Дата публикации: .

Зенн Лилия Владимировна,

концертмейстер детского образцового ансамбля танца « Радость»

городского дворца творчества детей и молодежи № 1, г. Набережные Челны

Всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений на уроках ритмики

(методическая разработка)

От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям,
от красивых мыслей к красивой жизни
и от красивой жизни к абсолютной красоте.

Платон

 

В наше социально ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребенка.

В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, в какой творческий коллектив отправить ребенка заниматься и как его развивать. Очень многие выбирают для своего ребенка занятия танцем, для малышей, как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений. На таких занятиях ребенок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. Ведь танец – это творчество, танец – это именно тот вид искусства, который поможет ребенку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир. Что говорить о том, как важно для девочек и мальчиков понятие «первый танец» – ведь они хотят чувствовать себя настоящими принцессами и принцами на балах, как в сказках.

Детские танцы – это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребенок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни.

Основная цель на занятиях ритмики с дошкольниками – всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.

Задачи обучения и воспитания детей на занятиях ритмикой:

1. Развитие музыкальности.

– Развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер, понимать содержание;

– Развитие музыкального слуха, чувства ритма;

– Развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству;

– Развитие музыкальной памяти;

2. Развитие умения работать в коллективе и знакомство с азами танцевального искусства.

3. Развитие творческого потенциала ребенка и самовыражения через танец.

4. Развитие двигательных качеств и умений координировать движения.

5.Развитие гибкости, ловкости, точности и пластичности. Воспитание выносливости, силы. Формирование правильности осанки, красивой походки. Развитие умения ориентироваться в пространстве. Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

6. Развитие способностей фантазии и импровизации.

7. Развитие и тренировка психических процессов (эмоциональной сферы) умения выражать свои эмоции в мимике и пантомиме.

8. Всестороннее развитие и раскрытие творческого начала в каждом малыше

Многолетняя работа концертмейстером в различных детских танцевальных коллективах в учреждениях дополнительного образования послужила основой для создания игровой музыкальной методики с целью развития и формирование творческих способностей малышей 4-6-летного возраста.

Для полноценного восприятия музыкальных произведений на занятиях ритмики и его творческого отображения в танце необходимо помочь детям понять специальный язык музыки, его характер, жанр и особенности ритмического рисунка.

Для развития творческой исполнительской деятельности в танце,

детям нужно более углубленного изучать и понимать особенности того или иного музыкального произведения – это несомненно способствует совсем иному осмыслению хореографического и музыкального искусств. Это дает детям возможность поднять свой творческий потенциал на иной более высокий уровень и открыть новые интересные возможности в творческом процессе.

На уроках ритмики мы предоставляем возможность полноценно развивать индивидуальные особенности каждого ребенка, сформировывать хороший эстетический вкус, помогая тем самым приводить в гармонию внутренний мир ребенка.

Обязательная одежда и обувь для занятия: для девочек – гимнастический купальник (белый), юбочка шифоновая (в тон цвету купальника), балетки белого цвета, носки или лосин, волосы должны быть собраны в пучок; для мальчиков – футболка белого цвета, шорты темного цвета, балетки белого или черного цвета.

Гармония (от греч.) – «согласие, лад, красота».

Чувство гармонии является наиболее правильной организацией содержания, упорядоченностью структуры предмета, явления, придающей им стройность и законченность. Способность обнаруживать гармонию в жизни, искусстве и вносить ее в практику, во всю многообразную нашу жизнь является великим человеческим умением, приносящим радость бытия всем, кто этим чувством наделен. Немаловажную роль в творческой активности и развитии духовного мира ребенка играет формирование эстетического вкуса.

Как же можно развить эстетический вкус?

Эстетический вкус воспитывается, во-первых, благодаря развитию способности ощущать выразительность искусства, понимать язык искусства; во-вторых, теоретическому обучению, в-третьих, творческой и исполнительской деятельности детей на детских утренниках, концертах и творческих вечерах.

Психолог, танцетерапевт, психодраматерапевт, преподаватель специализации по танцевально-двигательной терапии И.В.Бирюкова полагает, что детство, связанное с занятиями музыкой и танцами, помогают детям выражать радость, переживать горе, расти и развиваться. Она связывает хореографическое и музыкальное творчество детей с практической деятельностью, сочетающей психологию с различными формами творчества.

Отсутствие развитого эмоционального словаря и разнообразных способов его выражения может создавать в развитии ребенка личностные трудности в самоидентификации, общении с другими, реализации своих способностей.

Подход к каждому ребенку состоит в том, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты, научить общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно в жизни, повысить способность адаптации к различным жизненным изменениям.

Возвращаясь к теме всестороннего развития ребенка средствами музыки и ритмических движений, мы каждое занятие посвящали исследованию раскрытия одной, новой для детей эмоции на занятиях ритмики.

Каждый ребенок придумывает танец для выбранной эмоции. Большое удовольствие у детей вызывает именно сочинение своих танцев, где они могли выразить свои чувства в безопасной форме.

Интересное наблюдение состоит в том, что в этом возрасте дети неохотно играют отрицательных персонажей, предпочитая изображать принцесс и принцев, но они с энтузиазмом сочиняют танец злости, становясь злостью, исполняя ее танец.

Значимость выражения эмоций через движение состоит в том, что именно таким образом осуществляется знакомство с собственными эмоциями, их принятие, а также развитие психологической способности переживать собственные чувства и принимать их у других.

На успешность решения поставленной задачи большое влияние оказывает умение слушать, анализировать и понимать музыкальное произведение, что способствует проявлению более яркого и творческого образа в танце. Навыки музыкального восприятия помогают прослеживать становление музыкального образа, его характер и чутко воспроизводить ритмический рисунок.

Цель музыкальных занятий на уроках ритмики: всестороннее развитие детей посредством раскрытия творческих способностей ребенка в танце и осмысленного восприятия музыкального произведения; помощь педагогу-хореографу на занятиях в освоении ритмически сложного материала, а также развитие чувства ритма, музыкального восприятия музыки; и, что несомненно важно, теоретическое изучение основ музыки ( характер, жанр, сильная и слабые доли).

Работая более 10 лет концертмейстером детских танцевальных коллективов, я поняла, какое огромное значение играет присутствие опытного концертмейстера и его помощь педагогу-хореографу в творческом процессе. На занятиях ритмики я рассказываю детям об истории возникновения танцев, которые танцуют они в данный момент, их истории возникновения и особенности ритмической и музыкальной структуры, т.к. основная цель занятий ритмикой – это всестороннее развитие ребенка через музыкально-ритмическое воспитание. Также занятия помогают выработать естественную грацию движений, гибкость, ловкость, пластичность и координацию, способность выражать чувства и эмоции через танец. В процессе занятий дети также учатся правильно воспринимать и чувствовать музыку.

Танцевальные движения способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации. Занятия танцами помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а также развить такие качества как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Благодаря тому, что занятия проходят в группе, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.

Для этого педагогами и концертмейстерами разработаны специальные музыкальные игры и музыкально-хореографические этюды, такие как: «Паровозики», «Пингвины», «Котята», «Лягушки» и т.д.

«Музыкальная ритмика»

С целью облегчить труд педагога-хореографа и помочь детям развить музыкальность, а также научить их понимать ритмические движения, которые они танцуют, я разработала методику «Музыкальная ритмика» для детей дошкольного возраста. Танцевальные движения в сочетании с простыми музыкальными попевочками очень хорошо помогают ребенку почувствовать метро-ритм музыкального произведения, сильную долю, тишину (паузы) и окончание танцевального этюда. Что интересно в данной методике – это то, что дети прекрасно начинают слышать музыку, понимать ее и «пропевать» танцевальные движения, тем самым способствуя развитию пластики, гибкости, танцевальности и создания гармонии в творческом процессе. Для создания своих попевочек, я использую любимые и знакомые всем детям стихи Корнея Чуковского, Сергея Михалкова, Валентина Берестова, Агнии Барто , а также стихи современных авторов. Интересно то, что дети начинают использовать динамические оттенки в музыкальной ритмике, ощущая смысловое движение в стихотворении и в процессе занятий начинают сами импровизировать, добавляя новые, интересные движения.

 

Танцевальные этюды из «Музыкальной ритмики»:

1. «Коровушка», русская народная песня, для детей 4-летнего возраста.

Уж как я мою коровушку люблю!

Уж как я-то ей крапивушки нарву!

Кушай вволюшку, коровушка моя!

Ешь ты досыта, Буренушка моя!

2. «Котенок и щенок», муз. Т.Попатенко, сл. В.Викторова, для детей 4- и 5-летнего возраста.

В одной квартире жили котенок и щенок.

Приятелями были котенок и щенок.

Один усатенький, другой лохматенький,

Приятелями были котенок и щенок.

 

3. «Ворона», стихи и музыка А.Пенегиной, для детей 6-летнего возраста.

Сидела ворона на старой сосне

И хлебную корку жевала.

Была она жизнью довольна вполне,

О лучшей судьбе не мечтала.

Ей домом служил деревянный карниз,

А крышей просторное небо.

Смотрела ворона на всех сверху вниз

И нюхала корочку хлеба.

 

Мною были также разработаны музыкально-игровые занятия для дошкольников с целью облегчить труд педагога хореографии и помочь детям понять танец и музыку, под которую танцуют:

 

1. «Угадай-ка»

Слышите, как отличаются звуки? Они бывают разной высоты, длины и с разным ритмическим рисунком.

Музыкальные примеры – птички, медведь, солнышко, тучка-дождик, труба, лесенка, грустный и веселый ослик и т. д.

А теперь поиграем в «Угадай мелодию».

 

2. «Тик-так»

Что такое сильная и слабая доли. Часы ходят и ровно стучат свои доли.

Полька 2/4, вальс 3/4 . Как нужно правильно станцевать и сильную долю показать.

 

3. «Повторяй-ка»

Ритмический рисунок повторить, прохлопать ладошками.

 

4. «Поиграем в тишину»

Что такое пауза, и как ее просчитать.

 

5. «Слушаем и рассказываем»

Слушаем вальс Е.Доги к кинофильму «Мой ласковый и нежный зверь».

Какое настроение воплощено в музыке? Минор или мажор?

Анализируем музыкальное произведение.

Какой характер, темп и размер (сколько долей в пьесе, и нужно показать сильную долю в танце)

 

6. «Маленькие фантазии»

Что вы представляете, когда слушаете эту музыку?

Теперь постарайтесь передать свои впечатления через танец, покажите размер 2/4 и 3/4.

 

Музыкальный материал:

 

1. В. Воливач. «Концертная полька»

2. С. Прокофьев. «Пушкинский Вальс»

 

В качестве завершения урока и пройденного материала слушаем новое незнакомое музыкальное произведение (словацкая народная полька «Эй, пляши девчонка»), дети самостоятельно анализируют и танцуют все вместе. Педагог выбирает и называет самые интересные танцевальные произведения.

Урок заканчивается ритмичными хлопками и поклоном.

 

Методика "Радужная полянка" для разучивания танцев с детьми 4-6-летнего возраста, придерживается следующих основных принципов:

 

– Правильный подбор музыкального произведения.

– Сочетание ритмических упражнений с элементами классических, массово-народных и современных танцев.

– Разнообразие движений и высокая динамичность. Проведение музыкальных занятий в игровой форме, которая представляет собой законченную сюжетную композицию.

– Побуждение детей к эмоциональному самовыражению и двигательному творчеству через игру "Покажи и повтори".

– Знакомство с танцевальным этикетом: с правильным приглашением на танец и умением благодарить партнера после окончания танца.

– Активная роль концертмейстера на занятиях.

– Одобрение и поддержка педагогом детей, которые предлагают новые танцевальные композиции, состоящие из танцевальных элементов и ритмических упражнений.

– Разучивание детских танцев через игры "Зеркало" и "Радужная полянка".

 

Основные принципы методики сводятся к тому, чтобы, используя музыкальные навыки детей и запас танцевальных движений, научить их не бояться танцевать под любую музыку и, используя танцевальные игры, разучивать с детьми простые танцы прямо на открытых уроках.

На занятиях мы используем наглядный материал (карточки из творческой лаборатории педагога), репродукции знаменитых художников (о балете и музыке); звучит живая музыка (фортепиано) и музыка в записи (фонограммы). С помощью музыкальных и творческих игр и слушания музыки, теоретический материал преподносится легко и с интересом воспринимается детьми. На занятиях мы (педагог-хореограф и концертмейстер) используем упражнения для развития дыхания, хорошей артикуляции и дикции, которые имеют также оздоровительный эффект и способствуют развитию дыхательного аппарата, что имеет огромное значение в хореографическом и музыкальном творчестве.

Чтобы изучить основы ритмики, усвоить все элементы программы, преподаватель обычно гибко чередует упражнения разной степени трудности, варьирует построение уроков и работает с учениками индивидуально. Педагог упорно идет к своей цели, настойчиво добивается усвоения навыков танцевального искусства и основных элементов теории музыки, старается показать и раскрыть красоту искусства, научить детей любить и понимать музыку в сочетании с танцем.

 

Я пришла к выводу, что «Музыкальная ритмика» способствует более быстрому развитию творческой активности детей дошкольного возраста, чувства ритма, координации, музыкального восприятия и понимания изучаемого материала.

На занятиях «Музыкальная ритмика» педагог-хореограф и концертмейстер стараются пробудить пытливость и любознательность, тем самым давая толчок для развития творческой активности в детях.

Педагог учит внимательней вслушиваться, всматриваться в окружающий мир с тем, чтобы передать свои наблюдения в музыке и пластике движений. Педагог придумывает совместно с детьми способы воплощения и передачи увиденного и дает возможность для самовыражения детей, раскрытия их творческого потенциала, их возможностей и реализации их желаний. Малыши получают творческие задания, содержание которых варьируется. Предлагается, например, прослушать музыкальное произведение и попытаться словесно раскрыть его образное содержание, составить рассказ по воображаемой программе. Или педагог просит ребят понаблюдать за окружающими людьми и попробовать передать в музыке и ритмических движениях, игровыми средствами их образы или представить предметы – живые или неживые. На периодический просмотр подобных работ педагог отводит часть урока.

 

Несмотря на большое количество школ и студий танцев в системе дополнительного образования, лишь немногие люди способны по-настоящему владеть своим телом. Большинству не хватает раскованности и легкости в движениях. Это происходит оттого, что у каждого человека имеются приобретенные с детства психологические блоки, которые замедляют прогресс в ходе занятий танцами.

Как правило, эти блоки обусловлены различными психологическими установками, индивидуальными особенностями личности, образом мышления и восприятия окружающего мира. Ощущение неуверенности в себе, отсутствие гибкости мышления или слабость характера могут проявляться в заблокированных мышцах спины, рук или ног.

 

Начиная заниматься танцами в детском возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим. Таким образом, танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас. Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя.

 

Таким образом, с первых лет жизни ребенка просто необходимо начинать воспитание с развития хореографического творчества и чувства музыки в нем, что в свою очередь способствует всестороннему развитию ребенка, его ритмических движений и более успешной работе мозга, а сам процесс занятий ритмикой приносит детям истинную радость и способность к самовыражению в творчестве.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Морозов В. В помощь педагогу-музыканту. – М.: Музыка, 1965.

Бекина С.И., Ломова Т.П. Музыка и движение. – М.: Музыка, 1984.

Ритмика. Учебно-методическое пособие для преподавателей танцев и ритмики. – Пермь, 1997.

Ерохина О.В. Школа танцев для детей. – М.: Феникс, 2003.

Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. – М.: Музыка, 1961.

Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. –М.: Музыка, 1961.

Сагитов С. Методика музыкально-теоретического образования участников коллективов художественной самодеятельности. – М., Музыка, 1972.

 

Ноты:

1. «Коровушка» р.н.п.

2. «Ворона» стихи и музыка А.Пенегиной.

3. «Котенок и щенок» музыка Т.Попатенко, слова В.Викторова.

4. В. Воливач. «Концертная полька».

5. С. Прокофьев. «Пушкинский Вальс».

6. Словацкая народная полька «Эй, пляши, девчонка».

 


Педагогика Культуры № 9 (2010)

Метки: Рубрика: Педагогические технологии, Зенн Л.В.

Печать

Просмотров: 2888