Дата публикации: .

Лучшие творческие работы

участников городского конкурса сочинений 2009 года,
проходившего в школах Санкт-Петербурга в рамках ежегодного Дня Культуры
под девизом: «Осознание Красоты преобразит жизнь»

 


Волянская Дарья, 11 кл., школа № 202
Живописцева Александра, 11 кл. школы № 634
Мухин Борис, 9 кл. Лицея № 344
Кныш Сергей, 8 кл. школы № 509
Мандрикова Анастасия, 8 кл. школы № 634
Бушуева Александра, 8 кл. школы № 588

 

Чутким сердцем постигаем красоту мира

Волянская Дарья

11 кл., школа № 202, Санкт-Петербург.

 

Однажды мне сказала Вселенная: "Оглянись… Что ты видишь? Расскажи мне. Прислушайся. Что ты слышишь? Поведай мне. Каков твой мир? Открой его мне…"

"Красота…" – я прошептала. Так трудно выразить словами невыразимое.

Я чувствую… как целует меня солнце, ласково, в шею, щекочет руки. Я чувствую, как любит меня воздух, шурша, окутывая, обнимая за плечи. Ощущаю дождевую каплю на руке и густой туман в ладони. Чувствую, как ежесекундно меняются многочисленные направления одной дороги.

Я вижу… бесчисленные формы Твоей наполненности и бесконечно глубокую Твою пустоту. Вижу, как переливаются цвета в радужном спектре Твоей красоты, вижу бесцветную черноту Твоей глубины. Смотрю в недосягаемые Твои просторы свободы и вижу в них заборную ограниченность. Вижу пестрый праздник и беззаботное ликование, вплетенное в мрак траура и беспокойства. А в Твоей распланированной упорядоченности разглядела я спонтанный хаос. Нагота, одетая тысячами образов, – вот он, мир вокруг.

Я слышу… загадочные ритмы жизни в стуке Твоего сердца. Внимаю пению Твоих многоликих голосов, пропитавших Твою всепроникающую тишину. Вслушиваюсь в неторопливый шепот облаков в небе, содрогаясь от напряженных ударов копыт о землю. Растворяюсь в сладких звуках Твоей речи, тону в бездонном Твоем молчании...

Ощущаю, как щекочут горящие искры радости, морозят ледяные капли печали, окутывают мягкие ленты нежности, укалывают острые углы грубости, ласкает пряный вкус наслаждения, разит отравленная стрела боли, обжигают горячие укусы страсти, лечат теплые касания заботы, оглушают дикие крики бунтарства, ведет расслабленная поступь спокойствия, сверлит расчетливый взгляд коварства, умиляет воздушный поцелуй невинности, отравляет колючий яд ненависти, иссушают жестокие ветра недостатка, насыщают полноводные реки изобилия, оживляют всепрощающие объятия любви, сжимает немеющая хватка страха, воодушевляет широкая грудь бесстрашия, взрывают яростные вспышки гнева, оберегает неподвижная гора силы, качается хрупкий стебель слабости… Вся Ты в мириадах образов, форм, воплощений, изведанных, исследуемых мной. Вдохновленная этим танцем чудес, этим захватывающим поиском, – расцветаю.

Так мудро, играючи, Ты создала это движение полярностей, эту игру противоположностей. Красота их плавного перетекания так пленит меня, так завораживает мой взор, приковывает мой слух... Балансируя меж крайностей, трепетно двигаюсь к недостижимому равновесию, постигаю дух Жизни – весь он сокрыт в этой Гармонии, в этой Красоте...

Двигаясь, ощущаю нежное, легкое, едва уловимое течение Твоей воли, Твоего намерения, Твоего желания. Я чувствую, что живу Тобой. Все это – мое. Вся я – Твоя. Я и есть Ты. Я чувствую, как Ты волшебна, непостижима, бесконечна, Вселенная…

Глубоко внутри, в сокровенных уголках моего существа, я знаю, что эта Красота – часть нас, и мы – ее часть, внутри и снаружи... Она только меняет формы, наслаждаясь и забываясь в игре образов. Ты – это Ты, и я – это я... Но я чувствую, что мы – одно, но разделенное целое...

Как это постичь?

Я чувствую, вижу, слышу дыхание Твое: вдох – все наполняется, собирается, сжимается до единственной точки, выдох – все расширяется, растекается, расплывается до необъятной бесконечности... и снова: вдох – сжатие, выдох – отпускание... Круг – вездесущая форма жизни, и столько невыразимой Красоты в ней…

…И сердце так наполнено желанием открыться,

Отречься, расстаться и вновь раствориться

И с вечной Вселенной дышать в унисон...

Блаженна реальность, и горечен сон.

Окунаюсь в Твою Гармонию, Божественность, Красоту… И в самом центре Твоем, в самой сути Твоей, в самой сущности Твоей – Я. Пик существования, вершина бытия, кульминация жизни. Я.

 

 

Глядя на Прекрасное, слушая Прекрасное, человек улучшается

Живописцева Александра

11 кл школы № 634, Санкт-Петербург

Руководитель: Афанасьева Н.А.

 

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова есть определение: «Красотой мы называем воодушевленную гармонию, наполненную смыслом и чувством, а Прекрасным – то, что воплощает красоту, соответствует ее идеалам». Когда какое-либо явление обладает общественно-человеческой ценностью, мы называем его прекрасным.

Приходя в этот мир, мы принимаем его таким, какой он есть. Ребенок руководствуется понятиями удобства и комфорта – «мне тепло», «я сыт», «мне удобно», «мне мягко» и т.д. Понятие красоты приходит к нему несколько позже, и это чувство, мне кажется, присуще только человеку. Наверное, можно жить и без чувства прекрасного, но как же беден будет этот мир! Ведь красота окружает нас повсюду. Как прекрасен осенний лист, освещенный солнцем, каждая снежинка неповторима и удивительна, шорох листьев и шум дождя навевает светлую печаль. А мистическая сила грозы или шторма вызывает в душе чувство очищения. Сколько мыслей, прекрасных мыслей, приходит к человеку, когда он слушает музыку и смотрит на великие творения художников. Я не знаю, когда и почему человек начал отображать те моменты прекрасного, которые он, конечно, увидел и услышал в окружающем его мире. Но я точно знаю, что именно это и сделало человека человеком. Когда древний человек рисовал животных на скале в пещере, ему это не нужно было для существования. Это было нужно для души. А как появилась музыка, можно только гадать. Возможно, человек слушал шорох листьев или шум дождя и ему хотелось повторить этот момент. Так возникли первые музыкальные инструменты.

С тех пор прошло много-много веков. Человечество накопило огромные знания в науке, технике. Но, мне кажется, самое огромное богатство человечества – это искусство. Недаром во все времена оно так ценилось. Основная часть этих сокровищ сосредоточена в музеях. Мир вокруг нас менялся, менялись критерии красоты, но самые лучшие творения человечества появлялись во все времена. Это и есть шедевры. Современный человек также стоит в потрясении перед великими творениями человеческих рук, созданных во все времена, как и, я думаю, стояли современники этих творений. Конечно, далеко не сразу современники могут понять величие какого-либо творения. Многие гении были непризнанными при жизни и умерли в нищете. Но время проходит и все расставляет по своим местам.

Почему же так происходит? Мне кажется, душа должна трудиться и учиться, также как и ум человека. Трудно объяснить неучу законы физики, математики или любых других основ науки и техники. Есть свои критерии, основы и законы и у литературы, музыки, изобразительного искусства: гармония, перспектива, соразмерность. Их можно изучить и понять. Но не это понимание создает истинные шедевры. Есть еще что-то неуловимое, которое чувствует только душа. Этого не знают наши органы чувств, этого не знает даже наш рассудок. Человеку красота кажется чудом, непостижимой загадкой. Он чувствует это только душой и сердцем. Но для этого душа и сердце должны быть открыты для всего хорошего, что есть в этом мире. Там не должно быть места для злобы.

Красота радует и облагораживает человека. Она будит в нем самые высокие эмоции и светлые порывы. Даже самые закоренелые «негодяи» в этот момент становятся лучше. Наверное, в этом и есть секрет Прекрасного. Как писал Платон, у человека есть врожденное чувство красоты, чувство Прекрасного. Именно поэтому искусство воздействует в той или иной мере на каждого человека. Но то, что заложено в нас природой, надо развивать и совершенствовать. Душа обязана трудиться, только тогда дикость, варварство, деградация будут для человека только историческими понятиями.

Красу не оценить

Неискушенным глазом.

Алмазы огранить

Возможно лишь алмазом.

(Мирза Шафи)

Возвышению сознания, его утончению служит Искусство. Эстетическое воспитание развивает воображение, эстетический вкус. Это дает человеку способность получать наслаждение от подлинно прекрасного и эмоционально отвергать безобразное. Чем богаче духовный мир человека, тем глубже чувство наслаждения жизнью.

В этом отношении музыка, на мой взгляд, воплощает в себе всю мощь красоты. Она понятна без переводчика. Не у каждого человека есть музыкальный слух, не каждый может играть на музыкальных инструментах, петь или танцевать. Но чувствуют музыку все, даже глухие люди. Весь живой мир реагирует на музыку. Древние шаманы пели и танцевали у костров, в средневековых замках звучала музыка менестрелей, крепостные крестьяне пели задушевные песни и водили хороводы, а в великокняжеских салонах звучали романсы. Музыка была и будет всегда.

Музыка... Это мир, основанный на законах гармонии. «Прекрасное есть щит от зла», – говорили в древней Греции. Музыка, мне кажется, обращается не к разуму и даже не к сердцу человека, а прямо к душе. Она будит в человеческой душе самые лучшие чувства, самые высокие мысли, самые прекрасные образы. Но так случается только тогда, когда музыку создавали с наилучшими духовными порывами, пытаясь выразить самые светлые мысли и образы. Музыка воздействует на все органы чувств человека. Каждый из нас помнит, как ноги сами просятся в пляс, когда мы слышим веселую музыку. А как невольно на глаза наворачиваются слезы во время грустной мелодии. Это человечество знало во все времена. Буддийские молитвы все состоят из пропеваемых звуков. А как звучат фуги Баха во время службы в костелах! Когда слушаешь голоса певчих в православных церквях, душа как будто напрямую общается с богом. Это космическая музыка. Люди понимали это во все времена. Весь мир слушал трансляцию «Блокадной симфонии» Д.Д.Шостаковича из осажденного Ленинграда. Сила этих звуков просто потрясает! И в наше время есть такие же примеры. Совсем недавно на руинах Цхинвала звучала удивительная музыка в исполнении оркестра под управлением Валерия Гергиева. Весь мир был потрясен и, я думаю, во многом благодаря этому, многие люди изменили свое мнение о событиях, связанных с военным конфликтом.

Удивительная сила действия музыки на человека применяется даже в медицине. Есть такое направление, как арт-терапия. Музыка может лечить самые сложные недуги человека. Ее психическое воздействие на человека просто поразительно. Музыка может объединять совершенно разных людей, делая их единым целым. В едином порыве они подпевают своим кумирам. Чем гениальнее создатель таких произведений, тем сильнее ее воздействие на людей. Именно поэтому велика ответственность музыканта. Мне кажется, все зависит от того, что пытается пробудить в душе человека создатель этих произведений. Есть красота, а есть красивость. Этим «грешит» так называемая «массовая культура». Она становится особой технологией управления людьми. Она обращается к подсознанию и инстинктам и обращена к людям неодухотворенным, подчас примитивным. Люди разные и душа в каждом человеке развита в разной степени. Чем менее развит человек, его душа, чем ленивее он, тем сложнее понять ему «Что хорошо, а что плохо», тем легче им управлять. Он не способен отличить истинное, от примитивного. Но я верю в великую силу Искусства.

В древней Греции есть легенда об Орфее. Сила его певческого таланта была так велика, что приводила в движение деревья и скалы и укрощала диких зверей. Имя Орфея стало синонимом замечательного певца и музыканта.

Я сейчас понимаю, как мне повезло в жизни, когда я поступила в музыкальную школу. Раньше мне казалось, что это просто дополнительная нагрузка и, когда мои друзья гуляли и играли, я была вынуждена заниматься. Долгое время мне было тяжело и даже не очень интересно. Но чем больше я узнавала, трудилась, изучала – тем легче и интереснее мне становилось. И вот наступило время, когда музыка стала мне необходимой. Великие творения музыкантов стали мне понятнее и ближе. Я вижу образы в звуках и счастлива, что сама могу создавать эти образы, проигрывая великие произведения музыкантов на фортепиано. Когда мне грустно, я сажусь за инструмент и играю свои любимые произведения. Когда мне хорошо, я включаю свою любимую музыку. Музыка рядом со мной всегда. Сегодня я иду в театр. Я буду смотреть и слушать балет Чайковского «Лебединое Озеро». Конечно, я знаю это произведение, и даже сама играла отрывки из него. Но в театре все воспринимается по-другому. Сегодня у меня праздник.

В Библии говорится: «Вначале было слово». Мне хочется взять на себя смелость и перефразировать: «Вначале был звук». Этот звук был божественным, и это была музыка.

 

Высшая красота – красота подвига

Мухин Борис

9 кл. Лицея №344, Санкт-Петербург

Руководитель: Иванова Л.В.

Подвиг есть и в сраженьи,
Подвиг есть и в борьбе.
Высший подвиг – в терпеньи,
Любви и мольбе...
Есть у подвига крылья,
И взлетишь ты на них,
Без труда, без усилья,
Выше мраков земных...

АС. Хомяков

Существует разная красота, но отдельно можно выделить красоту подвига. Стоит ли называть такую красоту высшей? Чтобы разобраться в этом, нужно понять, что такое подвиг. Нельзя назвать настоящим подвигом поступок, зависящий от случайности, удальства, честолюбия или возбуждения вином. Истинный подвиг исходит из глубокого содержания человеческого духа. Всем известны подвиги Геракла, но мало кто задумывается о том, что все его свершения были возможны только благодаря силе, данной ему богами. Он делал то, что обычный человек не может повторить. Кроме того, Геракл совершал подвиги для искупления греха детоубийства. Другое дело, подвиг Давида: юный пастух, положившись на волю Божью, принял вызов и вышел на битву с великаном Голиафом, могучим и непобедимым воином. Благодаря тому, что Давид убил Голиафа, была одержана победа над вражеским войском.

Настоящий подвиг бескорыстен, совершить его может только человек, обладающий мужеством, способный на самопожертвование. Иван Сусанин знал, что, уведя поляков в лесную чащу, сам оттуда не вернётся, но пожертвовал жизнью ради Родины. Русский герой 19-го века Архип Осипов, участник Кавказской войны, отдал свою жизнь в марте 1840 года во славу и величие России, взорвав пороховой погреб и уничтожив тем самым несколько сотен врагов. Александр Матвеевич Матросов и многие другие советские солдаты, закрывая своими телами амбразуры вражеских пулемётов, помогали другим выстоять и победить в Великой Отечественной войне.

Но подвиг – это не только самопожертвование. Иногда принятие какого-либо решения и достижение цели – тоже подвиг. Надежда Андреевна Дурова назвалась мужским именем, участвовала во многих сражениях, была награждена за мужество солдатским Георгиевским крестом, прошла войну 1812 года и стала первой в истории русской армии женщиной-офицером, кавалерист-девицей. Лётчик Алексей Петрович Маресьев после ампутации ног прошел многочисленные комиссии и продолжил службу в авиации, доказав, что может не только пилотировать боевой истребитель, но и выходить победителем в схватках с фашистскими асами.

Подвиг не всегда индивидуален. Мы знаем много примеров коллективного подвига, когда история не называет всех имён, но само событие становится символом мужества, героизма, силы человеческого духа. Одной из самых славных страниц в истории России стал ратный подвиг народа в Отечественной войне 1812 года. Все слышали о героической обороне Севастополя во время Крымской войны. Русско-японская война 1904-1905 годов хоть и не принесла безоговорочной победы России, но весь мир услышал о подвигах российских моряков. Орудия «Стерегущего» вели огонь до тех пор, пока в живых не осталось почти никого из членов экипажа миноносца. Мужество экипажа настолько потрясло противника, что в Японии команде «Стерегущего» был воздвигнут памятник –стела из черного гранита, на которой выведены слова: «Тем, кто больше жизни чтил Родину». Восхитил японцев и подвиг «Варяга»: то, что российские моряки поступили по канонам самурайской чести, было использовано в пропагандистских целях – как пример для подражания. Кроме того, после русско-японской войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга». Защитники Брестской крепости бились до конца, несмотря на численное превосходство врага. Жители блокадного Ленинграда пережили голод, холодные зимы, постоянные бомбёжки и артиллерийские обстрелы, изоляцию от «большой земли».

Подвиг человека на войне бессмертен. Память о павших должна вечно жить в наших сердцах. Но подвиг – это не всегда борьба

По словам архиепископа Сан-францисского Иоанна (Шаховского), «физические войны и всякая в мире борьба есть лишь отражение в физическом плане реальности духовной борьбы, предлежащей каждому человеку в этом мире».

Подвиг духовный не так заметен, как подвиг боевой. Значение его проявляется не сразу. Иисус принёс себя в жертву – и уже не одно тысячелетие человечество пытается осознать смысл этого подвига. Недаром людей, избравших духовный путь служения человечеству, называли и называют подвижниками. Один старец поучал подвигу такими словами: «Братья, что вы делаете, чего бы не делал злой демон? Вы скромно едите. Он совсем не ест! Вы мало спите, он совсем не спит. Вы отказались от лишних одежд, но у него совсем их нет... Во всем том, от чего вы отказались, вы еще не возвысились над ним. Но, братья, есть одно, от чего он не может отказаться, это от злобы. Есть одно, чего он не может достичь, это – любви. Здесь начало и совершение истинного подвига».

Может показаться, что подвиг – удел людей, избравших особенный путь. Но героизм сердца проявляется в любом человеке. Подвиг благородства, бескорыстия и великодушия в мирное время еще нужнее, чем во время войны. И в человеке всю его жизнь, до последней его земной минуты идет главная борьба – духовная. Борьба добра против зла и зла против добра. Борьба чистоты с грязью и грязи против чистоты. Истина противостоит лжи, а ложь – истине. Наконец, идёт борьба любви против злобы и злобы против любви. Ф. М. Достоевский выразил это так: "В мире диавол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей". Каждый человек совершает выбор в своей жизни, и этот выбор можно приравнять к подвигу. Особенно в наши дни, когда зло зачастую маскируется под добро. Мы все живем благодаря другим людям и подвигам других людей. Настоящий подвиг себя не осознает. Это и есть подвиг сердца, он совершается не ради славы, не ради земных отличий. И в этом его высшая красота.

«Великие дела совершаются без шума, они скромно творятся на пользу человечества.

Подвиг создает и накопляет добро, делает жизнь лучше, развивает гуманность. Человек подвига берет на себя тяжкую ношу и несет ее добровольно. В этой готовности нет и тени эгоизма, есть только любовь к своему ближнему, ради которого герой сражается на всех тернистых путях» (Н.К. Рерих).

 

Чутким сердцем постигаем красоту мира

Кныш Сергей

8 кл. школы № 509, Санкт-Петербург

Руководитель: Лиджиева В.С.

 

Казалось бы, демонстрация чего-либо не может представлять угрозы. Ну, показал, ну и что? Вот если бы ударил, или порезал, вот тогда - да. Видимо древние знали больше нас, если поставили слово «покажу» наравне с реальными физическими угрозами.

Как-то я поймал себя на том, что смотрю на вазочку для цветов и не могу оторваться. Чем она так заворожила меня? Обычная вазочка в форме египетской амфоры. И тут я понял, что меня привлекает именно ее форма. Эта грациозная линия не отпускала меня. Я пил ее как нектар, я наслаждался ею как божественным видением. Я словно прикоснулся к чистейшему источнику и не хотел покидать его.

Все что мы видим, входит в нас. Не просто записывается на подкорку, как в компьютер. Оно соприкасается с самой основой нашей души и взаимодействует с ней. И влияет на нее. Если это прекрасное изображение, то и душа наша становится чище. А если это гадость, то она просто пачкает душу, пачкает самое драгоценное, что есть у человека. Может быть, на этом и основана угроза «Я тебе покажу...». То есть я запачкаю самое ценное, что есть у тебя. А это не сравнить с повреждением тела. Тело заживет, а вот заживет ли душа? Вот это действительно угроза! Значит, человек должен соблюдать не только и не столько гигиену тела, сколько гигиену души. А теперь подумайте, что мы видим постоянно в своей жизни.

Если бы мы показали парочку сегодняшних фильмов человеку, жившему несколько десятилетий назад, он бы просто отвернулся или закрыл бы лицо руками. Ему тяжело было бы смотреть на кровь, насилие и секс, которые сегодня грязным потоком льются на нас и наших детей с экранов. Но мы смотрим. Не говорит ли это о том, что мы уже сами достаточно запачкались и не ощущаем этой грязи? Мы запачкали свои души. Мы уже относимся к категории тех, кому «показали». Кто-то уже осуществил свою угрозу по отношению к нам. Кто-то уже «показал» всему миру. И продолжает показывать, а мы не отворачиваемся. Нам уже скучно смотреть на березовые рощи, на широту Днепра, на полет чайки. Нас это «не цепляет». Телеэкран ведет нас на коротком поводке. Но не сами ли мы сделали этот выбор? Неужели мы не в силах вернуться к истинной красоте? Неужели мы не в силах очистить свои души?

Когда я был маленьким, каждая машина на улице для меня имела свое лицо. В прямом смысле слова. Я видел ее глаза, у каждой было свое выражение, свой характер. Раньше автомобили были совсем другие – добрые и веселые. И мир был добрый. А может быть, это я был другой? Вот если бы удалось вернуться в то состояние. Светлое, доброе, красивое. Недаром ведь сказано, красота спасет мир.

 

Красота творится в мыслях, чувствах, действиях


Мандрикова Анастасия

8 кл. школы № 634, Санкт-Петербург

Руководитель: Тараканова Г.В.

 

С самого рождения мы постигаем прекрасное. Как только младенец появился на свет, он с первой минуты начинает ощущать красоту мира и вглядываться в неё своими глазами. Смотря на свою маму, ребёнок считает её самой прекрасной женщиной на земле. Принимая папины заботы, малыш начинает осознавать, что за отцом он как за каменной стеной. Начиная от самого младенческого возраста, мы испытываем великое чувство. Мы начинаем любить. Любить родителей, бабушек, дедушек, а также всю свою семью, любить прогулки по парку с мамой или весёлые игры с собакой во дворе. Даже смотря на природу: голубое небо, море, с трепещущими волнами или просто на аллею покрытых разноцветными листьями деревьев, мы понимаем, что ничего прекраснее в жизни не видели. Не вспоминая ничего, что было в годы моего детства, я сразу могу с уверенностью сказать, что папа и мама всегда были рядом со мной, всегда заботились и любили больше всех на свете. Я любила вставать по утрам рано-рано, когда солнце только встало, и смотреть на спящих родителей, думая, как же я их всё-таки люблю.

А ещё я обожала гулять с мамой и с папой у пруда. Мы часто ходили туда, когда мне было четыре годика. Глядя на воду, отражавшую деревья с голыми верхушками, на птиц, плавно летящих по голубому небу и на узенькие тропинки, ведущие к пруду, я думала, что это самое красивое место на земле. Порой, смотря на обложки модных журналов, мы видим очень красивых людей. Идеальные черты лица, шикарные фигуры, потрясающая одежда, причёска, макияж «на миллион» – всё это восхищает, вносит восторг и ощущение прекрасного. Но не стоит быть настолько доверчивым всем этим обложкам. Это ведь просто бумага, фотография, ничто. Черты лица фальшивы, переделаны на компьютере до идеала, фигура прекрасна, но получена изнуряющими диетами, одежда подобрана модельерами, причёску сделали парикмахеры, а макияж нанесли стилисты. Вся эта красоты фальшива и неправдоподобна. Это всего лишь оболочка, чтобы мы думали, что идеал реально существует.

Может для кого-то он и существует, но не на обложке журнала, а просто в каком-то близком человеке. Многие видят в своей маме самого лучшего, красивого и прекрасного человека на свете, и с детства мечтают быть такой, как она. Некоторые просто увидят на улице кого-то совсем незнакомого, а всё же милого и хорошенького, и тоже стараются взять какие-то черты походки, одежды и выражения лица у этого человека. Часто люди пытаются быть похожими на знаменитости, даже, порой, делая безумные вещи, такие, как пластические операции ли смены пола. Всё это на удивление необычно, даже в какой-то мере глупо, но каждый человек живёт по своим правилам, и мы не можем запретить ему что-либо. Когда мне было лет семь, я встретила одну очень интересную, потрясающую девушку. Да я даже не встретила её, а просто заметила среди толпы людей. Она была одета в белое, развивающееся платьице, неприметные сандалии и неброскую шляпку с миниатюрным цветочком, её волосы развивались на ветру, походка была тихой, но привлекательной. И не то, чтобы эта девушка была потрясающе красивой или прекрасной – нет, она просто была обаятельной и милой, заставляющей смотреть на неё с улыбкой. Тогда я поняла, что девушки из журналов просто никто по сравнению с ней. Внешняя красота – не главное качество человека. Мы не должны быть идеальными, да это и невозможно, не бывает людей, у которых нет недостатков. Нужно просто быть собой. Не краситься, будто мы идём на маскарад, не делать себе причёски различными лаками, а то потом вообще останемся без волос, не покупать дорогую одежду, ведь это будет безвкусно и глупо. Если ты по-настоящему красив – люди заметят это в твоих глазах, поступках, манерах общения и дружеских качествах.

Когда-нибудь кто-то по-настоящему полюбит тебя, он не будет видеть никаких недостатков в твоей внешности и характере. Ему будет хватать твоих нежных поцелуев в щеку, он будет радоваться твоей улыбке, а зимой будет заставлять носить тебя теплый шарф. И не скажет никаких замечаний в твой адрес, потому что он будет просто любить тебя и наслаждаться тем, что ты рядом.

Постигать красоту – это само по себе прекрасно. Мы дышим, растём, бегаем, ходим, спим, играем с младшей сестрой, вышиваем крестиком, едим экзотические фрукты, покупаем подарки друзьям на день рождения. Просто порой люди не понимают, что жизнь – самая большая красота в мире. Любить, смеяться, наблюдать, наслаждаться – всё это было бы невозможно, если бы Бог не дал нам жить на этой земле. Красота творится в чувствах, мыслях, действиях. Может быть, мы часто не ценим и даже не видим прекрасное, но для этого нам и дана жизнь – для того, чтобы научиться постигать прекрасное.

 

Красота и духовное богатство Индии

Бушуева Александра

8 кл. школы № 588, Санкт-Петербург

Руководитель: Гут Н.С.

Индия – колыбель человеческой расы, мать истории,
бабушка легенды, и прабабушка традиций. Наши самые
ценные и наиболее важные из материалов в истории
человечества хранятся только в Индии!

Марк Твен

Урок русского языка. На доске написаны темы сочинений. Глаза пробегают и останавливаются на одной, связанной с Индией. В мыслях рождаются образы героев индийских сказок, а затем рассказы Киплинга... Все мы с детства слышали об удивительной и необыкновенной Индии. Она предстает перед взором как сказочная страна, где махараджи в красочных одеждах разъезжают на разукрашенных слонах, в величественных храмах стоят изображения многочисленных многоруких, прекрасных и устрашающих божеств, обезьяны прыгают по развалинам древних городов, в которых обитают странствующие философы, йоги и Учителя Мудрости, уходящей корнями в глубокую древность. Такого разнообразия природы, культуры, обычаев и даже внешнего вида людей не встретишь ни в одной другой стране. Индия является одной из самых привлекательных и загадочных стран нашей планеты. Мне интересны ее традиции и обычаи, и я решила свое сочинение посвятить именно ей. Перебрав множество книг, альбомов, статей, фотографий об этой загадочной стране я попыталась ответить себе на вопрос: «Индия, – какая она?»

Индийская цивилизация образовалась в глубокой древности и существует уже более четырех с половиной тысяч лет. Эти тысячелетия были наполнены борьбой, подъемами и спадами, что проявлялось и в политической, и в культурной жизни страны. Особенность в том, что Индия не похожа ни на одну из азиатских стран и уж тем более ни на одну европейскую страну. В этом ее индивидуальность. Культура Индии была сложена из различных эпох истории, обычаев, языки и памятники приводятся в примеры такого смешения в течение столетий. Индия ассоциируется у меня со своеобразной красотой и духовным богатством. Если исходить из понятия «красота», то это единство внешних проявлений и внутреннего духовного богатства. В чем же состоит красота и духовное богатство Индии?

В периоды правления разных династий расцветает духовность Индии, возникают новые культурные образы, развивается архитектура и скульптура, огромное значение уделяется науке, философии, литературе. Как мы знаем, в прошлые века религия вообще имела огромное влияние не только в культурной жизни, но и в политической и общественной. Можно сказать, что Индия – это созвездие религий, потому что здесь существуют почти все религии мира. И хотя, главное, почетное место занимает индуизм, но и другие религии имеют важное место в культурной жизни этой страны. Я вообще считаю, что религия – это главное составляющее культуры. Религия оказывает основное влияние на построение культуры страны, потому как культура развивается с древности и ее обычаи переживают века. Создаются величественные храмы и дворцы, обильно украшенные скульптурой и рельефными композициями. В многофигурных сценах поражает ощущение всепроникающей жизни, энергии, одушевляющей все формы. Это доставляет радость, рождает чувство оптимизма.

Кто не знает пещерный комплекс в Аджанте! Скальные ансамбли Аджанты славятся, прежде всего, своей живописью, которая позволяет судить об одном из видов изобразительного искусства Индии начала первого тысячелетия до нашей эры. Росписи пещер сложны по содержанию, в композициях много персонажей. Разнообразие красок невелико, но их богатые сочетания и контрасты вызывают необычное эмоциональное чувство. Краски на росписях как будто светятся в темноте. Возникает ощущение, что земное и небесное гармонично соединились в этом храме.

Любовь к природе, преклонение перед ее мощью и изобилием, жизнь, торжествующая во всех ее проявлениях – вот основная тема индийского искусства. Основные стилистические и идейные особенности этого нашли отражение и в скульптуре той эпохи. Например, образ Будды – идеально воплощающий идею достижения нирваны. Его фигура лишена всех черт живой человеческой плоти. Божественный Будда восседает на троне, богато украшенном скульптурными украшениями и орнаментом в позе «лотоса», его руки сложены в жесте поучения. Именно таким он предстает в знаменитой статуе из Сарнатха (пятый век).

Всему миру известен мавзолей Тадж-Махал в Агре. Уровень мастерства индийских умельцев просто поражает. Тадж-Махал расположен в большом парке, к мавзолею ведут дороги и канал. Сооружение вознесено на платформу, отделяющую его от земли. Многоугольное в плане здание прорезано глубокими нишами и завершено огромным сферическим куполом. Кажется, что все строение парит в воздухе, настолько легким и невесомым создали его гениальные мастера той эпохи. Это памятник любви и человеческому гению. Вот, что ценится в Индии.

Помимо рукотворных памятников в Индии, есть прекрасная музыка. Музыка в Индии изначально понималась как божественное проявление. Через нее открывался путь к единению с божественным началом. В древних трактатах толкование самой природы музыкальных звуков подразумевало слияние явлений физического и духовного порядка. Музыкальному звуку предписывалась способность сильного воздействия, как возвышающего характера, так и разрушительного. Так проявлялась постоянная живая взаимосвязь между природой, музыкой и человеком на самых разных уровнях. В основе индийская классическая музыка представляла собой песнопение священных стихов, музыкально-поэтических гимнов. Позже характер строгого песнопения гимнов вытиснился другими жанрами, но культура классической индийской музыки является «живой нитью» ныне процветающей индийской музыки.

Говоря об Индии, нельзя не сказать об искусстве танца. Классический индийский танец уходит в незапамятную древность и является одной из жемчужин культуры этой красивой и загадочной страны. Танец-молитва, танец-разговор, исполнявшийся когда-то в храмах. Характерной его чертой является то, что каждое из движений танцовщицы, каждая ее поза, поворот головы, мимика и, главное, различные сочетания движений рук и пальцев имеют определенное смысловое значение. Индийцы читают этот язык жестов, как открытую книгу, и сюжеты танцев-рассказов могут быть самыми разными, но чаще всего это сюжеты древних повествований.

Индия живет одновременно на различных многочисленных ступенях развития. Здесь сосуществуют все самые невообразимые противоречия. Это подчас трудно понять. В современной Индии существует культурное и религиозное многообразие. Многое зависит от района страны. Южная, Северная и Северо-Восточная части имеют свои отличительные особенности, практически все штаты выкроили свою собственную культурную нишу. Несмотря на это уникальное разнообразие, вся страна едина как цивилизация из-за своей общей истории, тем самым, сохраняя национальную самобытность и неповторимую красоту. Современную Индию от всех остальных стран отличает культура, самая древняя на Земле и материальные проявления этой культуры – храмы, священная география и тому подобное. Для английской писательницы Кэтлин Рэйн "Индия имеет человеческую красоту и богатство жизни, которые согревают сердце. Индия еще не утратила своей души, принеся ее в жертву технологии". По сей день культура и религия Индии живы и здоровы, и становиться прошлым совершенно не собираются. Истории и легенды, связанные с Индией, при всей своей кажущейся фантастичности помогают раскрыть весь потенциал красоты, культуры и духовного богатства этой страны. Индия является одним из святых мест нашей планеты. Она является мостом – или местом, где по неизвестным нам причинам энергия Земли входит в резонанс с сознанием человека и может наполнить чистотой и позитивностью. Красота и духовное богатство этой загадочной страны – это сочетание самого места и накопленной здесь за многие сотни лет положительной энергетики.

Подбирая материал об Индии, я еще больше увлеклась ее самобытностью, неповторимостью. Я просто влюбилась в эту красивую, загадочную страну. Французский философ Ромэн Роллан писал: "Если и есть на земле такое место, где нашли себе приют все мечты живого человека с тех ранних пор, как он начал мечтать, то этим местом является Индия". Явно, что красоту и духовность Индии невозможно понять просто через статистику и информацию или по стереотипным образам, ее нужно видеть своими глазами. Надеюсь, в будущем мне это удастся.

 


Педагогика Культуры № 8 (2009)

Метки: Рубрика: День Культуры как метод педагогического воздействия

Печать

Просмотров: 2851