Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Культура  как  главный  фактор  метанаучного  познания

(в контексте методологии Живой Этики)

Соколов Владислав Георгиевич,

кандидат философских наук,

Лауреат Международной Премии имени Е.И. Рерих,

сотрудник Харьковского областного объединения

 «Культурный Центр имени Н.К. Рериха»

 

Обращение к Живой Этике при раскрытии связи культуры и метанаучного способа познания обусловлено, прежде всего, тем взглядом на человека и его эволюцию, который содержится в данной философской системе. Этот взгляд целостный, он подразумевает изучение любого аспекта внутреннего мира человека-микрокосма с точки зрения задействованности последнего во всех эволюционных процессах сложной, упорядоченной реальности Космоса. В данном случае мы сталкиваемся с иным (в сравнении с традиционным грубоматериалистическим) мироощущением, которое вошло в науку под названием космического мировоззрения и в формировании которого, начавшемся на рубеже XIX–XX веков и продолжающемся до сих пор, приняли участие многие выдающиеся ученые, философы и деятели искусства. В этом длительном процессе Живая Этика сыграла свою ключевую роль. Подход к человеку, не учитывающий то, что его развитие происходит в рамках системы Мироздания, включающей различные состояния материи и пронизанной энергообменными процессами, будет лишь частично, преимущественно на уровне следствий, раскрывать изучаемое явление. Учитывая все это, исследование заявленной в названии проблемы подводит к широкому осмыслению тонкой, энергетической структуры человека-микрокосма и тех процессов, которые в ней протекают, в нераздельности от сложнейшей многоуровневой системы Макрокосма, включающей самые разные энергетические структуры (в том числе самого человека) и состояния материи.

Итак, в Живой Этике человек рассматривается в контексте развития всей космической структуры, обладающей такой важной характеристикой, как единство действующих в ней законов. Речь идет о космической эволюции человечества, главным фактором которой выступает именно культура. Движущей же силой космической эволюции в целом является энергоинформационный обмен, в котором задействованы все структуры Вселенной и который в развитии культуры играет определяющую роль. Культура в Живой Этике связана с особым видом энергии, соотносимым с понятием «дух», за которым стоит сложная энергетическая система, составляющая основу природы человека-микрокосма, в том числе, – и основу его многомерных связей с космической реальностью. Дух человека, согласно данной философской системе, играет в Мироздании огромную созидательную роль, являясь основной творческой и преображающей силой. Саму культуру мы будем рассматривать как самоорганизующуюся систему духа человека, который участвует в энергоинформационном обмене с более высокими структурами Мироздания. Именно процесс связи, или энергообмена, с Высшим выступает главным в развитии культуры.

При этом культура ее формирование и развитие, тесно связаны со знанием и самим процессом познания. С одной стороны, речь идет о внешних влияниях, о тех высших эволюционных импульсах, знании, веками дававшихся человечеству его великими Водителями и Учителями, благодаря которым космическая эволюция осуществляет свое творчество на нашей планете. А, с другой стороны, – о внутренних процессах, о способности человека через свой дух выходить на это знание, воспринимать и усваивать его. Знание, будучи главным фактором в космической эволюции, призвано полноценно отображать сложную реальность Космоса, а значит и процесс познания, демонстрируемый микрокосмом, должен быть таким же многогранным, как природа и познающего, и познаваемого. В частности, этот процесс осуществляется через два основных направления познания. Первое – научное эмпирическое, которое основывается на эксперименте и на изучении преимущественно плотной материи трехмерного мира; и второе – метанаучное (сверхнаучное) направление, демонстрирующее метод познания через внутреннее, духовное, пространство человека и обуславливающее формирование более широких по сравнению с экспериментальной наукой взглядов на материю. В этом сравнении метанаучное знание является более высоким, хотя и то, и другое направления для обретения полноценного знания, конечно, должны существовать в гармоничном единстве, или синтезе. Такой синтез научного и метанаучного способов познания, в частности, представлен в Живой Этике, в ее новой системе познания.

Особый акцент здесь надо поставить на материи, взгляд на которую в Живой Этике более широкий в сравнении с традиционным научным подходом. В данной философской системе развита концепция теснейшей взаимосвязи духа, энергии и материи. По существу, всё в Мироздании есть материя, которая может иметь самые разные состояния, или уровни, и даже такое явление, как дух, Живая Этика рассматривает с той точки зрения, что он является высокоэнергетическим видом тонкой материи. Без подобного взгляда на материю метанауку как явление осмыслить невозможно. В данном контексте хотелось бы акцентировать внимание на такой важнейшей особенности методологии Живой Этики, как явление двойственности, которая, будучи одним из великих космических законов, пронизывает все планы и процессы Мироздания, а также все его энергетические структуры, включая человека. Е.И. Рерих отмечала, что само бытие Космоса основано на равновесии начал духовного и материального; это равновесие крайне необходимо, отражая заповеданный древними учениями золотой или срединный путь, или гармонию (см.: [4, с. 324]). Одним из основных выразителей принципа двойственности выступает двуединое явление «дух-материя», ведущее к более широкому осмыслению материи, различных ее состояний, а значит и к пониманию двух сторон единой реальности: постигаемой эмпирическим и внеэмпирическим, интуитивным, сверхчувственным путем, или метанаучным способом. Важно то, что эта реальность, две ее стороны, заключены и в самом человеке, что обуславливает прямую возможность естественного проявления в нем двух способов познания. Природа человека издревле мыслилась двойственной, включающей как начало земное, так и небесное. Иными словами, человек-микрокосмос, являясь носителем различных состояний материи, обладает и соответствующими связями с миром. Эти связи, в свою очередь, обуславливают многообразие способов познания мира. Однако уровень такого познания оказывается в прямой зависимости от степени духовного, или культурного, развития человека.

Важнейшей характеристикой метанауки является познавательная способность духа человека, который реализует эту способность через сердце. Здесь можно заметить, что дух человека как познавательную силу рассматривал, например, и В.И. Вернадский, который именно духу отводил центральное место во внутреннем развитии человека. Нельзя не вспомнить и о том, что о самом сердце как познающем органе говорилось и писалось на протяжении веков, мыслители разных времен (Макарий Великий, Григорий Палама, Блез Паскаль, Памфил Юркевич и др.), так или иначе, выходили на эту проблему. Речь идет о духовном сердце, которое, согласно положениям Живой Этики, неотъемлемо от духа в энергетической структуре человека, являясь высокой энергетикой, облекающей этот дух. Деятельность сердца как инструмента познания эффективна при его развитости, которая проявляется в том, что мы именуем сердечными качествами человека. По сути, речь идет о культуре. В Живой Этике делается особый акцент на развитии сердца, и это не только актуальный во все века призыв к необходимости самосовершенствования, но особенность времени, обусловленная тем космическим энергообменным процессом, в котором задействована наша планета вместе с неотъемлемой ее частью – человечеством. Сердце человека, в котором, как отмечает академик Л.В. Шапошникова, заключено особое мышление, называющееся мудростью и связанное с нравственными устоями, может и должно выступать в роли важного инструмента познания. Здесь нельзя не сказать о том, что Е.И. Рерих отмечала неотъемлемость духовности от сознания, которое, согласно Живой Этике, концентрируется в сердце. Учитывая это, развитие сердца (иными словами, культурности, внутренней этики), несомненно, тесно связано с развитием сознания, или с его расширением. По существу же, мы говорим об усилении познавательных возможностей духа человека, его духовном познании, относящемся к метанауке. В повышении уровня сознания человека большую роль играет мысль, причем мысль высокая, творческая, связанная с духом. Эта связь обуславливает созидательную мощь мысли, возрастание которой, или совершенствование мысли, может происходить лишь на основе культуры.

Таким образом, культура, или процесс развития духа человека, – есть главное условие самого метанаучного познания, а также – его плодотворного синтеза с эмпирической наукой. Такое явление, как одухотворенная наука и есть результат данного синтеза.

Надо сказать, что история знает немало великих ученых и мыслителей, развитая духовная сторона жизни которых обуславливала их интуитивный, метанаучный, прорыв в сферу выдающихся научных открытий и философских предвидений. Это Дж. Бруно и Я. Бёме, М. Кюри и А.Л. Чижевский, В.С. Соловьев и М.К. Чюрленис, Е.И. Рерих и Н.К. Рерих, Д.И. Менделеев и М. Фарадей. Например, в основе великого открытия Фарадея, совершенного при исследовании взаимосвязи электричества и магнетизма и ставшего основой электродвигателя, стояли духовные принципы того мировоззрения, в котором был воспитан будущий ученый с мировым именем. Можно назвать еще много имен тех великих деятелей, чьи большие культурные накопления, или, иными словами, развитость духа, были неотъемлемы от их гениальных прозрений. Источник же этих прозрений был един и путь к нему пролегал лишь через внутреннюю культуру конкретной личности, через развитое сердце. Ибо сердце человека является удивительным синтетическим органом, в котором соединились начала земное и космическое, которое связано с высочайшей космической энергией и материей. Оно пребывает в энергоинформационном обмене с Высшим, и через сердце пролегает путь к знанию более глубокому по сравнению с интеллектуальным познанием.

Еще раз подчеркнем, что путь сердечного познания неотъемлем от такого понятия как сознание, уровень которого, в свою очередь, зависит от энергетики сердца, или психической энергии. Последняя, как писала Е.И. Рерих, является высшим аспектом всеначальной энергии, которая, в свою очередь, выступает основой Мироздания и наполняет все сущее, однако свойства или качества ее различны и многочисленны [3, с. 51-52]. Чем большими накоплениями психической энергии обладает человек, тем выше уровень его сознания. То же можно сказать и о чувствознании. Не случайно в Живой Этике говорится, что «чувствознание есть зажженный огонь сердца» [1, с. 101, п. 200]. Исходя из отмеченного выше единства системы дух – сердце, развитость психической энергии, сосредоточенной в сердце, есть по своей сути отражение высокого развития духа человека, его самоорганизующейся системы, или культуры. Можно сказать, что у такого человека развита связь, или энергообмен, с Высшим, с более высоким состоянием материи; его сердце необыкновенно утончено и напряжено этой связью, а, следовательно, и познание этого человека осуществляется неизменно в русле синтеза метанауки и науки (а также в русле синтеза самих знаний), оно цельно и всеохватно[1]. Кроме того, исходя из положений Живой Этики, можно сделать вывод о том, что такие явления, как вдохновение или прозрение имеют сложную природу, относящуюся не только к внутреннему миру человека, в частности, к энергетике сердца, но и к тонкой энергетике самого Пространства. И в этом тончайшем соприкосновении микрокосма с Макрокосмом зарождается мыслетворчество. (См.: [2, с. 45, п. 91]).

Итак, глубокая взаимосвязь культуры и метанаучного способа познания раскрывается через осмысление природы духа человека. Иными словами, мы говорим, с одной стороны, о процессе развития, о самоорганизации энергетической системы этого духа, то есть о культуре, а, с другой стороны, речь идет о способности духа к познанию, что выражается в метанауке. О сути глубокой связи одного процесса с другим было уже сказано. Здесь хотелось бы лишь подчеркнуть, что и то, что мы определяем, как культура, и то, что мы называем метанаукой, неотъемлемы от материи высокого состояния, высших структур Космоса. А Высшее – это источник импульса космической эволюции, идущего на Землю. Космическая эволюция действует в пространстве культуры, и ее земное творчество протекает во многом через метанауку.

В заключение хотелось бы отметить, что духовные (культурные) накопления человека обуславливают осознание им в себе духа как части космической духо-материи, что является одним из важных этапов на пути к осознанию себя сотрудником Космоса. Человек постепенно постигает грани единого потока космической эволюции, ее законы, вместе с чем, открываются новые возможности метанаучного познания мира, которое, согласно эволюционной необходимости, должно слиться в плодотворном синтезе с другим основным способом познания – эмпирическим научным. Это восстановит на новом, более высоком уровне, столь необходимую для эволюции человечества связь с Высшим.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А :

1. Иерархия. Учение Живой Этики. – Рига: Угунс, 1992. – 218 с.

2. Мир Огненный. Ч. 1 // Учение Живой Этики: в 3 т. Т. 3 / [сост. Г. Е. Чирко]. – СПб.: Отд-ние изд-ва “Просвещение”, 1993. – С. 6–197.

3. Рерих Е.И. Беседы с Учителем // Новая эпоха. – 1999. – № 1. – С. 49–56.

4. Рерих Е.И. Письма. В 2 т. Т. 2. – Минск: Белорусский фонд Рерихов; ПРАМЕБ, 1992. – 432 с.

 

Опубликовано:
75 лет Пакту Рериха: Материалы междунар. обществ.-науч. конференции.

8–11 окт. 2010, Москва. – М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2011. – С. 227-233.


[1] Все эти моменты, например, присущи необычным детям с развитым сознанием и большим внутренним культурным потенциалом, которых сейчас принято называть детьми нового сознания.

 


Педагогика Культуры № 13 (2011)

Метки: Рубрика: Культурологические основы нового космического мышления, Соколов В.Г.

Печать E-mail

Просмотров: 3016