Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

Воспитание через Культуру

Чирятьев Михаил Николаевич,

вице-президент Международной Лиги защиты Культуры,

чл.-корр. Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы (МАНЭБ),

советник РАЕН, Санкт-Петербург

 «Развитие, лишенное своего человеческого и культурного

 содержания, становится бессмысленным»

 Из доклада Всемирной комиссии

 по культуре и развитию ЮНЕСКО

 

1. В ХХ веке, как никогда раньше, мир стал взаимосвязаннее и взаимозависимее. Научные и технические достижения, казалось бы принесли долгожданную возможность освобождать человечество от тяжкого труда и лишений, помогать ему быстро передвигаться и даже осваивать космические просторы, накапливать, потреблять и обмениваться на разных расстояниях лавиной информации, создавать уют и комфорт для повседневной жизни.

Но что же явилось причиной роста демографических, экономических, энергоресурсных и иных диспропорций в мире, что породило дисбаланс продуктов питания и вызвало рост техногенных катастроф? Почему растет агрессивность и преступность, вспыхивают новые войны, плодятся наркомания и проституция, множатся различные эпидемии, в том числе психические? За счет чего все больше детей захватывается этими напастями?

Неужели столь долгий и мучительный путь лишений и поисков породил очередную иллюзию? Цивилизация, создавшая множество машин и механизмов, питающихся лесом, нефтью, электричеством, атомной энергией, вместо освобождения людей, стала угрожать жизни на нашей планете. Более ста лет назад, выражая мудрость Востока, Свами Вивекананда предупреждал: «Знание способно освободить и спасти нас, но знанию должна сопутствовать добродетель»[1].

Испытания, обрушивающиеся последнее время на человечество, все настойчивее призывают сознание людей обращаться к вечным нравственным ценностям. Порог нового тысячелетия превращается в огненный рубеж, преодолеть который можно только с обновленным сознанием. Но косность и инерционность мышления столь велики, что многим легче погибнуть, нежели устремить взор к вершинам духа и открыть космические просторы нового эволюционного мировоззрения. Какие силы обволокли скорлупой сознания людей, какие процессы привели к тому, что замысловатые узоры, росписи, хаотичные наслоения на этой скорлупе принимаются за знания? Почему во многих странах стал иссякать животворный родник творческих исканий, духовных дерзаний и преображений?

2. Ответ на эти вопросы прост  – цивилизация вытеснила Культуру. И, как неминуемое следствие пренебрежения к культуре, сам человек стал терять духовные силы, начали огрубляться высшие творческие способности, смыслы жизни стали размываться, понимание нравственных законов  – деградировать, общественная мораль  – оскудевать, а законы государств стали расходится или даже противоречить законам эволюции.

Цивилизация стала средой, порождающей гомункулусов. Рассудок стал сковывать сердца, а без утонченных качеств синтеза сердца невозможно совершенствование и самовоспроизведение основных ценностей бытия. Недостаток культурных энергий обусловил возникновение природных и социальных болезней.

Во все времена сущностным критерием упадка, барометром, предсказывающим надвигающиеся грозные перемены, является состояние Культуры. Только перед лицом глобальных проблем человечество все более сильно стало чувствовать и осознавать целостность, единство, а также и хрупкость этого мира.

В самой природе Культуры изначально заложено это единство, ибо Культура созидается на основе наиболее просветленных слоев одухотворенного сознания, а проявления Духа согласуются с едиными для всех принципами и законами.

 Разрушения в культуре явились показателем трагической разобщенности природно-космических, социально-исторических и психофизиологических начал самого человека. Это стало приводить к отчужденности человека, к подмене его неограниченных внутренних творческих способностей свойствами машинной механической цивилизацией.

3. Наш великий соотечественник мыслитель, художник, гуманист, подвижник культуры Н.К. Рерих так определил ступени совершенствования человека: "Невежественный человек сначала должен стать цивилизованным, потом образованным; став образованным, он делается интеллигентным, затем следует утонченность и сознание синтеза, которое завершается принятием понятия Культуры", комментируя это высказывание Е.И. Рерих отмечает: «Ни один узкий специалист, как бы ни была высока его специальность, не может называться носителем культуры. Культура есть синтез, культура прежде всего понимает и знает основы бытия и созидания, ибо она есть почитание творческого огня, который есть жизнь. Но кто осознал основы Бытия?»[2]

Значит ли это, что образование является основой культуры? Конечно, каждый согласиться, что без образования недостижима культурность. Но что же лежит в основе самой природы просвещения, постижения знаний, в чем залог развития и обогащения личности? Как происходит «вос-питание» души ? Какие силы питают душу, помогают «вос-полнять» и пробуждать ее духовные накопления?

Мыслители Востока считают, что это достигается внутренним устремлением к совершенству, сознательной работой по формированию высоких качеств характера, таких как: самоконтроль, альтруизм, служение, чистота, вера, правдивость, преданность. Через рост этих качеств в человеке проявляется исконный Свет Знания и Красоты.

Общественному и индивидуальному развитию служит культура, в которой сочетаются психофизиологические, социально-исторические и природно-космические начала человека и запечатлевается опыт высших творческих достижений многих поколений.

 Свет Культуры в ее высоком понимании является основой совершенствования человека. Ибо Свет затаенный внутри каждого проявляется в меру открытия и осознания сопричастности души к культуре. Неиссякаемый Источник духовных возможностей находится внутри нас. Способность к восприятию Культуры будет знаком Новой Эпохи.

4. Отнюдь не уютный быт, столь желанный для невежественных обывателей, заботящихся только о пропитании, воспроизводстве потомства и комфорте для семьи, но высшее надземное Бытие  – истинная Родина Духа, устремлением к которой возможно открывать в себе суть человеческой природы.

Пространство Культуры насыщено вдохновляющими энергиями, через действенную сопричастность которым реализуются духовные возможности и формируются внутренние творческие качества: «... Если мы дерзаем произносить слово Культура, значит, прежде всего мы ответственны за качество. Корень слова Культура есть высшее служение совершенствованию, но это и есть наше обязательство по отношению к бытию»[3].

Напомним, что создатель учения о биосфере и ноосфере и автор новой научной картины мира академик В.И. Вернадский утверждал, что высшей формой биогеохимической энергии, которая осуществляет взаимосвязь и эволюцию живого и косного вещества биосферы, является «энергия человеческой культуры». Биогеохимическая энергия поддерживает всю иерархическую целостность эволюционных слоев материи. Градации этих слоев бесконечны, весь Космос пронизан тонкими энергиями, и нет границ между духом и материей. Ноосфера  – высшая оболочка биосферы, созидаемая научной мыслью и силой разума, в наиболее просветленных своих слоях развивается энергией человеческой культуры.

 В человеке отражается Космос, и его одухотворенные миры то же представлены тонкой материей нашей психики, вплоть до  – «царства Божия внутри нас». Таким образом, человек является мостом между миром внешним и внутренним, способным высшей деятельностью своего сознания, психической энергией гармонизировать и уравновешивать эти миры, творчески сочетать дух с материей. Этому соответствует и то, что уже более 70 лет назад высказал в письме к В.И. Вернадскому  священник, ученый и богослов П.А. Флоренский. Он размышлял «о существовании в биосфере или, может быть, на биосфере того, что можно было бы назвать пневматосферой, т.е. о существовании особой части вещества, вовлеченной в круговорот культуры или, точнее, круговорот духа... Но есть много данных, правда, еще недостаточно оформленных, намекающих на особую стойкость вещественных образований, проработанных духом, например, предметов искусства. Это заставляет подозревать существование и соответственной особой сферы вещества в космосе»[4].

Великий индийский философ Шри Ауробиндо говорил:  «Идеал истинной культуры, служащей для человечества основой реализации своих высших возможностей, заключается в том, чтобы строить свою жизнь не на деятельности ЧУВСТВЕННОГО РАЗУМА, не на менталитете ограниченной посредственности, но на знании, здравом смысле и широкой познавательной способности человека, на истине, красоте и самоконтроле над импульсами низшей природы, на проявлениях утонченного эстетического существа и озаренной воли, формирующей характер и высокие морально-этические идеалы».[5]

5. Основа образования связана с постижением природы ума и его изменений в разных возрастах. Поэтому образование, не учитывающее живую многообразную природу внутреннего человека, только затрудняет естественные процессы раскрытия внутренних качеств сознания, без утончения которых невозможен духовный синтез.

Учения Востока (веданта, буддизм), глубоко проникнувшие в тайны человеческой природы, исходят из того, что ничему нельзя научить насильно, но можно собственным примером учителя и силой его духовного синтеза зажечь в ученике интерес, желание приобретения знаний, устремление. Все Знание внутри, его нужно бережно и соизмеримо с индивидуальными наклонностями и способностями ученика выявлять. Внутренняя божественная природа человека содержит зерно духа, с которым связана индивидуальность (следует отличать от личности). Но каждый должен сам заботиться об условиях взращивания этого зерна, при этом культурное совершенствование человека будет благоприятствовать лучшим всходам.

Это зерно обладает внутренним законом роста  – Дхармой. Дхарма (буквально  – «то, что удерживает вещи вместе») не сводится только к вере, идеалу, слагающему социальные нормы, это закон проявления нашей жизни во всех аспектах, это и путь достижения идеала. Стремление к справедливости и к поиску истины коренится в Дхарме. Каждое существо обладает своей Дхармой, исходя из индивидуальной природы, но человек может сознательно руководствоваться магнитной силой эволюционного закона космического бытия. «Суть Дхармы неизменна, однако в нашем сознании она развивается, и развитие совершается поэтапно, существуют градации духовного и этического восхождения в поиске наивысшего закона нашей природы»[6]  – пишет Шри Ауробиндо. Отсюда многообразие путей и плюрализм в культуре, ибо и общество имеет свою Дхарму, с которой должна сочетаться индивидуальная.

6. В этой связи следует вспомнить школу Пифагорейцев, которые истинную реальность выводили из мира чисел, пропорций, гармоний, или элеатов, делавших акцент на мире сущего. Платон дал духовную программу развития античной философии и науки, указал путь совершенствования души и мира. Он считал, что разумность души выражается в ее стремлении приобщиться к сиянию истины и бытия и тем познать их, а отклонение души в омраченные сферы, вызывает ее отупение, порождает метания и сомнения и она лишается ума.

Тогда же в Академии Платона были даны правила образования. В основе их стояли принципы взращивания знаний в душах учеников. Учителем мог быть только тот, кто сам приобрел опыт и в исканиях дошел до определенных знаний. Как и в глубоких традициях Востока, так и в античном мире мудрецы считали, что Знание не передаваемо, оно, как путь, на него надо вступить и самому его пройти, тогда изнутри тебя, в меру твоих достижений, проявится то божественное начало, в котором живо семя универсальной истины. Учитель показывает достойный путь и помогает ученику свободно и творчески по нему двигаться. «Свободнорожденному человеку ни одну науку не следует изучать рабски. Правда, если тело насильно заставляют преодолевать трудности, оно от этого не делается хуже, но насильственно внедренное в душу знание не прочно... Поэтому, друг мой, – пишет Платон, – питай своих детей науками не насильно, а играючи, чтобы ты лучше мог наблюдать природные наклонности каждого».[7]

Другой великий грек Гераклит учил, что различные конкретные сведения о многих вещах менее значимы, чем познание их единой сущности, проявляющейся в Природе универсальным Логосом. Человек способен обучаться и расти потому, что "душе присущ Логос, сам себя умножающий" и "всем людям дано (дана возможность) познавать самих себя и быть разумными".[8]

Таким образом, с древности прививалась мысль о первостепенной значимости внутреннего труда, приобретения внутреннего духовного опыта. Овладение утонченным синтезом знаний и красоты жизненной гармонии готовит душу человека к постижению универсальных законов развития. При этом условии понимание внешней природы будет правдивее, и жизнь обретет смысл, общественную полезность и высокую целесообразность.

7. Воистину, каждый выбирает дистанцию между долгом и свободой, но редко они гармонично сочетаются в душе человека. Два потока устремляют душевные порывы человека  – центробежная сила влечет его к внешней материальной жизни, а центростремительная сила направляет внутрь, к Храму его сердца, к обители духовных принципов.

 Сознательное уравновешивание этих сил помогает открыть источник свободы, обрести путь бескорыстного и целесообразного служения людям, освободиться от невежества, сковывающего высшую природу человека. Стремление к духовному единству должно уравновешиваться непрерывными усилиями осуществить это единство в делах каждого дня. Основа этого  – справедливость эволюционных законов.

Современная цивилизация привлекла большую часть сил развития к внешним, материальным объектам. Рассудок, получив гипертрофированное развитие, стал несоизмеримо с эволюционными целями утверждать внешние, временные и относительные ценности, в результате чего сам подпал под их влияние и привязался к иллюзорной магии их значимости. Искусство, призванное утверждать красоту, само стало искажаться и обезображиваться.

Личностное совершенствование стало затрудняться плодящимися стереотипами, догматами, предрассудками. Атрофирование творчества мысли привело к потере лучших свойств личности и, как следствие, к росту эгоизма. Развитие личности необходимо, как эволюционная ступень. Но правильнее было бы, в связи с высокими критериями, говорить не только о «личности», а о всем человеке, понимая различие между личностью и индивидуальностью. Именно личностное начало, будучи временным и зависимым от внешнего, искажает видение действительности, в то время как индивидуальность созревает веками, взращиваясь самыми укорененными качествами сознания, питаемыми зерном духа. Через одухотворенное, культурное воспитание возможно пробуждение высоких качеств индивидуальности. Но на такое воспитание способен только мудрый учитель.

Н.К. Рерих, отличая понятия цивилизации и Культуры, отмечал: «Казалось бы, совершенно ясно, что каждая страна проходит степень общественности, т. е. цивилизации, которая в высоком синтезе создает вечное, неистребимое понятие Культуры. Как мы видим на многих примерах, цивилизация может погибать, может совершенно уничтожаться, но Культура в неистребимых духовных скрижалях создает великое наследие, питающее будущую молодую поросль»[9]. Основы духовных Учений, Учителя человечества и высшие достижения Культуры постоянно призывали людей вернуться к постижению истинных ценностей Бытия. Подлинная Культура, отражая внутренние, вечные ценности жизни, всегда была сердцем, синтезом, средоточием, обителью Знания и Красоты. В ней сокрыты неисчерпаемые возможности для построения фундамента восходящего свободного и творческого уравновешивания жизни, для воспитания высших качеств сознания.

____________________________________

 [1] The complete works of Swami Vivekananda,  – Calcutta. 1985. 7th Edition, vol.8. p.6.

 [2] Рерих Е.И.  Письма. 1929-1938, т.1.- Новосибирск: 1992. - 29.05.31г.

 [3] Рерих Н.К. Качество // Твердыня Пламенная.  - Париж: 1932.

 [4] Письмо Флоренского П.А. к Вернадскому В.И. 21.09.1929г.// Русский космизм. - М.: 1993. - С.165.

 [5] Шри Ауробиндо. Культура// Биография, Глоссарий./ Собрание Соч.т.1 - СПб.: Адити, 1998. - С.471.

 [6] Шри Ауробиндо Основы Индийской культуры //Собрание Соч.т.8, - СПб.: Адити, 1998. - С.107.

 [7] Платон. Государство. Соч.: В 3-х т.  Т.3, ч.1. - М.: 1971.- С.349. (см. так же с. 316).

[8] Идлис Г.М. Революции в астрономии, физике и космологии.  – М.: Наука.1985. - С.144-145.

 [9] Рерих Н.К. Качество // Твердыня Пламенная. - Париж: 1932.