Тема любви в поэзии философа Владимира Соловьева
Заранее над смертью торжествуя
И цепь времен любовью одолев,
Подруга вечная, тебя не назову я,
Но ты почуешь трепетный напев…
28 января 2023 года исполнилось 170 лет со дня рождения выдающегося русского философа, публициста и поэта В.С.Соловьева. Этой знаменательной дате посвящается настоящая публикация. В 36-м номере журнала «Педагогика Культы» автором этих строк была опубликована статья «Нравственная философия В.С.Соловьева: потребность в любви» в которой были показаны его представления о нравственности. Размещаемый ниже материал идейно и содержательно является продолжением названной статьи. Настоящая публикация связана с историей любви Владимира Соловьева – человека, философа и поэта. Предлагаемая тема как нельзя лучше раскрывает его нравственные представления, ибо, как считал мыслитель, любовь есть «завершительное выражение всех требований нравственности» [1, 57]
Миры видимый и невидимый
Писать о Соловьеве не просто, так как жизнь и творчество выдающего мыслителя полны загадочных явлений, которые трудно объяснить с обычной точки зрения. Соловьев чувствовал и понимал, что существуют два мира – земной, видимый и мир иной, невидимый. Поэтому он предстает перед нами и как человек земной, и как человек не от мира сего, духом своим живущий в иной реальности. В то же время эти две реальности в его сердце объединялись в целостный поток жизни. Попытка взглянуть на пути духовных исканий Соловьева тем и интересна, что соприкосновение с его размышлениями и переживаниями приоткрывает двери в какой-то иной мир – пространство духовной реальности, которая находится за границами нашего восприятия и в то же время зачастую оказывает на нас влияние. Духовные искания самого Соловьева как человека земного, его прорывы в иную реальность, проявлением которой для него были добро, красота и любовь, важны для современного человека как пример преданности высоким нравственным идеалам.
Образ Софии
Настоящие заметки являются введением к публикации в нашем журнале поэмы Соловьева «Три свидания». Эта поэма – явление уникальное как в поэтическом, так и в содержательном отношениях. Философ делится с читателями самым сокровенным, что случалось в его жизни – виде́нием ему Софии, образ которой проходит сквозь все творчество Соловьева. В своей поэме он привносит романтический мотив переживания виде́ния Софии – Вечного Женского Начала. «София, – пишет Соловьев, – есть тело Божие, материя Божества, проникнутая началом божественного единства" [2, 230].
Обратимся для разъяснения этой мысли к исследователю творчества Соловьева русскому философу А.Ф.Лосеву. «София у Вл. Соловьева, – отмечает ученый, – это основной и центральный образ, или идея, всего его философствования» [3, 230]. В то же время София для Соловьева является предметом любовных переживаний. Об этом читаем у Лосева: «София впервые переживается как возлюбленная, как вечная подруга, как существующая в бесконечности и как предмет интимного стремления философа» [3, 235]. И еще: «Образ Софии был близок для него потому, что к нему он испытывал какие-то интимно-человеческие чувства» [3, 246].
Три свидания
Соловьев проявлял свою творческую индивидуальность не только в философских работах, но и в поэтическом творчестве. В его поэзии отражалось философское миропонимание мыслителя, стержень которого составляли общечеловеческие ценности – добро, красота и любовь. Как поэт Соловьев оставил свой след в литературе, прежде всего, своей поэмой «Три свидания», которую содержательно дополняют стихотворения: «Вся в лазури сегодня явилась», «У царицы моей есть высокий дворец», «Близко, далеко, не здесь, и не там» и другие. Главным мотивом его поэтического творчества была тема любви к его «Вечной подруге» – Софии.
Счастье всей жизни Соловьева составило виде́ние ему Софии, которое посетило Соловьева три раза. Собственно об этом он и делится с нами в поэме «Три свидания», написанной в 1898 году. Первый раз видение Софии открылось ему в 1862 году, когда Соловьеву было всего 9 лет. Он, находясь в храме, был поражен этим своим состоянием. Тем более, что это событие было как-то связано с первой влюбленностью Соловьева в девочку, которая, однако, обращала на него внимание меньше, чем на другого мальчика. Конечно, Володя Соловьев от этого глубоко страдал. В своем детском дневнике по этому поводу он написал: «Не спал всю ночь, поздно встал и с трудом натягивал носки …» [2, 21]. Однако судьба в скором времени развеяла все его переживания. Ему явилась София. Приводим слова самого поэта.
Пронизана лазурью золотистой,
В руке держа цветок нездешних стран,
Стояла ты с улыбкою лучистой,
Кивнула мне и скрылася в туман.
Второй раз это произошло в 1875 году в Лондоне. Соловьев, находясь в научной командировке, занимался в библиотеке Британского музея. Там он работал над древними источниками по Восточной философии и знакомился с темой Софии. Но чудо – Соловьев снова увидел Софию!
Я ей сказал: «Твоё лицо явилось,
Но всю тебя хочу я увидать.
Чем для ребенка ты не поскупилась,
В том – юноше нельзя же отказать!
Наконец, третий раз София явилась Соловьеву в том же году в Египте, недалеко от Каира, куда философ совершенно неожиданно приехал, прислушиваясь к голосу своего сердца. Здесь с ним вообще произошла какая-то странная история. Он планировал посетить Фиваиды (бывшие египетские Фивы), находящиеся в двухстах километрах от Каира. Но ему что-то помешало это сделать, и он оказался в пустыне. «Бог весть куда, без денег, без припасов…», – описывает он в поэме свой поход. Одет Соловьев был, как горожанин: обычное пальто, фрак, цилиндр. Все это не делало его путешествие по Сахаре удобным. Между тем в пустыне днем было жарко. Когда наступила ночь, завыли шакалы, Соловьев стал замерзать. «Шакал-то что! Вот холодно ужасно…», – вспоминает философ. Да еще, к несчастью, его захватили бедуины. Правда, посоветовавшись, они его отпустили.
Подальше отвели, преблагородно
Мне руки развязали – и ушли.
В итоге, Соловьев оказался один на один с пустыней. Лежа на песке, он задремал.
И на рассвете пришло видение его «Вечной подруги» – Софии.
«О лучезарная! Тобой я не обманут: Я всю тебя в пустыне увидал…», – описывает свое впечатление Соловьев. Иными словами, философ не только размышлял о Софии, но испытывал к ней самые светлые и высокие романтические чувства.
Однако более я не стану занимать внимание читателя своими рассуждениями, а передам слово самому поэту.
Поэма Владимира Соловьева «Три свидания»
Заранее над смертью торжествуя
И цепь времен любовью одолев,
Подруга вечная, тебя не назову я,
Но ты почуешь трепетный напев…
Не веруя обманчивому миру,
Под грубою корою вещества
Я осязал нетленную порфиру
И узнавал сиянье Божества…
Не трижды ль ты далась живому взгляду –
Не мысленным движением, о нет! –
В предвестие, иль в помощь, иль в награду
На зов души твой образ был ответ.
1
И в первый раз,– о, как давно то было! –
Тому минуло тридцать шесть годов,
Как детская душа нежданно ощутила
Тоску любви с тревогой смутных снов.
Мне девять лет, она[1]… ей – девять тоже.
«Был майский день в Москве», как молвил Фет.
Признался я. Молчание. О, боже!
Соперник есть. А! он мне даст ответ.
Дуэль, дуэль! Обедня в Вознесенье.
Душа кипит в потоке страстных мук.
Житейское… отложим… попеченье –
Тянулся, замирал и замер звук.
Алтарь открыт… Но где ж священник, дьякон?
И где толпа молящихся людей?
Страстей поток,– бесследно вдруг иссяк он.
Лазурь кругом, лазурь в душе моей.
Пронизана лазурью золотистой,
В руке держа цветок нездешних стран,
Стояла ты с улыбкою лучистой,
Кивнула мне и скрылася в туман.
И детская любовь чужой мне стала,
Душа моя – к житейскому слепа…
И немка-бонна грустно повторяла:
«Володинька – ах! слишком он глупà!»
2
Прошли года. Доцентом и магистром
Я мчуся за границу в первый раз.
Берлин, Ганновер, Кёльн – в движенье быстром
Мелькнули вдруг и скрылися из глаз.
Не света центр, Париж, не край испанский,
Не яркий блеск восточной пестроты –
Моей мечтою был Музей Британский,
И он не обманул моей мечты.
Забуду ль вас, блаженные полгода?
Не призраки минутной красоты,
Не быт людей, не страсти, не природа –
Всей, всей душой одна владела ты.
Пусть там снуют людские мириады
Под грохот огнедышащих машин,
Пусть зиждутся бездушные громады, –
Святая тишина, я здесь один.
Ну, разумеется, cum grano salis![2]
Я одинок был, но не мизантроп;
В уединении и люди попадались,
Из коих мне теперь назвать кого б?
Жаль, в свой размер вложить я не сумею
Их имена, не чуждые молвы…
Скажу: два-три британских чудодея
Да два иль три доцента из Москвы.
Всё ж больше я один в читальном зале;
И верьте иль не верьте – видит Бог,
Что тайные мне силы выбирали
Всё, что о ней читать я только мог.
Когда же прихоти греховные внушали
Мне книгу взять «из оперы другой» –
Такие тут истории бывали,
Что я в смущенье уходил домой.
И вот однажды – к осени то было –
Я ей сказал: «О Божества расцвет!
Ты здесь, я чую,– что же не явила
Себя глазам моим ты с детских лет?»
И только я помыслил это слово –
Вдруг золотой лазурью все полнȯ,
И предо мной она сияет снова –
Одно ее лицо – оно одно.
И то мгновенье долгим счастьем стало,
К земным делам опять душа слепа,
И если речь «серьезный» слух встречала,
Она была невнятна и глупа.
3
Я ей сказал: «Твоё лицо явилось,
Но всю тебя хочу я увидать.
Чем для ребенка ты не поскупилась,
В том – юноше нельзя же отказать!»
«В Египте будь!» – внутри раздался голос.
В Париж! – и к югу пар меня несет.
С рассудком чувство даже не боролось:
Рассудок промолчал, как идиот.
На Льȯн, Турин, Пьяченцу и Анкону,
На Фермо, Бари, Брѝндизи – и вот
По синему трепещущему лону
Уж мчит меня британский пароход.
Кредит и кров мне предложил в Каире
Отель «Аббат», – его уж нет, увы!
Уютный, скромный, лучший в целом мире…
Там были русские, и даже из Москвы.
Всех тешил генерал – десятый номер, –
Кавказскую он помнил старину…
Его назвать не грех – давно он помер,
И лихом я его не помяну.
То Ростислав Фаддеев был известный,
В отставке воин и владел пером.
Назвать кокотку иль собор поместный –
Ресурсов тьма была сокрыта в нём.
Мы дважды в день сходились за табльдотом;
Он весело и много говорил,
Не лез в карман за скользким анекдотом
И философствовал по мере сил.
Я ждал меж тем заветного свиданья,
И вот однажды, в тихий час ночной,
Как ветерка прохладное дыханье:
«В пустыне я – иди туда за мной».
Идти пешком (из Лондона в Сахару
Не возят даром молодых людей, –
В моем кармане – хоть кататься шару,
И я живу в кредит уж много дней).
Бог весть куда, без денег, без припасов,
И я в один прекрасный день пошёл –
Как дядя Влас, что написал Некрасов.
(Ну, как-никак, а рифму я нашёл).
Смеялась, верно, ты, как средь пустыни
В цилиндре высочайшем и в пальто,
За чёрта принятый, в здоровом бедуине
Я дрожь испуга вызвал и за то
Чуть не убит,– как шумно, по-арабски
Совет держали шейхи двух родов,
Что делать им со мной, как после рабски
Скрутили руки и без лишних слов
Подальше отвели, преблагородно
Мне руки развязали – и ушли.
Смеюсь с тобой: богам и людям сродно
Смеяться бедам, раз они прошли.
Тем временем немая ночь на землю
Спустилась прямо, без обиняков.
Кругом лишь тишину одну я внемлю
Да вижу мрак средь звёздных огоньков.
Прилегши наземь, я глядел и слушал…
Довольно гнусно вдруг завыл шакал;
В своих мечтах меня он, верно, кушал,
А на него и палки я не взял.
Шакал-то чтȯ! Вот холодно ужасно…
Должно быть, нуль,– а жарко было днём…
Сверкают звезды беспощадно ясно;
И блеск, и холод – во вражде со сном.
И долго я лежал в дремоте жуткой,
И вот повеяло: «Усни, мой бедный друг!»
И я уснул; когда ж проснулся чутко –
Дышали розами земля и неба круг.
И в пурпуре небесного блистанья
Очами, полными лазурного огня,
Глядела ты, как первое сиянье
Всемирного и творческого дня.
Что есть, что было, что грядет вовеки –
Всё обнял тут один недвижный взор…
Синеют подо мной моря и реки,
И дальний лес, и выси снежных гор.
Всё видел я, и всё одно лишь было –
Один лишь образ женской красоты…
Безмерное в его размер входило, –
Передо мной, во мне – одна лишь ты.
О лучезарная! тобой я не обманут:
Я всю тебя в пустыне увидал…
В моей душе те розы не завянут,
Куда бы ни умчал житейский вал.
Один лишь миг! Видение сокрылось –
И солнца шар всходил на небосклон.
В пустыне тишина. Душа молилась,
И не смолкал в ней благовестный звон.
Дух бодр! Но все ж не ел я двое суток,
И начинал тускнеть мой высший взгляд.
Увы! как ты ни будь душою чуток,
А голод ведь не тётка, говорят.
На запад солнца путь держал я к Нилу
И вечером пришел домой в Каир.
Улыбки розовой душа следы хранила,
На сапогах – виднелось много дыр.
Со стороны всё было очень глупо
(Я факты рассказал, виденье скрыв).
В молчанье генерал, поевши супа,
Так начал важно, взор в меня вперив:
«Конечно, ум дает права на глупость,
Но лучше сим не злоупотреблять:
Не мастерица ведь людская тупость
Виды безумья точно различать.
А потому, коль вам прослыть обидно
Помешанным иль просто дураком, –
Об этом происшествии постыдном
Не говорите больше ни при ком».
И много он острил, а предо мною
Уже лучился голубой туман
И, побежден таинственной красою,
Вдаль уходил житейский океан.
* * *
Ещё невольник суетному миру,
Под грубою корою вещества
Так я прозрел нетленную порфиру
И ощутил сиянье Божества.
Предчувствием над смертью торжествуя
И цепь времен мечтою одолев,
Подруга вечная, тебя не назову я,
А ты прости нетвердый мой напев!
(26-29 сентября 1898)
Примечание Вл. Соловьева. «Осенний вечер и глухой лес внушили мне воспроизвести в шутливых стихах самое значительное из того, что до сих пор случилось со мною в жизни. Два дня воспоминания и созвучия неудержимо поднимались в моем сознании, и на третий день была готова эта маленькая автобиография, которая понравилась некоторым поэтам и некоторым дамам». [3, 132]
Литература
1. Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. Т. I / Сост., общ. ред. и вступ. ст. А.Ф.Лосева и А.В.Гулыги; Примеч. С.Л.Кравца и др. – М.: Мысль, 1988. 892 с.
2. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время / Послесл. А.Тахо-Годи. М.: Прогресс, 1990. 720 с. URL: https://predanie.ru/book/122092-vladimir-solovev-i-ego-vremya/#/toc1
3. Соловьев В.С. Стихотворения и шуточные пьесы. Л.: Советский писатель, 1974. 350 с. URL: https://imwerden.de/pdf/solovjev_stikhotvoreniya_i_shutochnye_pjesy_1974_text.pdf
[1] «Она» этой строфы была простою маленькой барышней и не имеет ничего общего с тою «ты», к которой обращено вступление. – Примеч. Вл.Соловьева
[2] Здесь: с иронией (лат.)
Метки: Рубрика: Выдающиеся соотечественники, Фролов В.В. , Фролов В.В.– Цикл очерков