К 80-летию Ирины Ивановны Тихомировой
С любовью и интересом к детскому чтению
Встретились мы с Ириной Ивановной Тихомировой в дорогом нашему сердцу институте (теперь университете) культуры им. Н. К. Крупской. Ирина Ивановна работала на кафедре детской литературы и библиотечной работы с детьми, а мы – на дружественных кафедрах (библиографии и информатики) библиотечного факультета. В 1970-е и 1980-е годы на факультете, как и в институте в целом, бурлила интересная научная жизнь: студенческие и преподавательские научные конференции, открытые заседания кафедр, межкафедральные обсуждения учебников, диссертаций, монографий.
В этом научном сообществе Ирина Ивановна очень быстро заняла достойное место. Защитив в 1971 году кандидатскую диссертацию на тему «Литературное развитие учащихся старших классов в условиях библиотеки» под руководством легендарной Натальи Николаевны Житомировой, все последующие годы и десятилетия она настойчиво стремилась развивать и реализовывать идеи приобщения детей к чтению. Проблема оказалась более чем актуальной; особенно актуальна она в настоящее время. Ирину Ивановну волновали и продолжают волновать вопросы, как сделать чтение основой развития личности, каким должен быть круг чтения ребёнка, что такое психология чтения, как повлияло чтение на жизнь и деятельность известных людей и т. д.
Главное же – все научные труды И. И. Тихомировой тесно связаны с практикой, её идеи внедряются в деятельность детских и школьных библиотек России. За последние годы Ирина Ивановна посетила более 100 городов (от Калининграда до Иркутска) нашей необъятной Родины. Её приглашали её для участия в научно-практических конференциях, семинарах и проведении мастер-классов по детскому чтению. Она была участником и ведущим докладчиком всех общероссийских конференций, посвященных детской книге и чтению, которые организовывал журнал «Школьная библиотека».
Ириной Ивановной нельзя не восхищаться: талантливый преподаватель, яркий лектор, глубокий исследователь! При этом она обаятельная женщина, тёплый и сердечный человек, надёжный друг и товарищ. Её увлечённость и трудолюбие не знают границ! Она постоянно в научном поиске, на её рабочем столе новые книги сменяются новыми статьями. Например, широкую известность получил её методический словарь-справочник «Психология детского чтения от А до Я» (2004), хрестоматия «Школа чтения. Опыт, теории, размышления» (2006), сборник статей в двух частях «Как воспитать талантливого читателя» (2009).
Ирина Ивановна как-то призналась, что каждую свободную минутку летнего отпуска, который проводит в родной деревне под Костромой, она отдаёт научному творчеству. И всегда возвращается в Петербург с новыми статьями и новыми идеями.
Она обладает удивительным талантом заражать любовью к профессии студентов, а также объединять вокруг себя неравнодушных и творческих людей, помогая им реализовываться. Сама же всегда остаётся исключительно скромным человеком, всегда стараясь быть в тени.
На выездных сессиях в филиалах университета – Сыктывкаре, Пскове, Новгороде, Архангельске, Советске – неоднократно приходилось наблюдать, как Ирина Ивановна работает со студентами, вкладывая в каждого из них свои знания, сердце и душу. Поэтому и дипломные работы студентов, выполненные под её руководством, всегда отличались оригинальностью, самобытностью, свежестью идей, были пронизаны лучезарной любовью к детям.
Многие дипломные работы имели продолжение и были опубликованы. Например, в соавторстве с выпускницей заочного отделения Я. И. Куракиной при поддержке городской детской библиотеки им. А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге вышла книга «Осчастливить малыша чтением» (2003). В журнале «Семейное чтение» (2007, №3) опубликован рекомендательный указатель литературы «Скоро в школу», составленный студенткой Н. Н. Привал. Выдающимся выпускником стал студент-заочник, сотрудник МВД Андрей Петрович Кошкаров. Счастливая встреча с И. И. Тихомировой в рамках функциональной специализации фактически изменила его судьбу. После блестящей защиты дипломной работы под руководством И. И. Тихомировой и окончания вуза Андрей Петрович стал увлечённо разрабатывать тему «Как приобщить ребёнка к чтению». Им уже опубликовано 20 книг и большое количество статей, он принят в члены Союза писателей России. В предисловиях к своим работам Андрей Петрович неизменно выражает благодарность своему Учителю.
В предъюбилейные дни, которые переживает Ирина Ивановна, не хотелось бы говорить о грустном. Но воистину нет пророков в своём отечестве! В сообществе библиотекарей детских и школьных библиотек России, пожалуй, нет такого специалиста, который был бы столь широко известен и уважаем, как Ирина Ивановна Тихомирова. Но, к великому сожалению, библиотечно-информационный факультет и кафедра литературы СПб ГУКИ (заведующий – проф. В. Головин) ничего не сделали, чтобы Ирина Ивановна продолжила работать в университете. Более того! Даже забыли поблагодарить за 40-летний труд или хотя бы руку пожать на прощание. Такие специалисты, как И. И. Тихомирова, – уникальное явление в нашем библиотечном деле, редкие подвижники, которых нужно беречь, просить их работать как можно дольше, которыми нужно гордиться!
Дорогая Ирина Ивановна! Низкий Вам поклон за Ваш талант, увлечённость, бескорыстный труд, за радость общения с Вами! Всегда оставайтесь такой же энергичной, молодой, жизнерадостной, так необходимой всем, кто Вас окружает!
Е.Н. Буринская, доцент СПбГУКИ, кандидат педагогических наук В.П. Леонов,
директор Библиотеки Российской Академии наук, доктор педагогических наук, профессор,
действительный член РАЕН, заслуженный работник культуры
Дорогой к Библиотечному Храму
Почти 40 лет я знакома с Ириной Ивановной Тихомировой – удивительно целеустремлённым, преданным своему делу человеком. Она объездила всю Россию с севера на юг, и с востока на запад. География регионов: Камчатка и Сахалин, Калининградская область, Мурманск, Архангельск, Сургут, Ленск, Анапа и Геленджик, и другие, другие, другие города и области. По рейтингу востребованности Ирина Ивановна опережает других специалистов.
Я познакомилась с Ириной Ивановной в университете (ЛГИК им. Н. К. Крупской), когда пришла соискателем на кафедру библиотековедения. В то время, которое называли «застоем», было куда больше свободы для инноваций, чем сейчас. Межкафедральные связи были не на уровне преподавательских обсуждений, а на уровне реального внедрения методик обучения чтению в студенческих группах с последующим обсуждением и студентами и преподавателями. Вот тогда-то Ирина Ивановна (доцент кафедры детской литературы и библиотечной работы с детьми), Евгений Андреевич Корсунский (доцент кафедры литературы) и я стали сотрудничать. Они оба, одержимые любовью к художественной литературе, и только к ней, с интересом отнеслись к тому, что я делала, к проблеме совершенствования чтения в целом. В те годы наблюдался бум интереса к проблеме так называемого быстрого чтения. С тех пор мы не расстаёмся. Мы делаем общее дело, каждый из нас по-своему. В одной из книг, подаренной мне, Ирина Ивановна написала такие слова: «... Мы идём разными путями, но к единой цели». И это было сказано в конце 1996 года.
Открытость, неподдельный интерес к новым людям, дискуссионным проблемам, оригинальность осмысления читателеведческих проблем, боль за нечтение классической художественной литературы, несгибаемость в преодолении негативных тенденций в чтении; бескорыстность в деле, которому служит не благодаря, а вопреки; честность и принципиальность – характерные черты Ирины Ивановны.
Эмоциональность её натуры сквозит во всём. Достаточно привести некоторые названия её публикаций. Они эмоционально-образные по форме и глубокие по содержанию: «Марш энтузиастов под аккорды Реквиема». «Прелесть тревоги чувств». «Покатилось яблочко по блюдечку». «Гуманитарное сердце малого города». «Растить сердечного читателя». «В них есть добро, любовь и счастье», «Витаминки доброты», «Милосердие на книжной полке», «Маленький кораблик на пути к большой цели», «Зорко одно лишь сердце, или Зачем нужна психологическая проницательность библиотекарю».
Нельзя не заметить доминанту отношения Ирины Ивановны к воспитанию чтением, проявляющуюся в словах: счастье, доброта, сердечность, любовь, милосердие.
Она сейчас вышла на новый уровень осмысления проблемы библиотечной педагогики как «Воспитание книгой и чтением», продолжает истово творить. Её профессиональное кредо – «привитие любви к жизненному чтению воспитанием чувствами через классику». Можно сказать, что вклад Ирины Ивановны не столько в библиотечную педагогику и в культуру чтения, сколько в психику, в подсознание библиотекарей.
Её линия жизни и дорога жизни – это дорога к Библиотечному Храму, которую она выстроила в собственной душе и отразила в своих публикациях. Этой дорогой она ведёт других, невзирая ни на какие преграды.
Ирина Ивановна, спасибо, что Вы есть, честная и мудрая, талантливая и продуктивная, активная и неисчерпаемая.
Живите Долго в Добром здравии!!!
Искренне Ваша
В.А. Бородина, профессор кафедры библиотековедения и теории чтения СПбГУКИ,
доктор педагогических наук
Неустанная подвижница чтения
Знакомясь с жизнью и делами Ирины Ивановны Тихомировой, видишь, что живо ещё на Руси подвижничество. Есть люди, которые делают великие добрые дела не за деньги и за славу, а по велению чести и совести.
Путь в профессию, связанную с чтением, у Ирины Ивановны был непростым, нашла она его не сразу. Раздумья, подчас противоречивые, о том, кем стать, были долгими. Закончив в 1950 году школу с серебряной медалью, она имела возможность без вступительных экзаменов поступать в любой институт. Но в какой? Для неё, как она рассказывала, все жребии были равны. Имея почти по всем предметам «отлично», она не знала, как поступить, поэтому пошла вместе с подругой в Горьковский медицинский институт. Но через месяц, побывав на занятиях в морге, поняла, что врачом ей не быть. Воспользовавшись дополнительным приёмом в Политехнический институт, она подала заявление на радиотехнический факультет; проучившись полгода, поняла, что и это не для неё.
Как-то она встретила на улице своего школьного учителя по литературе. Они разговорились. Он напомнил её, что её сочинения по литературе были одними из лучших в классе, и признался: ему всегда казалось, что она пойдёт именно по этому пути. Этот разговор запал ей в душу. Она вспомнила свой читательский дневник, который вела уже давно и в который записывала впечатления о прочитанных книгах. Вспомнила, как рыдала ещё в начальной школе над «Зимовьем над Студёной» Мамина-Сибиряка, над «Ванькой» Чехова, над «Муму»Тургенева, а позже – над «Мартином Иденом» Джека Лондона, над «Красным и чёрным» Стендаля. Вспомнила, как увлечена была «Всадником без головы» и романами Купера и Жюля Верна. Отыскав свой дневник, вновь перечитала его. Это и подтолкнуло её к решению поступить на следующий учебный год в ЛГИБ им. Н. К. Крупской, хотя о библиотечной профессии не имела представления.
Библиотечные дисциплины её не увлекли. Закончив институт, она решила, что отработает два положенных года в библиотеке и расстанется с ней. Но судьбе было велено распорядиться иначе. Её рабочее место – заведующая читальным залом Юношеской библиотеки Смольнинского района Ленинграда – приманило её возможностью разговаривать с посетителями о литературе в присущей ей свободной манере. Она делилась со старшеклассниками впечатлениями о прочитанных книгах, они делились с ней своими впечатлениями. Эти разговоры были интересны, и она начала их записывать. Приехавшая в библиотеку Мария Давыдовна Смородинская (в то время курировавшая Юношеские библиотеки в стране) познакомилась с этими записями и посоветовала написать на их основе статью в журнал «Библиотекарь». Так появилась в 1963 году её первая публикация. За ней последовали другие.
С багажом в 12 статей и при наличии двух собственных детей она поступила в 1967 году – по приглашению Натальи Николаевны Житомировой и по совету Майи Алексеевны Чусовитиной, однокашницы по институту, – в дневную аспирантуру, которую закончила с рекомендацией к защите диссертации. Руководителем Ирины Ивановны оказалась Наталья Николаевна Житомирова, которая до конца своей жизни её поддерживала. Ирина Ивановна была оставлена на кафедре «Детской литературы и библиотечной работы с детьми» в качестве ассистента, а потом доцента. Но вернусь немного назад. Работа в библиотеке увлекла Ирину Ивановну возможностью вести индивидуальные беседы с читателями. Не случайно её перу принадлежат главы «Индивидуальное руководство чтением» в учебниках «Руководство чтением детей в библиотеке» (третье – 1976 и четвёртое – 1992 издания). Однако, как она призналась, эти разговоры о литературе и чтении на первых порах были дилетантскими. Возможно, такими они и оставались бы до сих пор, если бы не случай. Этим случаем стало знакомство с Александром Михайловичем Левидовым. Именно ему она обязана самой идеей творческого чтения применительно к художественной литературе, подходу к ней как к человековедению. Познакомившись с Александром Михайловичем поближе, она узнала, что этот человек по профессии врач и юрист. Будучи на пенсии, он серьёзно занимается вопросом культуры чтения художественной литературы и разрабатывает основы научной дисциплины «Руководство к чтению художественных произведений», продолжая дело Виктора Петровича Острогорского и Николая Александровича Рубакина. Центральным звеном его труда является изображение и восприятие человека в литературе, проникновение в его внутренний мир, в его психологию. Уходя из библиотеки, он каждый раз оставлял молодому библиотекарю «загадку», касающуюся поведения, мыслей и чувств персонажей классических произведений. Например: почему Раневская («Вишневый сад» Чехова), получив из Парижа телеграмму, комкает её и бросает, а через некоторое время подбирает и разглаживает; почему Хлестаков («Ревизор» Гоголя) на протяжении пьесы говорит сначала громким и решительным голосом, позже, громким и не столь решительным голосом, а в конце голосом вовсе не решительным и не громким; почему положительная Соня в изображении Л. Толстого («Война и мир») нам не столь мила, как ошибающаяся и противоречивая Наташа Ростова? Левидов убедительно показывал, что чтение художественной литературы только кажется делом простым. На самом деле оно имеет дело с описанием людских судеб, со сложностью человеческих взаимоотношений, глубиной психологии персонажей, является сотворчеством с писателем. Левидов уверовал в могучую силу литературной классики и искусства в целом. И этой верой заразил Ирину Ивановну.
Уже после смерти Александра Михайловича она познакомилась с его рукописью и вместе с его сыном приняла участие в её издании. Книга под названием «Авторобраз-читатель» вышла в 1977 году в издательстве ЛГУ, почти десять лет спустя после смерти автора. Ирина Ивановна совместно с В. Г. Ивановым, профессором ЛГУ, написала к ней предисловие – «Сквозь призму художественного образа».
Книга А. М. Левидова дала научные основы для разработки проблем детского чтения, чем Ирина Ивановна активно занималась все последующие после смерти А. М. Левидова годы. В 1972 году она опубликовала о нём статью «Труд всей жизни» (Библиотеки СССР, вып. 55), в 1980 году – статью «Научный подвиг» (Библиотекарь, 1980, №4). Главное, в чём убедил её Левидов и что стало её кредом, – творчество писателя должно быть преобразовано читателем в собственное творчество. Этот подход был ею заложен позже в курс «Психология чтения детей», который она разработала и сама читала студентам и который является по своей сути не только психологическим, но и педагогическим, ибо особенность детской книги – её направленность на воспитание. Методическое пособие «Библиотечная педагогика или воспитание книгой» (2011) – его логическое продолжение и завершение. Именно это направление, как считает Ирина Ивановна, и сделало курс востребованным в России, стране, которая всегда стремилась развивать духовно своих детей. Это направление было подхвачено главным редактором журналов «Школьная библиотека». «Семейное чтение», «Читайка», «Крылья» Татьяной Дмитриевной Жуковой, которая ввела И. И. Тихомирову в редколлегию этих журналов. Журналы стали площадкой, где она могла общаться с библиотекарями России, неся идеи своего учителя, интерпретированные применительно к библиотечному профессиональному творчеству и нацеленные на воспитание детей.
За время работы на кафедре Ириной Ивановной опубликовано более 280 статей в библиотечных и педагогических журналах. Она принята в члены Санкт-Петербургского Психологического общества, о её научной направленности говорят названия созданных ею книг: «Школа развивающего чтения», «Чтение детей – эмоциональный тренинг», «Школа творческого чтения», Методический справочник «Психология детского чтения от А до Я». Ею составлена Хрестоматия «Школа чтения. Опыт теории, размышления», а также сборник статей «Как воспитать талантливого читателя» в 2-х частях, «Библиотечная педагогика, или воспитание книгой». В издательстве РШБА готовится к изданию новая книга «Добру откроем сердце» о духовно-нравственном воспитании детей средствами печатного слова.
Количество и география её поездок с лекциями и мастер-классами, консультациями впечатляет: от Камчатки и Южно-Сахалинска до Калининграда и от Мурманска до Анапы. Список поездок включает названия более ста городов России и ближнего зарубежья. И везде занятия со школьными и детскими библиотекарями, мастер-классы, анализ лучших книг, встречи с родителями и детьми...
Я очень ценю творчество Ирины Ивановны, её целеустремлённость в работе. Её статьи и книги написаны на чистейшем русском языке. Она умеет логически развивать свою главную идею просто, ясно, полезно, убедительно. Читая её работы, начинаешь думать, как она, понимаешь, что поступать нужно именно так, как советует этот опытный, эрудированный специалист. Если проанализировать публикации И. И. Тихомировой, то можно с полным основанием отметить, что в её книгах и статьях отражены почти все произведения, входящие в основной круг детского чтения. Как-то я услышал от одного своего студента такое выражение: Ирина Ивановна – сама университет детского чтения, где есть всё, что надо для работы и размышлений. Нужно только научиться находить ключик, которым можно открыть искомую книгу.
Идеи Ирины Ивановны развивают в разных городах её ученики, защитившие диссертации под её руководством, а также тысячи школьных и детских библиотекарей. Пожелаем ей дальнейших успехов в серьёзном и большом деле, которым она неустанно занимается.
В.С. Крейденко, профессор кафедры библиотековедения и теории чтения СПбГУКИ,
доктор педагогических наук, заслуженный работник культуры РФ,
член-корр. МАН ВШ
Женщины года
И. И. Тихомировой
Не обычай, не мода,
А природа зовёт:
Надо Женщину года
Избирать каждый год.
Чтоб была бы не маска
Черт её красота,
А чудесна, как сказка,
И, как правда, проста.
Чтоб была неизвестной
Ей корыстная ложь,
Чтоб была она честной...
Где такую найдёшь?
У меня на примете
Есть такая страна.
Путь туда знают дети
И, конечно, она.
Люди щедрого сердца
Ту страну берегут.
«Старожилами детства»
Этих женщин зовут.
Их прекрасные лики
Не состарят лета,
Ведь в руках у них – книги,
А в глазах – доброта.
Чтобы совесть народа
От беды сберегли,
Гпавным Женщинам года
Поклонись до земли.
1 марта 2013
А.В. Соколов, профессор,
доктор педагогических наук
Источник: К юбилею И.И.Тихомировой // Библиотечное дело. - № 2 (188). - 2013. - С.21-25