Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

 Заметки редактора

Защитим Красоту!

«Величайшее из всех искусств – искусство недосказанного»[1].

Обратим внимание на эти слова и посмотрим вокруг. Словно в противовес этому, увидим и отметим для себя с горечью: в наши дни быстро размножается и утверждается как норма все вульгарное, преобладает упрощенный, примитивный и грубый взгляд на жизнь, искажающий истинное представление о действительности и окружающем мире. Об утонченности и изяществе, об  искусстве недосказанного и мечтать не приходится.

Легко и незаметно ничтожный и опасный «червь пошлости» проникает всюду, покрывая собою даже здоровые ткани, и все это происходит в начале ХХI века, когда обществом накоплены несметные духовные богатства в самых разных областях человеческой деятельности!

Достижения высочайших вершин творчества – в литературе, искусстве, науке, казалось бы, должны вдохновлять наше поколение на новые и новые поиски совершенства. Но наблюдается совсем обратный процесс – резкое отстранение от достигнутого в сфере всего духовного. Словно и не было восторгов от находок и открытий Прекрасного, искреннего восхищения изящным искусством, преклонения перед подвигами и красотой самопожертвования... Об этом в наше время уже не принято говорить. Цинично высмеиваются идеалы и нравственные принципы, подвергаются издевательству исторические достижения человечества, составляющие явления духовной Культуры.

Человек мыслящий, в какие бы времена он ни жил, не может не оценивать окружающее и не использовать при этом мерило Красоты. Отдадим себе отчет: что же происходит? Не Прекрасное, но безобразное становится привычным на телевидении, в печати, в досуговой сфере. Серость и необразованность празднуют победу над Культурой. Повсюду преобладают невежество, обывательская психология, дурной вкус...

Сегодня многие из нас в тревоге за молодежь, за чистые детские души, которые от рождения устремляются к Свету и Красоте. Мы, взрослое поколение, так называемые носители Культуры, многое почерпнувшие из мировой сокровищницы и благодарные всем, научившим нас, – можем ли мы сегодня оставаться в стороне от поиска путей защиты Культуры?

Есть русская интеллигенция.

Вы думали – нет? Есть.

Не масса индифферентная,

А совесть страны и честь.

(А. Вознесенский)

 

Кому, как не интеллигенции, доступно понимание истинного значения Красоты и Этики в жизни. Но понять – значит, действовать, значит, защитить. В борьбе с воинствующим бескультурьем объединяются честные люди планеты, женщины утверждаются в своей духовной силе, и в этом движении за спасение Культуры много полезного может сделать каждый человек, не равнодушный к проблемам молодежи, проблемам воспитания.

Надо спешить защитить Прекрасное, иначе целое поколение нынешних молодых людей будет отлученным от истинной Красоты и, взращенное в псевдокультуре, породит и заполнит этот разноцветный мир серостью, уродством и безобразием. Наверное, никто из нас не хотел бы такого будущего для своих детей, для своего народа. Как сказал один из выдающихся педагогов современности, дети – это очень серьезно.

Почему же так много безобразного в обществе? Великий русский язык всегда приходит на помощь: если есть без-образие, значит, нет образа, нет красоты, нет облика – надлежащего вида, представления, а в целом – нет порядка. Именно, в безобразии нет порядка, нет, что называется, «царя в голове», иначе говоря, нет контроля [2]. Как известно, журналисты весьма дорожат свободой своего творчества и очень не любят цензуру, но контроль над порядком не есть цензура. Контролю над надлежащим порядком – соблюдением законов этики – быть следует: и в эфире, и в печати, и во всей окружающей жизни, но до этого, в первую очередь, пусть будет контроль над собственной мыслью, пусть будет порядок и красота в мышлении,  ибо все прекрасное или безобразное в наших творениях берется от красоты или безобразия в наших мыслях.

«От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, – говорили великие, – от красивых мыслей – к красивой жизни». Научиться культуре мышления и культуре чувств и научить красиво мыслить детей, значит спасти от тьмы разрушения наше достояние, Культуру, спасти новое поколение, спасти наше будущее.

Все, что создано лучшего в искусстве, в науке, в духовных учениях – должно быть осознано людьми и защищено от гибельного забвения. Но в этом может участвовать лишь добрая воля людей.  Безволие же, ставшее характерной чертой многих представителей нашего общества, в том числе и лучшей ее части – интеллигенции, породило откат к первобытному строю: хорошо поесть и развлечься – эта психология обывателя захватила сознание и стала милой сердцу для большинства нашего населения.

«Сон разума порождает чудовищ», – когда-то художник Гойя создал картину с таким названием. Сегодня безобразие в полный рост замаячило на горизонте как перспектива развития общества.

Пора проснуться от тяжелого сна.

Пусть для нашей интеллигенции послужат предостережением слова всемирно известного художника и мыслителя Н.К. Рериха из его статьи «Окостенение». Эти слова, как и все творчество семьи Рерихов, удивительно актуальны для нас.

«Бездушные люди формируются здесь, на глазах наших... Много, много нужно усилий, чтобы из этого мыслительного окостенения снова выйти к широкому, сознательному мыследействию. Помимо ежедневных газетных сообщений о всевозможных антикультурных ужасах, на печатных столбцах можно находить своеобразные указания, в спокойном тоне, точно бы они могут соответствовать двадцатому веку нашей эры и неисчислимому веку от начала планетной жизни... В то же время под предлогом кризиса сокращаются всевозможные культурные учреждения...

И слабеют работники Культуры, видя, что их лучшие задачи засыпаны золою тьмы. И тщетно ищут, куда обратиться, где собраться?

Шутовство, балаган, осмеяние, поругание идет к пределам возможного. Те, кто говорят, что зло равносильно добру, не должны забывать, что зло должно быть сводимо и осознаваемо как несовершенство. За добром всегда остается первоначало творчества. Но сейчас вместо начала непобедимо ведущего, поистине руководящего, добро отступает на оборонительные позиции и тем теряет первозвестие.

Из постыдной плотской самозащиты люди избегают приближаться к Истине.

Хотя бы ценою душевного позора не потерять свое условное положение! Можно слышать убийственный шепот: “Лучше закостенеем, нежели дерзнем ополчиться на невежество”.

...Тьма пользуется своей обычной тактикой: она влезает и ползет незаметно. Сперва псевдоцивилизация, затем псевдонаука, псевдодружелюбие, псевдодостоинство, а там уже во всем безобразии окостенения псевдочеловек. Все это не так далеко от действительности...».

И словно к нам, каждому из нас обращается из далеких дней великий защитник Культуры Николай Константинович Рерих: «Защити от окостенения!.. Свет побеждает тьму!»[3]

Только наш внутренний свет и огонь души сможет победить тьму безобразия.

Защитим Прекрасное в жизни, выйдем из оцепенения!

Поможем молодому поколению осознать Красоту и искусство недосказанного.

Лариса Уварова,
2000 год.


[1] Рерих С.Н. Творческая мысль  URL: http:// lib.icr.su/node/1151

[2] Царь – символ закона, справедливости, ума и высокой морали; иметь царя в голове – означает, что человек, помнит о том, что есть царь (закона, мораль) и свое поведение строит исходя из законов, морали и ума; без царя в голове – противоположное выражение (Толковый словарь Д.Н.Ушакова)  

[3] Рерих Н.К. «Rigor mortis». Окостенение // Н.К.Рерих. Твердыня Пламенная. – Рига, Виеда, 1991. – С. 140-144. 

Материал по теме:

BD21300   К вопросу о роли массовой культуры

 


Педагогика Культуры № 2 (2005)

Метки: Рубрика: Заметки редактора, Уварова Л.И.

Печать E-mail

Просмотров: 4096