Дата публикации: .

Соколова Елена,

10-2 класс, гимназия № 73 Санкт-Петербурга.

Рук.: Тулаева И.Ф.

Сердечность – кратчайший путь к человечности

Притча


В вечерний час сидели в кругу ученики с Наставником и молились об уходящем дне. По окончании молитвы один из них спросил:

– Учитель, что самое главное в земной жизни?

– Глубоко мыслишь, друг мой. Отвечу я, потому что знаю, что вопрос твой от сердца исходит. Главное – сохранение верности своей Душе, покоя и гармонии в ней.

– Но ведь это непостижимый труд! – воскликнул ученик.

– Гораздо сложнее быть человечным.

– Что за значение несет это слово? Я никогда не задумывался о нем. Каждый человек – особенный. Неужели и человечность для каждого своя?

– Ты избрал сложный путь, когда истина на поверхности. Безусловная любовь к другим – вот человечность. Сложнее этого нет ничего в земном существовании.

Задумался ученик, затрепетало его сердце, захотел он на себе испытать и пережить все, о чем говорил Учитель.

– Но как достичь её? Возможно ли это?

– Сложен этот путь, но ясен. Лежит он через три ступени: доброту, искренность и сострадание. Постигнешь их – познаешь человечность.

– Учитель, как называется этот путь? Никогда не говорил ты о нем раньше.

– Сердечность, друг мой. Но не думай, что это ступени лестницы. Все здесь взаимосвязано. Без доброты не откроется тебе сострадание, а без сострадания – искренность.

Задумался ученик еще глубже. Сомневаться он стал в своих силах. «Осилю ли я такой путь?» – думал он.

– Не сомневайся и не спорь с сердцем своим, – начал Учитель. – Оно лучше знает твои возможности.

– Но как я пойму, что постиг путь сердечности? – с волнением спросил ученик.

– Слушай голос сердца и Души. Они тебя не обманут.

Наступило молчание. Наставник с искренней добротой смотрел на ученика. Никто еще не задавал ему подобных вопросов, не стремился с таким рвением понять суть земной жизни.

Долго еще думал ученик, но, вспомнив о позднем времени, встал, поклонился Учителю, покинул храм и направился домой по проселочной дороге. Никого не было кругом, лишь вдалеке сияли огоньки свечей родной деревни. Отблески заката еще сияли на небе, дул легкий ветерок, жизнь готовилась ко сну. Ученик, погруженный в раздумья, шел и ничего не видел вокруг себя. У ворот деревни сидел бедняк и просил милостыню. Не увидел его ученик, даже голову не повернул. А в деревне уже было темно. На улицах ни души. Повернул ученик в переулок и столкнулся с вором. Преступник ударил его по голове, забрал скудный кошель с монетами и растворился в темноте. Лежал ученик без сознания, а когда очнулся, поспешил домой. Как только он вошел в небогатый свой домишко, встретил испуганные глаза матери. Она не спала и все ждала своего любимого сына. Он же в ответ не сказал ни слова, прошел в свой угол и лег на циновки. Мать молчала, а слезы не прекращали течь из ее уставших глаз. Но не обиделась она, а села у окна и стала молиться о здоровье сына.

Всю ночь думал ученик. Никак не укладывалось у него в голове, как можно быть человечным в мире, полном страданий и насилия. Он понимал, что плохо обошелся с матерью и бедняком, поэтому поплатился за это от вора. Но как после этого любить всех людей?

Ночь прошла быстро. Лишь под утро заснул ученик и спал до самого вечера. Проснувшись, он понял все, над чем так упорно думал. Перед ним открылась другая картина мира, и он поспешил в путь.

Сначала он подошел к матери и крепко обнял ее со словами: «Ты самое дорогое, что есть у меня. Прости за молчание. Я люблю тебя всем сердцем и желаю счастья». Мать улыбнулась и, не сказав ни слова, дала сыну чистую одежду и только что приготовленную еду. Взял все это сын, поцеловал руки матери и вышел из дома. Так он познал искренность и доброту.

Пошел ученик к месту вчерашнего столкновения с вором. Преступник был все еще там. Не ожидал он возвращения ученика и насторожился.

– Я знаю, что у тебя тяжелая судьба, – начал ученик, – но это не страшно. Надеюсь, что гроши, которые ты у меня вчера забрал, помогли тебе. Я принес новую одежду. Пусть она служит долго и поможет облегчить твои страдания. Я люблю тебя и желаю счастья.

После этих слов ученик положил на землю одежду и ушел по направлению к воротам деревни. Там все еще сидел бедняк и уныло смотрел на заходящее солнце. Ученик сел рядом с ним и, протянув ему сверток со свежей едой, сказал:

– Здравствуй. Я никогда не говорил с тобой. Ты очень худой, и я хочу подарить тебе вкус жизни. Поешь. Моя мать прекрасно готовит.

Бедняк с опаской посмотрел на ученика, но взял сверток, развернул его и с жадностью стал есть. Ученик с радостью смотрел: «Никогда не думал, что так приятно видеть, когда нуждающийся получает то, что ему так необходимо». Когда бедняк доел, ученик встал, поклонился и сказал:

– Я рад, что смог помочь тебе, потому что я искренне люблю тебя и желаю счастья.

Так ученик постиг сострадание и доброту.

Солнце уже садилось, когда ученик вошел в храм и сел возле своего Наставника.

– Я вижу, – начал Учитель, – счастье в твоих глазах. Неужели ты достиг своей цели?

– Учитель, это невероятно! Меня переполняет тепло и доброта. Я счастлив, Учитель! А я всего лишь внимательно посмотрел вокруг…

– Ты совершил великое дело, на которое способен далеко не каждый. Осознаешь ли ты, что обрел?

– Я постиг путь сердечности, приняв доброту, искренность и сострадание. Проснувшись, я понял суть каждого из этих слов. Это невероятная сила.

– Верно, друг мой, и эту силу нужно верно использовать. Ты справился, осталось увидеть результат, – с улыбкой сказал Учитель.

– Что вы имеете в виду? – удивленно спросил ученик.

В эту минуту в храм вошли вор, бедняк и мать ученика. Они подошли к Наставнику и припали к земле. Никто не проронил ни слова. Вор, одетый в новую одежду, положил к ногам ученика полный кошель монет, бедняк, сытый и ухоженный, – маленькую книжечку с молитвами в знак желания учиться вере, а мать… мать не положила ничего, ведь дороже её самой у ученика ничего не было.

– Великая сила – сердечность, – начал Учитель. – Она дарит надежду каждому человеку. Ты смог постичь её и осчастливить окружающих. Осознаешь ли, кем стал?

Ученик помолчал, а потом уверенно ответил:

– Человеком.

Одна из лучших работ городского конкурса сочинений среди школьников Санкт-Петербурга, посвященного ежегодному Дню Культуры 15 апреля, объявленному в 2015 году под девизом: «Мир через Культуру»

 


Педагогика Культуры № 23 (2015)

Метки: Рубрика: Творчество юных

Печать

Просмотров: 1338