Содержание журнала № 38 (2024)
2024 – юбилейный год семьи Рерихов
РЕРИХИ. Штрихи к портрету великой семьи
Николай Рерих об улучшении и украшении жизни (фрагменты статей)
В подборке материалов представлены фрагменты статей Н.К.Рериха: «Еще радости», «Глаз добрый», «Тушители», «Красный Крест Культуры», «Жестокосердие», «Рождение скуки», «Общее дело», «Сеятели», «Самонужнейшее», «Значительность», «Счастье» и др.
Елена Рерих. О значении мысли и творчества (письмо молодым друзьям)
Перед человечеством открыта книга нахождений и света дерзаний. Каждая эпоха имеет свой призыв, и сила мысли будет зовущим началом Нового мира.
О великом назначении Женщины. К 145-летию со дня рождения Елены Ивановны Рерих
В женщине заложено качество самоотверженности; нужно, чтобы эта самоотверженность не ограничилась лишь узким пониманием домашнего очага, но прилагалась бы в мировых масштабах. Женщина должна быть даже образованнее и культурнее мужчины, ибо именно она закладывает первые понятия государственности в своей семье.
Святослав Рерих. Избранное
Представлены статьи и фрагменты из книг, очерков, текстов выступлений: «Творческая мысль». «Искусство и Жизнь», «Как я стал художником», «Ничто не помешало мне остаться русским», «Корин – художник с видением», «Искусство как отдых», «Распятое человечество» и др.
Проблемы образования: формирование духовности и культуры
Валицкая А.П. «О ценностях образования, роли учителя и субъектности ИИ (искусственного интеллекта)»
«В начале было Слово, а в конце – Цифра». Оптимистический прогноз – победа в конкуренции с ИИ (искусственным интеллектом) естественного интеллекта – обусловлен сохранением собственно-человеческого понимающего присутствия в образовании Учителя, носителя вечных ценностей-смыслов: Истины, Добра, Красоты, Любви, Справедливости. Но только если сегодня радикально изменить мировоззренческое содержание образовательных программ в педагогическом высшем образовании.
Искусство и образование
Некрасова-Каратеева О.Л. «Искусство и жизнь Н.К. Рериха как источник творчества юных художников»
В статье рассматривается художественно-педагогический феномен обращения школьников к творчеству Н.К.Рериха; анализируются подготовка, участие и результаты конкурса юных художников.
День Культуры как метод педагогического воздействия
«Дума о Культуре есть врата в будущее»
К 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха. День Культуры в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга 15 апреля 2024 года.
На призыв Н.К.Рериха о проведении школьного Дня Культуры, когда повсюду «одновременно, просвещенно напомнят об истинных сокровищах человечества, о творящем героическом энтузиазме, об улучшении и украшении жизни», откликаются истинные энтузиасты, люди, не равнодушные к детям и культурному наследию, в котором выразились высшие достижения человечества. О том, как скромно и без шума совершаются большие и важные дела на пользу человечества рассказывается в данном материале.
Культура чтения
Трубина Л.А. «Аксиология современного чтения (О мерах отбора литературы для молодежи)». Видеодоклад
В докладе, среди значимых моментов воспитания культуры чтения, осознания его ценности, говорится о неблагополучном состоянии в государственной сфере просвещения в выборе круга чтения для молодежи, приводятся характерные примеры из жизни.
Романичева Е.С. «Чтение в школьном образовании: шаг вперед, два шага назад». Видеодоклад
Смысловое чтение. Человек, не восприимчивый к красоте мира, не воспримет художественный текст. Работа для родителей. «Медленное чтение» – начало всех начал. Текстовая деятельность как фрагмент любого урока по любой учебной дисциплине. Эстетическое чтение становится функциональным.
Семья как начало сотрудничества. Семейная педагогика
«Роль семьи в воспитании детей в современном мире»
Научно-практическая конференция для молодежи. Иркутск. 17.02. 2024
В Иркутске продолжается уникальный опыт ежегодного проведения молодежных конференций на темы духовно-нравственного содержания, который осуществляется усилиями общественной организации «Рериховское культурное творческое объединение». В юбилейный год семьи Рерихов состоялась IX научно-практическая конференция для молодежи «Роль семьи в воспитании детей в современном мире», посвященная 145-летию Елены Ивановны Рерих.
Творчество педагогов
Чечина Т.И. «Детям о картинах Николая Константиновича Рериха»
Сценарий урока-экскурсии для школьников
В данном материале отражена воспитательная миссия искусства Н.К.Рериха. Приводится пример беседы с детьми об особенностях художественных полотен великого мастера живописи; доступным для школьников языком дается описание его картин с точки зрения их этико-эстетического содержания, что способствует духовно-нравственному развитию школьников.
Попова Т.И. «Заметки о выставке картин Н.К. Рериха в Третьяковской галерее»
Автор отмечает, что показывая Н.К. Рериха как художника, театрального декоратора, подчеркивая высокий уровень художественного мастерства великого живописца, необходимо, в столь масштабных экспозициях, также обозначать и то, что он был, помимо многого прочего, также и ученым-исследователем, о чем свидетельствуют его картины и страницы биографии его жизни.
Творчество педагогов и школьников
«Читаем Николая Рериха». Видео
Видеоматериалы с участием школьников и педагогов в представлении литературных произведений Николая Рериха по результатам конкурса «Читаем Николая Рериха» для школьников, студентов и взрослых ежегодного Международного культурно-просветительского фестиваля «Мир через Культуру». А также представлен ряд видео с описанием картин Н.К.Рериха, которые рекомендуется использовать для практических занятий с детьми.