Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

О великом назначении Женщины:

К 145-летию со дня рождения Елены Ивановны Рерих

В 2024 году мировая общественность отмечает юбилейные даты – 150-летие со дня рождения великого художника и деятеля мировой культуры Николая Константиновича Рериха (9 октября), а также членов его семьи – 145-летие Елены Ивановны Рерих (12 февраля), выдающегося русского философа, и 120-летие Святослава Николаевича Рериха (23 октября), известного художника и культурного просветителя. О значении творчества этих прославленных соотечественников уже вышло большое количество изданий и различных материалов и, несомненно, появится еще много других, рассматривающих наследие Рерихов под самыми разными гранями в художественном, философском, научном, литературном плане, а также в контексте широкой общественной деятельности в связи с уникальным историческим правовым документом – Пактом Рериха – международным договором между правительствами государств о защите культурных ценностей [1].

Редакция журнала «Педагогика Культуры» в связи с юбилейной датой Елены Ивановны Рерих подготовила материал об этой выдающейся женщине, который может быть полезен для тех, кто интересуется вопросами образования и воспитания, проблемами культуры и находится в поиске путей их решения.

«Когда в доме трудно, тогда обращаются к женщине. Когда более не помогают расчеты и вычисления, когда вражда и взаимное разрушение достигают пределов, тогда приходят к женщине. Когда злые силы одолевают, тогда призывают женщину.
Когда расчетливый разум оказывается бессильным, тогда вспоминают о женском сердце… И теперь трудно во всемирном доме Культуры. И опять надеемся, что сердце женщины поймет боль о творчестве, о культуре. Поймет она боль о духовных сокровищах и придет на помощь во всех областях Прекрасного»…

(Н.К.Рерих. «Твердыня пламенная». «Женскому сердцу»)

 

Елена Ивановна РерихВ числе ярчайших женщин-мыслителей, когда-либо живших на нашей планете, – выдающийся русский философ и писатель Елена Ивановна Рерих; ее эволюционная миссия и творческие достижения до сих пор не оценены в полной мере [2]. И это не удивительно. Вокруг сложных и недостаточно осознанных еще явлений жизни неизбежно возникает немало фантазий и измышлений, а вокруг сильных, незаурядных личностей – всякого рода вымыслов и инсинуаций. Но время всё расставляет на свои места, и выводы авторитетных ученых об исключительно высоком уровне знаний Е.И.Рерих и их несомненной пользе для человечества однозначны.

В наше время интерес к её личности и духовно-философскому наследию заметно растёт. Проводятся научные конференции, публикуются статьи учёных и деятелей культуры, в которых широко раскрывается значение жизненной миссии этой выдающейся русской женщины.

В философских словарях и энциклопедиях ей по праву отводится место среди блистательных имен русских философов. В одном из таких справочных изданий, подготовленном коллективом ученых МГУ им. М.В.Ломоносова, говорится следующее.

 

РЕРИХ Елена Ивановна (1879-1955) (в девичестве Шапошникова, правнучка М.И.Кутузова и двоюродная племянница М.П.Мусоргского, с 1901 г. жена и сподвижница Н.К.Рериха). Отличалась редкой красотой, интеллектом и высокой духовностью. Оригинальный мыслитель, устремленный к возрождению высших принципов бытия, утверждению выдающейся роли женщины в эволюции человечества, особенно на новом витке – в эпоху Матери Мира. Напряженные духовные поиски и непрерывная настроенность на постижение глубинной мудрости Востока сыграли важную роль в осуществлении Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов, в которой, кроме Николая Константиновича и Елены Ивановны, участвовали их сыновья: выдающийся востоковед Юрий Николаевич (1902-1960) и талантливый художник Святослав Николаевич (1904-1993). Под руководством Великих Учителей (называемых в Индии Махатмами) Елена Ивановна участвовала в космическом эксперименте, направленном на духовное развитие человечества. В 20-30-е гг. под руководством Великих Учителей написала 14 книг духовно-философского учения Живой Этики (Агни Йоги), утверждающей общечеловеческие духовно-этические ценности и вместе с тем концентрирующей в себе наиболее рациональные онтологические, космологические, психологические положения философской мысли Востока. В настоящее время в разных странах мира существует международное рериховское движение, философско-теоретической основой которого является учение Живой Этики. (Краткий философский словарь // Гл. ред. А.П.Алексеев. М.: Изд-во Проспект, 2007. С.326-327).

 

Судьба Елены Ивановны Рерих, заставляющая переосмысливать сегодняшнее назначение женщины, по масштабу дерзновений и свершений не вмещается в размер обыденных представлений. В этой судьбе было всё: и богатые внешние события – энергичные творческие свершения в самых различных областях, множество встреч с разнообразными человеческими судьбами, яркие путешествия, география которых охватывала несколько континентов, и не менее яркие путешествия мысли по неизвестным для большинства людей духовным сферам и культурам и, наконец, внутренняя жизнь великой интенсивности и полноты.  

Рерих С.Н. Портрет Елены Ивановны Рерих. 1931Жизнь и деятельность Елены Ивановны, жены известного художника, деятеля мировой Культуры Николая Константиновича Рериха, по сути дела, всё еще мало известны широкой общественности. Духовное лидерство и ведущую роль Елены Ивановны в семье не раз подчёркивали и сыновья, и сам художник. Это лидерство было связано с тем, что Е.И.Рерих была выдающимся мыслителем, мыслителем особого подвижнического склада, сумевшим осуществить в своей философии духовный синтез. Её главный жизненный и нравственный подвиг состоял в умении воспринять и донести до человечества сокровенное Учение Востока и Гималайских Махатм, соединив его с современными научными достижениями Запада.

Четырнадцать книг этого нового Учения – Живой Этики, или Агни Йоги, навсегда обессмертили имя Елены Ивановны. Издаваемые в 20-30-е годы прошлого века в Риге и в Западной Европе на русском языке, они впоследствии получили широкое распространение,  были переведены с русского на многие европейские языки. Во всём мире, от Америки до Японии, созданы общества по изучению основ Живой Этики. Нашему читателю книги Учения стали известны лишь в последние десятилетия.

В своих трудах Е.И.Рерих  отводила ключевое место вопросам воспитания и самосовершенствования личности.

Всю свою жизнь Елена Ивановна Рерих трудилась над своим совершенствованием, постоянно держа перед собой свечу совести и проверяя себя на чистоту отношения к миру и людям. Глядя на результат внутренней работы, слагавшей личность Елены Ивановны, можно быть уверенным, что работа эта была проделана с великой тщательностью. Её характер воплощает в себе лучшие черты русской женщины – милосердие, строгость, самоотверженность, достоинство, великодушие и совершенно лишён даже малейших признаков того, что можно отнести к худшим проявлениям женской психологии, истоком которых служит мелочность. Сам её облик вызывает мысли о женщине будущего и содержит в себе указания того восходящего направления, в котором должна двигаться и развиваться сегодняшняя женщина.

Семья, созданная Еленой Ивановной, была одним из редких очагов – она была не просто союзом любящих сердец, а союзом сердец, объединенных общими духовными устремлениями.

Елена Ивановна была человеком необычным. Ее духовный опыт может быть понятен не всем, и тем не менее ее жизнь и восприятие мира интересны многим.

«Моя матушка, – вспоминал о своем детстве Святослав Рерих, – очень мудро с самого начала руководила нашей жизнью, следила за нашими интересами и чувствами. Она никогда не настаивала ни на чем, никогда не старалась как-то нас убедить в чем-то, но она всегда ставила на нашем пути именно то, что нам было нужно». «Наш дом был полон и предметов искусства, и замечательных книг, и коллекций Николая Константиновича. Перед нашими глазами раскрывался новый и богатый мир. Мы всегда присутствовали при всех разговорах Николая Константиновича, Елены Ивановны, слушали все, что они говорили. Это имело большое влияние на нас» [3]. От родителей сыновья унаследовали «потребность постоянно трудиться, привычку отметать суету, мелочи, которые так отвлекают от главного».

Оставляя справедливо за Еленой Ивановной роль ведущей, Н.К.Рерих всегда отмечал, что каждая его картина, каждое его полотно должно нести два имени: одно мужское, одно женское.

Сама же Елена Ивановна, как никто другой, умела проникать в суть искусства и точно оценивать его и с точки зрения художественной, и с точки зрения философской.

В одном из писем Елена Ивановна скромно называет себя свидетелем творчества Николая Константиновича. В этом есть и какая-то доля правды, ибо каждый из них был свидетелем другого. Поэтому их совместное творчество и оказалось высочайшим образцом духовного и образного проникновения в глубины энергетических процессов космической эволюции человека.

Рерих Н.К. Ведущая. 1924Она действительно была в своей семье Ведущей в полном смысле этого слова. Многие знают прекрасную картину Н.К.Рериха с таким же названием, которая была посвящена Елене Ивановне. По крутым скалам женщина ведет мужчину вверх.

Н.К.Рерих называл ее «другиня моя».  «Дружно проходили мы всякие препоны. И препятствия обращались в возможности. Посвящал я книги мои: “Елене, жене моей, другине, спутнице, вдохновительнице”» [4].

Ниже приводится очерк Николая Рериха «Лада».

«Лада – древнерусское слово. Сколько в нем лада, вдохновения и силы. И как оно отвечает всему строю Елены Ивановны. Так и звали её. Когда Серов работал над её портретом, он уверял, что основою её сущности есть движение. Вернее сказать – устремление. Она всегда готова. Когда она говорит об Алтайских сёстрах для всенародной помощи, то в этом призыве можно видеть её собственные основные черты. Принести помощь, ободрить, разъяснить, не жалея сил – на всё это готова Елена Ивановна. Часто остаётся лишь изумляться, откуда берутся силы, особенно же зная её слабое сердце и все те необычные явления, которым врачи лишь изумляются.

Е.И. Рерих во время Центрально-Азиатской экспедицииНа коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она. У самой пульс был 140, но она всё же пыталась лично участвовать и в устроении каравана, и в улажении всех путевых забот. Никто никогда не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к тому бывало немало поводов самого различного характера.

И живёт Елена Ивановна в постоянной неустанной работе, так – с утра и до вечера. Поболеет немного, но быстро духом преодолевает тело, и опять уже можно слышать, как бодро и быстро стучит её пишущая машина. Сейчас друзья хотят издать письма Елены Ивановны. Конечно, часть писем, да и в извлечениях. Если бы всё, то получилось бы много томов.

Особа и необычайна деятельность нашей вдохновительницы. В разных странах целые очаги питаются её помощью, прилетающей на крыльях аэропланов. Она всегда спешит с помощью. Ждут слова утешения, утверждения и пояснения. Даже из друзей многие не знают, что Еленою Ивановной написан ряд книг. Не под своим именем. Она не любит сказать, хотя бы косвенно, о себе. Анонимно она не пишет, но у неё пять псевдонимов. Есть и русские, и западные, и восточные. Странно бывает читать ссылки на ее книги. Люди не знают, о ком говорят. По мысли Е.И. возникают женские единения. Особая прелесть в том, что многое возникает, даже не зная истинного источника. Велика радость – давать народу широкое мировоззрение, освобождать от суеверий и предрассудков и показать, насколько истинное знание есть путь прогресса. Лада прекрасное древнерусское имя» [5].

 

Обладая способностью к духовному синтезу, Е.И.Рерих принесла человечеству новые знания. Она блестяще знала древнюю и современную философию, тонко разбиралась в искусстве, свободно ориентировалась в общественной жизни и научных проблемах. В Индии, – где поселились Рерихи после Центрально-Азиатской экспедиции (1924-1928), организованной Николаем Рерихом с целью изучения миграций народов и поиском общего источника славянской и индийской культур, и где Елена Ивановна уже сложилась как мыслитель, – был создан Гималайский институт научных исследований «Урусвати», президентом-основателем которого она являлась. Это было связано с реализацией ее идеи о Городе синтетического знания, в котором должны быть представлены все области науки. Главной задачей этого научного центра, опиравшегося на международное сотрудничество, было комплексное изучение человека. С институтом сотрудничали Н.И.Вавилов, Л.де Бройль, А.Эйнштейн и др.

Вот некоторые из высказываний современных учёных о Елене Ивановне Рерих, её вкладе в науку и культуру [6].

Яншин А.Л., академик РАН, Советник Президиума Российской академии наук, президент Российской Экологической Академии: «Это была не только красивая, но высокообразованная, удивительно эрудированная и талантливая женщина…Её публикации, особенно её письма, полны глубоких мыслей, которые не могут не затронуть душу каждого человека, считающего себя культурным. Очень многие из этих мыслей касаются России, особенностей её духовного облика, её традиций и будущего… Творчество семьи Рерихов – это драгоценные камни в короне русской культуры». «Учение Живой Этики, изложенное в 14 томах, несомненно, могло бы служить фундаментом культурного, а в будущем политического и экономического объединения всех стран мира, то есть приближением к тому, что В.И.Вернадский назвал ноосферным этапом развития биосферы Земли».

Коптюг B.А.,  академик РАН, председатель Сибирского отделения Российской академии наук: «Елена Ивановна Рерих говорила: "Расцвет России есть залог благоденствия и мира для всего мира. Гибель России есть гибель всего мира". Между прочим, у лидеров западных стран стало нарастать понимание, что последняя её мысль – гибель России будет означать гибель всего мира – это не есть преувеличение».

Ильгамов М.А., президент Академии наук Республики Башкортостан, член-корреспондент РАН: «Научный, художественный, философский творческий вклад Рерихов в мировую науку и культуру в целом поистине велик и уникален и по достоинству ещё во многом не оценён. Но импульс, заданный нашими великими соотечественниками, уже почувствовали многие современные прогрессивные учёные, исследователи, деятели искусства, представители культурной общественности».

Фролов В.В.,  доктор философских наук, профессор: «“Незаметно входят в жизнь новые сочетания понятий”. Эти слова Е.И.Рерих оказались пророческими. То, что в жизнь входят “новые сочетания понятий”, сегодня является непреложной реальностью».

«После себя Елена Ивановна оставила столько замечательных манускриптов. Они одни могут напитать целую эпоху», – писал Святослав Николаевич Рерих [7]. В силу сложности их содержания для понимания современниками, искателю истины потребуется для его усвоения и время, и терпение, благодаря чему животворным огнем засияют в сознании читателя эти знаки культуры мысли.

9-томное собрание писем Елены Ивановны РерихТворческое наследие Е.И.Рерих представляет собой совершенно особое явление в отечественной и мировой научно-философской мысли. Созданные ею книги Живой Этики, посвященные вопросам космической эволюции человечества, – главный труд ее жизни. Но и её эпистолярное творчество – вышло 9-томное издание её писем – непосредственно связанное с этими книгами, заложили прочный фундамент многих культурно-духовных процессов, развивающихся в пространстве ХХ-ХХI вв.

В трудах Елены Ивановны Рерих особое внимание уделяется теме предназначения Женщины, ее роли в жизни семьи и общества, в деле культурного строительства. Ниже приводятся некоторые выдержки из опубликованных писем Е.И.Рерих (в скобках указывается дата письма).

 

О НАЗНАЧЕНИИ ЖЕНЩИНЫ

Грядущая эпоха будет эпохой не только Великого Сотрудничества, но и эпохой Женщины (8.03.1935). Великая наступающая эпоха тесно связана с возрождением женщины. Грядущее время снова должно, как в лучшие времена человечества, предоставить женщине место у руля жизни, место рядом с мужчиной, ее вечным спутником и сотрудником. Ведь все Величие Космоса слагается двумя Началами [Мужским и Женским]. Основа Бытия зиждется на равноценности двух Начал. Возможно ли умаление одного из них?!. В руках женщины спасение человечества и планеты. Женщина должна осознать свое значение, свою великую миссию Матери Мира и готовиться к несению ответственности за судьбы человечества.

Стремясь к просвещению, к знанию, женщина должна помнить, что все просветительные учреждения являются лишь окнами или ступенями к принятию высшего знания и высшей культуры. Потому, стремясь к знанию, пусть не забывает она Источник Света и тех Водителей Духа, те великие Умы, которые, истинно, творили сознание человечества. Пусть именно женщина познает и провозгласит об этом Ведущем Начале, ибо от начала ей вручена нить связи двух миров, видимого с невидимым. Женщине дано являть мощь сокровенной жизненной энергии. Грядущая эпоха несет миру познание мощи этой великой всеначальной энергии, которая выявляет свои высшие качества в бессмертных творениях человеческого гения.

Женщина уже проснулась к осознанию своих сил, и культурные вклады ее уже очевидны, но у большинства стремление к уравновешиванию прав вначале, как обычно, выражается в подражании. Но не в подражании, а в своем индивидуальном, неповторяемом выражении лежит красота равновесия или гармонии. Разве нам хотелось бы, чтобы мужчина утерял свою красоту мужества? Также и мужчине, не лишенному чувства красоты, неприятно видеть подражание присущим ему привычкам и соревнование в разнузданности нравов. Подражание всегда начинается с наиболее легко достижимого. Будем надеяться, что эта первая ступень будет быстро изжита, и женщина, углубляя свое познание Великой Матери-Природы, найдет неповторяемое величие своего творческого выражения. Соберем все самые прекрасные героические облики всех времен и народов и в творческом устремлении к усовершенствованию претворим их качества и достижения в духе нашей эпохи, лишь такое подражание даст правильную основу для дальнейших продвижений.

Прислушались ли вы к вашему сердцу? Трепещет ли оно в ритм Совершенного Сердца, которое вмещает вас всех? Так закончу на сердце, пусть женщина утвердится на этом великом символе преображения всей жизни и устремится к подвигу духовного перерождения всего человечества. Матерь – жизнь дающая, жизнь охраняющая, пусть станет Матерью Ведущей, Одаряющей и Всепринимающей (01.03.1929).

Рерих Н.К. Превыше гор. 1924Необходимо пробудить в самой женщине великое уважение к своему началу, к осознанию своего великого назначения как носительницы высшей энергии. Ведь именно интуиция женщины снова должна, как в лучшие времена истории, вести человечество по пути прогресса. А сейчас с глубокою скорбью и подчас с непередаваемым стыдом приходится видеть, до чего унижает себя женщина в своем единственном желании добиться поклонения сильного пола, забывая, что всегда и во всем ценится лишь то, что малодоступно.

В женщине заложено качество самоотверженности, но нужно, чтобы эта самоотверженность не ограничилась лишь узким пониманием домашнего очага, часто лишь потворствуя эгоизму семьи, но прилагалась бы в мировых масштабах. Считаю, что женщина должна быть даже образованнее и культурнее мужчины, ибо именно она закладывает первые понятия государственности в своей семье  (17.05.1937).

Мы не желаем творить суфражисток [разновидность феминизмаЛ.У.] но лишь полезных тружениц на всех жизненных поприщах в строительстве родины и культурного объединения всех стран (17-19.03.1938). Я так верю в женский здравый смысл, в женский магнетизм, в женское сердце и способность к самоотверженному труду. Не забудем, что заповедано женщине спасти мир (12.07.1946).

Женщина – мать и жена, свидетельница развития мужского гения, может оценить все великое значение культуры мысли, знания. Но как достичь истинного знания, спросят вас? Скажите – это знание лежит в вашем духе, в вашем сердце, сумейте разбудить его. Устремление к Красоте будет ключом к нему. Знание это лежит в каждом устремлении к Общему Благу (13.10.1930).

Мать, лишенная культуры мысли, этого венца человеческого существования, может способствовать лишь развитию низших проявлений человеческих страстей. (1.03.1929). Как ограничен кругозор нашего среднего обывателя!.. Ужас берет перед этим нивелированием, принижением по уровню отживающего сознания или по уровню мещанства невежества, мещанства духа, мещанства сердца и мещанства мысли! Душно становится на Земле, ибо зараза мещанства и приниженности насытила всю атмосферу вокруг Земли, низкие мысли уже впитываются с [молоком] матери. Истинно, величайшие катастрофы собираются над нашей планетой. Лишь примкнувшие к Светлому Строительству спасены будут   (2.01.1934).

Путь женщины был путем самопожертвования, путем подвига и непрестанного Давания. И женщине придется вооружиться мужеством, и, прежде всего, закалить сердце свое от неразумного даяния, ибо во всем нужно соблюсти Золотое Равновесие. Женщина должна утвердить себя, и потому Меч Духа дается сейчас именно в руки Женщины (8.03.1935).

Рерих Н.К. Оттуда. 1936Правильное понимание великого таинства, уважение к Женскому Началу переродят Мир. Люди должны понять Божественность Любви в ее высочайшем проявлении и также находить здесь, на Земле, ее отображения. Лишь любовь выявляет все скрытые огни, так, в основе каждого творчества лежит великое притяжение, великая любовь. Все в Мире зависит от любви и держится любовью. Любовь должна вести к высшему постижению (9.01.1935).

В роковые и неизбежные периоды, когда нравственность особо понижается, необходимо все силы духа направить на самоусовершенствование (26.01.1939).

Всегда знала врожденную чистоту русского характера, русской души. Циничное отношение к женщине, умаление и унижение ее возможны только среди народов уходящих. У меня одна молитва – это чтобы Россия соблюла свою вновь обретенную чистоту и не заразилась бы язвой пошлости и растления, разъедающей целые страны (15.10.1944).

 

О ВОСПИТАНИИ

Мало кто не сознает сейчас, что все благосостояние страны, как духовное, так и материальное, зависит от основ, заложенных в сознание детей (15.01.1932).

Вы спрашиваете меня о методах воспитания на примере моих сыновей. Они были очень просты. И главным образом заключались в том, что с самого раннего детства, почти младенчества, им внушалась любовь к Природе, к книге, к искусству. Правильный выбор книг и наставников дал им прекрасную основу и помог очень рано определить их наклонности и дарования. Так, уважение к знанию и труду, художественная, культурная обстановка, дисциплина, заложение первых основ нравственного характера в понимании исполнения долга и личной ответственности и, главное, пример великого отца дали им возможности сравнительно рано начать проявлять свой большой врожденный потенциал (27.06.1935).

Книги, повествующие о подвигах и героях, особенно насущны. В связи с этими книгами легко можно углубить сознание ребенка и уберечь его от главного проклятия нашего времени, разъедающего все строительство, все продвижение человечества, именно против легкомысленного отношения к самым священным принципам, против поверхностного мышления, в силу которого все строение жизни строится на песке. Учите детей понимать значение каждой мысли, каждого поступка, каждого проявления Природы и глубине и непреложности ее законов, тяжко карающих нарушителя (15.01.1932).

Так важно со школьной скамьи знакомить детей с голгофой всех мучеников науки и мысли и, главное, с теми тяжкими последствиями, которые пожинало человечество из отказа своевременно принять то или иное научное открытие, то или иное расширение умственного кругозора. Забота о расширении сознания и соответствующем кругозоре должна стать основою и целью воспитания, иначе человечество не выйдет из полосы самоистребления, разрушительных восстаний и войн (17.03.38).

Многие высокие понятия совершенно вышли из обихода и заменились житейскими формулами легкого достижения пошлейшего благополучия и такой же известности.

По истории знаем, что каждая великая эпоха была отмечена приливом мощной волны почитания героизма во всех его проявлениях. Ознакомление с самоотверженными жизнями всех веков и народов помогает детям осознать величие человеческого достоинства и назначения и научает их любить самоотверженный подвиг.

Следует преподавать детям уроки высокой нравственности именно из жизни героев или в форме рассказов, этим же способом открываются им и законы природы. Накопленная мудрость веков может быть представлена им в самых простых формах, и, таким образом, приоткроется много новых далей. Конечно, еще лучше запоминаются такие уроки, когда они преподносятся детям в виде маленьких пьес (19.04.1938).

Каждая мать должна воспитывать в сердцах детей своих любовь к подвигу, героизму и самоотвержению во благо человечества. Это не есть восхваление войны в ее одном и прямом смысле, но можем ли мы обманывать себя, что мы не живем среди самой страшной и губительной войны всех видов и часто война духовная гораздо ожесточеннее всякой войны в обычном ее понимании. Вот почему так важно воспитывать мужество и бесстрашие (19.06.1933).

Рерих Н.К. Труды Богоматери. Madonna Laboris. Эскиз. 1933Значение и влияние книги на юношеское сознание не поддается измерению, ибо оно безгранично. Эта область должна была бы явиться предметом особой, исключительной заботы государства. Часто первые прочитанные книги дают толчок и направление всему дальнейшему развитию мышления. Сколько исковерканных жизней, сколько преступлений, совершенных малолетними, если проанализировать их мышление, окажутся лишь следствиями прочитанных ими книг или драк и преступлений, увиденных в кино! (19.04.1938). Сейчас это самый насущный вопрос, ибо не только детское, но и все последующее умозрение будет носить отпечаток этих первых и потому неизгладимых впечатлений. И как часто хорошая книга выправляла многие недочеты семейного быта! (15.01.1932).

Воспитание от ранних лет будет закладывать понимание основ бытия, назначения и роли человека в мироздании и тем даст новое направление всему мышлению, следствием чего явится расширение горизонта во всех областях жизни. И только тогда можно будет ожидать искоренения многих вреднейших привычек и предрассудков, ставших обычаем, и пошлейших устремлений и занятий, являющихся главным злом и причинами происходящего массового разложения и безумия. Считаю самыми страшными явлениями всемирное увлечение роскошью и чудовищный рост ее неотъемлемой спутницы пошлости [8], которая уже возложила на себя всякие «королевские» диадемы. Червь пошлости опасен именно своею ничтожностью: легко проникая всюду и незаметно, он быстро размножается и покрывает собою даже здоровую ткань (23.04.1938).

Именно, всем нашим существом, всеми силами души будем поддерживать добро и бороться со злом, бороться как с тем злом, которое живет вне нас, так и с тем, которое гнездится в нас самих. Зло – всегда зло, независимо от локализации его. Будем помнить, что это грозная борьба, которую суждено вести человеческому духу за дорогое ему стремление к истине и совершенству. Именно, как говорит наш [Н.И.] Пирогов, «следует придавать воспитанию большее жизненное значение, нежели образованию», и в этом он глубоко прав. Но в обиходе слово «воспитание» приняло самое уродливое ограничение в понимании приобретения хороших манер и обучения спорту. Воспитание прежде всего касается всей внутренней сущности человека, всего его характера и есть внесение основ Этики в детское сознание с возможно ранних лет (26.01.39).

Мне очень хотелось бы, чтобы Вы сильнее подчеркнули труд как главный фактор воспитания духа, причем указали бы главным образом на значение качества его. Также на совершенную необходимость умственного труда, ибо, если пот физического труда питает землю, то пот умственного труда претворяется лучами солнца в Прану и дает жизнь всему сущему. При осознании этого значения умственного труда явится и должное уважение к мыслителям, ученым и прочим творцам. Лишь умственный труд дает нам и расширение сознания, и тем приобщает к дальним мирам, ко всему Космосу. Именно нужно воспитывать в себе радость беспредельному совершенствованию (11.10.1935)

 

О КУЛЬТУРЕ

Возрождение всегда там, где проявляется интерес к духовной Культуре, разложение там, где цивилизация вытесняет понятие Культуры, занятая изготовлением всевозможных роботов (3.05.1934) Цивилизация вытеснила понятие Культуры, и многие не понимают, что можно быть цивилизованным дикарем. Упускается из виду, что наслоения Культуры накапливаются веками, но цивилизация может быть создана в одно десятилетие (5.09.1935).

Люди увлеклись цивилизацией, и она показала им свой ужасающий, мертвящий лик в беспощадной механизации жизни и сердца человеческого. Теперь черед за Культурой, но пусть она будет понята во всей ее утонченности и красоте. Воспитание сердца и нового широкого мышления, основанного на героизме, дружелюбии и красоте, уявит новое поколение, которое утвердит примат духа (27.04.1945).

Ведь Культура не может быть лишь каким-то условным внешним действием. Она живет в сердце человека, и потому первым качеством ее будет сердечность. Если человек будет читать духовные и культурные заветы, а сам будет становиться черствым и злобным, то, значит, не «в коня был корм» (31.12.1936). Да, произносить слово «Культура» – одно, а понимать, что есть культура, и быть культурными людьми – совершенно другое (7.10.1935).

Н.К. [9] поместил в статью замечательное определение культуры, так он говорит: «Невежественный человек сначала должен стать цивилизованным, потом образованным, став образованным, он делается интеллигентным, затем следует утонченность и осознание синтеза, которое завершается принятием понятия культуры».

Ни один узкий специалист, как бы ни была высока его специальность, не может называться носителем культуры. Культура есть синтез, культура прежде всего понимает и знает основы Бытия и пути строительства (29.05.1931).

Культура есть стремление к утончению, к Красоте, к совершенствованию; и сам процесс совершенствования не есть ли стремление к Идеалу? (2.09.1946).

Кто-то сказал, что История культуры есть История Любви, и он был глубоко прав, ибо Культ Ура в основе своей есть Культ Огня или Любви к Красоте, созданной той же Любовью (12.06.1944).

Люди не хотят понять истинного значения искусства и высшего знания для утончения человеческого организма и, следовательно, общей эволюции. Для них культура заключается лишь в сомнительного качества развлечениях (8.01.1944).

Нельзя продолжать воспитывать новые поколения на суррогатах Культуры. Всякий суррогат есть ложь, но лживые основы не могут уявиться устоями, и потому саморазрушение и самоистребление неминуемо (2.09.1946)

Забвение великих основ культуры приводит к гибели (21.11.1930). Пусть женщины и все молодое поколение встанут на защиту культуры. Не могут страны жить без этого творящего жизнедателя, разложение неминуемо там, где угасает этот культ-ура (3.05.1931).

Рерих Н.К. Мадонна Орифламма. 1932Что может быть выше и прекраснее сотрудничества на великое культурное Благо народов?! (24.02.1930). Знамя Мира, Единение Женщин во имя Новой Эры Культуры есть две гигантские исторические задачи. Несите Знамя Культуры и светлые, данные Вам утверждения. Широко сейте всё данное Вам. Главное, не бойтесь никаких вражеских обвинений, ибо все наши начинания на благо человечеству и не имеют в себе ничего разрушительного или личного (30.06.1931).

Великое никогда не входило в мир при фанфарах и ликованиях, но всегда в трудах, страданиях и при осмеянии невежеством, но мы доживем и до утверждения Культуры во главе нового Строительства (27.09.1946)

Итак, будем утверждать Культуру и Знамя ее – Знамя Мира. Культура в основе своей есть Эволюция, отрицая Культуру, заменяя ее технократией, мы отвергаем эволюцию и нарушаем Космический Закон (27.09.1946). Не может человечество процветать без Знания и величия Культуры.

Когда страны на пути к разрушению, то даже малодуховные должны понять, в чем заключается восхождение. Истинно, спасение в Культуре. Так Знамя Мира несет лучшее будущее. Пусть поймут люди Знак Спасения. Знамя Мира, как Маяк в бурю. И посев Культуры, как противоядие! События помогут движению Культуры развиться как последнему прибежищу. Пусть никто не считает это движение не новым, оно будет порогом Нового Мира  (14.08.1946).

Рерих Н.К. Агни-Йога. Проект фрески. 1928Объявление конкурса сочинений в школах на тему: «Почему каждая страна должна охранять сокровища Культуры» – прекрасная мысль и следует осуществить ее [10] (21.12.1950).

Каждый жизненный подвиг на благо человечества безмерно усиляет мощь радости бытия. Она порождает и ту торжественность, которая так повышает всю атмосферу в окружении нашем (27.08.1937). Следите за чистотою мыслей, ибо соблюдение чистоты помыслов – как озон (7.01.1931).

Итак, родные, продолжайте свое доброе дело, защищайте Культуру именно добрым словом и поощрением каждого труда на пользу и защиту Культуры как биологической, жизненной основы Бытия. Мир не может существовать без осознания значения культурных достижений, и эта аксиома должна быть запечатлена с самого раннего детства в нарождающемся поколении (24.03.1944).

 *    *    *

Мировоззрение, содержащееся в творческом наследии Елены Ивановны Рерих, неразрывно связанное с философско-художественным творчеством Н.К.Рериха, имеет немало точек соприкосновения с современным научным знанием, однако, как отмечают ученые,  по ряду вопросов Рерихи шагнули далеко за пределы науки. Сегодня изучение богатейшего философско-этического наследия Е.И.Рерих становится возможным благодаря значительному числу научных публикаций о ее творчестве, что имеет особое значение для современной педагогической науки и практики.

 

ЛИТЕРАТУРА

Беликов П.Ф., Князева В.П. Рерих. – 2-е изд. – М.: Мол. Гвардия, 1973. – 256 с.

Ключников С.Ю. Провозвестница Эпохи Огня: [Повесть-исследование о Е.И.Рерих]. Новосибирск: Изд-во дет. лит.; Сиб. отд., 1991. – 150 с. URL: https://roerich-lib.ru/provozvestnitsa-epokhi-ognya

Шапошникова Л.В. Сотрудница Космических Сил: сб. ст. / Сост. Т.О.Книжник – М.:МЦР; Мастер-Банк, 2009. – 288 с. URL:  https://roerich-lib.ru/o-zhizni-i-tvorchestve-semi-rerikhov/e-i-rerikh-zhizn-i-tvorchestvo

Великий облик: Сб.ст. к 130-летию Е.И.Рерих. – Тверь: Изд-во Герс, 2009. 288 с.

Материалы Международной научно-общественной конференции «130 лет со дня рождения Е.И.Рерих». 2009. – М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2010. – 656 с. URL: https://roerich-lib.ru/130-let-so-dnya-rozhdeniya-e-i-rerikh-2009

 


[1] Подробнее см. сайт «Выдающиеся соотечественники» https://roerichs-family.ru

[2] Книжник Т.О. Творящая во благо человечества // Культура и время. – № 3. – 2009. С. 18-29.

[3] Книжник Т.О. Елена Ивановна Рерих. М.: МЦР,  Мастер-Банк, 2012. С.6

[4] Рерих Н.К. Листы дневника. Том 2. М.: МЦР, 2000. С. 448–449

URL: https://roerich-lib.ru/n-k-rerikh/n-k-rerikh-2/898-sorok-let

[5] Рерих Н.К. Листы дневника. Том 2. М.: МЦР, 2000. С.161. URL:  https://roerich-lib.ru/n-k-rerikh/n-k-rerikh-2/1127-lada

[6] Великий облик: Сб.ст. к 130-летию Е.И.Рерих. – Тверь: Изд-во Герс, 2009 – С.32-34.

[7] Шапошникова Л.В. Рерихи. // Огонек. – 1989. – № 43. URL: https://roerich-lib.ru/protect-t-1/dlya-naroda-russkogo-my-trudilis/5876-rerikhi

[8] Пошлый – низкий, ничтожный в духовном, нравственном отношении, чуждый высших интересов и запросов; безвкусно грубый, примитивный, недалекий (примеч.ред.).

[9] Н.К. - Николай Константинович Рерих.

[10] Конкурсы сочинений на эту тему проводятся в школах Санкт-Петербурга – см. творческие работы школьников на сайте «День Культуры» https://culturaspb.ru

 

Материал подготовила
Уварова Л.И.,
ответственный редактор общественного
научно-просветительского журнала «Педагогика Культуры»

 


Метки: Рубрика: Выдающиеся соотечественники

Печать E-mail

Просмотров: 664