Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Фролов Виктор Васильевич,

доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных и социальных дисциплин

Технологического университета имени дважды Героя Советского Союза,

летчика-космонавта А.А. Леонова, г. Королев, Московская область,

заместитель председателя ученого совета Международного Центра Рерихов,

председатель проблемной группы «Русский космизм» при РФО

  

Международный Красный Крест и Пакт Рериха:
созвучие возможностей в защите человека и культурных ценностей

Вместо введения

В настоящее время мировое сообщество находится в глубоком кризисе. Многие люди поневоле начинают задумываться о его причинах. Одни считают, что корень зла в неустойчивости доллара, который обеспечивает финансовые интересы транснациональных корпораций, другие стремятся отыскать истоки возникших перед миром проблем в слабости политических лидеров, стоящих во главе стран и народов, а кто-то пытается найти поддержку у всякого рода астрологов и предсказателей. Между тем события разворачиваются, как снежный ком, взламывая отношения между странами и вынуждая людей переносить неимоверные страдания.

О причинах такого рода событий, посещавших человечество, достаточно часто и особенно в двадцатом столетии, задумывались многие философы, ученые и деятели культуры в разных странах мира. Одним из них был наш великий соотечественник – мыслитель, художник, путешественник и общественный деятель Николай Константинович Рерих, приложивший титанические усилия по внесению в культурное пространство человечества Пакта в защиту культурных ценностей. Рерих понимал, что основой существования человека и развития человечества является культура, которая выступает духовной основой развития общества. Руководствуясь такой позицией, Рерих в результате кропотливой и многолетней деятельности разработал Международный Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха).

Проект этого Договора в 1930 г. Рерих разослал правительствам всех стран, а также в их научные, художественные и образовательные учреждения, а 15 апреля 1935 г. в Белом Доме Соединенными Штатами Америки и представителями 21 американской республики Договор был подписан. Сегодня идеи Пакта актуальны как никогда, ибо культура волею судьбы оказалась на обочине общественного развития. Культура не только затаптывается кованым сапогом войны, памятники культуры сознательно разграбляются и разрушаются, а на имена многих культурных деятелей набрасывается тень ложных домыслов и клеветы. Те, кто это делает, не понимают, что тем самым они разрушают не только главные условия развития человечества, но и самые основы своей собственной жизни, так как культура является источником духовной силы и энергии человека, без которой он утрачивает облик существа мыслящего, чувствующего и действующего на благо народов.

Сегодня наше Отечество в опасности! Для его защиты и охранения нужно защищать не только границы государства, его города и села, российских граждан. В защите нуждается и культура, прежде всего потому, что она представляет собой источник духовной силы нашего народа. Она живет в наших сердцах, душах и умах. Главное здесь – любовь к Родине, любовь к человеку, любовь к семье, культурным ценностям народов России.

Рерих создавал Пакт не на пустом месте. Этому важнейшему событию в истории мировой культуры предшествовала огромная работа Мастера по изучению культурного наследия разных народов и прежде всего народов России.

Одним из источников создания Пакта стало для Рериха общественное гуманитарное движение Международного Красного Креста (МКК). В настоящей статье рассматриваются внутренние созвучия этого гуманитарного движения и Пакта Рериха в защиту культурных ценностей. При этом делается акцент на том, что конечной целью отмеченных направлений защиты культурных основ существования человечества является духовное совершенствование человека.

*    *   *

Сегодня Россия оказалась в ситуации исторического выбора: либо продолжать апробировать, находящиеся в кризисе экономические отношения западного общества, заодно перенося на национальную почву массовую культуру Запада, либо постараться выйти к новому пониманию человека и общества, основой развития которых является их духовная, культурная сторона. От того, какой путь изберут Россия и другие страны, зависит будущее человечества.

История XIX и XX веков при внимательном рассмотрении содержит ответ на этот вопрос. Россия и человечество в целом могут выбрать только вариант культурного развития, иначе их ждет саморазрушение. Над спасением человека более ста лет назад уже думали выдающиеся подвижники культуры, которые выдвинули жизненно важные для человечества идеи и создали общественные движения в защиту человека и культурных ценностей.

Важную роль в решении обозначенной задачи играют два общественных гуманитарных движения – Международный Красный Крест (далее – МКК) и Пакт Рериха в защиту культурных ценностей с его символом – Знаменем Мира. Рассмотрим созвучие возможностей этих движений в защите человека и культурных ценностей.

Международный Красный Крест возник в 1863 по инициативе великого гражданина Швейцарии Анри Дюнана. Это было время обострения межгосударственных противоречий и усиления войн, подвергавших многие тысячи людей страданиям и лишениям.

Движение в защиту культурных ценностей было инициировано выдающимся русским художником, ученым и мыслителем Николаем Рерихом в 1903 году, а сам Пакт в защиту культуры – в 1929-м. Время это, принесшее человечеству множество бедствий, также было очень неспокойным. В конце XIX и начале XX вв. Н.К. Рерих совершал экспедиции по старинным городам России и стал свидетелем плачевного состояния культурных памятников. Наряду с этим он все больше понимал, что без культуры у человечества нет будущего и поэтому культуру надо сохранять. Сам Николай Константинович связывал начало движения в защиту культурных ценностей именно с 1903 годом, когда в Обществе архитекторов он сделал доклад об объединении сил для охраны памятников старины.

Иными словами, как у МКК, так и у Пакта Рериха, была как бы общая историческая судьба, так как они возникли и развивались примерно в одну ту же историческую эпоху – эпоху нарастания мировых противоречий и упадка культуры. К сожалению, негативные тенденции той эпохи не только сохранились сегодня, но и нарастают с особой силой. Поэтому возникновение этих движений было очень своевременно и жизненно необходимо для человечества, и еще более эти движения необходимы в наше время, когда войн меньше не стало, а культурные ценности и деятели культуры выведены на задворки общественного развития. Таким образом, эта общая историческая судьба как бы объединяет МКК и Пакт Рериха, что усиливает их возможности в защите человека и культуры.

Годы возникновения движения МКК и Пакта Рериха были несколько разнесены во времени – это период порядка 70 лет.Международный Красный Крест за это время смог накопить очень важный опыт работы в условиях военных действий по помощи раненым и семьям без вести пропавших родственников. И для разработки Рерихом идей Пакта и Знамени Мира этот опыт был очень важен как в содержательном, так и в этическом плане.

В этой связи Рерих писал, что «несомненность нашей мировой идеи [то есть идеи Пакта – В.Ф.] подтверждается существованием Красного Креста» [1, с. 110]. И отнюдь неслучайно Рериху даже довелось весьма активно сотрудничать с одной из благотворительных организаций Красного Креста в России – Общиной Святой Евгении, основанной в 1893 году для помощи бедствующим сестрам милосердия. Он, к примеру, безвозмездно передавал свои работы издательству Общины, которое выпускало открытки, и участвовал в устроении этой Общиной благотворительных выставок. Итак, Рерих опирался на опыт МКК как в формировании своих идей, так и для убеждения в необходимости Пакта как международного проекта.

Международному Красному Кресту и Пакту Рериха присущи общие гуманистические цели, ясное осознание которых, так же как и общая историческая судьба, повышает эффективность МКК и Пакта в защите человеческой жизни и ее духовной, культурной основы. «Если Красный Крест, – пишет об этом Рерих, – печется о телесно раненых и больных, то наш Пакт ограждает ценности гения человеческого, тем охраняя духовное здоровье» [1, с. 110]. Таким образом, Рерих показывает, для МКК и Пакта главной ценностью является человек, взятый в единстве его физической и духовной сторон.

У МКК и Пакта обнаруживается один и тот же юридический подход, в основе которого лежит принцип нейтральности в отношении как к имуществу и личному составу МКК, так и в отношении к культурным ценностям, которые берет под охрану Пакт Рериха.

Приведем статьи первого юридического договора Международного Красного Креста – «Конвенции по улучшению участи раненных в армиях в поле» (Женева, 22 августа 1864):

«Статья 1. Медицинские пункты и военные госпиталя должны быть признаны как нейтральными, и также, защищены и должны уважаться воюющими сторонами, пока в них размещаются раненные и больные. <…>

Статья 2. Персонал госпиталей и медицинских пунктов, включая штаб квартирмейстеров, медицинские, административные и транспортные службы, и священники, должны пользоваться тем же самым нейтралитетом при исполнении служебных обязанностей, и пока там остаются любые раненные, нуждающиеся в доставке или помощи» [2] .

Принцип нейтральности заложен и в Пакте Рериха.

В I-й статье «Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» (Пакта Рериха) отмечается:

«Исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения считаются нейтральными и как таковые пользуются уважением и покровительством воюющих сторон.

Таким же уважением и покровительством пользуются сотрудники вышеназванных учреждений.

Такое же уважение и покровительство распространяется на исторические памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения как во время войны, так и в мирное время» [3, с. 514-515].

Во II-й статье сказано:

«Нейтралитет, покровительство и уважение, которые должны быть предоставлены памятникам и учреждениям, упомянутым в предыдущей статье, признаются на всех территориях как объекты суверенитета каждого из подписавшихся и присоединившихся государств, независимо от государственной принадлежности указанных памятников и учреждений. Соответствующие правительства согласны предпринять необходимые меры в области внутреннего законодательства своих стран для обеспечения такого покровительства и уважения» [3, с. 515].

Таким образом, в основе деятельности и МКК, и Пакта Рериха лежит указанный в вышеприведенных документах юридический принцип нейтральности.

Наконец, один и тот же подход избран Международным Красным Крестом и Пактом Рериха в отношении обозначения средств и объектов охраны. Они должны обозначаться особыми отличительными знаками – флагами. У ММК – это флаг с изображением красного креста. Дополнением к такому флагу служит нарукавная повязка также с изображением красного креста. Принятие этих обозначений зафиксировано в Статье 7 Женевской конвенции 1864 года. У Пакта Рериха также есть свой флаг, который называется Знамя Мира и «имеет на белом фоне в круге три соединенные амарантовые Сферы как символ Вечности и Единения» [4, с. 35]. Этот флаг применяется в соответствии со Статьей III Пакта Рериха.

       peace banner

Таким образом, у МКК и Пакта Рериха не только много созвучий в средствах защиты культурных ценностей, но много сходного и родственного в выполнении их гуманистической миссии – защите культуры в самом широком смысле этого понятия, а, в конечном счете – защите необходимых условий жизни людей и человеческого достоинства. Неслучайно Н.К.Рерих так высоко ценил саму идею и практическую деятельность Международного Красного Креста. И выявление этих созвучий МКК и Пакта помогают ответить на вопрос – почему Красный Крест дал Рериху много полезного для разработки Пакта и его отличительного знака – Знамени Мира. При этом Рерих подчеркивает высокое и долговременное влияние идей МКК и Пакта, а также их отличительных знаков на сознание людей, у которых Красный Крест и Пакт формировали очень важные духовные стимулы. «Если Знамя Красного Креста, – отмечал Рерих, – не всегда доставляло полную безопасность, то все же оно ввело в сознание человеческое огромный стимул человеколюбия. Тоже и Знамя, нами предложенное, для охраны культурных сокровищ, если оно и не всегда спасет драгоценные памятники, то все же оно постоянно напомнит о нашей ответственности и необходимости забот о сокровищах человеческого гения. Это Знамя внесет в сознание еще один стимул, стимул Культуры, стимул уважения ко всему, что создает эволюцию человечества» [5, с. 70].

Несмотря на созвучие и схожесть многих моментов, Пакт Рериха по сравнению с МКК имеет много существенных отличий. Главное из них состоит в том, что Пакт направлен на защиту и сохранение Культуры, которая понимается Рерихом как основа человеческого существования. В то время как целью Международного Красного Креста является защита человеческой жизни как абсолютной ценности бытия.

Здесь хотелось бы сказать более конкретно о концепции культуры Рериха. Почему культура для Рериха выступает основой жизни человека и общества? Экспедиции Рериха по изучению памятников культуры России в конце 19-го начале 20-го веков дали ему возможность понять тот жизненно важный закон, что основой существования и развития человека и общества является духовная сторона их бытия, то есть тончайшая энергетика культуры – явление хотя и незримое, но вполне реальное. В то же время разрушение культурных ценностей ведет к ослаблению этой энергетики. Как следствие – ослабление энергетики культуры приводит к утрате человеком духовной основы его существования. В результате человечество деградирует во всех планах: духовно-этическом и материально-экономическом. История двадцатого века этот закон доказала. Это Рерих также прекрасно понимал. Именно знание закона о приоритете культуры в жизни человечества привело Рериха к убеждению в необходимости защиты и сохранения культурных ценностей.

Пакт Рериха перед второй мировой войной получил поддержку ряда правительств. Об этом говорит тот факт, что в 1935 году в Вашингтоне он был подписан представителями 21-й страны американского континента. Важно также отметить и то, что Пакт Рериха был положительно встречен общественностью многих стран, в части которых были созданы общества Рерихов и комитеты Пакта Рериха. Эти общества и комитеты поддержали Пакт Рериха и сформировали ту культурную среду, в которой идеи Пакта стали постепенно распространяться и укореняться.

В работах Рериха мы находим свидетельства этому. После того как в 1929 году Николай Константинович выступил с инициативой принятия Пакта и предложил «специальный флаг» для его обозначения, идеи Пакта получили поддержку во Франции, Болгарии, Великобритании, Финляндии, Германии, Колумбии, Японии, Латвии, в Индии (Гималаях), Южной Африке, Южной Америке, Швеции, США, Манчжурии (Харбине) и других странах и регионах мира. По этому поводу в 1931 году Рерих писал: «Драгоценно наблюдать, сколько исключительных симпатий вызвало наше предложение во всех концах мира. Вы будете рады узнать, что не только Правительства и отдельные представители Культуры, но и многомиллионные Общественные Организации вдохновились нашею идеей. На собрании 24 марта, в Нью-Йорке, посвященном нашему Пакту, г-жа Спорборг, представительница Женских Федераций штата Нью-Йорк, поручилась именем Федераций поддерживать наше Знамя. А в этих Федерациях более четырехсот тысяч членов. Кроме того, пришло постановление о подобной же поддержке от организации с тремя миллионами членов. Так, идея охранения Культуры поддерживается общественным мнением. Кто же дерзнет противодействовать эмблеме дружественного союза и охранению Культуры? Отрицание Культуры всегда останется самым позорным знаком» [6, с. 71].

Таким образом, Пакт Рериха – это прочная международная юридическая основа защиты культуры. В то же время его положения наполнены не только юридическим смыслом. Содержание Пакта гораздо шире. Он имеет глубокое эволюционное и культурно-историческое значение. Пакт направляет человека к высоким этическим идеалам. Пакт Рериха и Знамя Мира расширяют сознание, формируют мотивации сотрудничества, созидания и миротворчества, являясь магистральным путем защиты человечества от деградации и самоуничтожения. Поэтому Пакт содержит гарант того (при условии его повсеместного применения), что человечество не попадет в воронку саморазрушения и в своей эволюции пойдет по пути духовного совершенствования к лучшему будущему.

В заключение нельзя не привести пророческие слова Н.К.Рериха, сказанные им в 1934 году в Харбине:

«Вспомним еще раз, с какими незаслуженными трудностями в свое время было сопряжено проведение в жизнь Красного Креста. Потому не убоимся никаких трудностей и соберем все творческие усилия, чтобы и Красный Крест Культуры широко вошел в жизнь, и Знамя – охранитель всех культурных сокровищ – широко развевалось над всеми очагами знания и искусства» [7, с. 175].

 


Литература

1. Материалы Третьей международной конвенции Пакта и Знамени Мира Рериха в Вашингтоне. 17-18 ноября 1933 года [Послание Николая Рериха] // Знамя Мира. М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2005.

2. Конвенция по улучшению участи раненных в армиях в поле (Женева, 22 августа 1864). URL: https://ria.ru/20140822/1020905848.html?ysclid=lst7kr54gv538153997

3. Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха), подписанный в Белом Доме представителями двадцати одной американской республики 15 апреля 1935 года в 12 часов дня // Знамя Мира. М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2005. URL: https://icr.su/rus/evolution/pact/

4. Рерих Н.К. Знамя Мира // Знамя Мира. М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2005.

5. Рерих Н.К. Конференция в Брюгге, 1931 год. Письмо г-ну К.Тюльпинку // Знамя Мира. М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2005.

6. Рерих Н.К. Конференция в Брюгге, 1931 год. Письмо г-ну К.Тюльпинку. // Знамя Мира. М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2005.

7. Рерих Н.К. Русскому Комитету Пакта Рериха в Харбине // Знамя Мира. М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2005.


 

Метки: Рубрика: Ценности Культуры. Пакт Рериха, Фролов В.В.

Печать E-mail

Просмотров: 330