Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Прекрасное и нравственное неразделимы

Журавлева Милана, 11-Б класс, школа № 603. Рук.: Пономарёва Е.В.

Конкурсное сочинение

ко Дню Культуры 15 апреля 2016 г.

Санкт-Петербург

В современном мире наблюдаются достаточно серьезные изменения в условиях общественной жизни, упадок традиционных ценностей человечества, слишком высокая оценка материальной стороны жизни культуры и недооценка ее духовного начала, что и способствует актуальному для нашего времени кризису культуры.

Духовный «голод» людей компенсирует массовая культура, ведь она является общедоступной и понятной всему населению, имеет развлекательный характер. Не вся массовая культура бывает хороша. Со временем она «затягивает» человека, вызывая некую зависимость у него, наполняя его сознание стандартами жизни, исключая саму возможность как-то выделиться на личностном уровне. Массовость культуры часто делает невозможным проявление своих способностей на примере творческой деятельности, выделение своих индивидуальных особенностей, то есть, если говорить кратко, массовая культура способствует исключению индивидуальности человека, делая общество и его культуру всю однообразнее и проще. Массовая культура является одним сплошным «клубком», нити которого пролезают в общество, обматывая человечество и оставляя на нем одинаковый след. Эти нити носят название СМИ. Через газеты, журналы, телевидение и Интернет идет регулярное воздействие на широкую аудиторию различных групп. Неспроста СМИ называют «четвертой властью». СМИ меняют сознание людей, имея огромную власть над всем обществом. Все новости мы узнаем через Интернет, телевидение и радио. Но кто говорил, что все новости правдивы? СМИ также очень часто искажают информацию, опошляют человека, провоцируют его на необдуманные и ужасные поступки. Мы верим красивой рекламе, ярким вывескам, привлекательным картинкам, забывая о том, что нам действительно нужно. В данном случае СМИ и массовая культура решают, в чем мы нуждаемся. На этой волне творческий дух покидает культуру, покидает человека, делая его циничным и озлобленным. В подобных условиях становится актуальной проблема нравственного поведения и доброты, которые призваны противостоять всему злому и всем насущным проблемам.

Сегодня мы поразмышляем о роли красоты и прекрасного в решении указанной этической проблемы. Как можно культивировать доброту в обществе и человеке наиболее естественно и эффективно?

Сначала разберемся с основными затрагиваемыми категориями. Что такое «добро» и что такое «зло»? Добром является бескорыстное стремление человека к благу, а злом – разрушение и препятствие жизни человека, ведущее от него. Благо это все то, что способствует развитию человеческого в человеке, совершенствует его дух, наполняет жизнь позитивным смыслом, способствует реализации творческого потенциала человека. Но благо это не просто эгоистичное удовлетворение индивидуальных потребностей – это ценность всего общества. Ничто не может быть благим для одного, являясь злом для другого. Именно поэтому мораль универсальна, она основывается на категориях доброго и злого, распылена в общественном сознании в виде ценностей и норм, ведущих человека к лучшей жизни, лучшему миру и лучшему будущему.

«О времена! О нравы!» – латинское крылатое выражение, показывающее нам, что не в любые времена мораль соблюдается обществом. И действительно, нравственность людей напрямую зависит от культуры общества. Социализируясь, приобщаясь к культуре, человек становится ближе к совершенству, лучше. Но важно не простое усвоение и подчинение требованиям культуры, важно само включение культуры в мировоззрение человека в виде его личных установок и принципов. Именно поэтому большое внимание следует уделять развитию культуры.

Но вернемся к нашей теме. Проанализируем, как проявляются оценки нравственных поступков в обществе на обыденном языке. «Грязные делишки», «темная лошадка», «безобразная ситуация», «гармоничные отношения», «отвратительный поступок», «некрасивое поведение» – этика использует эпитеты из области эстетики… Как же связаны категории морали и категории красоты?

На этот вопрос уже давным-давно ответил замечательный античный философ Платон. Он размышлял о понятиях блага, красоты и истины и пришел к выводу, что душа человека, когда-то побывавшая в «высшем мире» и столкнувшаяся там с истинными идеями («душами») земных вещей, попадая на землю, как бы припоминает их. Причем, чем «более истинной» была вещь, то есть ближе к своему идеалу, идее, тем она прекраснее внешне, тем гармоничнее ее форма. То, что истинно – есть благостно. Любое насилие и зло порождено невежеством, поэтому истина красива и благостна одновременно. Красота есть добро, прекрасное рождает любовь, желание помогать окружающим, воспарять над несовершенствами жизни. Не зря в Греции зародился идеал калокагатии. Это идеал хорошего и прекрасного, красивого и доброго человека, в котором гармонично сочетается физического и нравственное развитие, олицетворяющее идеал человека.

В эпоху Возрождения интерес к этой теме звучал также сильно. Восхищаясь природной красотой в человеке, мыслители делали акцент на необходимости совершенствования помыслов и поступков человека. Эта идея также выразилась в культуре Нового времени. Примем же эстафету сочетания прекрасного и доброго и мы.

Ведь действительно – красота и добро имеют прямую связь. Во всех сказках мира самые страшные злодеи-людоеды добреют от чар прекрасных принцесс. Сама матушка природа делает то, что для нас полезно, красивым и привлекательным: фрукты, солнце, чистая вода несут в себе благо и притягивают человека. Животное, желая показать свою агрессивность, опасность, способность причинить вред, скалится, делая выражение морды страшным, отпугивающим и противным.

Искусство универсально так же, как и мораль. Эстетические идеалы хоть и различны в разных обществах, но подлинные произведения искусства приятны и понятны везде и всегда. Истинное искусство, объединяя в своем стремлении к прекрасному все проявления человеческого духа, кроме всеобъемлемости человеческого творчества, исполняет великую роль объединения всего человечества. Благодаря этому, искусство есть общее достояние всего человечества. Оно международно, общечеловечно, интернационально. Как солнце согревает и светит не одному, а всем, так должно светить и согревать всех искусство. Произведения искусства всегда использовали в воспитательных целях или при компенсации недостатка гармонии в реальной действительности, успокаивая психику человека, возвращая равновесие души и ума. Поэтому Прекрасное призвано совершенствовать человека и его жизнь искренне, идя рука об руку с моралью. Красота и добро – две стороны одной монеты. «Давайте украсим свою жизнь, донесем чувство красоты до каждого сердца, в каждый дом. Пусть желание Прекрасного станет нашей ежедневной молитвой! Невозможно совершить насилие под высокими сводами собора, в то время как сделать это в грязном притоне ничего не стоит. Красивое окружение окажет свое влияние на нас, наших детей и возместит все тысячекратно» – слова прекрасного художника С.Н. Рериха, с которыми я полностью согласна.

Тема, которую мы рассмотрели, актуальна как никогда в современной культуре. Смысл эволюции всего живого заключается в восхождении от низшего к высшему, от простого к сложному, от несовершенного к совершенному. Если мы хотим видеть человека совершенным, значит, мы хотим видеть его добрым, а значит, нам стоит обратить внимание на окружающую его культурную среду, призванную совершенствовать его человеческую сущность. Красота через искусство и повседневную жизнь должна войти в жизнь общества и развивать его, во многом становясь опорой и защитой от злого в жизни человека.

 

Метки: Рубрика: Творчество юных

Печать E-mail

Просмотров: 754