечисленные выше положительные качества личности могут быть использованы при организации следующих ЗАНЯТИЙ.
КРОССВОРД на тему «ПОДВИГ»
Задание. Вставьте в пронумерованные строчки слово-ответ на каждый из следующих вопросов, в соответствии с номерами и количеством клеточек-букв в слове:
- Способность осилить что-либо, справиться с чем-либо (преодоление)
- Чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение и поступки перед самим собой, перед окружающими людьми, обществом (совесть)
- Человеколюбие, гуманность (сострадание)
- Готовность жертвовать собой для блага других, для общего блага (самоотверженность)
- Воля, смелость в принятии решений, уверенность, (решительность)
- Выдающееся по своему общественному значению действие, бесстрашие, мужество (героизм)
ИГРА-ДИСКУССИЯ
Составление перечня лучших качеств личности, к которым необходимо стремиться в процессе самосовершенствования, может быть положено в основу проведения деловой игры-дискуссии «Что значит быть культурным?», где участникам игры предлагается, после обсуждения и составления перечня лучших качеств, выбрать из него 10 наиболее важных качеств, составляющих, например, такое многосложное понятие, как мужество (примерный перечень таких качеств – см. выше в разделе «Вопросы, задания и занятия со школьниками» – п. 4). Далее эти десять качеств как параметры включаются таблицу «Матрица предпочтения» для выявления путем ранжирования наиболее значимых из них (подробнее о проведении игры – см. в материалах сайта «День Культуры» [6] ).
В совместной работе во время занятия по составлению образа Человека Культуры, обладающего самыми важными, нужными в жизни качествами, можно сложить своеобразный Словарь Добра.
Способность к подвигу – свойство личности как врожденное, так и приобретенное в процессе воспитания и развития тех качеств, которые упомянуты выше – в перечень его параметров могут быть также включены: великодушие, уравновешенность, умение владеть собой, готовность делать добро, бескорыстие и другие.
ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ. Все эти обсуждаемые нравственные качества представляют собой культурные ценности. Многократно повторяемые во время игры и уточняемые во время обсуждения в процессе составления параметрической модели и дальнейшего их ранжирования, они укрепляются в сознании юного человека, расширяя понимание культуры, становятся для него более понятными и значимыми, входят в его лексикон, что имеет огромное воспитательное значение.
Немаловажно также обсудить с учащимися и те свойства личности, которые мешают проявиться лучшим человеческим качествам, и так же включить их отдельно в игровую сравнительную таблицу для выявления свойств характера, наиболее мешающих самосовершенствованию. Среди них: нетерпимость, раздражительность, грубость, высокомерие, несдержанность, привычка осуждать, зависть, корыстолюбие, легкомыслие, самомнение, обидчивость, опрометчивость, вспыльчивость, нечестность, лицемерие и т.п.
Нужно подчеркнуть в процессе обсуждения, что больше всего мешают проявиться лучшим чертам в человеке каждое из следующих трех взаимосвязанных качеств – невежество (отсутствие знаний о духовных основах жизни и нежелание постигать эти знания); ложь (со всеми ее вариантами – нечестность, обман, лицемерие, лукавство, фальшь и т.п.); а также страх и все его разновидности (малодушие, беспокойство, тревожность, мнительность, робость, трусость, нерешительность и т.п.).
Перечисленные выше отрицательные свойства личности проявляют себя в текущей, ежедневной жизни в виде привычек, порождаемых эгоизмом-самостью. Известно, что привычки – это малые действия, не контролируемые сознанием. В воспитании и самовоспитании они имеют огромное значение, так как формируют характер человека. Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский называл привычки рычагом воспитательной деятельности, отмечая их мощный потенциал.
Обращая внимание учащихся на необходимость работы над собой для достижения успеха в развитии, указывая на определенные свойства личности и привычки, в первую очередь, следует подчеркнуть такое значимое для формирования личности качество, как трудолюбие. Привычка трудиться вырабатывается на практике с годами, но прежде надо укрепить в сознании правильное отношение к труду – как основе жизни: именно в труде заключается эволюция. Понимая ТРУД как целесообразную общественно-полезную деятельность человека, требующую умственных и физических усилий, напряжения, можно утверждать, что всякий труд дает человеку возможность усовершенствования своих качеств – как в области развития воли, так и в области развития чувств и мышления. Именно в труде формируются выносливость, целеустремленность, упорство и особенно важное качество ответственность – эта свойство личности лежит в основе каждого подвига.
Приобщая детей с малых лет к понятиям «подвиг» и «героизм» (через сказки, рассказы, произведения искусства, фильмы, жизненные примеры), необходимо обращать их внимание на то, что подвиг и героизм проявляются не только в бою, но и в труде. И дети должны знать, что в нашей стране с большим уважением относятся к трудовым подвигам: Звание Герой Труда Российской Федерации является вторым высшим званием России и ценится наряду со званием Героя Российской Федерации.
Воспитание таких важных качеств, как чувство ответственности, уважение к труду, преданность добру начинается еще в дошкольном возрасте через приобщение к Прекрасному, отраженному в искусстве и литературе, и продолжается в начальной школе, где учитель может на каждом уроке подчеркнуть добро и красоту в каждом изучаемом предмете, обратить внимание на то, что все достижения людей в науке и в искусстве, в любой сфере человеческой деятельности основаны на труде и высшем качестве его проявления – творчестве. Всё это вызовет ответную реакцию, душевный отклик у ребенка, и он уже в дальнейшем самостоятельно отметит красоту в изучаемом предмете, приобретет привычку мыслить в этом направлении. Так, в самой жизни можно утверждать вечные духовные ценности, воспитывая человека культуры на примерах красоты труда и подвига.
Деятельность педагогов, воспитателей, родителей, стремящихся приобщить ребенка к труду, работе над собой, к Культуре, где примером служат высокие идеалы, сегодня осложняется тем, что культуре труда противостоит массовая культура с ее индустрией развлечений. Средства массовой информации, издания, преследующие коммерческие цели, рекламная информация (не соответствующая действительности) и прочее – всё это эрзац-продукт, суррогат, подделка под культуру, отмечают ученые-культурологи. Если Культура в своей основе зовет каждого к труду на пользу его духовного развития, что соответствует идеям Общего блага, то массовая культура представляет ее потребителю жизнь в забавах, игнорируя какие-либо высокие понятия, нередко искажая и уродуя их содержание, в особенности, труд, героизм и подвиг, и всемерно культивируя качества антипода героя (т.е. обывателя, живущего сугубо личными интересами, о чем было отмечено выше) – в полном соответствии с ее целями.
Выражающие беспокойство современным состоянием образования, ученые на своих форумах констатируют, что «деструктивная информация, характерная виртуальным коммуникациям», доступная потребителю в гораздо большем объеме, чем полезная и позитивно-созидательная, «приводит к существенным деформациям духовного мира человека» [1, с. 41].
«Нельзя продолжать воспитывать новые поколения на суррогатах Культуры. Всякий суррогат есть ложь, но лживые основы не могут уявиться устоями, и потому саморазрушение и самоистребление неминуемо», – предупреждала в своих трудах Е.И. Рерих [4, с. 394].
Понимая всю важность воспитательной работы в образовании, которая способствует формированию качеств духовно развитой личности – что обеспечивает защиту юному поколению, – необходимо использовать все возможности и уже имеющийся наработанный опыт в педагогической практике в этой области.
Приведенный выше материал необходимо рассматривать в контексте последних Указов Президента РФ о стратегии безопасности детей и о государственной культурной политике [7] – в них Культура обозначена как система защиты юного поколения от деформаций общества, неизбежных в переходный период российского государства в становлении на новую ступень его развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кирвель Ч.С., Стрельченко В.И. ХХ век: цивилизационной опыт рационализации образовательного пространства // Информационное пространство и дети: образовательные возможности и манипулятивные воздействия: сборник научных трудов – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. – С. 37-45 [Электронный ресурс] URL: https://www.pedagogika-cultura.ru/kirvel-strelchenko-xx-vek-tsivilizatsionnyj-opyt
2. Культурология: Краткий словарь / Ред. И.Ф. Кефели. – СПб.: Петрополис, 1995. – 45 с.
3. Рерих Е.И. Письма. Том 2. – М.: Международный Центр Рерихов, 2000. – 576 с. (Письмо от 11 июля 1934 г.)
4. Рерих Е.И. Письма. Том 7. – М.: Международный Центр Рерихов, 2007. – 472 с. (Письмо от 14 авг. 1946 г.)
5. Рерих Н.К. Подвиг // Н.К.Рерих. Душа народов. – М.: Международный Центр Рерихов, 1995. – [Электронный ресурс] URL: https://roerich-lib.ru/n-k-rerikh-dusha-narodov/ogni-ispytaniya/157-podvig
6. Что значит быть культурным? Игра-дискуссия. – [Электронный ресурс] URL: https://www.culturaspb.ru/2003-god/igra-diskussiya
7. Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/ ; Указ Президента РФ от 17.05. 2023 № 358 «О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406788976/
8. Трофимова А.В. Подвиг как явление русской культуры. Диссертация канд.филос.наук. Нижний Новгород, 2008. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.dissercat.com/content/podvig-kak-yavlenie-russkoi-kultury/read
Опубликовано в журнале «Школьная библиотека», 2023, № 9, с. 32-36.
Метки: Рубрика: Педагогические технологии, Рубрика: Культура чтения. Библиотечно-просветительская деятельность, Уварова Л.И.