Дата публикации: .

 Педагоги улыбаются   

Мастер-класс

Море Света // Прикоснуться к Небесам Детства:
Сборник мастер-классов, проведенных на
Девятых Международных Педагогических Чтениях
по Гуманной педагогике «Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний,
Учителю надо впитать море Света»
(Москва, 9-11 января 2010).

 

Авторы –  сотрудники педколлектива школы им М. Горького, г. Клайпеда, Литва:

Наркевичене Ирина Прохоровна,

директор школы, Рыцарь Гуманной Педагогики,

Тарховская Майя Леонидовна, учитель математики,

Семенова Галина Ивановна, учитель, режиссер

Алексеенко Ирина Вячеславовна,

руководитель Культурно-просветительского центра «Гармония»

 

Тема педсовета «Что такое Море света?»


ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ПЕДСОВЕТА

 Участники педсовета приглашаются из зала, им раздаются таблички с названием персонажа, которого они представляет в педсовете, и карточки со словами:

МАТЕМАТИК:  Что я вам могу сказать?

                               Раз, два, три, четыре, пять.

 

 ЛИТЕРАТОР:      Этот русский наш язык

                                Уж ко многому привык...

 

ИСТОРИК:           Кто историю не знает –

                                 Ничего не понимает.

              

ГЕОГРАФ:           Где, скажите, деньги взять,

                                 Чтоб Европу увидать?

 

БИОЛОГ:             Химики пускай решат

                                 В теле нашем где душа?

 

ФИЗРУК:              В теле нашем дух здоровый.

                                 Сила – вот души основа!

              

ФИЗИК:                 Не физическое дело

                                 Душу извлекать из тела!

 

ХИМИК:               Руки от пробирок прочь –

                                 Проведёшь в больнице ночь!

 

СПЕЦПЕДАГОГ: Дети потому такие,

                                  что родители хмельные

 

ПСИХОЛОГ:        В ступе воду потолочь?

                                 Тут и я могу помочь!

              

ЗАВУЧ:                  Вышло всё из-под контроля!

                                  Вот была бы моя воля...

 

СТАНДАРТ:          Выдвигаю новый клич:

                                  Под одну гребёнку стричь!

 

ПРОГРАММА:     На уроках не летай!

                              От меня не отступай!

 

ТВОРЧЕСТВО:     Не стандарт и не программа –

                                  Вдохновенье моя мама!

(Очень тихо, пытаясь время от времени напомнить о себе).

 

ЕГЭ:            Гениальное созданье

                                  Министра я образованья!

                                  Знаю точно – Света Море

                                  Для всех нас большое горе!!!

 

ЗАРПЛАТА:           Не нужна души палата!

                                  Мир спасаю Я - Зарплата!!!

 

ДИРЕКТОР – ТВОРЧЕСТВУ: Попрошу Вас не встревать!

Можете пока поспать!

Что, опять Вы? Надоело!

Это всё не Ваше дело!

Сколько можно докучать?!

 

ДИРЕКТОР ВЕДЁТ ПЕДСОВЕТ

Диктаторский, авторитарный стиль ведения:

Наша тема педсовета –

«Что такое Море света»?

В нашей школе есть оно?

Кем, когда разрешено?

Скажет что Стандарт на это?

Спросим у него совета.

 

 СТАНДАРТ:             Выдвигаю новый клич:

                                    Под одну гребёнку стричь!

                                    И зачем нам Море Светит?

                                    В море часто тонут дети!

 

ДИРЕКТОР:

Я доклад вам прочитаю,

Целых 25 минут.

Ваше мнение узнаю:

«Морем света» что зовут?

Да, у нас не всё в порядке:

Мы с детьми играем в прятки.

Растерялись наши дети...

Завуч, Вы за них в ответе!

 

ЗАВУЧ:                   Вышло всё из-под контроля!

                                   Вот была бы моя воля...

 

ДИРЕКТОР:

Нам бы искорку зажечь,

Чтоб костёр могли разжечь.

 Где, Психолог, Море света?

 Я прошу у Вас совета.

 

 ПСИХОЛОГ:          В ступе воду потолочь?

                                   Тут и я могу помочь!

 

ДИРЕКТОР:

Не о том мы, не о том!

Школа для детей, как дом.

Специальный Педагог,

Ты вот детям чем помог?

 

 СПЕЦПЕДАГОГ:    Дети потому такие,

Что родители хмельные.

 

ДИРЕКТОР:

Я скажу вам без подвоха:

Школе без мужчины плохо.

В чём, История, причины,

Что от нас ушли мужчины?

 

ИСТОРИК:             Кто историю не знает –

                                   Ничего не понимает.

 

ДИРЕКТОР:

Нам к чему, куда стремиться?

Дети не хотят учиться!

Кто поможет нам в беде?

Устремление, ты где?

Может, ты в Программах скрыто,

В недрах ты её зарыто?

 

 ПРОГРАММА:      На уроках не летай!

         От меня не отступай!

 

ДИРЕКТОР:

К физруку сейчас вопрос,

Ведь с него особый спрос.

В чём мощь наших устремлений?

Не оставь ты нам сомнений.

 

ФИЗРУК:               В теле нашем дух здоровый!

                                  Сила – вот души основа.

                                  (Показать силу мускулов).

 

ДИРЕКТОР:

Не поможет физкультура.

Спросим у литературы:

Сложен как души язык,

Что велик и многолик?

 

 ЛИТЕРАТОР:        Этот русский наш язык

                                   Уж ко многому привык...

 

ДИРЕКТОР:

Где же мудрость воспитанья

С вами можем мы искать?

В чём источники познанья?

Как сознанье расширять?

Может, опыта набраться

Нам куда-нибудь слетать?

И в какой стране, Географ,

Море Света нам искать?

 

ГЕОГРАФ:             Где, скажите, деньги взять,

                                   Чтоб Европу увидать?

 

ДИРЕКТОР:

Может, мы, коллеги, вспомним

Об источниках иных?

Может, души мы наполним

Светом гениев больших?

Сухомлинский, Януш Корчак,

Песталоцци, Лао-Цзы...

Пусть избавят вас от порчи

Педагогики азы.

И Макаренко, конечно,

И Ушинский, и Толстой...

Все работали успешно...

Почему сейчас застой?!

Математик наш, ответь,

Море Света как воспеть?

 

 МАТЕМАТИК:      Что я вам могу сказать?

                                  Раз, два, три, четыре, пять!

 

ДИРЕКТОР:

Где он есть – Учитель Света? –

Я спрошу у педсовета.

И откуда Свет идет?

Может быть – через живот?

Ты, биолог, нам скажи,

Покажи нам чертежи...

Свет откуда-то берётся.

Может, всё же, из души?

 

БИОЛОГ:                Химики пускай решат:

                                   В теле нашем где душа!

 

ДИРЕКТОР:

Кто, скажите, видел душу?

Видим мы глаза и уши,

Даже сердце раскроив

Не нашли души мотив!

Может, вправду, химик знает,

Где душа-то обитает?

 

ХИМИК:                 Руки от пробирок прочь –

                                  Проведёшь в больнице ночь!

 

ДИРЕКТОР:

Физик, ты скорей ответь:

Как нам душу обозреть?

 

ФИЗИК:                  Не физическое дело -

                                  Душу извлекать из тела!

ДИРЕКТОР:

Может, платят слишком мало,

Потому Душа пропала?

Мебель старая вся в школе.

Шопинг нужен нам до боли!

Чтобы книжечку купить –

Нужно про еду забыть!

Что Зарплата нам подскажет?

О душе нам что расскажет?

 

 ЗАРПЛАТА:           Не нужна души палата!

                                  Мир спасаю Я, зарплата!!!

ДИРЕКТОР:

Завуч, подведи итог:

Педсовет нам чем помог?

Все вопросы мы решили?

Море Света мы открыли?

 

ЗАВУЧ:                  Вышло всё из-под контроля

                                  Вот была бы моя воля...

ДИРЕКТОР:

Что ж, ЕГЭ нам всё покажет,

Всё про каждого расскажет.

Как Душа и Море Света

В детях проявились где-то!

 

 ЕГЭ:            Гениальное созданье

                                  Министра я образованья!

                                  Знаю точно – Света Море

                                  Для всех нас - большое горе!!!

 

На сцену выходит Фея Моря Света. Взмахом руки она останавливает педсовет. «Директор» неподвижно застывает.

 

ФЕЯ МОРЯ СВЕТА:           Вспомним, что сказал мудрец,

                                                  Где невежеству конец?

                                                  Что действительно поможет:

                                                  Союз Учительских Сердец!

                           

                                                  Ты спроси у педсовета,

                                                  Кто же тот носитель Света?

                                                  В ком заложено так много,

                                                  Чтобы Детям дать дорогу

                                                  В мир, где нету страха, злобы...

                                                  А душе раскрыться чтобы

                                                  Нужно Свет в себя вобрать,

                                                  Чтобы искорки раздать!

                                                  От стандартов отойдите,

                                                  Свет в программы вы вдохните,

                                                  Станет и ЕГЭ не страшен,

                                                 Если живы души ваши.

                                                  Вы забудьте про шаблоны,

                                                  Не творил Создатель клонов!

                                                  ТВОРЧЕСТВА впустите Свет!

                                                  Начинайте педсовет!!!

 

ТВОРЧЕСТВО:          Я рецепт вам дам простой:

                                       Чтоб не страшен был застой –

                                       В дело вы меня возьмите,

                                       В Любви чашу положите,

                                       Добротой снабдите смело,

                                       Чтобы дело закипело!

                                       Устремлением скрепите

                                       И к сердцам детей летите!

 

ВТОРАЯ ЧАСТЬ ПЕДСОВЕТА

ДИРЕКТОР: (стиль ведения педсовета меняется с авторитарного на сердечный)

Наша тема педсовета –  

Что такое «Море света»?

В нашей школе есть оно?

Кем, когда разрешено?

Скажет что Стандарт на это?

Спросим у него совета.

 

Фея подходит к каждому из персонажей, к которому обращается «директор», забирает карточку с заготовленными словами и произносит напутственные слова:

 

ФЕЯ:    Всех не надо подстригать,

              Надо – ОДУХОТВОРЯТЬ!!!

 

ДИРЕКТОР:   Педагогические стандарты предусматривают Море Света в современной школе?

Дальше участникам педсовета предлагается высказывать свои мысли. Приветствуют дополнительные ответы из зала.

 

СТАНДАРТ: ....................

 

 ДИРЕКТОР:

Предлагаю всем собраться:

Драгоценен счёт минут.

Очень важно разобраться

«Морем Света» что зовут?

Да, у нас не всё в порядке:

Мы с детьми играем в прятки.

Растерялись наши дети...

Завуч, кто за них в ответе?

 

ФЕЯ:    Завуч, милый, ты могуч!

              Разгони ты стаи туч,

              Что б условия создать,

              Чтобы все могли летать!

 

ДИРЕКТОР:  Кто в ответе за детей?

 

ЗАВУЧ: ....................

 

ДИРЕКТОР:

Нам бы искорку зажечь,

Чтоб костёр могли разжечь.

Где, психолог, Море света?

Я прошу у Вас совета.

 

ФЕЯ:    

              Вспомни о своём призваньи:

              Ты с истоков мирозданья

              Открываешь в людях Свет,

              Если можешь – дай совет.

 

ДИРЕКТОР:  Где учителям искать это Море Света?

 

ПСИХОЛОГ: ....................

 

ДИРЕКТОР:

Скажем мы сейчас о том:

Школа для детей, как дом.

Специальный педагог,

Ты так нужен, видит Бог!

 

ФЕЯ:    Дети разные приходят,

              Порой душу колобродят.

              Сколько ж нужно доброты...

              И любви... Что скажешь ты?

 

ДИРЕКТОР:  Говорят: «Трудные дети те, кому трудно». А как сделать, чтобы ИМ было легко?

 

СПЕЦПЕДАГОГ: ....................

 

Директор:

Нужно, важно нам стремиться!

Дети не хотят учиться?

Устремление пропало?

Веры, вдруг, в себя не стало?

Как в Программу заложить

Мудрость, чтоб Детей любить,

Чтобы разных их принять

И с Программой успевать?

 

ФЕЯ:    Разве же в Программе дело?

              Нужно, чтоб душа летела!

              К Свету устремляясь ввысь

              За учебники берись!

 

ДИРЕКТОР:  Кто, по вашему мнению, должен писать одухотворённые программы?

 

ПРОГРАММА: ....................

 

ДИРЕКТОР:

Сложен КАК души язык?

Чем велик и многолик?

Литератор, наш родной,

Где найти язык такой,

Чтобы Светом наполнял,

Души наши озарял,

Чтоб его все понимали,

И себя чтоб познавали?

 

ФЕЯ:    Есть один такой язык,

              Он велик и многолик.

              И исходит он из Сердца,

              К Свету открывая дверцу!

 

ДИРЕКТОР:  Язык Сердца – какой он, по-вашему?

 

ЛИТЕРАТОР: ....................

 

ДИРЕКТОР:

Где же мудрость воспитанья

С вами можем мы искать?

В чём источники познанья?

Как сознанье расширять?

Может, опыта набраться

Нам куда-нибудь слетать?

И в какой стране, Географ,

Море Света нам искать?

 

ФЕЯ:    Нужно опытом делиться,

              На Педчтения летать.

              Каждый может здесь раскрыться,

              Что-то новое узнать...

              В Школу чтоб в свою вернуться,

              Школе чтоб помочь проснуться!

 

ДИРЕКТОР:  Что лично Вам дают наши Педчтения?

 

ГЕОГРАФ: ....................

 

ДИРЕКТОР:

Может, мы, коллеги, вспомним

Об источниках иных?

Может, души мы наполним

Светом гениев больших?

Сухомлинский, Януш Корчак,

Песталоцци, Лао-Цзы...

Пусть избавят нас от порчи

Педагогики азы.

И Макаренко, конечно,

И Ушинский, и Толстой...

Все работали успешно!..

Почему сейчас застой?!

Математик наш, ответь,

Море Света как воспеть?

 

ФЕЯ:    Не спеши, родной, с ответом,

              Ты ж пропитан Морем Света!

              Эти формулы бездушны?

              Их учить бывает скучно?

              Ты их к жизни приложи,

              Примененье покажи,

              И тогда ученье это

              Сложит аксиому Света!

 

ДИРЕКТОР:  А что для Вас есть АКСИОМА СВЕТА?

 

МАТЕМАТИК: ....................

 

ДИРЕКТОР:

Где он есть – Учитель Света?

Зададим себе вопрос.

Кто к Творцу придёт с ответом?

С кого Высший будет спрос?

Ты, биолог, сам скажи,

Не нужны нам чертежи...

Свет откуда-то берётся.

Может, всё же, из души?

 

ФЕЯ:    В мире мёртвой нет Природы,

              Всё проходит через роды.

              Даден Свет Душе от Бога!

              Только дай ему дорогу,

              Чтоб другим светить он мог,

              Чтобы каждому помог!

 

ДИРЕКТОР:  Дорогой коллега, вот Вы входите в класс, у Вас стандарты, программа, новая тема, администрация, родители…

А Ребёнок плачет. Что делать?

 

БИОЛОГ: ....................

 

Директор:

Да, нам платят слишком мало,

Но душа-то не пропала!

Мебель старая вся в школе...

Шопинг нужен нам до боли...

 

ФЕЯ:    Это важно, безусловно,

            Только в жизни всё условно.

            Деньги ценность обретают,

            Если Свету помогают.

 

ДИРЕКТОР:  А вот почему у учителей маленькая зарплата?

 

ЗАРПЛАТА: ....................

 

ФЕЯ МОРЯ СВЕТА:

 Наши Школы – Море Света!

Каждый день в Них – мастер-класс,

Обучающий всех нас!

 

Участникам педсовета предлагается занять свои места в зале.

 

Сайт Артемовского Рериховского общества

 http://art-roerich.org.ua/sites/default/files/library/books/book_27.rar

 


Педагогика Культуры № 13 (2011)

Метки: Рубрика: Немного юмора

Печать

Просмотров: 2693