Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

«Страна Культуры» 
V региональный Форум детско-юношеских инициатив и творчества (Программа форума)
г.Пенза 

Организаторы Форума: Международная Лига защиты Культуры, Министерство образования Пензенской области, Управление культуры и архива Пензенской области, Пензенское региональное отделение Международной Лиги защиты Культуры, Отделение Российского исторического общества в Пензе, Региональная общественная организация краеведов Пензенской области, Историко-филологический факультет Пензенского государственного университета, ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области», ОО «Рериховское общество г. Пензы», МКПОО «Рериховское общество г. Заречного Пензенской области».

 

В рамках Форума было заявлено пять конкурсов:

  • литературный конкурс,
  • конкурс рисунков;
  • конкурс научно-исследовательских работ,
  • конкурс социальных проектов;
  • конкурс художественной фотографии.

 

Темы конкурсов:

  • Роль и значение культуры в эволюционном развитии общества;
  • Влияние культурной среды на формирование личности;
  • Преподобный Сергий Радонежский – строитель русской духовной культуры;
  • Н.К. Рерих – всемирно признанный подвижник Культуры;
  • М.Ю. Лермонтов: «…земля в сиянье голубом»;
  • Выдающиеся деятели культуры Пензенского края;
  • Культура в лицах;
  • Мой вклад в созидание Будущего.

 

Участники Форума (учащиеся и студенты образовательных учреждений Пензы и области от 6 – 19 лет) более двух месяцев готовили свои работы, и в результате на рассмотрение компетентного жюри было прислано 400 работ.

Проведение Форума предусматривало два этапа. Первый – заочный, в ходе которого было получено около 400 работ. Компетентное жюри отобрало лучшие (около 100 ) работы, авторы которых были приглашены для участия во втором – очном этапе, проходившим в течение двух дней, 15 и 16 апреля на площадках историко-филологического факультета ПГУ, где были выставлены призовые работы конкурсов рисунка и художественной фотографии, работы художника-космиста Л. Талимоновой, а также в Губернаторском доме Пензенской картинной галерее им. К.А.Савицкого,

15 апреля участниками Форума стали 78 учащихся старшей группы и их преподаватели.

С приветственным словом к участникам Форума обратились: Ягов Олег Васильевич, д.и.н., профессор, декан историко-филологического факультета ПГУ, Председатель Отделения Российского исторического общества в Пензе; Берлякова Наталья Петровна, к.и.н., профессор кафедры гуманитарных предметов общего образования ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области»; Салычев Анатолий Владимирович, Председатель Пензенского регионального отделения Международной Лиги защиты Культуры, член Правления Международной Лиги защиты Культуры.

В ходе первого дня работы Форума состоялось пленарное заседание с участием историков, педагогов, руководителей рериховских обществ г. Пензы и г. Заречного, участников Форума, авторов наиболее интересных докладов, после чего участники разошлись по секциям.

          

На секции «Литературоведение и краеведение», экспертами которой являлись Волкова Татьяна Георгиевна, преподаватель Пензенского колледжа искусств, Почетный работник СПО РФ; Берлякова Наталья Петровна, к.и.н., профессор кафедры гуманитарных предметов общего образования ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области», рассматривались темы творчества М.Ю. Лермонтова; вопрос очищения русского языка; роль Пр. Сергия Радонежского в духовном становлении русского народа; путь духовного возрождения села и другие вопросы.

Экспертами секции «Обществоведение и социальные проекты» являлись Полосин Николай Иванович, к.и.н., доцент, заведующий кафедрой истории и социальных наук ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области»; Ткачев Олег Геннадьевич, корреспондент агентства социальной информации. На данной секции были рассмотрены шесть разноплановых проектов: проекты дизайнерского оформления территории учебных заведений, проект организации досуга детей и юношества, подвижническая роль Н.К. Рериха в становлении культуры и другие темы.

Кроме секций, на Форуме работала дискуссионная площадка. На ней обсуждались важнейшие вопросы КУЛЬТУРЫ, её взаимодействие с разными сферами жизни общества: культура и образование, культура и искусство, культура и экология, культура и самоопределение. В творческих группах был разработан ряд предложений, которые позволили бы в рамках Форума, и не только, вовлечь молодое поколение в культурный процесс.

В творческой группе «Образование: сегодня, завтра», модератором которой была Донская Валентина Васильевна, начальник школьно-дошкольного отдела ИМЦ системы образования г. Заречного, Заслуженный учитель РФ, главным было предложение гуманизации образования. Для этого надо разрабатывать индивидуальные траектории перехода к «школе диалога», проекту «новый учитель». Было предложено создание летних школ, образовательных проектов, «наношкол» (новых технологий), сотрудничество (сетевое взаимодействие).

В группе «Культура – творчество, искусство», модератор – Волкова Елена Александровна, преподаватель музыкальной литературы МБОУ СОШ № 222 г. Заречного, было предложено поддерживать и поощрять свободное творчество, создавать площадки для общения (арт-кафе, арт-галереи), в рамках форума открытие площадок свободного творчества, привлечение творческих личностей к участию в форуме, усиление просветительской работы в школе и семье.

В группе «Культура и экология», модератор Новикова Валентина Михайловна, учитель МБОУ СОШ № 222 г. Заречного, предложено предпринимать шаги в трёх направлениях: просвещение, деятельность, исследование. Для просвещения предлагается выбирать действенные способы, создать общественные молодёжные объединения, как площадки для такой работы. Проводить дни добровольного служения, конкурсы, акции, флешмобы, создавать проекты. Для исследований проблем проводить опрос, рассматривать пути решения (проводить сбор информации, фактов, обобщение проблем, решение). Осмысление фактов и проблем подвигает человека на деятельность по формированию культуры экологии.

«Свой мир строим сами» так называлась одна из площадок для диалога, где модератором была Удод Ольга Андреевна, учитель ГБОУ ПО «Губернский лицей-интернат для одаренных детей». На ней основной идеей было «Сделать мир лучше для каждого», сформировать качества: умение высказать своё мнение, быть уверенным в себе. Актуализировать проблему самоопределения и саморазвития.

В группе «Проектирование культурно-образовательной среды», модератор Кузина Светлана Ивановна, зам. директора по воспитательной работе МБОУ СОШ № 222 г. Заречного, создание культурно-образовательной среды предполагает просвещение и ознакомление: «Дети детям об искусстве», тематические дни, смены, а также работа в направлении «Культурно-исторических ценностей моей Родины».

По окончании работы секций участники Форума собрались на территории Пензенской картинной галереи им. К.А. Савицкого под Знаменем Мира. Председатель ПРО МЛЗК Анатолий Владимирович Салычев рассказал о Пакте Рериха и его значении в современной жизни. Сделали общий снимок участников Форума под Знаменем Мира, и Анатолий Владимирович пригласил всех на просмотр экспозиции выставки «Пакт Рериха. История и современность».

В зале Губернаторского дома Пензенской картинной галереи им. К.А. Савицкого были подведены итоги работы первого дня Форума и проведено награждение победителей. С приветственным словом к участникам Форума обратилась Федосеева Ольга Федоровна, к.э.н., доцент, ректор ГАОУ ДПО «Институт регионального развития Пензенской области». Она вручила призы победителям конкурсов V Форума. Также поздравляли победителей и вручали призы Ткачев Олег Геннадьевич, корреспондент агентства социальной информации; Волкова Татьяна Георгиевна, преподаватель Пензенского колледжа искусств, Почетный работник СПО РФ и Зимняков Александр Михайлович, к.х.н., доцент кафедры химии и теории и методики обучения химии ПГУ.

16 апреля участие во втором этапе принимали младшая и средняя группы участников, всего 59 школьников, и их педагоги. Перед началом работы ребята познакомились с выставкой конкурсных работ рисунка и художественной фотографии участников Форума и выставкой работ художника-космиста Л. Талимоновой.

              

 

            

 

С приветствием к участникам Форума обратился Ягов Олег Васильевич, декан историко-филологического факультета Пензенского государственного университета, д.и.н., профессор, председатель отделения Российского исторического общества в г. Пензе. Елена Александровна Мишарова прочитала стихотворение Ольги Слеповой «Страна культуры», исполнившее роль гимна Форума.

Второй день работы Форума был организован в виде двух диалоговых площадок: «Культурный человек: кто он?» для средней группы, модераторами которой были Мишарова Елена Александровна, учитель физики МБОУ СОШ № 56 г. Пензы и учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 58 г. Пензы, Данюк Александр Николаевич; и площадки «Поговорим о культуре» для младшей группы, возглавили которую Бирюкова Светлана Васильевна, учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ № 66 г. Пензы и Демидова Юлия Владимировна, педагог-психолог МБОУ СОШ № 66 г. Пензы. В ходе работы этих площадок ученики под руководством педагогов вырабатывали представление о различных аспектах культуры в жизни общества, рассуждали о качествах, которыми должен обладать культурный человек, создавали образ Жителя «Страны Культуры», зарисовывая свои рассуждения на плакатах как итог работы. Младшие участники, как и их старшие товарищи предыдущего дня, имели возможность фотографироваться под Знаменем Мира, познакомиться с выставкой «Пакт Рериха. История и современность».

Приветствовали участников Форума второго рабочего дня и вручали призы победителям: Кондрашин Виктор Викторович, д.и.н., профессор, заведующий кафедрой истории России, краеведения и методики преподавания истории ПГУ, депутат Законодательного Собрания Пензенской области и Леонтьев Сергей Викторович, преподаватель спец.дисциплин Пензенского художественного училища им. К.А. Савицкого, член жюри областного Центра детского творчества.

В ходе работы Форума были выдвинуты следующие предложения:

– предложение гуманизации образования, для чего надо разработать индивидуальные траектории перехода к «школе диалога», проекту «новый учитель», – создание летних школ, образовательных проектов, «наношкол» (новых технологий), сотрудничество (сетевое взаимодействие),

– в сфере искусства поддерживать и поощрять свободное творчество, создавать площадки для общения (арт-кафе, арт-галереи),

– в рамках форума открытие площадок свободного творчества, привлечение творческих личностей к участию в форуме,

– усиление просветительской работы в школе и семье,

– для просвещения предлагается, создать общественные молодёжные объединения, как площадки для такой работы.

– проводить дни добровольного служения, конкурсы, акции, флешмобы, создавать проекты.

– для исследований проблем проводить опрос, рассматривать пути решения (проводить сбор информации, фактов, обобщение, проблема, решение),

– создание культурно-образовательной среды (просвещение и ознакомление) «Дети детям об искусстве».

– тематические дни, смены. А также работать в направлении «Культурно-исторических ценностей моей Родины»,

– внести в учебник ….. миротворческие идеи по материалам Пакта Рериха,

– выпустить сборник по материалам конкурсных литературных, научно-исследовательских работ и материалам социальных проектов,

– выпустить каталог конкурсных рисунков и фотографий.

 

Пензенское региональное отделение Международной Лиги защиты Культуры,
Рериховское общество г. Пензы.

 


Педагогика Культуры № 20 (2014)

Метки: Форумы, конференции, встречи

Печать E-mail

Просмотров: 1635