Музыкальное творчество в свете основных Законов Бытия
«Музы не покинут тех, кто чтит их.
Так умейте служить Музам, Привратницам Прекрасного».
Так направлял Мыслитель человеческое сознание к Истине.
Чистой нотой среди бурных процессов мирового переустройства, сегодня, на границе Эпох, звучит стремление сохранить лучшие явления искусства прошлого и войти в Будущее со всеми нерастраченными сокровищами творчества, во всем многообразии его форм. Но творчество – живая ткань, движение, обусловленное главной направленностью человеческих сознаний. И от степени согласованности творчества с эволюционными задачами Жизни, с ее Созидающими Силами, с ритмами пространства зависит степень востребованности в человеческой жизни тех или иных явлений творчества, искусства.
Великий Закон Ритма объединяет человеческое сознание, музыкальное движение (и искусство в целом) с жизнью пространства и Космоса. Этот же единый Закон Ритма утверждает высокую, совершенную мысль как высшее проявление музыкальности. И этот же Великий Закон указывает музыкальному искусству его главную цель, его назначение – открыть человеку заложенные в нем возможности высшего ритмического единства с Жизнью во всей ее нескончаемости – с Беспредельностью (тем самым приблизив человека к заветной цели сознательной жизни и творчества на всех Планах Бытия, иначе говоря, – к бессмертию!). «"В человеческом организме заложены ритм и гармония, но мы должны открыть их, потому музыка будет важной частью образования. Без ритма и гармонии мы не сумеем войти в высшие сферы. Вселенная живет движением, которое обусловлено ритмом. Но люди не понимают, что биение сердца есть символ мирового движения". Так Мыслитель устремлял внимание к высшим мирам»[2].
Искусство рождается как следствие напряженного стремления сознания выразить Прекрасное в наибольшей полноте. Красота есть синтез всех высших и тончайших энергий бытия. Потому творчество в искусстве наиболее синтетично, объемно и рождает наибольшее количество форм, равнозначимых, взаимодополняющих. В этом своем стремлении выразить Прекрасное мысль находит все новые и новые формы, постоянно совершенствуя обретенное. Поэтому процесс совершенствования в искусстве всегда является признаком его жизненности. И музыкальный инструмент, и музыкальный язык, и основа этого языка – музыкальная интонация – не что иное как формы, более постоянные (инструмент) или подвижные, как живое дыхание мысли (музыкальная интонация). Но там, где цель творчества – выразить Прекрасное – теряется (затуманивается задачами внешнего, фактурного плана или вообще вытесняется прагматическими интересами), там все формы, даже наиболее совершенные и утонченные, теряют жизненность.
Фундаментальные Законы Бытия – Закон Красоты и Закон Мысли – являются и основою развития творчества, полностью определяют музыкальное искусство. От степени осуществления этих Законов в искусстве зависят судьбы всех его явлений. Если Закон Красоты утверждает главную цель всех устремлений и связанный с нею приток соответствующих энергий творчества, то Закон Мысли определяет содержание искусства и утверждает другой аспект единого, по сути энергетического, критерия: чем выше, тоньше явленные мыслеэнергии, тем выше уровень творчества в искусстве. Формой для выявления мыслеэнергии, энергии Красоты, в музыке является музыкальная интонация. Процесс совершенствования в музыке есть процесс искания музыкальных интонаций как соответствующего и наиболее убедительного выражения мысли в ее набольшей высоте, одухотворенности.
Вопрос сохранения форм в искусстве, будь то музыкальные инструменты или стили, или формы музицирования и т.д. – это вопрос целей и ценностей искусства, неразрывно связанных в своей сущности с целями и ценностями человеческой жизни, иначе говоря, с Законами Бытия. Закон Эволюции человеческого сознания не так очевиден в явлениях искусства, как Законы Мысли и Красоты, но именно незримые акценты пространственно явленных эволюционных энергий, в их непосредственном воздействии на сознания людей, определяюще влияют на все процессы творчества, востребуя или отвергая те или иные формы, ритмы, побуждая к новым исканиям для выявления новых энергий – человеческих и космических.
В Новый Век следует идти с тем, что этот Век в своем высшем выражении востребует – с очищенным ясным мышлением и духовностью в их нераздельном единстве. Век высокого синтеза поведет искусство к новым исканиям в выражении энергий Истины-Красоты, делая запрос на такое творчество, которое будет способно энергиями своими соединить с Миром Высшим жизнь земную. Все те нахождения в искусстве, которые будут отвечать своей эволюционной роли – служить новому раскрытию духовности в человеке, просвещенной, озаренной тонким чувством Красоты, – будут ярко востребованы людьми.
Сегодня нередко ставится под сомнение необходимость не только самобытных музыкальных инструментов, но теряется чистота ценностей классического искусства. Причина не только в падении напряжения общего поля культуры, в массовом снижении уровня сознания (что в целом закономерно для «пограничных» периодов смен Эпох: прежние энергии исчерпали себя, новые еще не вступили в полную силу), но причина также и в том, что люди искусства – призванные носители его высших ценностей – эти ценности-цели утрачивают. Как только выразительность в музыке снова обретет свое утраченное значение выражения мысли, как только цель выявить мгновения Истины Бытия станет освещать каждое мгновение музицирования, определяя конкретные задачи исполнителя, композитора, мастера музыкальных инструментов, тогда не только «сам собою» разрешится вопрос сохранения лучших музыкальных явлений и форм, но начнется новый процесс возрождения в искусстве: открытость высшим энергиям приведет и к высшим возможностям.
Импровизационность, присущая народному творчеству, основана на чутком ощущении необходимости согласования ритмов музыки с ритмами души и Пространства. Сердце талантливого музыканта в стремлении провести тонкую вибрацию Красоты становится мостом между землею и Миром Высшим. В будущем, возможно, этот процесс согласования ритмов станет сознательным, тем откроется и новая страница в музыкальном творчестве. Великий Будда говорил, что «каждое мгновение имеет свою пространственную необходимость». Музыкант может являть эти пространственные ритмы-идеи в ритмах и гармониях музыки. Но не в одночасье явится такое чуткое искусство. Необходимо вести целенаправленное воспитание музыкальности людей, в особенности молодежи; музыкальности в широком и одухотворенном ее понимании, как учил Великий Платон: восприимчивости ко всем проявлениям ритмов красоты и гармонии и в особенности чуткости к мысли – звучащей энергии сознания. Основой в обучении музыке должно стать воспитание чуткости к музыкальной интонации как умению выразить энергию чистой мысли в звуке. Следует всеми мерами ограждать детей от грубости и безвкусия, которые есть не что иное как явление безмыслия.
Когда целями музыкального искусства станут действительно цели духовные, тогда станут снова востребованы лучшие из найденных инструментальных и музыкально-языковых форм, и начнется новый этап их эволюции, который явит их дальнейшее развитие-утончение и приведет к обретению новых возможностей творчества.
[1] Надземное [Учение Живой Этики]. – Минск : Звезды Гор, 2007. – С. 294.
[2] Там же. С. 303.
Гореликова М.В. Музыкальное творчество в свете основных Законов Бытия // Сохранение культурного наследия стран Балтийского региона: междунар. науч.-практ. конф. 23-25 нояб. 2009 г. – СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2009. – С.19-22.