Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Гореликова Маргарита Владимировна,

преподаватель музыки,

г. Новолоцк, Республика Беларусь.

Созидательные силы России

«Все народы напрягают свои силы. Всё напрягается к трансмутации.
Время великое и грозное – так утверждается великое будущее…»

«Мир Огненный» III, 213

Каждый народ имеет свой облик, свой сложенный вековыми устремлениями характер, в котором отражены черты духовного облика нации, свой особенный строй души, откликающийся на звучания определённых струн жизни земной и космической…

Могучая энергия русского народа всегда откликалась на призывы к осуществлению правды и справедливости, свободы духа и независимости воли. Понять это качество народного духа – значит понять многие великие и, казалось бы, неожиданные изменения, происходившие в истории России.

…В многообразии народного творчества отразилась и присущая русской душе широта мироощущения, и страстная мечта о жизни справедливой и украшенной подвигом возвышенных стремлений.

Характерная способность русского народа забывать себя ради других дала возможность нести миссии освобождения. В годы тяжёлых испытаний для страны и всего мира эти качества духа усиливались, становились мощным огнём. И, как истинно чистый огонь, озаряли не только земли предков, но пространства далеко за их пределами, отепляли не только день сегодняшний, но, становясь светом предвидения и предчувствия, проникали в далёкие горизонты будущего.

В русской культуре 19-20 веков особенно сильно проявлены ожидания новой жизни, необычных преобразований. И это не просто ожидания усовершенствований условий жизни, но именно предчувствие мощных обновлений по всей вертикали бытия, связанных с изменением характера взаимодействий сил человеческих и космических. Именно поэтому так часто звучит в пространстве культурной жизни тогдашней России пророчество о «новом небе» и «новой земле». Это не смутные эсхатологические предчувствия, но многими ощущаемый приток новых сил, влекущих за собой психологические, духовные и социальные перемены, это осознание присутствия в пространстве жизни новых энергий, настойчиво требующих соответствия со стороны человеческого духа и мышления.

Именно самозабвенность русской души является причиной восприимчивости к пространственным течениям, к тонким энергиям жизни и связанной с этой восприимчивостью подвижности мысли и способности к формированию возвышенных идеалов жизни и широкого мировоззрения…

Духовность русского народа синтетична, в ней и вера в Единое Высшее Начало, и чуткость ко всем проявлениям единой энергии жизни в природе и в человеке. Эта способность живого восприятия бытия, сердечность мироощущения, не позволила внедриться в характер народа религиозной нетерпимости и утвердиться в жизни народа тем чертам церковного формализма, которые нередко заглушают в человеке истинную жизнь духа, притупляют отзывчивость сердца и ума к живому дыханию Истины.

Человечность, милосердие и миролюбие развили способность чуткого распознавания добра и зла, под какой бы внешностью они ни были бы явлены.

Истина о Высшем Мире, о Силах Света как Реальности не только Надземной, но и земной, глубоко живёт в сердце русского народа. Предания о Беловодье, Стране Справедливости и Блага, соединили в себе правдивые предания разных народов, объединили черты психологий Востока и Запада. В основе этих народных сказаний – твёрдая вера в то, что Истина существует, существуют и Хранители этой единой Истины, которая в определённый срок своим ярким светом изменит жизнь всех, кто сохранили в своих сердцах искры её огня. Представления о Мире Высшем как о Реальности, с которой человек призван сотрудничать, живёт душе народа. Не возложение на Высшие Силы, но цельное движение всех сил души ко Благу, при условии чистоты стремления, – неизменная победа над злом, какими бы ни были его масштабы. «Не в силе Бог, а в правде». С этим девизом побеждали полки Александра Невского, и все победные деяния русского народа осуществлялись этим несломимым чувством правоты дела – чувством Правды, то есть созвучия цели с Истиной.

Созерцательность, устремлённость внимания в сферы Незримые отразилась в сказках и преданиях. Не лежебока герой народных сказок, но человек, не склонный к несозидательной активности. Он не желает жить лишь целью «добычи хлеба насущного», но интуитивно ощущает возможность труда благословенного, освобождённого, творящего благо – труда как подлинного творчества жизни, сокровенно завещанного человеку.

Русскому характеру свойственно устремлять внимание к распознаванию степени блага, степени актуальности каждого дела, его нужности людям, жизни. Высший Мир для живого сердца – это не церковные догмы о рае и аде, не Ангелы на Небесах, ждущие праведника после смерти, но Мир Света, близкий каждому сердцу в каждый момент бытия, если это сердце предано Добру.

Иначе говоря, русскому характеру присущ тот особый реализм восприятия жизни, в котором реальность внутреннего бытия неотделима от реальности внешней. Поэтому самые возвышенные идеи находят в душе русского человека не просто живой отклик, но отзвучат пониманием возможности осуществления этих идей и сознанием того, что счастливая жизнь является именно результатом осуществления светлого идеала.

Такое мировосприятие близко к понятию так называемого «практического идеализма», основанного на цельности восприятия действительности, при котором духовная реальность, «идеальная» действительность не только не является отвлечённой или удалённой от жизни внешней и практической, но именно является ведущей по отношению к ней. План идей и чистых мыслей ведёт весь процесс осветления, одухотворения жизни человеческого сообщества на земле. Мировоззрение практического идеализма утверждает полноту ответственности человека за качество всей жизни на Земле.

«Идеи правят миром», – гласит вечная мудрость. К незримой мировой общине «практических идеалистов», объединяющей в себе подлинных строителей жизни всех веков и тысячелетий, относили себя многие великие творцы. Великое и гениальное в русском искусстве, по сути, тоже явилось выражением веры в спасительную силу высшего Идеала и высшего мышления. «Практический идеалист» не только верит в возможность на земле чистого света и подлинной Правды жизни, но неустанно ищет те пути мысли и действия, которые приводят к осуществлению гармонии между Идеалом и действительностью.

В историческом пути народов можно видеть наступления неких особых сроков, делающих неизбежными масштабные перемены, в мышлении, в жизни. Преобразования наступают тогда, когда энергия накопленных стремлений народа согласовывается с космическим моментом и эволюционным сроком. В такие периоды происходят великие преобразования, открывающие новые возможности для выхода на новый уровень развития народов и стран, позволяющие кристаллизовать лучшие нахождения и подняться на новый уровень достижений. В такие периоды появляются истинные Водители, и в массах рождается чувство необходимости сплочённых действий

«Помоги земле русской», – напутствовал каждого приходящего к нему с вопросом «что делать?» Великий собиратель Руси Сергий Радонежский. Великий духовный водитель народа сам шёл путём Духа и завещал этот путь народу своему. Его монастырь – община были оплотом помощи народу, в том числе помощи трудом и хлебом. Его вера была верою в Единый Дух Истины, и Сама Матерь Великая являлась Водителю, тайно наставляя в Знании. Не церковно, но духовно, в духе и мысли, получали помощь и поддержу многие участники того процесса строительства Руси. Не звучит ли в сегодняшнем пространстве России тот же духовный призыв помочь народу русскому?…

…Можно наблюдать зависимость между возможностью прогрессивных изменений и уровнем сознания масс к моменту, когда космические условия и накопления земные дают возможности для нового строительства. Закономерно, что, чем меньше накоплений духовности, просвещённости в том или ином обществе или нации к срокам, тем тяжелее, с сопутствующими разрушениями, осуществляются преобразования. И тем более искажённым, в результате действия непросвещённой человеческой воли, является результат. (Пример тому революции, прокатившиеся по Европе в начале ХХ века и 70-летний социалистический строй.) Идеал справедливости жизни, идеал труда на Общее Благо так же неуничтожим, как свет Истины в мире. И лишь вопрос сроков и вопрос форм в том, каким образом на Земле будет утверждаться Истина. Успеет ли современная цивилизация перестроить себя, хотя бы в основах миропонимания, сможет ли с наименьшими потерями перешагнуть границы сроков, или она погибнет, как предыдущие цивилизации, о существовании которых всё ещё спорят представители науки, не умеющей заглянуть в сущность происходящих на планете процессов?

Настоящий период жизни и развития человеческой культуры требует осознания важнейшего закона, относящегося к эволюции человека и общества: Закона ведущего внутреннего плана бытия (плана сознания и духа) по отношению к внешнему плану – к строительству форм социальной жизни. Знание этого закона даёт важнейшее для утверждения созидательного мировоззрения осознание того, что все видимые поражения в действиях реализации идеала на земле имеют причиной вовсе не неосуществимость идеала как таковую (хотя именно в этом известные противодействующие силы пытаются убеждать человечество на протяжении всей Эпохи). Причиной является именно несоответствие уровня накоплений сознания к эволюционному сроку, когда осуществление явленного идеала становится возможным. (При том, что формируемый в тот или иной исторический срок идеал есть ни что иное, как аспект Истины, постепенное осуществление которой и является сутью эволюции человечества на Земле.)

Подлинная интеллигенция знала и чувствовала этот незыблемый закон развития человеческого сообщества «изнутри наружу», и вела борьбу за просвещённость народных масс. Именно по этой причине все антиэволюционные силы всегда стремились уничтожить или нейтрализовать интеллигенцию. В современном мире тоже много преуспели в этом: существующие условия государств мало пригодны для того, чтобы интеллигенция имела возможности вести эту накопительную работу возвышения сознания людей.

Активное и прямое внушение мыслей о всемогуществе экономики и её «онтологической» независимости от начал справедливости и человечности, настойчивое стремление удержать народ в духовном невежестве, поддерживающем надежды на церковные «индульгенции» как единственный путь к будущему благополучию, и, наконец, прямая борьба со всеми стремлениями к Знанию и просвещению – характерная линия действия сил, направленных на то, чтобы оттянуть соки всех прогрессивных преобразований, возможных на данном историческом этапе. В этой деятельности объединяются все воли, сознательно и бессознательно противодействующие эволюции. Но сроки пришли, и новое движение народного духа к более светлой жизни не остановить.

«Не знаю, но чувствую, не вижу возможностей сегодня, но верю в будущее справедливое». Эти качества устремлённости, тяготения к новым возможностям, даже ещё неведомым, свойственные русскому характеру, снова становятся основанием для самых прогрессивных идей, идей широкого сотрудничества, общинности – труда на Общее Благо. Чувство человеческого братства, способность к быстрому самопросвещению и углубленному чувствованию бытия, – именно эти качества духа народного являются качествами живого огня духовности – подлинной опорой Эволюции.

История российской государственности показывает, как эти великие возможности народного духа, героический характер его энергии нещадно эксплуатировались власть предержащими. Мощные притоки силы, призванной Эволюцией к созиданию лучших форм жизни, к чистому творчеству, не раз направлялись тёмной ловкостью в сторону от действительного строительства. Русский народ терпелив, доверчив, при этом мудр той истинной, не житейской мудростью, которая превыше всего ставит не «я», но «мы», не внешние материальные блага, но единую правду и справедливость жизни… Последствия эксплуатации этих качеств тяжелы для тех, кто это осуществляет и допускает. Современному человеку пора знать законы бытия. Нет большего преступления, чем преступление против чистых проявлений огня человеческого. Преступления перед эволюцией – тяжелейший вид преступлений.

Массовое сознание ещё не поднялось до осознания этого великого закона бытия – закона эволюции сознания. Для человека этот великий космический закон означает безусловное право на развитие духа, ума, право на просвещение и знание. «По какому праву дерзаете? – По праву эволюции».

В свете Великих Законов, среди которых также закон сотрудничества, закон ведущего духовного начала в развитии и становлении сознания, закон Света, закон свободной воли, закон равенства женского и мужского начал и другие законы, со временем будет выстроена вся система общественных ценностей. И, с другой стороны, все подлинно созидательные преобразования в общественной и государственной жизни приближают возможности для реализации этих единых законов бытия в жизни людей.

Светлое будущее человечества неизбежно – как ритмическое явление смены Эпох, как ритмическое явление прилива новых космических сил и, соответственно, как «требование» новых энергий со стороны человеческого проявления. Не трудно представить, как в соответствующие сроки пространство становится настолько насыщенным энергиями соответствующего качества, что силы человеческого эгоизма становятся разрушительными для их носителей. В современном мире под воздействием сил крайней степени стяжательства и честолюбия, проявляемых во всех сферах, включая религиозную, происходит разрушение психической и культурной сфер, социальных организмов стран, приближается время уже физической очевидности последствий этих разрушений… Куда направится тогда внимание? – К спасительным силам чистого огня в человеке, к очищающей пространство от психических ядов сердечности, к созидательным энергиям чувств общинности и сотрудничества, иначе говоря – к качествам чистого огня в человеке, а вместе с этим и качествам великого, непонятого до сих пор мировоззрения «практического идеализма», присущих лучшим представителям русского народа, почему и считают Россию будущим светочем мира.

Что же главное сейчас? – Просвещение и создание условий для достойной жизни для каждого человеческого существа на этой планете… Зная непреложность закона эволюции и закона Великого ритма, уже открывшего врата Новой Эпохе с её великими силами обновления, разве позволит народ убедить себя в том, что безумное стяжательство капитала, конкуренция, разъедающая накопления наиболее созидательных, утончённых энергий человеческого сознания, бесчеловечное давление псевдоэкономических теорий, утверждающих идею главенства частного капитала над задачами социального строительства – норма, а идеалы справедливости – утопия? В чём же будущая сила и слава России? Разве в количестве и безумном росте капитала, сосредоточенного в нечистых руках, и потому (в силу единого нравственного закона) принципиально не способного найти и верный путь приложения к жизни? В создании новых возможностей для эгоистических самовозвеличений? В комфорте быта отдельных слоёв общества и единственном проявлении свободы для других – в праве денно и нощно трудиться, зная при этом, что в существующих бесчеловечных условиях этот труд лишь пожирает лучшие силы, но не создаёт лучшие формы и образы жизни для человечества и для твоего народа, но только умножает формы «никчёмные» – никак не приложимые к общечеловеческому благу?

Нарушение законов нравственных и законов космических неизбежно ведёт к разрушению всего комплекса возможностей развития народов и стран в будущем.

Европа на закате. Расцвет Европы, когда она являлась оплотом идей свободы, идей неограниченного познания, уже в прошлом. Европа гибнет, продолжая удушать себя идеологией быта и капитала, подвергаясь мощным волнам кармических следствий. А грубые и нечуткие умы, коих немало, пытаются убеждать русский народ в том, что этот удушающий старые земли путь эгоистической жизни, жизни вне ответственности, есть путь для России… Это ложь.

Сила созидательная России крепка аккордом чистых стремлений и утончённых сил сердечности, могучей героической воли и страсти к свободе, столь мощно звучащим в душе русского человека. Именно этой силою создана великая культура, создана великая в своём духовном благородстве страна, объединившая на основе этих качеств многие народы.

Строительство новое ждёт Россию. И оно будет опираться на сознание комплекса нравственных и космических законов, синтезированных в понятии Общего Блага. Только Общее Благое способно объединять людей при всём многообразии их культурных и религиозных устремлений и традиций.

Руководители страны должны осознать главную задачу государственного строительства как создание условий для человеческой жизни и развития сознания людей. Именно люди, свободный и просвещённый народ, являются носителем созидательной энергии страны. Именно законы справедливости есть законы и условия развития и укрепления этой созидательной энергии. Только на путях реализации нравственных законов в жизни общественной и государственной откроются возможности познания новых источников развития (в т.ч. новых видов энергий). Ибо Единая жизнь, Природа не открывает своих высоких возможностей вероломным, врата к более высоким возможностям открываются только ключами качественного соответствия.

Созидательные силы народа русского непобедимы, они окрепнут и проявятся, и создадут условия для лучшей страны, лучшей государственности. Но для этих более светлых возможностей пусть скорее воспрянут силы народа к просвещению, к солидарности на основе осознания высоких идеалов жизни: сотрудничество, общее благо, красота, мысль, силы духа, Силы Света, – Культура.

МИРУ НОВОМУ: Альманах «ЛАДЬЯ».
Выпуск № 5 (июнь 2014 года)
http://mirunovomu.com/page/ladya

 


Метки: Рубрика: Культурологические основы нового космического мышления, Рубрика: Ценности Культуры. Пакт Рериха, Гореликова М.В.

Печать E-mail

Просмотров: 2555