Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Уварова Лариса Ивановна,

ответственный редактор общественного

научно-просветительского журнала «Педагогика Культуры»

Творческий потенциал «Дня Культуры»:
приобщение к культуре чтения

 

Аннотация. Творческая деятельность по подготовке и проведению праздника Дня Культуры под Знаменем Мира в образовательных учреждениях способствует реализации лучших практик формирования у молодежи интереса к чтению литературы, развивающей личность, воспитания культуры чтения, составлению целевых программ по осознанию и пониманию значения культурных ценностей. Действенность этого праздника заключается, помимо прочего, в сотрудничестве государственных и общественных структур.

 

Движение Культуры как проявление общественной инициативы по защите культурных ценностей, равно как и любое коллективное дело, предполагает поступки, действия и формирует отношение к ценностям. Согласно выводам ученых-психологов, «в поступках, в действиях людей их отношение к окружающему не только выражается, но и формируется: действие выражает отношение, но и обратно – действие формирует отношение. Когда я действенно участвую в каком-нибудь деле, включаясь в его осуществление собственными делами, оно становится моим, его идейное содержание в ходе этой деятельности включается определяющим началом в моё сознание; это изменяет моё отношение к нему и в каком-то отношении меня самого. В этом источник огромного воспитательного значения действенного включения человека в дело, имеющее идейное содержание» [1].

В результате действий, направленных на освоение и защиту культурных ценностей, формируется развивающаяся личность, подготовленная и осуществляющая универсальную и полезную для общества деятельность, непрерывно повышающая свои знания и развивающая свои чувства и духовные качества, где чувство прекрасного становится ведущим в сознании и определяющим поведение.

Это полностью подтверждает 25-летний опыт организации школьного праздника «День Культуры», идея проведения которого родилась в 1930-е годы в период подготовки к подписанию международного договора по защите культурных ценностей – Пакта Рериха (дата подписания 15 апреля 1935 г.). По замыслу выдающегося художника, деятеля мировой культуры Николая Константиновича Рериха, необходимо утвердить во всемирном масштабе такой особо значимый день, когда «во всех школах и образовательных обществах одновременно просвещенно напомнят об истинных сокровищах человечества, о творящем героическом энтузиазме, об улучшении и украшении жизни…Сердечно-жизненно оценим эти сокровища, помня, что каждое прикосновение к ним уже будет облагораживать дух человеческий», – писал он [2]. Тем самым подчеркивался воспитательный смысл этого праздника и его торжественность – День Культуры провозглашает торжество Знания, Подвига и Красоты.

«Вводя в школах день Культуры, мы, также внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества» [3]. Необходимо закладывать в сознание подрастающего поколения уважение к духовным, культурным ценностям, которыми живо человечество. Установление традиции утонченной, возвышенной Культуры особенно необходимо в трудные времена, – отмечал Н.К.Рерих. – «Там, где Культура, там и Мир. Там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем» [4].

При подписании Пакта был утвержден Знак – Знамя Мира как символ Культуры (три красных круга в красной окружности как единство науки, искусства, религии, а также прошлого настоящего и будущего). Главная цель Знамени Мира – объединение сознаний всего мира на понимании культурных ценностей [5], осознании необходимости их защиты.

Культура как отражение достижений человечества, явление, основанное на этике, нравственных устоях, выступает в качестве регулятора общественных отношений и дает ориентир к действиям людей на разных уровнях жизни и в разных сферах деятельности. В связи с этим исключительно важно направить сознание общества на понимание значения культуры и ее ценностей, на восприятие и усвоение этих понятий. Духовные основы жизни, которые содержатся в культуре, при условии осознания их человечеством, несут решение всех его проблем – от сугубо личных до проблем глобального, всепланетного масштаба. Однако процесс усвоения культурных ценностей, как показывает жизнь, чрезвычайно осложняется явлениями массовой культуры, получившей в российской действительности широкое распространение и оказывающей влияние на формирование сознания, в первую очередь, представителей юного поколения, ввиду их неопытности. В обществе ещё не осознан и не вскрыт колоссальный вред массовой культуры с её ироничным цитированием высоких истин, насмешкой над идеалами, её цинизмом, отсутствием чуткости и тонкого художественного вкуса, пренебрежением к литературному языку (характеристика постмодернизма – современного явления массовой культуры), – иначе говоря, бездуховностью, разрушающей личность. Во многом эта характеристика касается и массовой литературы, получившей название бульварной (так называемое «чтиво»), функция которой – упрощение и стандартизация передаваемой информации, что значительно снижает когнитивные способности личности читателя [6].

Чтение, с точки зрения культурологии и социологии, есть социально значимый феномен, сложная подсистема духовной культуры, способ воспроизводства, сохранения и распространения культурных ценностей в обществе [7]. Чтение в образовании – целенаправленное применение чтения для получения педагогического результата. Задача педагога, педагога-библиотекаря, осуществляющих организацию чтения школьника и библиографическое управление содержанием чтения, состоит, в связи с вышеизложенным, в том, чтобы привести юного читателя к культуре, где труд – атрибут культуры, развить привычку к чтению как творческому труду, привить навыки вдумчивого чтения литературы, развивающей личность, повышающей его сознание – привить культуру чтения. Существуют разные способы того, как добиться этого результата. Об одном из них речь пойдет в данной статье.

Культура чтения как культурная ценность, – это совокупность знаний, умений, навыков для оптимальной организации процесса чтения, для полноценного выбора, восприятия и понимания произведений печати, достижения его общественно значимой направленности и других целей; ядро информационной культуры личности. Это средство учения, самообразования; когнитивная деятельность. Обобщенно, культура чтения – это культура выбора литературы, её восприятия, культура освоения и использования воспринятой информации [8]. К этому важно добавить: с учетом всех признаков, присущих культуре – духовных критериев и ориентиров при выборе чтения литературы, восприятии, освоении и использовании. Необходимо подчеркнуть, что информационная культура как часть общей культуры также включает в себя все ее атрибуты – информационная культура есть суть гуманитарной культуры, отмечают специалисты [9].

Неотъемлемыми признаками, атрибутами культуры являются: почитание духовно-нравственных основ, света духовных начал (культ – почитание, ур – свет, огонь), единство знания и красоты, их синтез (постигаемый сердцем), гуманизм (человеколюбие), общее благо, труд и творчество, эволюция [10].

Способствовать развитию культуры чтения – значит, помочь юному поколению выбрать нужную для его развития литературу, содействовать тому, чтобы выбранный источник знания был воспринят им должным образом (учитывая психологию возраста), научить выделять главное в процессе освоения знаний и информации и применить нужное в жизни – значит, в целом помочь культурному развитию личности, что соответствует государственной культурной политике.

Проблема формирования культуры чтения сегодня выступает особенно остро, она осложняется тем, что ей противостоит, как было отмечено выше, массовая культура с ее индустрией развлечений и всеобщим увлечением технологическими новшествами, условно облегчающими процесс восприятия информации, но не содействующими развитию мысли, чему способствует процесс чтения как умственная работа.

На одном из недавно прошедших в Санкт-Петербурге Культурном форуме состоялся круглый стол на тему «Кому и зачем нужна программа поддержки детского и юношеского чтения», где Президентом Межрегионального центра библиотечного сотрудничества были представлены результаты исследований Межрегионального центра библиотечного сотрудничества. В них отмечалось, что современный человек, потребляющий информацию, в основном, в экранном формате, постепенно утрачивает способность рефлексировать по поводу увиденного; последовательно, логично, самостоятельно мыслить; воспринимать сложные смыслы и действительность адекватно; формулировать и излагать мысли на письме и в устной речи; понимать чужие высказывания. Были озвучены следующие, важнейшие для общества, выводы: в контексте усложнения глобальных процессов при сохранении этой тенденции и при существующих неблагоприятных условиях следующее поколение россиян, которое достигнет трудоспособного возраста через 10-15 лет, не сможет на соответствующем высоком интеллектуальном уровне решать в условиях глобальной конкуренции серьезные проблемы в стране и в мире. В связи с этим, отмечают специалисты, задача российского общества – преодолеть эти негативные тенденции и сформировать предпосылки для позитивных [11].

Значительность обозначенных выводов-предупреждений не оставляет места равнодушию в сердцах людей с продвинутым сознанием, особенно тех, кто трудится в сфере образования и может способствовать развитию культуры чтения и противостоять негативным тенденциям.

Так в наши дни продолжает свое развитие общественная традиция проведения праздника Дня Культуры под Знаменем Мира, который ежегодно отмечается в образовательных организациях Санкт-Петербурга 15 апреля (в дату подписания Пакта Рериха). Действенность этого праздника заключается, помимо много прочего, в том, что он осуществляется в сотрудничестве государственных и общественных структур; темы его ежегодного проведения и пояснительный материал к ним разрабатываются при непосредственном участии специалистов Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (СПб АППО) Конкурс творческих работ школьников, посвященный Дню Культуры, включается в правительственные Программы: «Поддержки и развития чтения в Санкт-Петербурге», 2009–2011 гг.; «Культурная столица», 2012–2014 гг.

Среди тем, которые были предложены в разные годы для проведения праздника Дня Культуры, – таких как: «Культура – Врата в будущее»; «Родина в сиянии подвига и красоты»; «Совершенство – цель земных путей»; «По ступеням человечности – к ценностям Культуры»; «Осознание Красоты преобразит жизнь»; «Человек будущего – человек нравственный»; «Земля в мерцании космических миров»; «Лишь культурными ценностями живо человечество» – неоднократно предлагались темы, посвященные книге и чтению. Так, по темам Дня Культуры «Книга – символ культуры и образованности» и «Книга – душа образования» дети писали сочинения: «Милее книги друга нет», «Мудрое чтение – радость общения», «Книга – сокровище дома», «О достоинстве книги пришла пора подумать». С лучшими творческими работами и методическими материалами можно ознакомиться на сайте «День Культуры» https://culturaspb.ru 

«Всегда и везде служить возвышению читателя» – такой девиз был выдвинут виднейшим ученым-энциклопедистом, книговедом Н.А.Рубакиным, основателем международного института библиопсихологии, просветителем, чей вклад в культуру чтения как универсума человеческой жизни, по оценке ученых, имеет культурно-историческое, теоретико-методологическое и практическое значение [12]. Этот девиз полностью соответствует идеям Рериха, которого Рубакин высоко ценил и отмечал огромное значение Пакта Рериха и Знамени Мира [13]. Н.А.Рубакин указывал – как и Н.К.Рерих во всем своем творчестве – на важность понимания красоты в жизни людей и на значимость понимания синтеза. Этому можно и нужно учить в процессе формирования культуры чтения. В мыслительном процессе, как отмечают ученые-психологи, «анализ без синтеза порочен» [14], – тем самым подчеркиваются духовные, этические аспекты умственной деятельности.

«Библиотекарь – первый вестник Красоты и Знания», – утверждал Николай Рерих [15], и жизнь полностью подтвердила это. Подготовительную работу к ежегодному Дню Культуры, к конкурсам детских творческих работ берут на себя именно библиотекари. Формируя у обучающихся культуру чтения, они раздвигают ее рамки и в сторону повышения уровня своего профессионализма. С целью стимулирования их к творческой деятельности СПб АППО проводит также ко Дню Культуры городские конкурсы творческих проектов среди школьных библиотекарей. В помощь им и всем организаторам Дня Культуры ежегодно размещаются методические материалы на сайте «День Культуры» https://culturaspb.ru , а также в рубрике «Культура чтения» интернет-журнала «Педагогика Культуры» https://www.pedagogika-cultura.ru и журнала РШБА «Школьная библиотека». Итоги конкурса и награждение победителей проводится в ходе ежегодной международной конференции «Чтение детей и взрослых» в СПб АППО, материалы публикуются на сайте Информационно-библиотечного центра этой академии.

Включенность библиотекарей в общественную деятельность по проведению Дней Культуры, их творческая активность, направленность устремлений и действий на развитие культуры чтения, во многом помогает актуализировать духовный потенциал всех участников праздника – и детей, и взрослых.

Практика показывает, что День Культуры как способ объединения людей во имя культуры и ее сохранения – что само по себе уже является неоценимым достоинством – обладает многими ценными свойствами, среди них: доступность этого средства для всех участников процесса, разнообразие форм, неограниченность по широте охвата, гибкость применения в меняющейся обстановке и др.

Главное – привить интерес детей и юношества к ценностям культуры и привычку к углубленному, развивающему, вдумчивому чтению, воспитывать читательский вкус. Этим можно во многом способствовать расширению их сознания, воспитанию культуры чувств и культуры мышления, закладывать основу для правильных поступков и действий.

Формировать читательский вкус необходимо с раннего возраста, оттачивать способность видеть лучшее, отличать плохое от хорошего [16]. В первую очередь, нужно помочь ребенку развить наблюдательность; это ценное жизненное качество особенно необходимо в процессе чтения. Отмечать нюансы в тексте, уделяя внимание ключевым словам и оттенкам в значении слов, – «следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (А.С.Пушкин). Обращая внимание на те моменты, которые в тексте вызывают добрые чувства, научить умению увидеть и восхититься изящностью выражения мыслей, мастерством, виртуозностью, тонкостью исполнения. По сути, читательский вкус формируется так же, как и вкус художественный, в поиске красоты, в утончении сознания. В развитии культуры мыслей и чувств и, в первую очередь, чувства Прекрасного заключаются духовные аспекты воспитания и самосовершенствования.

Формировать культуру чтения, значит, приобщить к чтению лучшей литературы. Важно дать ориентир на подлинные литературные образцы – от древних памятников письменности до сочинений современных писателей – тех, чьи произведения «захватывают ум и сердце, вызывают раздумья об окружающем мире и о самом себе» (В.Сухомлинский). В поиске нужного чтения искателю истины поможет совет мудрецов древности: «Зажги факел сердца и найдешь нужное». Но, к сожалению, в наши дни еще не понято значение сердца ни в жизни, ни в творчестве. И увлечение искусственным интеллектом (ИИ), чрезмерное внимание к нему можно объяснить только этим. Однако, необходимый в рутинных и сложных технических операциях, заменяющих человека, ИИ не предназначен для написания литературных текстов, к чему делаются попытки, – он не может быть применен в каком-либо искусстве, поскольку для творчества нужен не только интеллект, но необходимо участие, корректив человеческого сердца – чтобы произведение могло оказать воздействие на духовное развитие человека.

Среди книг, литературы, которую можно рекомендовать юному читателю очерки из литературного наследия Н.К.Рериха, тематика которых необычайно обширна – о людях, природе и Родине, о культуре и книге – повести, сказки, стихотворения. Специалистами составлена из этих многочисленных произведений обширная Программа для чтения, в которой можно выделить следующие важные моменты.

В процессе образования человека Н.К.Рерих выделял основополагающим не только просвещение, но и воспитание, развитие не только интеллекта, но и «открытие» сердца, формирование на этой основе (гармония интеллекта и сердца) мировоззренческих установок. Под «открытием» сердца подразумевалась совокупность духовно-нравственного и созидательно-творческого смыслов бытия человека, без которых это бытие не может обладать полнотой форм духовной жизни, а значит, не эволюционирует, и как следствие, в данном бытии человек не имеет возможности постичь реальность как она есть [17].

Раскрыть человеку богатство реального мира, его многомерность и красоту, неисчерпаемость явлений культуры, природы, внутреннего мира человека помогают такие очерки Н.К.Рериха, как «Любите книгу», «Пути благословения», «Культура-победительница», «Познавание Прекрасного», «Подвиг», «К природе», «Россия», «Небесное зодчество», «Труд», «Творящая мысль», «Лучшее будущее», «Сокровище дома», «Детская сказка», повесть «Пламя», цикл стихотворений «Мальчику» и многое другое. (Наиболее полный перечень произведений из литературного наследия Н.К.Рериха представлен на сайте «Рериховская библиотека» https://roerich-lib.ru. Эти статьи и очерки неоднократно издавались и продолжают издаваться отдельными тематическими сборниками, и имеются во многих библиотеках (например, сборник «Рерих Н.К. О Вечном…», изданный в 1991 году стотысячным тиражом).

С целью привлечение внимания к литературному наследию Н.К. Рериха, развития интереса молодежи к этой литературе, повышения мотивации чтения, в последние годы проводится конкурс «Читаем Рериха», организованный Иркутским «Рериховским культурным творческим объединением» (материалы на сайте «Мир через Культуру» https://mir-kultura.ru).

Тема «Образовательный потенциал творческого наследия Н.К.Рериха» стала предметом обсуждения на Форуме педагогов Ленинградской области (ЛОИРО, 24.09.2019), где опытом работы в данном направлении делились учителя, преподаватели, ученые Санкт-Петербурга и области, и была принята резолюция, в которой, в частности, говорилось о необходимости пропагандировать успешный опыт использования образовательного потенциала творчества Н.К.Рериха в педагогической практике; была высказана поддержка проведения 15 апреля (дата подписания Пакта Рериха) Всемирного Дня Культуры [18].

В процессе подготовки к празднованию Дня Культуры решается такая сложнейшая задача как сотрудничество, которое основано на обязательном условии благожелательного отношения сотрудников друг к другу, на культуре отношений. Особенно это касается, когда идет совместная работа с детьми.

В сотрудничестве с детьми – взаимный творческий импульс. Лучше всего эта истина постигается в совместной деятельности на поле культуры, которая есть, по сути, почитание света, творческого огня. И этот творческий огонь может развиваться обоюдно у взрослых и детей. Необходимо подчеркнуть, что сотрудничество детей и взрослых есть особо актуальная задача, ее решение помогает достижению более общей цели – сотрудничества как цели самой эволюции.

Наблюдательность ребенка, его тонкое чутье представляют огромную ценность для общества. Вдохновляя детей к участию в разных проектах, в общих полезных делах, развивающих мастерство, взрослые наставники, сопровождая это высокой идеей, дают ребенку импульс к творчеству, направляя к тому виду искусства, какое ему ближе по духу – живописи, музыке, другим различным видам искусства, литературному письменному и устному творчеству. И тогда дети сами начинают искать внутри себя ответы на вопросы жизни и, делясь ими с миром через свое творчество, помогают нам увидеть и услышать глубинные смыслы, заложенные в природе, в культуре, в искусстве, проявляя свои устремления и умения, актуализируя свои способности. Так возникает чудо творческого огня и рождается обоюдный художественно-творческий импульс. Благодаря этому импульсу создаются проекты большой познавательной и эстетической значимости [19].

Воспитание культуры чтения формирует в целом культуру личности. Об этом и о многом другом, столь же немаловажном, говорится в отзывах ученых, преподавателей, учителей, библиотекарей и школьников по поводу проведения конкурсов и мероприятий в празднику Дня Культуры – с их мнениями можно ознакомиться на сайте «День Культуры» https://culturaspb.ru . Часть из них представлена ниже.

Школой постижения основ Культуры называют педагоги подготовку к проведению этого праздника: «Конкурс, посвященный Дню Культуры, задает высокую планку и очень развивает всех его участников. Над темами мы работаем вместе с ребятами не меньше месяца, Этой работе очень помогает рекомендуемый справочный материал для педагогов и для школьников, к которому мы направляем ребят, советуем им прочитать интересные тексты, посмотреть ссылки. В этом конкурсе всегда предлагаются глубокие темы, настолько интересные, что от него просто нельзя оторваться. Те материалы, которые предлагаются для изучения и вся эта совместная работа – методиста, педагога, школьника – можно считать, это целая школа, школа постижения основ Культуры (Матвеева Е.А., педагог, лауреат городского конкурса педагогического мастерства, школа № 10 Санкт-Петербурга).

В научных рецензиях на сборники творческих работ школьников ко Дню Культуры ученые Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования отмечают большой воспитательный и образовательный потенциал праздника; указывается на особую ценность детских письменных работ по данной тематике; методические материалы сборника рекомендуется «использовать на уроках литературы, истории, мировой художественной культуры, а также во внеклассной и внеурочной деятельности» [20] (Л.М.Ванюшкина, доктор педагогических наук).

«Проведение Дня Культуры закладывает зерна Света, Знания и Любви в сердца людей», – утверждает в развернутом отзыве о празднике профессор, доктор философских наук В.В.Фролов.

«Работы ребят, при случае, можно цитировать, как образец во славу книги и чтения», – отмечает специалист по психологии детского чтения кандидат педагогических наук И.И.Тихомирова.

Мнение старшеклассника: «Вы очень много делаете для всех нас; вы даёте возможность молодому поколению писать эссе на темы, имеющие глобальное значение, на темы, интересные для молодёжи в целом» (Дмитрий Сапаров, 10 класс, школа № 500, Санкт-Петербург).

Также очень важны мнения родителей школьников, участников праздника, посвященного Дню Культуры: «Это важное дело сохранения и продвижения культуры. Особенно ценно, что привлекаете детей. Надеюсь, с Вашей помощью у нас больше не будет "потерянных" поколений» (В. Исламгулова).

В заключение можно отметить следующее: поскольку ценности формируют образ жизни и поведение человека, то участие в общем деле защиты культурных ценностей становится процессом саморазвития и непрерывного образования. Всё это помогает формировать пространство культуры как в малых, так и в больших масштабах, содействует в целом делу мира. Суть в том, что если пространство вокруг людей не заполнено культурой, в истинном ее понимании – культурой, возвышающей сознание, – оно заполняется преступлениями. В этом состоит значение движения Культуры.

Таким образом, творческая деятельность по подготовке и проведению праздника Дня Культуры под Знаменем Мира обеспечивает – при наличии доброй воли – реализацию лучших практик формирования у молодежи интереса к культурным ценностям, в том числе, к литературе, развивающей личность; способствует воспитанию культуры чтения и развитию творческой мысли, составлению оригинальных программ по осознанию и пониманию значения культуры в жизни каждого человека и всего человечества; содействует в целом реализации культурной политики государства.

 

ВЕРШИНЫ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Стихотворение ко Дню Культуры
«ПРЕОБРАЗИТСЯ МИР ПОД ЗНАКОМ КРАСОТЫ»
Тимур Шарапов, 10 класс, школа No 1, Санкт-Петербург
Великое созданье – человек –
Приходит в свет с определённой целью.
И люди, как всегда, из века в век,
Готовы и к познанью, и к сомненью.

Но как порою неприглядна жизнь,
Как страшно, коль царит ожесточенье!
Оно так часто зáстит неба синь,
Любовь, цветы, весною птичье пенье...

Наш хрупкий мир давно пора спасать.
Рецепт открыл великий Достоевский,
Сказав о том, что только Красота
Спасёт планету – это довод веский.

Открытья вечные несут в себе стихи
И проза чудная, что проникает в души.
Познанья нового ярчайшие штрихи
Гармонию не разрешат разрушить.

Ведь если Симонова человек прочёл
Или Твардовского, то ни за что на свете
Войны он не допустит произвол
И не допустит, чтоб рыдали дети.

А сколько чистых и святых идей
В нас будят живописные полотна:
То видим благороднейших людей,
То на пейзаж любуемся охотно.

И это в нас потребность вызывает
Стать лучше, сделать краше мир
И осчастливить всех, кто понимает,
Что надо поменять ориентир.

Ведь только Красота – суть созиданья.
И пусть поймут все люди на планете:
Культура и искусство – достоянье,
Способное исправить всё на свете.
 

[1] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии (Серия «Мастера психологии»). – СПб.: Питер, 2000. – С. 438

[2] Рерих Н.К. О Культуре и мире моление // Знамя Мира [Сб.ст.] М.: МЦР, Мастер-Банк, 2005. C.221

[3] Рерих Н.К. Городу Брюгге // Знамя Мира [Сб.ст.] М.: МЦР, Мастер-Банк, 2005. C.81.

[4] Рерих Н.К. Знамя Мира. Конференция в Бельгии // Знамя Мира [Сб.ст.] М.: МЦР, Мастер-Банк, 2005. C.76.

[5] Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. I. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Междунар. Центр Рерихов, 2011. С. 276

[6] Чтение. Энциклопедический словарь / Под ред. чл.-корр. РАО Мелентьевой Ю.П. Москва: ФГБУН НИЦ «Наука» РАН, 2021.

[7] Там же.

[8] Там же.

[9] Гендина Н.И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт разработки и реализации // Библиосфера. – 2005. – № 1. – С.57. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-formirovaniya-informatsionnoy-kultury-lichnosti-opyt-razrabotki-i-realizatsii?ysclid=ltmrqbr2tm964482983

[10] Уварова Л.И. Атрибуты Культуры: Образовательно-просветительский аспект // Доклад на международной научно-общественной конференции «Культура и цивилизация. Проблемы и пути взаимодействия». Москва, Международный Центр Рерихов, 9–10 октября 2021 г. URL: https://www.pedagogika-cultura.ru/uvarova-l-i-atributy-kultury

[11] Кузьмин Е.И. Доклад на международной научно-практической конференции «Чтение: многообразие возможностей».V Санкт-Петербургский культурный форум. Российская Национальная Библиотека. Санкт-Петербург. 3 дек. 2016 г. URL:  http://www.nlr.ru/tus/20161202/

[12] Бородина В.А. Читательская Вселенная Н.А.Рубакина // Педагогика Культуры. – № 3/4. – 2005. – С. 45. URL: https://www.pedagogika-cultura.ru/vydayushchiesya-sootechestvenniki/borodina-v-a-chitatelskaya-vselennaya-n-a-rubakina

[13] Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Том III (1935).  – М.: Международный Центр Рерихов, 2016, С. 118

[14] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии (Серия «Мастера психологии»). – СПб.: Питер, 2000. – С.325

[15] Рерих Н.К. Сокровище дома. Обращение к Конвенции библиотекарей // Н.К. Рерих. Держава Света; Священный дозор. – Рига: Виеда, 1992. С.111.

[16] Чтение. Энциклопедический словарь / Под ред. чл.-корр. РАО Мелентьевой Ю.П. Москва: ФГБУН НИЦ «Наука» РАН, 2021.

[17] Дьяченко И.Ю. Программа Пакта Рериха. // Педагогика Культуры. – № 32.– 2020.  URL: https://www.pedagogika-cultura.ru/dyachenko-programma-pakta-rerikha

[18] Образовательный потенциал творческого наследия Н.К.Рериха. Резолюция Форума педагогов, 24 сентября 2019 г. URL:   https://www.pedagogika-cultura.ru/rezolyutsiya-foruma

[19] Уварова Л.И. Дети и творчество: О сотрудничестве детей и взрослых // Культура и время. - 2022. - № 64. - С. 149-159 https://www.pedagogika-cultura.ru/kultura-chteniya/uvarova-l-i-deti-i-tvorchestvo-o-sotrudnichestve-detej-i-vzroslykh

[20] Отзывы ученых, преподавателей, учителей, библиотекарей, школьников и их родителей на проведение конкурсов творческих работ ко Дню Культуры // Сайт «День Культуры» URL: https://culturaspb.ru/otzyvy-pedagogov

 

 


Метки: Рубрика: День Культуры как метод педагогического воздействия, Рубрика: Культура чтения. Библиотечно-просветительская деятельность, Уварова Л.И.

Печать E-mail

Просмотров: 1675