Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

С этого номера мы открываем новую рубрику, посвященную композиторам Ленинграда–Петербурга. Наш город уже два столетия является одним из мировых центров композиторской мысли. И если с творчеством классиков мы знакомы и при необходимости можем всегда подобрать подходящую литературу, то о современниках и о тех, кто еще недавно был с нами, порой, мало что слышали. А знать, что составляет нашу петербургскую композиторскую культуру XX–XXI веков нужно и крайне увлекательно. Для начала мы предлагаем творческий портрет композитора среднего поколения Александра Изосимова, написанный давним исследователем его искусства, преподавателем Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова Натальей Климовой*.

Г.П. Овсянкина,
доктор искусствоведения, профессор,
член Союза композиторов России

Наталья Климова

Александр Изосимов. Лики времени

Творчество Александра Изосимова хорошо известно в музыкальных кругах. Его произведения исполняются на фестивалях, концертах, в России и за рубежом. Летом 2005 года в Тамбовском государственном музыкально-педагогическом институте имени С. В. Рахманинова впервые прозвучал вокальный цикл А. Изосимова “Песни прекрасного пришельца”. Музыка заворожила присутствующих, комментарии автора углубили впечатление. Созданный в содружестве с петербургскими художниками Светланой и Сабиром Гаджиевыми, цикл воспринимается как гигантская музыкально-живописная исповедь, овеянная светом души ее главного творца – композитора. Здесь вспоминаются слова М.Волошина: «Я ИЗОБРАЖАЮ не явления мира, а свое впечатление, получаемое от них. Но чем субъективнее будет передано это впечатление, тем полнее выразится в нем не только мое “я”, но мировая первооснова человеческого самосознания».

Александр Михайлович Изосимов родился в 1958 году в Кочетовке – пригороде Мичуринска [1]. В многодетной семье любили музыку, с удовольствием играли на народных инструментах и пели по слуху. Там же, в Кочетовке, Александр закончил музыкальную школу и в 1973 году поступил в Тамбовское музыкальное училище имени С. В. Рахманинова на отделение народных инструментов, в класс преподавателя Н.А.Акользина (баян). С этого момента жизнь юного музыканта круто изменилась. Окруженный вниманием и заботой учителя, Александр сделал первые успехи. Он упорно трудился и пробовал себя в композиции.

Закончив училище с отличием, в 1977 году Александр поступил в Саратовскую консерваторию. Однако баян мало стал интересовать музыканта. «В Саратове, – как вспоминает композитор, – сочиняя одну пьесу за другой, я стал показывать их профессору Михаилу Сергеевичу Симанскому. Он взял меня к себе на факультатив по композиции» [2]. И может быть эти занятия так и остались бы любительскими, если бы не услышанная Александром музыка балета «Ярославна» Ленинградского композитора Бориса Ивановича Тищенко. Вскоре состоялось знакомство Изосимова с известным мастером, который принял участие в дальнейшей судьбе музыканта.

В 1979 году Изосимов был зачислен на факультет композиции Ленинградской консерватории, в класс Б.И. Тищенко. «Это один из счастливейших моментов в моей жизни. С первых уроков я ''завалил’’ Тищенко своими сочинениями: сонаты, кантаты, пьесы и т. д.» (А.Изосимов). Однако настоящим открытием явилась композиция, ставшая впоследствии инструментальным циклом «Когда душа моя была облаком».

Дипломной работой Изосимова стала Симфония для низкого женского голоса и большого симфонического оркестра на стихи Арс. Тарковского (1985). А несколькими годами позже композитор написал “Сопереживание Душе” для 12-голосного хора а capella по заказу дирижера Владислава Чернушенко и Сонату для виолончели и фортепиано для немецкой виолончелистки (ученицы Б. Пергаменщикова) Биргит Хеллмерс. Соната была с успехом исполнена в Гамбурге и Бремене.

В начале 90-х годов Изосимов неоднократно бывает в Германии. В один из визитов он близко знакомится с Альфредом Гарриевичем Шнитке (1934-1998), музыкантом, чье имя в России являлось альтернативой традиционному искусству. Встреча стала памятной, а новые контакты – плодотворными. Произведения Изосимова привлекли внимание немецкой пианистки Ингеборг Хансен, которая включила их в свои лекции-концерты. А фортепианная пьеса “Хамелеон” была записана ею на Кельнском телевидении.

В 1990 году Изосимов становится членом Ленинградского Союза композиторов. Однако академизм творческих установок Союза, сохранившийся с советских времен, служил серьезным препятствием в развитии индивидуальных качеств музыканта. Профессиональные интересы композитора требовали глубоких знаний не только отечественных традиций, но и языковых основ западноевропейского авангарда.

Далекий даже к началу 90-х и недоступный Запад манил художников и раньше, открывавшимися заманчивыми перспективами. Композитор мог встать в позу противостояния официальному искусству, следуя причудливым изгибам авангардной моды. Но этого не последовало. Изосимов собирает достойную коллекцию записей, партитур мастеров зарубежного и русского авангарда и организует на базе Российской национальной библиотеки творческие встречи с современной музыкой для всех желающих. Он читает лекции и рассказывает о сочинениях западноевропейских художников: П. Булеза, К. Штокхаузена, Я. Ксенакиса, Д. Лигети, Л. Ноно, а также о судьбе и творчестве А. Шнитке, С. Губайдулиной, Э. Денисова и других композиторов второй половины ХХ века.

В 1994 году его приглашают на должность редактора радио “Классика” в ГТРК Петербурга. За четыре года существования канала А. Изосимов выпустил свыше тысячи программ, среди которых циклы: “Времен связующая нить”, “Камерная музыка ХХ века”, “Электронная музыка ХХ века”, а также цикл передач, посвященных творчеству Галины Уствольской – одного из почитаемых Изосимовым композиторов. Личность Уствольской, ученицы Д. Шостаковича, для Изосимова стала образцом преданного служения искусству.

О своих учителях Изосимов всегда отзывается с теплотой и благодарностью. Сердечные слова адресованы профессорам Екатерине Александровне Ручьевской, Людмиле Григорьевне Ковнацкой (с посвящением ей цикла “Когда душа моя была облаком”). “Как композитор я сложился сам по себе. И было бы неправдой утверждать, что Тищенко научил меня сочинять музыку. Годы учебы в его классе сопровождались внутренней борьбой против его авторитета. Теперь нет борьбы. Наши пути разошлись” (А. Изосимов). Но дружеские отношения между музыкантами сохранились. Тищенко по-прежнему остается ревностным критиком и ценителем сочинений Изосимова.

90-е годы стали для Изосимова временем творческого подъема и невосполнимых утрат (гибель 15-летнего сына Петра). Все, над чем работал композитор до 2001 года, было тщательнейшим образом пересмотрено, откорректировано. Большая часть написанного (две симфонии, струнное трио, квинтет, 3 кантаты) он уничтожил. Требовательность и беспристрастная критика стали характерными свойствами творческой натуры автора, для которого истинное служение музыки является высоким духовным актом, неким творимым чудом, вобравшим в себя энергетику Добра.

“Вершинным” произведением 90-х годов композитор называет “Сопереживание Душе” (1992 г) для 12-голосного смешанного хора a capella. Идея сочинения созвучна образу томящейся в плену Души, описанной в книге Д. Андреева “Роза Мира”. “Это сопереживание чему-то, …– комментирует автор, – что всех нас на это[земле объединяет”.

Начинается произведение парением ясной, спокойной мелодии, которая звучит как сольный зачин, как голос внутреннего Я в пространстве Времен. Из него рождается многокрасочный хоровой поток, голоса которого в совокупности образуют единую звуковую массу. Тихая звучность хора не нарушается. Произведение лишено экспрессивности. Лишь иногда слышатся вкрапления mf и небольшие crescendo – diminuendo. Наслаиваясь, скользя по микротонам, хоровые линии кажутся нерасчленимыми. Непродолжительные соло сопрано, баса – часть все той же звуковой субстанции, приобретающей качество “поющей гармонии”, некоей “музыки сфер”, заполняющей безбрежное пространство.

“Ответом на столь светлый порыв души стало мрачное и загадочное произведение ‘’Химеры’’ (1994) для духовых, ударных и струнных”. По словам автора, этот “звукокрасочный этюд был заказан композитором и дирижером, руководителем ансамбля ”Современная музыка’’ во Франкфуртской консерватори, Герхардом Мюллером-Хорнбахом … и выполнен в духе ‘’левых’’ сочинений авангарда”.

Новым шагом в творческих исканиях Изосимова стала Соната для фортепиано (1999). Тончайшие краски “Сопереживания Душе” сменила музыка, “пронизанная внутренней силой преодоления” (выражение автора). Звуковысотная сонорика уступила место жесткому звучанию аккордов-кластеров. Три близкие по темпу части Сонаты – Moderato, Lento misterioso, Moderato – составляют единое полотно, стержнем которого становятся свернутые по вертикали мелодические тоны, созданного композитором “дышащего лада”. Определенный звуко-образный смысл его меняется в зависимости от расположения тонов и полутонов. Так, в I части Сонаты тоны лада образуют аккорд-кластер. Буйство аккордов-кластеров I части в Lento misterioso сменяется мелодической горизонталью, таинственным мерцанием ладового поля. И в III части ладовые конструкции объединяют разноликую звуковую ткань финала. В нем отражается борьба света и тьмы, омрачения и просветления, самоуглубленного созерцания и прорыва энергии.

Соната по многим своим параметрам традиционна. Главным достоинством ее является найденный и воплощенный в музыке “светоносный” образ. Корни его, возможно, следует искать в русской колокольности, “архаике”, в балете “Весна священная” Стравинского, в “соборности” Скрябина и Свиридова.

В том же, 1999 году, появляется рукописный сборник стихов композитора с романтическим названием “Лирический дневник”. Чудесным образом в поэтических опусах Изосимова реальные события обретают смысл духовно значимый. Тонкий, удивительно светлый мир лирических откровений автора поражает искренностью и чистотой. Строка одного из стихотворений подсказала название нового инструментального цикла для кларнета, фагота, тромбона, скрипки, альта и контрабаса “Когда душа моя была облаком” (закончен в 2003 г.): “Я вслушиваюсь в тишину/ Уходящей ночи; / Хочу понять / Бессловесный язык, / На котором говорила душа, / Когда была облаком”.

Это сочинение в какой-то мере подготовило главный труд композитора – Мистерию для хора, органа и оркестра “Благодарность жизнедателю” (2004). Премьера произведения должна состояться в Петербурге в исполнении хора и оркестра Капеллы им. М. И. Глинки под управлением В. Чернушенко.

В 2004 году опубликован и записан цикл Изосимова «Превращение» – 12 характеристических пьес для фортепиано, готовится премьера вокального цикла «Песни прекрасного пришельца» для сопрано, меццо-сопрано, тенора, баса и фортепиано на стихи А.Блока, Л.Уланда, Э.Мерике, Новалиса, Арс.Тарковского.

«Над фортепианным циклом ''Превращение’’, – пишет автор, – работа была начата в 1987 году и продолжалась с большими перерывами в течение 17 лет, до осени прошлого года. За это время отдельные пьесы неоднократно исполнялись в нашей стране и за рубежом. … Идею цикла следует понимать как путь героя к познанию самого себя через различные внутренние состояния. О направлении пути говорят евангельские строки эпиграфа: ‘’И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное’’; (Ев. От Матфея гл.18, стих 3).

Два микроцикла полярно уравновешивают друг друга. Их обрамляют две быстрые пьесы: токкатного плана ''Железная нога’’ и ''Маленькие духи весной’’[3]. Однако смысловые акценты падают на две другие пьесы: ''Хамелеон'', помещенный в центр конструкции, и на ''Каменную книгу’’, выявляющую духовно-философский подтекст. Подзаголовок последней взят мною из первой строки стихотворения Арсения Тарковского ''Я по каменной книге учу вневременный язык’’. Смысл этих стихов созвучен содержанию пьесы. Весь цикл ‘’Превращение’’ впервые исполнен Светланой Нестеровой и записан на студии ‘’Рекордс’’ в 2004 году».

Можно было бы сказать с определенной долей уверенности, что в начале творчества композитора было слово. Но автор не стремился к слову произнесенному, не использовал его и в качестве комментария музыкального текста, хотя инструментальным сочинениям часто давал поэтические подзаголовки, навеянные чтением литературных или философских произведений. Как музыканту и поэту Изосимову важно выразить основную идею произведения, и если ей находится словесный эквивалент, то сочинение от этого только выигрывает. Но в отдельных случаях слово больше чем название. В нем сокрыт тайный смысл, который слушатель должен разгадать и почувствовать (например, “Каменная книга” из цикла “Превращение”).

Главная тема творчества композитора, как говорит он сам, – “художник – избранник – прекрасный пришелец. Мой герой не должен соблазниться ни славой, ни модой. …Для меня важно создание музыки, настроенной на высокий духовный идеал”. Вокальный цикл “Песни прекрасного пришельца” – это последнее сочинение, которое создавалось на протяжении 25 лет. В цикле 18 песен, 13 из них написаны на тексты Арсения Тарковского. Они составляют большую часть композиции, а отдельные песни по-особому выделены в драматургии цикла. Так, песня “Первое свидание” (№12), является лирической вершиной цикла. Это светлый, восторженно-гимнический монолог о любви, составляющий центр всего произведения. Вторая, мрачно-драматическая вершина – песня “Черный день” (№15).

Весь цикл обрамляют песни на стихи Новалиса: “Гимны дню” (№1) и “Гимны к ночи” (№18). Драматургическое развитие в цикле направлено от светлого, созерцательного начала к погружению в таинство манящего мира ночи (№18). “Свирельная песнь” на стихи Уланда дополняет эту романтически-взволнованную картину, но переключает действие в иной план. Одноголосный напев без сопровождения, интонационно близкий русским протяжным песням, созвучен последнему слову поэта. После высокого слога Новалиса строки Уланда овеяны тихой грустью и неизбывной тоской: “О, не кладите меня в землю сырую / Скройте, заройте меня в траву густую”.

Это сочинение Изосимова, полное глубоких философских размышлений, как ни одно другое, близко традициям Мусоргского. Опосредованно проявляется связь с русской песней. Однако здесь есть многие приметы музыкального языка ХХ века. По мнению автора, “современно все, что волнует”. В цикле “Песни прекрасного пришельца” (звучащем около полутора часов) нашли отражение разные грани творческого дарования композитора. В нем нетрудно обнаружить образно-стилистические параллели с произведениями, созданными ранее. Но главное, что отличает этот цикл – его дневниковый характер. Лики времени, запечатленные в песнях, подобно эпизодам человеческой жизни, повествуют о пути художника, стремящегося к очищению и преображению в своем саморазвитии.

Становление художника – одна из удивительнейших загадок человеческой личности. Уникальное сочетание многих составляющих – внешних и внутренних – должно заставить звучать ту внутреннюю струну, от которой зависит “тембр” композиторского голоса. Путь обретения его долог и нелегок. Сегодня Изосимов – признанный композитор. Произведения Александра Михайловича исполняются в нашей стране и за рубежом. Его музыка “открыта” слушателям разных возрастов. Она увлекает зрелого человека и молодых, юных людей; музыкантов-специалистов и любителей. Высокое авторское “слово” в сочинениях Изосимова вводит в мир духовной гармонии и света.

Основные сочинения Александра Изосимова

1981 Квартет №1 для 2-х скрипок, альта и виолончели

1985 “Лики” 4 фрагмента для низкого женского голоса и большого симфонического оркестра на стихи Арс. Тарковского

1987 Концерт для скрипки с оркестром

1990 Балет “Избранник” по книге М. Коллинз “Идиллии Белого Лотоса” Либретто А. Макаров

1990 Соната для виолончели и фортепиано

1990 Квартет №2 для 2-х скрипок, альта и виолончели

1992 “Сопереживание Душе” для 12-голосного хора a capella

1994 “Химеры” – звукокрасочный этюд для духовых, ударных, струнных

1999 Соната для фортепиано

2003 “Когда душа моя была облаком”, композиция для кларнета, фагота, тромбона, скрипки, альта и контрабаса

2004 “Благодарность жизнедателю” для хора, органа и оркестра

1987-2004 “Превращение” – 12 характеристических пьес для фортепиано

1979-2004 “Песни прекрасного пришельца” вокальный цикл-эстафета для сопрано, меццо-сопрано, тенора, баса на стихи А.Блока, Л. Уланда, Э. Мерике, Новалиса, Арс. Тарковского.

___________________________

* Наталья Викторовна Климова окончила Астраханскую государственную консерваторию, где и преподавала более десяти лет, в настоящее время работает в Тамбове. Автор десятков статей, рецензий, эссе по истории музыкальной культуры ХХ века. Ее перу принадлежат учебные пособия, хрестоматии.


[1] Настоящая фамилия композитора Макаров. Псевдоним Изосимов взят по названию деревни Изосимово, где жила бабушка Матрена Осиповна, светлую память о которой Александр Михайлович сохранилась на все последующие годы.

[2] Все цитаты без ссылок взяты автором статьи из устных бесед или из писем композитора.

[3] Цикл включает следующие части: «Железная нога», первый микроцикл “Окна души” (Две стихии, Чайкой закричу, горлицей заплачу…, Секунды-акварели, Фатум), «Хамелеон», второй микроцикл “Овечья музыка” (Веретенце, Грациозный танец, Колоколенка, Агнец), «Маленькие духи весной», «Каменная книга».

 


Педагогика Культуры № 6 (2007)

Метки: Рубрика: Музыкальное воспитание, Климова Н.В.

Печать E-mail

Просмотров: 2753