Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Овчинникова Ж.В.

научный сотрудник ГУК ГМАК «Музей-усадьба П.И. Чайковского»,

г.Воткинск, Удмуртия.

«Старая, добрая сказка…»

В этом году исполняется 120 лет с момента создания знаменитого балета «Спящая красавица» П.И.Чайковского. В основу либретто балета положена одна из самых популярных сказок Шарля Перро. Истории, придуманные известным французским писателем-сказочником ХVII века, любили самые маленькие представители семьи Чайковских. Петр Ильич познакомился с этой сказкой еще в детстве, когда Чайковские жили в воткинском доме. Эта история о прекрасной принцессе Авроре, которая по заклятью кованой феи Карабос в день своего совершеннолетия укололась о веретено и уснула на сто лет. Аврора проспала бы еще целую вечность, если бы прекрасный принц Дезире не пробудил ее ото сна своим волшебным поцелуем.

«Спящая красавица» создавалась Чайковским в 1888-1889гг., вскоре после окончания «Чародейки» (1887) и пятой симфонии (1888) и накануне создания «Пиковой дамы» (1890). Поводом для возникновения нового балета явился заказ дирекции императорских театров. В 1888 г. глава дирекции И.А. Всеволожский обратился к композитору с новым предложением: «Я задумал написать либретто на "Спящую красавицу" по сказке Перро…». Письмо это датировано 13 мая 1888 г. И только во второй половине августа Чайковский имел возможность познакомиться со сценарием нового балета, после чего сообщил Волжскому: «Спешу уведомить Вас, что рукопись "Спящей красавицы", наконец, дошла по своему адресу…Я успел пробежать сценариум и мне хочется сказать Вам сейчас же, что невозможно описать, как я очарован и восхищен… Это мне вполне подходит, и я ничего не желаю лучше как написать к этому музыку».

При сочинении балета «Спящая красавица» счастливым оказалось сотрудничество композитора с балетмейстером Мариусом Петипа (1819-1910), первым постановщиком спектакля на сцене Мариинского театра в Петербурге (1890). При Петипа русский балетный театр впервые получил одну из ведущих ролей в мировом хореографическом искусстве, которая принадлежит ему до сих пор.

Петипа разработал подробный и конкретный музыкально-сценический план балета по сценарию, предложенному И. Всеволожским. Он давал композитору точные задания, которые тот учитывал при сочинении музыки. Но музыка Чайковского по своей глубине, образной силе, яркому новаторству значительно превзошла замыслы Петипа и, в свою очередь, помогла балетмейстеру создать те хореографические шедевры, которые легли в основу всех дальнейших постановок «Спящей красавицы», какие бы различия ни вносили в них разные сцены мира.

Чайковский писал свою «Спящую красавицу» в полном контакте с замыслами Всеволожского и Петипа. Он писал именно балет-феерию, дав широкий простор своему воображению и своему мастерству в сфере красочной звукописи и декоративности. Но Чайковский всегда и во всем оставался верен коренным свойствам своей художественной натуры – своей склонности «очеловечивать», лирически одухотворять любой образ, любой объект изображения. «Спящую красавицу» Петра Ильича назвали «французская сказка, сопровождаемая музыкой на русский лад», «русская стихия» проявила себя в данном случае как стихия лиричности, эмоциональности. Это одно из самых светлых, праздничных и жизнерадостных произведений композитора. В нем прославляется победа жизни над смертью, солнца над мраком, любви и добра над черной завистью и злобой. Музыка Чайковского сказочный сюжет балета наполнила живыми чувствами, внесла в него черты реального жизненного конфликта.

«Спящая красавица» П.И. Чайковского наряду с другими его балетами «Лебединым озером», «Щелкунчиком» принадлежит к числу наиболее любимых и часто исполняемых произведений хореографического искусства, составляющих «золотой фонд» репертуара наших музыкальных театров. И вот уже 120 лет «Спящая красавица» не сходит со сцен нашей страны и обошла все балетные театры мира.

Петр Ильич говорил: «"Спящая красавица" – едва ли не лучшее из всех моих сочинений».

Как 120 лет назад, так и сейчас это произведение не теряет своей актуальности и будет жить до тех пор, пока люди будут верить в старые, добрые сказки.

 


Педагогика Культуры № 9 (2010)

Метки: Рубрика: Музейная педагогика, Овчинникова Ж.В.

Печать E-mail

Просмотров: 3497