Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Андрейчук Галина Борисовна,

Жеренкова Елена Вячеславовна,

учителя русского языка и литературы школы № 326

Санкт-Петербурга

 Школьный фестиваль детской творческой мысли
«Человек, будь человечнее!»

 schoo 326 1

Уже много лет наша школа участвует в мероприятиях Международного Дня Культуры в Санкт-Петербурге. Тема каждого года, предлагаемая организаторами фестиваля, -- всегда интересна и актуальна; она помогает нам искать новые формы работы с детьми, встречаться с интересными людьми, а мероприятия, проводимые как в эти дни, так и в течение всего учебного года, помогают нам и в работе над общешкольным Проектом «Сначала было Слово», поднимающим важные нравственные проблемы.

Тема этого года -- «Человек, будь человечнее!» -- звучит как призыв никогда не забывать своё предназначение: люди, оглянитесь вокруг себя, задумайтесь о своих поступках, решите, что может сделать каждый из нас, чтобы Земля наша не страдала от безразличия и безрассудства, от предательств и войн, от жестокости и зла… Ведь она у нас – одна, и уберечь её от этого – наша задача. Сегодня эти слова звучат как никогда актуально.

По словам К.Г.Паустовского, «человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить высокое звание – Человек». Об этом мы и говорили с ребятами в ходе подготовки к традиционному конкурсу сочинений – фестивалю детской творческой мысли.

schoo 326 5В конкурсе приняли участие практически все ученики 5-10 классов. Многие работы отличались глубоким проникновением в тему:

● «Говорят, нет предела совершенству. Человек – высшее существо на Земле, но и ему есть к чему стремиться: быть гуманнее, честнее, великодушнее… В этом, по-моему, – цель и смысл жизни». (Орлов А.)

● «Человек должен быть верен себе, помнить своё предназначение – нести добро людям…» (Кузнецова К.)

● «Человек, будь человечнее!» -- это обращение к тем, кто забыл, что такое добро, верность, сострадание, любовь, совесть… Но если ты – человек, то способен понять: без этих качеств не можешь им называться» (Пугачёв А.)

● «Быть человечным – это не выставлять напоказ свои недостатки, обиды, злость; это значит, не срываться на других: помнить о том, что вокруг тебя – люди, которые имеют право на уважительное к ним отношение…» (Никуленков Я.)

schoo 326 2● «Человечность – это внутренняя совесть» ( Саломатов Е.)

● «Если кто-то даёт тебе совет – быть человечнее, значит, ты что-то делаешь не так… Стоит задуматься об этом и, возможно, попытаться что-то изменить в себе… И у тебя обязательно получится, раз ты понял это…» (Лавринович П.)

● «Родиться просто человеком – недостаточно; человека определяют его поступки. А настоящего человека--- поступки, достойные уважения». (Абрамова С.)

 

Название этого конкурса мы предложили участникам придумать самостоятельно. Для этого им необходимо было познакомиться с творчеством Н.К.Рериха, почитать книги о нём, совершить заочные экскурсии в музеи мира. Среди множества предложений жюри остановилось на двух: «Картины, говорящие сердцем» и «Мир звуков и красок картин Н.К. Рериха».

schoo 326 3schoo 326 4schoo 326 6

А идею этого конкурса подсказала выставка рисунков детей, которую мы посетили во время экскурсии в г. Казань. В Храме всех религий нам рассказали о Международном фестивале «Россия – Индия: от сердца к сердцу», где наряду с портретами Н.К.Рериха, репродукциями его картин висели работы детей, поразившие нас своей искренностью и теплотой, о чём мы и рассказали учащимся школы, предложив им принять участие в конкурсе рисунков.

В классах прошли беседы об истории Международного Дня Культуры, о жизни и деятельности Николая Константиновича Рериха; оформлены стенды. Большую роль в этом сыграли старшеклассники, которые, работая в школьной и районной библиотеке, собирали материал для бесед и выступали перед учениками 5-6 классов.

 

Традиционный конкурс творческих работ, проводимый ежегодно в рамках школьного проекта «Сначала было Слово»», помогает детям понять то или иное слово – «прояснить» его смысл, наполнить особым содержанием: в этом году учащиеся 5-10 классов работали со словами «культура» и «добро». Оформлена выставка лучших работ.

 «Талант человечности» – так назывался цикл уроков внеклассного чтения по произведениям русской литературы… Рассказы и повести Ю.Яковлева и А.Алексина, В Железникова и К.Паустовского, А.И.Солженицына и Ч.Айтматова… И неважно, в какой форме проходил урок: диспут, семинар, беседа -- в центре внимания каждого из них были те нравственные понятия и проблемы, которые так важно обсуждать с ребятами, чтобы помочь им научиться делать свой нравственный выбор.

«Спешите делать добрые дела» – название конкурса чтецов, где звучали стихи замечательных поэтов А.Дементьева, Д.Кедрина, М.Румянцевой, Н.Заболоцкого, А.Яшина… Долг, совесть, отзывчивость, ответственность, готовность помогать людям, гуманность -- вот составляющие понятия человечность. Об этом и читали ребята

 


Педагогика Культуры № 35 (2022)

Метки: Рубрика: День Культуры как метод педагогического воздействия, Андрейчук Г.Б., Жеренкова Е.В.

Печать E-mail

Просмотров: 1054