День Культуры: сочинения школьников на тему космизма
«Мы должны осознать – мы живем в Космосе, и Космос живет в нас!»; «Беда в том, что разум человека разобщился со своим источником, Разумом Космоса. Будучи частью Космоса, человек не видит своей солидарности, своего единства с Космосом. И наблюдения над явлениями природы не рождают в нем аналогий. Между тем, лишь в этих наблюдениях и сопоставлениях с человеческой сущностью нужно искать ключи ко всем Тайнам Бытия, а, следовательно, и разрешение многим проблемам жизни» (Елена Ивановна Рерих. Письма. 03.03.1930; 16.10.1951).
Вопросам космического мировоззрения был посвящен общегородской школьный праздник День Культуры, организованный 15 апреля 2011 года в средних общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга под девизом «Земля в мерцании космических миров». В период подготовки к этому празднику в культурно-просветительских, научных и образовательных учреждениях Санкт-Петербурга прошли встречи, семинары, круглые столы, лекции; в научных библиотеках университетов и в школах были организованы книжные выставки.
Возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества, закладывать в сознание подрастающего поколения уважение к духовным, культурным ценностям, к знаниям, красоте – такова идея школьного праздника Дня Культуры, предложенная в 30-е годы прошлого столетия выдающимся художником, мыслителем, общественным деятелем Николаем Константиновичем Рерихом; в наши дни она получила свое достойное развитие.
День Культуры уже более десяти лет организуется в школах Санкт-Петербурга, и в год 50-летия первого полета человека в Космос к празднику Дня Культуры в городе на Неве в средних образовательных учреждениях города был объявлен конкурс сочинений и детских рисунков по космической теме.
Для организаторов этого праздника, связи с его просветительскими задачами предварительно были подготовлены, как обычно, методические материалы, которые на сей раз были посвящены теме космизма. В них педагогам и школьникам для ознакомления был предложен ряд научных материалов, а также произведений искусства, перечень литературы – от классиков до современности.
Конкурс сочинений среди школьников 5-11 классов Санкт-Петербурга, был проведен весной, в преддверии Дня Культуры, в продолжение выполнения городской правительственной Программы поддержки и развития чтения. В организации этого конкурса принимали участие Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, Санкт-Петербургское отделение Международной Лиги защиты Культуры при поддержке Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга. Устроители конкурса ставили своей основной задачей – привлечь школьников к обсуждению вопросов, связанных с глобальными проблемами современности и ответственностью человека в их возникновении и разрешении. Организаторы конкурса также стремились к выполнению других важных задач: способствовать развитию у детей и юношества утонченного восприятия окружающего мира как единого целого, формированию представления о человеке как неотъемлемой части этого мира, находящегося с ним в неразрывном единстве; утверждению ценностно-нравственных основ взаимоотношений и взаимодействий людей с окружающим миром, воспитанию культуры чувств, развитию воображения как важнейшей составляющей творческого мышления, а также дать возможность учащимся изложить свое мнение в письменных творческих работах.
Инициаторы конкурса исходили из того, что Космизм (космическое мировоззрение) – это феномен мировой Культуры. И он должен стать предметом тщательного изучения не только учеными-специалистами, но быть доступным юному поколению – как достижение философской мысли, ведущей к изменению сознания жителей планеты Земля для сохранения жизни на ней, для сохранения и приумножения Культуры. Мысли об этом уже можно найти в творческих работах школьников.
Для выполнения задач конкурса и целей Дня Культуры школьникам были предложены следующие темы сочинений: 1. Земля лишь часть бесчисленных миров, в пространстве связанных невидимою нитью. 2. В пространстве звёздном всюду жизнь торжественно течёт, нигде не умолкая. 3. И мне теперь доступна тайна, что я весь мир в себе несу. 4. Человек за всё в ответе, что происходит на планете. 5. Объединяемся вокруг мечты одной – в сиянье Красоты облечь весь шар земной!
При оценке творческих работ участников конкурса наряду с такими критериями, как самостоятельность, оригинальность мышления, стройность и образность изложения мысли, грамотность и начитанность, жюри учитывало также (принимая в расчет возраст конкурсантов) и понимание единства Космоса, человечества и планеты Земля – как единого целого.
Несмотря на то, что тема космизма – одна из самых трудных для осмысления, юные авторы творческих работ, представленных ко Дню Культуры, справились с задачей вполне успешно, проявив в своих сочинениях культуру мысли и культуру чувств. Это подтверждает, что современному подрастающему поколению дана способность отличать главное от второстепенного; многие участники конкурса сумели увидеть связь темы Космоса с темой Культуры, понимая эту связь как неразрывную. Главное отличие всех работ – неравнодушие к проблемам общества, планеты, к внутреннему миру человека и жизни Вселенной.
Лучшие творческие работы школьников вошли в сборник, подготовленный Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга и Академией постдипломного педагогического образования, «Земля в мерцании космических миров. День Культуры в Санкт-Петербурге» (СПб: Изд-во АППО, 2011). В нем читателю предлагается поистине уникальный материал – детские и юношеские размышления о Космосе и о планете Земля, о жизни, о человечестве.
Знакомясь с творческими работами (в более полном объеме сочинения представлены на сайте www.culturaspb.ru ) , можно в очередной раз убедиться в наличии мощного духовного потенциала, существующего как у современных педагогов, так и у их воспитанников, а также в том, что дети и учителя – это, действительно, достояние нации.
Вместе с тем, сочинения заставляют задуматься – в частности, о проблемах образования. Например, о том, что сегодня, когда знаний по Космосу человечеством накоплено уже немало, – в школьную программу сведения о Космизме как системе познания мира, а также знания о Ноосфере практически все еще не включены, тогда как жизнь уже давно настаивает на этом, и сочинения, как социологический срез, это показывают. Весьма ощущается и нехватка знаний по искусству – именно настоящее искусство, создавая прекрасные образы, поднимает нас в сферы надземные, давая правильные, духовные ориентиры. Остается сожалеть, что методики преподавания самых разных дисциплин, как в среднем образовании, так и в высшем, мало учитывают это обстоятельство.
И все же за каждой из творческих работ нельзя не увидеть труд души школьника и педагога, стремление к Прекрасному. И невольно проникаешься благодарностью и уважением за этот труд.
День Культуры учит ценить главное – нравственные основы жизни, культуру, быть неравнодушным, стремиться к познанию, к красоте. Обо всем этом размышляют ребята в своих трудах, утверждая Общее благо.
«А вы цветы допустите, их допустите – детей.
И склонитесь перед Принесшим ее – Красоту Великого Мира»
Мы любим детей еще и за то, что на мир можно смотреть их глазами – и удивляться… И обновляться в мыслях своих.
«Смотрите на явление мудрости нового поколения как на счастье»
(«Зов»)
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Некоторые творческие работы школьников – участников городского конкурса сочинений ко Дню Культуры
«Земля в мерцании космических миров»
1. Земля лишь часть бесчисленных миров, в пространстве связанных невидимою нитью
2. В пространстве звёздном всюду жизнь торжественно течёт, нигде не умолкая
3. И мне теперь доступна тайна, что я весь мир в себе несу
4. Объединяемся вокруг мечты одной – в сиянье Красоты облечь весь шар земной!
5. Человек за всё в ответе, что происходит на планете
Оргкомитет по подготовке ежегодного
Дня Культуры в школах Санкт-Петербурга
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Метки: Рубрика: День Культуры как метод педагогического воздействия