Заметки о выставке картин Н.К. Рериха в Третьяковской галерее
В 2024 году 9 октября будет отмечаться юбилейная дата – 150 лет со дня рождения Николая Константиновича Рериха. Художник и археолог, писатель и философ, путешественник и деятель культуры, автор знаменитого Пакта защиты культурных ценностей, он прославил Россию. Его имя золотыми буквами вписано в историю мировой культуры. Во многих странах ценят картины Николая Константиновича Рериха, интересуются его творчеством, заслуженно называют «мастером гор».
Выставка, открывшаяся в октябре 2023 года в Третьяковской галерее, посвящённая творчеству Н.К. Рериха, явилась важным событием в культурной жизни России, стала источником открытий и размышлений. Некоторыми из них поделимся на этих страницах.
За последние 65 лет выставок работ Н.К. Рериха на государственном уровне в таком масштабе и такого содержания в России не было. На выставке экспонируется 150 предметов, в том числе картины разных периодов, собранные из 18 музеев нашей страны, иконостас из Перми, отреставрированный декоративный занавес к спектаклю «Половецкие пляски», документы, письма, фотографии, личные вещи. В размещении экспонатов научные сотрудники применили комплексный системный подход, разделив экспонаты на три тематические части: 1. Полотна, написанные в России; 2. Картины, созданные во время Центрально-Азиатской экспедиции; 3. Театральные декорации и костюмы, созданные Н.К.Рерихом. Каждую часть, в свою очередь, разбили на подтемы и тем самым создали некоторую обобщенную картину представления о художественном творчестве выдающегося мастера.
Охранным Знаком Культуры Пакта Рериха при входе организаторы подчеркнули значимость и необходимость сохранения культурных ценностей.
Такая продуманность оставляет приятное впечатление, и важным моментом стало то, что выставка разбивает миф о Рерихе как о мистике, хотя понятно, что творческих людей такой величины всегда сопровождают вымыслы. В своей статье «Мистицизм»[1] Николай Константинович Рерих пишет об отношении к мистике, о неприятии всего туманного, неопределённого, о том, что он всегда стремился к реальности и достоверности, но при этом признавал, что существует ещё много непознанного, пока необъяснимого, но которому следует найти объяснение. Впрочем, в начале XX в. многие известные люди, учёные, увлекались спиритизмом и искали этому явлению объяснение, например, Менделеев, Бехтерев, с которыми Рерих был знаком. Организаторы выставки не делают на этом акцент, они показывают Н.К. Рериха как художника, театрального декоратора, но обойти тот факт, что он был ученым-исследователем и художником, невозможно – об этом свидетельствуют его картины и страницы биографии его жизни.
Николай Константинович был археологом и историком. Археологией он увлекся ещё в детстве и добился в этой области больших результатов. Академик А.П. Окладников высоко ценил его как учёного: «И как археолога Н.К. Рериха по праву нужно числить в ряду крупных исследователей русской археологической науки»[2]. Николай Константинович собрал коллекцию, составлявшую 100 тысяч предметов из кремня, янтаря, полудрагоценных камней, и представил её во Франции на историческом конгрессе в 1905 году. Коллекция вызвала сенсацию среди ученых-историков других стран. Русская археология была представлена впервые на международном конгрессе именно Рерихом[3].
Как археолог он пользовался разными историческими источниками: летописями, писцовыми книгами, архивным, этнографическим, фольклорным материалом, и применял эту информацию в своем художественном творчестве, в написании картин серии «Русь изначальная». В этом кроется один из секретов достоверности его картин. На многих полотнах мы видим, с какой любовью выписаны валуны, камни, холмы, земля, покрытая цветами и травами, ведь к земле и её красоте он прикасался своими руками, пропускал её красоту через своё сердце. Образ родной земли, любовь к ней позволила ему полюбить всё человечество.
На выставке представлен монументальный «Богатырский фриз», явивший незабываемый образ земли русской в панно на былинные сюжеты, созданное для петербургского Дома промышленника Ф.Г. Бажанова в 1910 году. Организаторы выставки воспроизвели пространство размещения панно в размере бывшей столовой, которую когда-то украшала эта работа. Раздробленное на части в ином пространстве, ранее оно так не смотрелось, как на этой выставке. Панно производит большое впечатление своей поэтичностью, целостностью и образностью. Оно состоит из 12 полотен холста, на которых темперой в зелёных, синих, розовых, охристых тонах написано 8 сюжетных композиций. Чтобы собрать их в такой единый образ земли русской, нужно быть не просто монументалистом – необходимо владеть целостным системным подходом в решении поставленной задачи, владеть синтезом.
Отправной точкой осмотра панно является фигура Бояна, сказителя былин. Если отвести взгляд вправо от фигуры Бояна, то мы увидим в фигурах витязя и его дружины защитников земли русской, далее композиционно пахарь-труженик Вольга возделывает землю. Проёмы для окон в столовой были оформлены растительным узором – в экспозиции он воспроизведён в условном пространстве колонок. На третьей стене изображены торговые корабли, приплывшие к стенам древнего города.
На четвёртой стене раскрывается извечный сюжет былин о борьбе добра и зла. Былинный богатырь, подняв лук, посылает свою стрелу навстречу злу – она летит мимо русских городов и попадает в глаз Соловью-Разбойнику, сидящему в сторожке. Если вспомнить, что сторожки обычно ставили на границе государства, то в образе Соловья-Разбойника читается завистливый сосед, мечтающий захватить и разграбить землю русскую.
Идея панно Н.К. Рериха актуальна как никогда! России сегодня нужно освободиться от зависимости, вернуть свой суверенитет, вспомнить о своих культурных традициях, духовных основах – о своём Достоинстве. Мы поём славу подвигу, труду, красоте земле русской, мы открыты к сотрудничеству с другими странами, мы стоим на защите добра и можем дать отпор злу. В этом наше достоинство. Так можно трактовать образ земли русской, мастерски созданный Н.К. Рерихом.
Н.К. Рерих не только стремился передать в картинах реальность и достоверность, он искал такое сочетание приёмов, техник, которое могло передать мысли, чувства во всём объеме. Поиск синтеза сопровождал его всю жизнь, впрочем, как и многих художников периода модерна.
Он входил в группу художников «Мир искусства», одно время возглавлял её. Поиск нового, совершенного был главным направлением творчества в его жизни. Не всем удавалось воплотить идею целостности в таком масштабе, как Рериху. Для Николая Константиновича синтез был доступен и стал вершиной его творчества. Прежде чем стать «мастером гор», он стал мастером синтеза разных направлений в искусстве.
Примером синтеза византийского письма и техники итальянских мастеров XIII века является иконостас в позолоченном тонком убранстве из Пермской художественной галереи. Иконостас был выполнен по эскизам Н.К. Рериха для Казанской церкви-усыпальницы семьи Каменских в Успенском женском монастыре в Перми в 1907 г. Каждый лик святого на иконостасе неповторимо индивидуален, а сочетание красных, коричневых тонов с золотом напоминает нам мастерство русских иконописцев. И воспринимается он как единое целое. Тонкостью письма привлекает внимание икона архангела Гавриила, доставленная из Екатеринбурга. На выставке представлены знаменитые талашкинские росписи, мозаика, много вариантов святого образа Спаса Нерукотворного. Перед одним из них было невозможно не задержаться; на нас смотрят не просто строгие глаза Спасителя, но сама правда и Истина. Запомнилось изречение Н.К. Рериха: «Лик – грозный, Лик – благостный, Лик – радостный, Лик – печальный, Лик – милостивый, Лик – всемогущий. Все тот же лик, спокойный чертами, неизмерим по глубине выражений: чудотворный Лик»[4]. Такие слова мог написать человек, воспитанный в традициях православной культуры, впитавший с детства её духовные ценности, среди которых была всеобъемлющая любовь и почитание Высшего, преклонение перед красотой.
Хочется обратить внимание ещё на одну картину, которую можно увидеть на выставке. Это большое полотно «Сокровище Ангелов» (1905), написанное темперой и маслом. Оно представляет собой сочетание и взаимопроникновение традиций западного и восточного искусства, кажется монументальной фреской или мозаикой. Узоры русских книжных миниатюр с птицей Сирин, плоские фигуры ангелов, как на иконах. Их много, они на страже заветного камня с таинственными знаками. «Ангелы стерегут драгоценный краеугольный камень мироздания, в котором заключено и добро, и зло – символы чего начертаны на камне», – так автор поясняет смысл картины[5]. Полотно долгое время было за границей, вернулось в Россию в 2008 году и до выставки украшало «Дворец конгрессов» в Стрельне под Петербургом.
Можно много рассказывать и описывать другие картины, но конечно лучше увидеть своими глазами. Ни одна репродукция не может передать очарования подлинного искусства. Н.К. Рерих был мастером создания целостных, ярких, символичных, впечатляющих образов. Особенно много их в восточной серии картин, но есть смысл вернуться к периоду его жизни в России, потому, что именно здесь зарождалась его уникальная способность достигать вершины творчества, под которой мы понимаем синтез, и обратить внимание ещё на одну сферу деятельности художника.
Н.К. Рерих много работал для театра, создавал эскизы для костюмов, декорации к спектаклям. С 1905 по 1944 год сотрудничал с театрами Санкт-Петербурга, Москвы, Парижа, Лондона и других городов мира. Театр по своему существу является синтетическим видом искусства – здесь для художника был большой простор для творчества. На выставке можно полюбоваться театрально-декоративными произведениями, среди которых эскизы: «Палаты Берендея» (1912), «Дворец в Леденце» (1919) и др.; он неоднократно обращался к таким произведениям, как «Снегурочка» по пьесе А.Н. Островского, «Князь Игорь» А.П. Бородина. Особенно плодотворным было сотрудничество с С.П. Дягилевым в знаменитых «Русских сезонах», постановках русских опер и балетов на парижской сцене.
После открытия выставки в Третьяковской галерее пресса отметила: «Сенсацией выставки стала первая демонстрация для публики великолепного театрального задника, выполненного Николаем Рерихом в 1908 году для балета "Половецкие пляски", который ставился в Париже в рамках первого сезона знаменитой антрепризы "Русский балет Сергея Дягилева".
Размер грандиозного полотна 10х23 м. Отныне этот экспонат является самым крупным произведением в собрании Третьяковской галереи. Он был приобретен музеем и транспортирован в Москву из-за рубежа в 2021 году. На протяжении многих десятилетий декорация хранилась накатанной на вал, и теперь нуждается в масштабном восстановлении. Первый этап реставрации полотна завершился к выставке Николая Рериха».
Осматривая этот грандиозный экспонат выставки, невольно подумалось, что он свидетельствует о том, как С.П. Дягилев и Н.К. Рерих в начале XX века открывали красоту и самобытность русского искусства Европе, и она рукоплескала им.
Пора России вспомнить и возродить своё Достоинство! Третьяковская галерея сделала серьёзный шаг к этому, раскрыв величие художественного мастерства Н.К. Рериха.
[1] Рерих Н.К. Обитель света. – М.: Международный Центр Рерихов, МП «ЭКОС», 1992. – URL: https://roerich-lib.ru/n-k-rerikh-obitel-sveta/321-mistitsizm
[2] Лазаревич О.В., Молодин В.И., Лабецкий П.П. Н.К.Рерих-археолог. Новосибирск: ИАЭт СО РАН. 2002.
[3] Шапошникова Л.В. Ученый, мыслитель, художник. – М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2006.
[4] . Рерих Н.К. Русское искусство // Н.К. Рерих. Химават. Сб. статей. – Самара: Агни, 1995.
[5] Огонёк. – 1909. – 28 марта/ 10 апреля. – № 13.