Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Уварова Лариса Ивановна,

специалист Санкт-Петербургской академии постдипломного

педагогического образования,

отв. редактор журнала «Педагогика Культуры»

Качество чтения как фактор формирования
управленческой культуры руководителя

Как Вы проводите свое свободное время, читаете ли классику?

– спросил однажды крупный руководитель другого.

Что Вы, мне читать некогда – я с утра до вечера приказы пишу.

Ну, и напрасно! Ведь качество приказов будет не то,

– последовало справедливое замечание

Из интервью президента Российского Книжного Союза

С.В. Степашина (случай из практики).

 

Не секрет, что многие трудности, возникающие на пути общественного развития, почти всецело зависят от решения проблем, связанных с управлением общества, которые, в свою очередь, сосредотачиваются вокруг вопросов совершенствования личности. Эти проблемы можно успешно решать, – и это становится все более очевидным, – идя путем культуры, традиционным и наиболее приемлемым для российского общества.

Культура представляет собой исторически накопленный духовный опыт человечества, используемый как инструмент беспрерывных преобразований, как человека, так и окружающей среды, обеспечивает человеку и человечеству перспективы социального и духовного развития в его наиболее благоприятных и наименее кризисных направлениях. Культура отражает состояние, внутреннее и внешнее, но в первую очередь воспроизводит сущностные характеристики какого-либо явления, той или иной личности.

Рассматриваемая с этих позиций, культура управления, или управленческая культура, ядром которой является культура личности руководителя, представляет собой совокупность этических, эстетических, профессиональных, психологических, организационных и других показателей личности, аспектов деятельности людей, работающих в сфере управления. Таким образом, управленческая культура руководителя не ограничивается лишь его профессиональными качествами как специалиста данной отрасли, в которой он трудится. Она включает в себя спектр самых разнообразных характеристик, отражающих как широкие знания, их структуру и глубину, передовое научное мировоззрение, так и культуру поведения, основывающуюся на морально-этических качествах личности, а также знания в области психологии личности, социальной психологии и умение применять их в жизни. Естественно, что наличие этих качеств требует большого предварительного труда в области самосовершенствования, работы над собой, основанной на постоянной устремленности личности, направленной к созидательной творческой деятельности.

Творчество и культура понятия неразделимые. Это отмечают в своих трудах ученые-культурологи. Вот как об этом пишет В.С. Библер. «Культура – это изобретение "мира впервые"…Произведение культуры отвечает на вопрос: "Что значит быть в культуре – общаться в культуре, – самодетерминировать свою судьбу в напряжениях культуры, – порождать в культуре – мир впервые…"». В произведениях культуры этот, впервые творимый, мир с особой несомненностью воспринимается в его извечной, независимой от автора абсолютной самобытийности, лишь улавливаемой и трудно угадываемой, останавливаемой не только на полотне, но и в ритме, и в мысли[1].

Это положение в равной степени можно отнести к каждому произведению, любому творческому труду, в том числе, и к управленческому, где в качестве произведения выступает решение – продукт управленческого труда. В этом, как нам представляется, содержится ключ к пониманию сути такого сложного явления, как культура управления.

Исследования показывают, что на качество управленческого решения в наибольшей степени оказывает влияние фактор уровня развития личности.[2] В процессе социализации, в ходе большой и многотрудной работы по самосовершенствованию личности едва ли не первое место принадлежит правильно организованному процессу чтения, которое определяется как смысловое восприятие человеком информации, заключенной в текстах. Чтение – более эффективное по сравнению с аудиовизуальными видами коммуникации средство образования и самовоспитания, поскольку оно, более других развивая воображение, способствует творческому развитию личности. Кроме того, у читателя шире возможности для того, чтобы удовлетворить свои познавательные потребности и интересы, он активнее и свободнее слушателя и зрителя, у него свободнее выбор – не только текстов, но и условий восприятия: скорости, тактики и т.п. Процесс восприятия здесь более индивидуализирован. Все это многократно усиливает разностороннее воздействие на личность.

То, что читательская деятельность – это труд, и немалый, по-видимому, является одной из причин, почему истинных любителей чтения не так много. Это труд по преобразованию человеком самого себя. И как всякий труд, он требует и знаний, и умений.

Кроме того, подходя к исследованию этого вопроса более углубленно, можно убедиться, что читать, вдумываясь, – как это и полагается делать, – умеют вовсе не многие. Поэтому особо актуальной представляется проблема качества чтения. О том, что такая проблема существует, писал в свое время великий Гёте, который отмечал, что «многие люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать». «Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, что вполне достиг цели», – писал он, сожалея при этом, что люди читают слишком много посредственных книг и теряют на них время.

Проблема выбора книг, их количества и качества не менее важная, чем задача эффективного восприятия текста, и, наряду с развитием памяти, внимания, наблюдательности – показатели, характеризующие среди многих других качество чтения, – решение этих проблем ведет к формированию важнейшего из качеств личности – искусства мышления. На пути к овладению этим искусством, к развитию культуры мысли, следует развивать многие умения, и прежде всего, надо уделить внимание изучению своих привычек – необходимо избавляться от тех, которые мешают самосовершенствованию и вырабатывать нужные.

Более всего вредит развитию личности привычка поверхностного чтения – когда читатель не вдумывается в суть вопроса, но лишь «схватывает» некоторые слова (далеко не всегда ключевые), делая поспешное заключение о прочитанном. Такая грамотность будет весьма вредной (этот читатель хуже неграмотного, поскольку он вводит себя и других в заблуждение), и она будет считаться условной, т.к. в ней отсутствует элемент эмоциональной грамотности: этот этический аспект есть атрибут культуры, в данном случае, культуры чувств (читать – значит, почитать, чтить труд писателя, иначе говоря, уважать его, относясь к тексту вдумчиво и стараясь понять главную мысль). Необходимо помнить, что основная задача чтения заключается в том, чтобы усвоить мысль автора, главную идею произведения, для того, чтобы пойти дальше – развить собственную творческую мысль. В этом заключается миссия культуры, в которую входят лучшие литературные произведения, – художественные, научные и другие труды познавательного характера служат именно этой цели. Без чтения таких произведений, без соответствующего уважительного, вдумчивого отношения к ним не может быть ни качества чтения, ни интеллектуального и духовного развития. В целом же, относительно труда руководителя, все это сказывается на качестве управленческого решения, управленческой культуре, ее уровне.

Значение качественного чтения, таким образом, – в развитии творческого мышления, в развитии культуры мысли и связанного с этим понятием – культуры чувств. Человек в процессе чтения развивается комплексно: вырабатывает память, учится терпению, чуткости, наблюдательности, развивает волю, воспитывает сердце – все это в целом способствует совершенствованию личности.

Решая проблемы качества чтения, формирования управленческой культуры руководителя, нельзя обойтись без использования опыта прошлого, содержащегося в трудах выдающихся мыслителей разных эпох и народов. Одним из таких просветителей был наш соотечественник Н.А. Рубакин, ученый, писатель, энциклопедист, внесший неоценимый вклад в культуру чтения. Его фундаментальный труд «Среди книг» – уникальная работа междисциплинарного характера. Среди других известных его работ – «Этюды о русской читающей публике» и «Письма к читателю о самообразовании», в которых он щедро делился опытом работы с книгой.

Ниже приводятся некоторые из его советов, следуя которым каждый желающий может не только улучшить качество личной работы, повысить уровень культуры чтения, но и значительно продвинуться в своем духовном развитии.

План чтения книг (по Н.А. Рубакину):

1. Читать произведения в связи с биографиями их авторов, критикой, историей литературы, историей общественного строя и научно-философской, литературно-общественной мысли.

2. Положить в основу выбора произведений не только их непосредственно жизненное, но и историческое значение.

3. С этой целью, прежде всего, наметить себе наиболее выдающихся авторов, как родной литературы, так и иностранной.

4. Далее, из числа произведений каждого такого автора наметить наиболее выдающиеся и характерные – их-то и читать.

5. Чтение вести от авторов наиболее близких к далеким, т. е. от русских к переводным, от новейших к старинным.

6. После этого читать биографию автора.

7. После прочтения всех намеченных произведений данного автора и его биографии читать по нескольку критических статей о них.

8. Познакомившись с целым рядом выдающихся авторов, с их произведениями и биографиями, читать историю литературы того времени, представителями которого эти авторы являлись.

9. Для дальнейшей оценки самой истории литературы данного периода читать книги по истории общественной жизни этого периода и ее строя.

 

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно отметить, что управленческое сознание формируется либо стихийно, либо в процессе профессиональной подготовки, но успешнее всего оно растет в результате саморазвития, культурного самосовершенствования. В настоящее время, когда в обществе идет поиск путей выхода из создавшегося цивилизационного кризиса, вспоминается истина: спасение общества, как и каждого отдельного человека, – в культуре, в ее творческом потенциале, в утверждении духовности, поиске ее критериев. Развитие культуры чтения как компонента общечеловеческой культуры может стать одним из средств преодоления кризиса.


[1] Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры. – М.: 1991. – С. 289, 291.

[2] Уварова Л.И.Формирование культуры управления в процессе вузовской социализации: социокультурный подход //Модернизация высшего экономического образования в ХХI веке: Сб. науч. докладов. – СПб: Изд-во СПб ГУЭФ, 2007. – С. 188.

 

Статья опубликована в сборнике:
«Чтение детей и взрослых в изменившемся мире:
Сб.статей и уч.-метод.мат-лов к междунар.конференции –
СПб : СПбАППО, 2008. – С. 8-12.

 


Метки: Рубрика: Культура управления. Экономическая культура. Культура труда, Уварова Л.И.

Печать E-mail

Просмотров: 1664