Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

От редакции

Учредители и редакция журнала «Педагогика Культуры» при активном содействии единомышленников и авторов публикаций ставят перед собой задачу популяризации научных разработок и передового опыта по утверждению нового мировоззрения в жизни и в педагогическом процессе по совершенствованию человека, что является необходимым условием преодоления всех острых глобальных проблем человечества.

 

В наше время наблюдается тесное переплетение этических, психологических, социологических, экономических, культурологических, юридических, педагогических понятий, что свидетельствует о необходимости переосмысления с новых методологических позиций представлений о ребенке, детстве, отрочестве, юности, о роли семьи, школы, государства в жизни растущего человека, смысла и назначения обучения, образования, воспитания, и в связи с этим – новой педагогической компетентности.

Согласно исследованиям социологов, из научных представлений о культуре уходят мотивы, придававшие им сопутствующие значения уникальности, творческого порыва, духовности. Необходимо возродить первоначальное значение Культуры, чтобы всецело использовать для людей духовный потенциал тех несметных культурных сокровищ, которые накоплены человечеством на протяжении веков.

Под словом «культура» принято понимать определённый уровень развития общества, способностей человека, а также совокупность достижений в различных областях человеческой деятельности. В самой сущности своей Культура – понятие возвышенное, содержащее в себе – этимологически – свет духовных начал, красоты: культ- почитание, ур – свет, огонь. Культура есть почитание света, творческого огня. Культура есть синтез Знания и Красоты – познавательного и прекрасного.

Наука, искусство, духовно-философские, этические учения составляют основу Культуры и не могут рассматриваться в отрыве друг от друга, что важно учитывать в педагогическом процессе. Когда логический аспект преобладает в ущерб историко-культурному и социокультурному, тогда нарушается древний принцип воспитания и образования: сначала – воспитание чувств, и только потом – воспитание ума.

Сегодня многие понимают, что этические основы должны быть заложены с самого раннего детства, т.к. техника и усовершенствованные технологии в руках безнравственных людей могут обратить прогресс в его противоположность.

Бережное воспитание открывает возможность правильному образованию. Однако, одно образование ещё не восполнит воспитания, как гласит восточная мудрость. Необходимо учитывать, что понятие воспитание, близкое к понятию совершенствование и самосовершенствование, так же как и понятие восхождение включают в себя высокий смысл: воспитание есть питание всем возвышенным и утончённым.

Как известно, особую роль в воспитании чувств и в целом в формировании культуры личности и общества играет искусство, которое отражает в эмоционально-образной форме различные виды социальной деятельности и развивает способность человека творчески преобразовывать окружающий мир и себя по принципу Красоты, что, по сути, является целью воспитания и самовоспитания личности.

Все это позволяет говорить о том, что принципы этической и художественно-эстетической педагогики становятся исходными положениями новой парадигмы образования.

 

Учитывая особенности современного периода жизни общества, необходимо понимать, что к преобразованию жизни человечество может придти лишь через новое миропонимание, через осознание того, что общество находится на пороге качественного изменения мира.

Новое мировоззрение, которое созревает в обществе, утверждается как принцип Культуры, принцип рассмотрения всего происходящего на Земле в тесном единстве с космическими процессами. В Новый, грядущий мир со старыми знаниями не войти – нужны новые, более полные сведения о современном мире, а также переосмысление самих основ жизни.

Новая эпоха принесет, как завещано, великое сотрудничество во всей жизни, которое утвердится на основе истинного знания и терпимости, сослужения Общему благу.

Будущий, Новый мир создаст условия для развития мысли, пробудит сознание и вернет миру предназначенный облик Красоты. Обновление будет заключаться также в осознании человеческого достоинства, в суровом понимании долга и ответственности каждого перед человечеством и всем Космосом.

Всё это возможно лишь на основе единения и взаимоуважения среди людей и, в первую очередь, наиболее просвещенных умов и сердец, которые во многом помогут утвердить этот Новый мир, и чему также будет способствовать развитие движения Культуры.

 

 Редакция журнала «Педагогика Культуры»