Пакт Рериха имеет огромное вневременное воспитательное значение для привития подрастающим поколениям идеи приоритетного значения культуры.
В своё время Н.К. Рерих выдвинул идею Всемирного Дня Культуры, организацию и проведение которого он рассматривал как неотложную задачу. Николай Константинович считал, что в этот день в школах вместо обычных уроков надо рассказывать детям о том наинужнейшем, что зажгло бы молодые сердца высоким примером, устремило бы в спасительное русло познания особой ценности сокровищ культуры.
Это могло бы уже с детских лет воспитать уважение к лучшим достижениям человечества, стремление к созидательному труду, добру и миру, желание охранить всё прекрасное от разрушения.
Если правительство любой страны поставит перед собой, как первейшую и приоритетную, задачу привития с малых лет интереса и уважения к культурному достоянию, тогда в скором будущем такая страна взрастит в себе лучший оплот стабильности и устойчивого развития.
Пакт Рериха - щит Культуры и эволюции человечества
Н.К. Рерих был подвижником культуры всемирного масштаба.
Он поднял над планетой Знамя Мира, Знамя Культуры,
тем самым указав человечеству восходящий путь совершенствования.
Если вас спросят, в какой стране вы хотели бы жить и о каком будущем
государственном устройстве вы мечтаете, с достоинством вы можете ответить:
«Мы хотели бы жить в стране Великой Культуры».
Страна Великой Культуры будет вашим благородным девизом:
вы будете знать, что в этой стране будет мир,
который бывает там, где почитаемы истинная Красота и Знание.
Символизируя собой связь времён, Пакт как бы закрепляет
своими параграфами ту культурную преемственность,
без которой не может существовать эволюция
человечества как космическое явление.
За несколько лет до того, как была развязана вторая мировая война, произошло событие, планетарный масштаб которого всё более широко осознаётся человечеством. Великой войне было противопоставлено начало великого Мира. Оно было положено человеком, который более сорока лет жизни отдал делу охраны культурного достояния человечества и который приложил огромные усилия для того, чтобы вошёл в жизнь планеты специальный международный договор, ставший щитом культуры, а значит и нашей эволюции. Договор получил название по имени его инициатора, всемирно известного художника и учёного, философа и общественного деятеля академика Николая Константиновича Рериха (1874-1947). Пакт Рериха стал основой формировавшейся позднее целой системы по международно-правовой охране культурного наследия.
Кроме неоспоримого исторического значения Пакта, он имел ещё целый ряд важнейших уровней понимания, связанных с эволюционной ролью самой культуры, её осознанием как важнейшего устоя эволюции человечества и планеты. Такое осмысление данного явления содержится в оригинальной и ценной своим практическим значением концепции культуры Н.К. Рериха, которая отражена в его философско-художественных очерках. Это качественно новое понимание культуры также содержится в философских трудах и эпистолярном наследии его супруги, выдающегося мыслителя и учёного Елены Ивановны Рерих (1879-1955), а также в работах крупнейшего современного исследователя их творческого наследия, генерального директора Музея имени Н.К. Рериха в Москве, академика Людмилы Васильевны Шапошниковой. Культура, как отмечает Л.В. Шапошникова, «есть энергетическое явление человеческого духа и носит природный характер. Она возникает вместе с человеком и является самоорганизующейся системой человеческого духа, в пространстве которого Космос реализует своё творчество. Поэтому такая система живёт и развивается по Великим законам Космоса» [14, с. 79]. О самом же Пакте учёный пишет следующее: «В Пакте Рериха существует несколько уровней: эволюционный и исторический, земной и космический, философский и политический. В нём как в фокусе сошлись все основные линии, связанные с развитием человеческого общества» [14, с. 85].
Такое особое положение Пакта связано с самой спецификой того времени, в котором он создавался. ХХ век, на долю которого выпали глобальные историко-культурные изменения, явился переломным временем в космической эволюции человечества, в культурном и историческом пути планеты. Именно так оценивает прошедший век Л.В. Шапошникова, отмечая, что эта определяющая черта ХХ века проявилась в такой его исторической особенности, как сложение целой плеяды выдающихся, неповторимых мыслителей, которые несли в себе нарождающийся новый мир, его новую энергетику. Именно то, что ХХ век оказался своего рода мостом между старой и новой эпохами, «стартовой площадкой» для перехода на новый виток эволюционного развития, обуславливало все процессы в духовно-культурной, социально-экономической, политической, научной и прочих сферах жизни и деятельности человека. Именно в пространстве ХХ века пролегал «тернистый путь» формирования нового космического мышления, которое столкнулось со старым социологическим мироощущением и присущим ему способом познания мира. (См.: [13]).
Жизненный путь Н.К. Рериха и Е.И. Рерих пришёлся на сложнейший исторический период, связанный с двумя мировыми войнами, революциями, опустошительной гражданской войной, голодом, экономическими потрясениями, когда обесценивалась человеческая жизнь вместе с самой основой этой жизни – культурой. В то же время это была эпоха научного «взрыва» и удивительных прозрений философской мысли, гениальных достижений в искусстве и литературе. ХХ век завершал собой очередное тысячелетие человеческой истории и то, какой опыт, какие достижения возьмёт с собой человек в дальний путь своего будущего развития, решалось им самим в сложный переходный период настоящего, что было определяющим само будущее моментом. В смутное время мирового кризиса начала 45-х годов Н.К. Рерих отмечал, что «можно или развиваться или разрушаться, но не стоять на месте. Приходится говорить эти слова в момент величайшего мирового материального кризиса, когда в мире многое отсекается, забывается, как груз терпящего аварию корабля! Но во время аварии весь экипаж корабля собирает всю свою опытность, все панацеи, дабы победно выйти из тяжёлого положения. Выше панацеи Культуры не знало человечество. Да и не будет знать, ибо в Культуре – сумма всех достижений огненного творчества» [10, с. 82]. Когда эти слова появились на страницах одного из очерков Николая Рериха, за плечами их автора уже был солидный опыт историко-археологических изысканий, тысячи километров пройденных экспедиционных маршрутов, сотни написанных картин.
К тому времени Николай Константинович осуществил крупнейшую в ХХ веке научную экспедицию, которая получила название Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов (1924-1928 гг.). Вначале было краткое по времени, но очень насыщенное и протяжённое путешествие по Индии (декабрь 1923 г.). Затем, в 1924 г. – небольшие экспедиции по Сиккиму и Бутану (Восточные Гималаи), которые предварили грандиозное путешествие, продолжавшееся по май 1928 г. Постоянными участниками большого маршрута были Н.К. Рерих, Е.И. Рерих и их старший сын, учёный-востоковед Юрий Николаевич Рерих (1902-1960). Святослав Николаевич Рерих (1904-1993) – младший сын – художник, учёный и общественный деятель, был только на Индийско-Сиккимском маршруте (1923-1924 гг.), после чего занимался организацией финансирования экспедиции и руководством основанных Н.К. Рерихом культурных учреждений. Сложнейший и очень протяжённый маршрут пролёг через всю Внутреннюю Азию: Сикким, Кашмир, Ладакх (Малый Тибет, Западные Гималаи), Синьцзян (Китайский Туркестан, территория Западного Китая), Джунгарию. В 1926 году основной состав экспедиции посетил Москву. Далее путь пролег через Алтай, Бурятию, Монголию, Цайдам, Тибет и снова Сикким. Караван проходил местами, где не ступала нога европейского исследователя. Он дважды пересекал Гималаи и проходил через труднодоступные земли Тибетского нагорья, и по сей день остающегося во многом непознанным.
В эволюции взглядов Н.К. Рериха на культурную историю человечества эта экспедиция сыграла важнейшую роль. Об этом пишет Л.В. Шапошникова в своей книге «Мастер» – уникальном исследовании жизненного пути и творчества Н.К. Рериха: «Он [Н.К. Рерих. – В.С.] отбирал материал для своих дневников, исследований и картин строго в соответствии с той исторической концепцией, которая сформировалась у него в период Центрально-Азиатской экспедиции и которой он придерживался всю оставшуюся жизнь. <…> В бурном океане культурной истории человечества ориентиром ему служили так называемые “непреходящие” элементы культурной традиции тех народов, через чьи земли и страны шёл маршрут Центрально-Азиатской экспедиции. В основе этого “непреходящего”, или, как мы иногда говорим, “вечного”, лежало коллективное творчество народов, древних и современных, их культурный и нравственный опыт, их духовные ценности и многовековые накопления их труда. Словом, все то, что привлекало Рериха как учёного, художника и гуманиста. “Непреходящие” элементы формировали механизм культурной преемственности, скрытые нити которой усиленно искал Рерих на маршруте своей экспедиции. Корни этого “непреходящего” уходили в глубокую древность, ствол шёл через настоящее, ветви уже уходили в будущее. Человеческая культура держалась на “непреходящем”. Поэтому в исторической концепции Рериха важнейшее значение имело соотношение категорий прошлого, настоящего и будущего» [11, с. 457-458]. В другой своей работе Л.В. Шапошникова приводит такие слова академика Ринчина, крупнейшего историка Монголии: «Рерих умел выбирать маршруты и умел многое предвидеть. Его мысли были неожиданны и парадоксальны. Но впоследствии многие из них были подтверждены. Не забывайте этого» [12, с. 101].
Так сложилось, что качества и достижения, которыми обладал Н.К. Рерих, были неотделимы от решения такой глобальной проблемы человечества, как сохранение мирового культурного наследия. Как историк и археолог, он погружался в прошлое, чтобы с помощью его уроков осмыслить пути будущего развития. Как художник, он оставил потомкам широкую панораму тех жизненных основ, которые мы называем непреходящими ценностями. Как литератор, он запечатлел в слове важнейшие вехи культурной эволюции человечества, которой придавал не узко земной смысл, но рассматривал в космических масштабах. В этой многообразной деятельности вызревала своя концепция культурно-исторического процесса и связанная с ней идея специального международного соглашения по охране культурных памятников и просветительных учреждений.
Впервые она возникла у Н.К. Рериха в 1903 году во время «большого паломничества с Еленой Ивановной по сорока древним городам, от Казани и до границы литовской», – как пишет сам Николай Константинович [9, с. 286]. Перед взором художника открывались бездонные глубины творчества русского, запечатлённого в «несчётных главах и башнях», белых храмах, погостах и имениях. Сокровища старины источали ту животворную энергию прошлого, на основании которой, при условии её осознания и бережного отношения к её материальным носителям, любое государство или народ сможет выстоять во времена любых потрясений и глобальных кризисов. Тогда же, в 1903 году, «впервые оформилась мысль о нужности особого охранения сокровищ народных», – вспоминал впоследствии художник [9, с. 286]. Он начинает активно действовать, чтобы не допустить дальнейшего разрушения памятников культуры, делает доклад в обществе архитекторов-художников.
Затем, в начале первой мировой войны, в огне которой варварски уничтожались бесценные шедевры, Рерих снова ставит вопрос об охране памятников архитектуры и других художественных ценностей, обращается к верховному командованию русской армии и правительствам Франции и США с идеей заключения международного соглашения об охране культурных ценностей во время вооруженных конфликтов. В следующем, 1915 году, Рерих обращается к императору Николаю II и великому князю Николаю Николаевичу по вопросу неотложных мер относительно охраны сокровищ культуры. Но тогда дело не получило широкого продвижения. Как вспоминал затем Святослав Николаевич Рерих, – помешала война. Несмотря на это Николай Константинович продолжал предпринимать энергичные действия, указывая на положительный пример Красного Креста, идея которого также продвигалась тернистым путём недоверия. «В страданиях рождался Красный Крест, так же и Красный Крест Культуры растёт болезненно. И крылья человечества сотворились в страдании», – записывал Н.К. Рерих много позднее [9, с. 452].
Ряд полотен Николая Константиновича оказался пророческим, неся в себе прозрения в будущие события и грозные предупреждения современникам. «В марте 1914 года я закончил серию картин, в которых была предчувствована великая война», – записывал художник [7, с. 79]. В то же время, обращённый в будущее творческий взгляд мастера, в противовес военным пожарищам ищет в прошлом те духовные основы, которые всегда служили надёжной опорой в смутные годы народных потрясений. Из-под кисти Рериха выходит целая серия жизнеутверждающих полотен, в которых торжествует сила и мудрость родного народа, те ценности, на которых зиждется его культура. В творчестве художника глубоко отразилась идея и смысл будущего Договора, а также охранного Знамени. «Повелительно принять немедленные меры, чтобы оградить от опасности благородное наследие Прошлого для славного Будущего. Это произойдет тогда, когда все страны торжественно поклянутся охранять сокровища Культуры, которые в сущности принадлежат не одному народу, но Миру. Этим путём мы можем создать ещё одно приближение к расцвету Культуры и Мира», – запишет позднее Н.К. Рерих [8, с. 105]. В 1914 году Николай Константинович создаёт плакат «Враг рода человеческого», который, будучи изданным в большом количестве, осуждал непоправимые разрушения культурных памятников в Реймсе, Лувене и других городах Европы.
Мысль об объединении человечества в общем деле охранения культурных ценностей проста и, в то же время, необыкновенно плодотворна. Но, чтобы она в наше время не потонула среди множества столпившихся на стыке тысячелетий глобальных проблем и кризисов, необходимо новое, более глубокое понимание культуры. К нему звали выступления, проекты, литературные труды и художественные полотна Н.К. Рериха, а также философские работы и многие письма Е.И. Рерих. В годы первой мировой войны, мирового экономического кризиса конца 20-х – начала 45-х годов, перед второй мировой войной звучал их призыв, и формировалась оригинальная концепция культуры как сердца космической эволюции человечества. «События помогут движению Культуры развиться как последнему прибежищу, – отмечала Е.И. Рерих. – Пусть никто не считает это движение не новым, оно будет порогом Нового Мира» [6, с. 297]. Слова о «последнем прибежище» имели под собой самые веские основания.
В 1929 году Н.К. Рерих подготавливает проект Пакта, который был разработан в сотрудничестве с европейскими юристами-международниками, и, в частности, с доктором международного права и политических наук, профессором Парижского университета Г.Г. Шклявером и членом Международного Гаагского суда, профессором международного права Парижского университета А.Ж. де Ла Праделем. В этом же году в Нью-Йорке был создан Постоянный Комитет Пакта и Знамени Мира, а сам Н.К. Рерих был выдвинут на Нобелевскую премию мира.
Вместе с Пактом Николаем Константиновичем был предложен отличительный флаг – Знамя Мира. По замыслу художника он должен быть охранным знаменем музеев, библиотек, научных и образовательных учреждений, стать знаком не отвлечённым, но насущно необходимым, вне зависимости от политических границ и этнических отличий. На белом фоне в окружности, символизирующей Вечность, три соединенные амарантовые сферы: знак бесконечной преемственности культуры прошлого, настоящего и будущего. Его также можно трактовать как нерасторжимое единство науки, искусства и нравственности в круге культуры. Разработка пропорций и цвета знака в приложении к Знамени Мира принадлежит Н.К. Рериху, однако сам знак как таковой, в своих различных проявлениях, с давних времён культивировался на разных континентах и был известен многим культурам.
Николай Константинович пишет специальное сопроводительное обращение к правительствам и народам всех стран. Текст проекта Пакта и этого сопроводительного обращения публикуются и широко распространяются в 1945 году. «Но ведь это ещё только воззвание, – записывал, вспоминая события, Н.К. Рерих. – Нужно, чтобы его услышали. А кругом столько гибели!» [9, с. 287]. Обнародование проекта послужило импульсом к созданию различных объединений в его поддержку во многих странах мира: Комитеты Пакта и Знамени Мира в Париже и бельгийском городе Брюгге (1945 г.), в Англии, Германии, Болгарии (Комитет по продвижению Пакта, 1934 г.), США, Колумбии, Южно-Африканском союзе, Японии. Также в Брюгге был создан Международный союз Пакта Рериха (1931 г.). А в маньчжурском городе Харбин был создан Русский Комитет Пакта Рериха и Знамени Мира (сентябрь, 1934 г.), почетным председателем которого стал архиепископ Камчатский и Петропавловский Нестор (1884-1962).
Мысль Н.К. Рериха о правовой защите культурных ценностей поддержали выдающиеся деятели культуры, дальновидные политики, руководители государств, прогрессивные священнослужители: президент США Ф. Рузвельт, короли Югославии и Бельгии – Александр I и Альберт I, митрополит Платон, кардинал Бурн, архиепископ Иоанн, о. Г. Спасский, Марк Шено, Р. Тагор, Р. Роллан, Б. Шоу, Т. Манн, А. Эйнштейн, Г. Уэллс и многие другие. «Опыт долгого времени указывает нам, – писал Н.К. Рерих, – что искусство и знание расцветали там, где сверху они признавались величайшими стимулами жизни. Там, где главы государства, где владыки церкви и все руководители жизни сходились в стремлении к прекрасному, там и происходил ренессанс, то возрождение, о котором теперь пишутся такие восхищённые книги» [10, с. 75]. Такой ренессанс предвещало будущему и Знамя Мира.
Одной из интереснейших особенностей того знака, который изображён на Знамени Мира, была, как уже отмечалось выше, его глубокая древность и широкая распространённость в культурной истории многих стран и народов. Он представлен на древних предметах и изображениях, а также на архитектурных памятниках различных эпох, как Запада, так и Востока: на статуе древнеиндийского жреца из Мохенджо-Даро, на древнегреческих амфорах, на фасаде цистерианской церкви XIII века в Германии и т.д. Встречаем знак и на христианских святынях: на иконе «Иисус Христос Пантократор» (VI в.); на клейме икон с изображениями Преп. Сергия и Преп. Кирилла (XVI в.); на изображениях Бориса и Глеба (XIV в.), Покрова (XV в.); на златнике и сребнике с изображением святого равноапостольного князя Киевского Владимира, крестившего Русь; на изображении Страсбургской Мадонны; на груди у Христа на картине Ханса Мемлинга «Христос и хор ангелов» (XV в.), на картинах других знаменитых художников, писавших Христа и Архангела Михаила и т.д. В своей статье «Охранение» Н.К. Рерих записывал: «Прислана копия с древней иконы Святого Николая Чудотворца, <...> утвержденная к печатанию митрополитом Антонием. Из других мест прислан снимок с издания типографии Киево-Печерской Лавры шестидесятого года – служба Преподобному Сергию, игумену Радонежскому Чудотворцу. Из Испании посылается снимок с изображения Святого Доминго из «Силоса» (археологический музей Мадрида). Также из Испании посылается изображение Святого Михаила, работы Бартоломео Вермехо (1440). На всех изображениях можно видеть знак Знамени Пакта, что для многих будет полезно запомнить» [8, с.121]. В одном из писем Е.И. Рерих указано, откуда Николаем Константиновичем был взят знак Знамени Мира: «Именно с иконы, хранившейся в Свято-Сергиевской Лавре, изображающей Св[ятую] Троицу в виде трех Ангелов» [5, с. 457].
Отобразившись на христианских святынях прошлого, знак Знамени Мира выступил щитом для православных храмов в настоящем. Этот щит держал в руках русский художник и мыслитель, ставший на защиту древних православных храмов и монастырей, которым угрожала антикультурная политика Сталина. «Всеми силами спешим с Пактом, – записывал – Н.К. Рерих. Но не коротки пути к миру. И не везде благоволение. Нужно перебороть и превозмочь. На конференции в Бельгии – протест против разрушения Храма Христа Спасителя. <...> Печатаются статьи о Симоновом монастыре. Подчеркивается гибель Спаса на Бору. Статья «Охранение» в дальневосточной и русско-американской прессе молит об Успенском соборе» [8, с. 135]. И ещё: «...постановляется разрушение Софийского Собора в Киеве. Такое сообщение настолько чудовищно, что по человечеству даже не верится» [8, с. 141].
В сентябре 1931 года в г. Брюгге была созвана Первая международная конференция по Пакту, в которой участвовали представители ряда европейских государств. Во время её работы состоялось знаменательное событие: в капелле Святой Крови, древней святыне города, хранящей запаянную капсулу, в которой содержится капля крови Христа, было освящено Знамя Мира. А в декабре этого же года во всех храмах Нью-Йорка, других церквях Америки, Европы, Азии было зачитано обращение Н.К. Рериха, посвящённое охране культурного достояния. Позднее были проведены ещё две международные конференции по Пакту Рериха. Вторая – в августе 1932 года, снова в Брюгге, в ней приняли участие 22 страны. Во время этой конференции была организована специальная выставка шести тысяч фотографий уникальных памятников архитектуры, требовавших особой охраны. На конференции было принято решение обратиться ко всем странам со специальным призывом признать за Пактом Рериха силу международного документа. Третья конференция была созвана в Вашингтоне в ноябре 1933 года, она собрала представителей 36 стран, которые «подписали единогласное постановление, рекомендуя своим правительствам ратификацию Пакта» [9, с. 287]. Те, кто понимал значительность происходящего, в нетерпении ожидали дальнейших шагов. «“…Когда же ?” – записывал Николай Рерих. – И мы сами в ещё большем нетерпении. С ещё большим трепетом оглядываемся на всякие развалины, искажения или небрежения» [9, с. 287]. В своём приветствии конференции Н.К. Рерих отмечал: «Не случайно мир мыслит о мире, ибо, действительно, вражда и взаимная ненависть дошла до предела. Нарушение творческой жизни увлекает поколения в бездну одичания. Никакие поверхностные признаки цивилизации не скрывают одичания духа. В этой вражде, среди земных смятений, разрушаются истинные ценности, творения духа человеческого. <…> Вот и мы знаем, что, охранив, подобно Красному Кресту, все творческие ценности человечества особым Знаменем, мы вытесняем этим порядком и само понятие войны. Если весь мир покроется Знаменем охранения сокровищ истинной Культуры, то и воевать и враждовать будет негде. <…> И сейчас среди смятений человечества уже звучит SOS. Лучшие умы приходят к мысли о необходимости широких мер для умиротворения и разоружения. Но одно телесное разоружение не поможет. Нужно разоружиться в сердце и в духе. И вот мировое Знамя – охранитель истинных сокровищ человечества поможет широко напомнить о том, что должно быть свято хранимо, как вехи и залог для светлого будущего. Школьники от малых лет должны твёрдо помнить, что, там, где знамя – хранитель человеческих сокровищ, там должно быть приложено особое обережение, особая забота о достоинстве и дружеское сотрудничество во благо!» [8, с. 88-89].
Наконец, многолетняя напряжённая работа Н.К. Рериха по продвижению идей Пакта увенчалась успехом. 15 апреля 1935 г. в Вашингтоне в Белом Доме в офисе и при личном присутствии президента США Ф.Д. Рузвельта, Соединенные Штаты и представители двадцати латиноамериканских государств подписали Международный Договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха)», который имел силу, как в военное, так и в мирное время. В завершение этого выдающегося исторического события президент Рузвельт произнёс речь, в которой содержались такие слова: «Предлагая этот Пакт для подписания народам всего мира, мы стремимся к всемирному применению одного из важнейших принципов сохранения современной цивилизации. Этот договор заключает в себе духовное значение гораздо более глубокое, нежели выражено в самом тексте» [9, с.218]. Н.К. Рерих писал: «Будем хранить в памяти этот день, как знак светлого будущего, как ещё один импульс к полезным строительным достижениям. <...> Истинно, будет и должен быть памятным сегодняшний день 15-го апреля» [8, с. 142-143]. Николай Константинович настаивал на особой, каждодневной охране культурных ценностей, так как в отсутствии войн культура не менее нуждается в защите от невежества, разрушительной безответственности и откровенного вандализма. Также по замыслу Н.К. Рериха Пактом предусмотрена и общественная охрана ценностей культуры: «Не устанем твердить, что, кроме государственного признания, нужно деятельное участие общественности», – записывал он в день подписания Пакта [8, с. 142]. И годы спустя Николай Константинович писал о том же, отмечая одну из важнейших характеристик явления культуры: «Не правительственными указами и приказами растёт истинная Культура, она зреет в сознании людей» [9, с. 452].
Созидательная идея Пакта Рериха не могла не встретить серьезные препятствия со стороны определённых сил, в результате чего ряд стран, в том числе европейских, не смогли подписать договор. Что касается Советского Союза, то поддержка Пакта со стороны руководителей государства в сложные и драматичные годы тоталитаризма была просто невозможна. В то же время на американских странах дело не закончилось. Уже в октябре 1937 года участники Первого конгресса Балтийских рериховских обществ приняли постановление, согласно которому комитеты Пакта Рериха будут создаваться в Балтийских государствах при каждом обществе имени Рериха. В этом же году о присоединении к Пакту Рериха было заявлено в резолюции Первого конгресса международных исследований в Париже. А после второй мировой войны сложились новые возможности в продвижении идей Пакта: в январе 1946 года возобновил свою деятельность Нью-Йоркский комитет Пакта и Знамени Мира, а в августе 1948 года решение об одобрении Пакта Рериха принимает индийское Правительство, которое возглавлял Джавахарлал Неру. В конце 40-х годов Комитеты Пакта Рериха и Знамени Мира действовали в Италии, Бельгии, Швейцарии, Франции, Англии, Португалии, Бразилии, Колумбии, Уругвае, Боливии, на Кубе.
«Историческое значение Пакта, – отмечает В.Б. Моргачёв, – состоит в том, что он явился основополагающим элементом юридическо-организационной системы международной охраны культурного наследия, которая стала формироваться после второй мировой войны» [4, с. 148]. В 1950 году в ЮНЕСКО из Комитета Пакта Рериха в Нью-Йорке были направлены копии документов относительно истории движения. Специальной комиссией ЮНЕСКО был подготовлен проект международной конвенции и 14 мая 1954 года в Гааге на конференции ООН была принята «Международная конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта». Конвенция была подписана представителями 37 государств. Советский Союз присоединился к этому документу 1 апреля 1968 года в числе других стран. Нить преемственности по охране культурного наследия, идущая от Пакта Рериха, распространилась не только на этот документ, но и на соответствующие конвенции и рекомендации ЮНЕСКО и другие акты. Как пример, мы можем назвать: «Конвенцию о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности», принятую в ноябре 1970 года в Париже на 16-й сессии Генеральной конференции ООН; «Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия», принятую в ноябре 1972 года в Париже на 17-й сессии Генеральной конференции ООН по вопросам образования, науки и культуры; Конвенцию об охране нематериального культурного наследия, принятую в октябре 2003 года в Париже на 32-й сессии Генеральной конференции ООН и др. (См.: [4, с. 148], [9, с. 28-29]).
Пакт Рериха имеет огромное вневременное воспитательное значение для привития подрастающим поколениям идеи приоритетного значения культуры. В своё время Н.К. Рерих выдвинул идею Всемирного Дня Культуры, организацию и проведение которого он рассматривал как неотложную задачу. Николай Константинович считал, что в этот день в школах вместо обычных уроков надо рассказывать детям о том наинужнейшем, что зажгло бы молодые сердца высоким примером, устремило бы в спасительное русло познания особой ценности сокровищ культуры. Это могло бы уже с детских лет воспитать уважение к лучшим достижениям человечества, стремление к созидательному труду, добру и миру, желание охранить всё прекрасное от разрушения. Если правительство любой страны поставит перед собой, как первейшую и приоритетную, задачу привития с малых лет интереса и уважения к культурному достоянию, тогда в скором будущем такая страна взрастит в себе лучший оплот стабильности и устойчивого развития. В кризисный 1931 год Н.К. Рерих записывал: «Таким образом, перед нами сейчас ближайшая двоякая задача. С одной стороны, насаждая всюду Знамя Мира, мы будем, способствуя миру, вообще уменьшать само физическое поле войны. С другой стороны, вводя в школах день Культуры, мы, также внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества. Для дела, полезного Миру и Культуре, вовсе не надо ждать всемирного признания. Начало общего Блага и Красоты творится во всяком размере, сохраняя свой животворный потенциал» [9, с. 81-82].
В последние годы общественность всё более уделяет внимание Знамени Культуры, его строительному и объединяющему смыслу. Оно выступает своеобразным маяком на сложных перепутьях и в бурных потрясениях современного развития. Под Знаменем Мира проходят представительные международные конференции, посвящённые новому пониманию культуры, явлению, на упругом поле которого базируется и развивается любая цивилизация. Осознавая первостепенную роль культуры, человек поднимает Знамёна Мира в самых разных регионах планеты: в ООН, на территории Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха в Москве (1998 г.), в общественных культурных центрах мира, на Северном (май 1988 г.) и Южном (январь 2000 г.) Полюсах планеты, на таких крупнейших вершинах мира, как Эверест (8848 м), Лхоцзе (8545 м), Джаулагири (8171 м), Ама Дабла (6856 м) – в Гималаях; пик Победы (7439 м), Хан-Тенгри (6995 м) – на Тянь-Шане; пик Аконкагуа (6960 м) в Андах; пик Мак-Кинли (6193 м) в Кордильерах; Эльбрус (5642 м) на Кавказе; пик Монблан (4807 м) в Альпах; Белуха (4506 м), пик С.Н. Рериха (3500 м), пик Н.К. Рериха (3492 м)1, пик Урусвати (3600 м) – на Алтае.
11 февраля 1990 года Знамя Мира было впервые поднято в космос на борт орбитального комплекса «Мир» космонавтами А.Н. Баландиным и А.Я. Соловьёвым. А в 1997 году ряд международных организаций выступил с инициативой по осуществлению Международного общественного научно-просветительского космического проекта «Знамя Мира», в рамках которого в 1997 году Знамя Мира было передано экипажу «Союз-ТМ». Поэтому с августа 1997 года по август 1999 года Знамя культуры находилось на космической орбите на борту пилотируемой станции «Мир». Знамя Мира с международными экипажами в космосе стало «символом глобальной ответственности за судьбу человечества и планеты, символом партнёрства между народами в деле защиты и приумножения достижений культуры» [3, с. 98]. Летчик-космонавт СССР А.Н. Баландин отмечал: «Знамя Мира на орбитальной космической станции с символичным названием “Мир” тоже было символом – символом сотрудничества в сохранении мирового культурного наследия… <…> Живая Этика2, в которой много говорится об эволюционном значении Знамени Мира, – это философская основа нового космического мышления. Космическая деятельность – это практическая основа нового космического образа мира, нового космического сознания, нового глобального мышления» [1, с. 121-122]. По свидетельству А.Н. Баландина со Знаменем Мира на борту космической станции проработали 42 космонавта и астронавта из России, США, Франции, Казахстана и Словакии (см.: [1, с. 121]).
Знамя культуры вручено известным политическим деятелям мира: заместителю секретаря по политическим вопросам г-ну Гебхарду фон Мольтке в Брюсселе в штаб-квартире НАТО (1995 г.), Президенту Республики Казахстан Н. Назарбаеву (1999 г.), мэру Москвы Ю. Лужкову (1999 г.), Генеральному секретарю ООН Кофи Аннану (2000 г.), спикеру Парламента Индии Шри Сомнатх Чаттерджи (2004 г.) в связи со 100-летним юбилеем со дня рождения С.Н. Рериха.
Дело Н.К. Рериха и всей его семьи по утверждению мира на планете и приоритетного значения культуры, охране культурного достояния человечества и развитию нового космического мышления продолжается. Одним из ярких свидетельств этого являются, как вышеперечисленные события по утверждению идей Пакта Рериха и Знамени Мира, так и проходящие ежегодно в Международном Центре Рерихов (г. Москва) представительные международные научно-общественные конференции, в числе которых и те, что специально посвящены Пакту Рериха. Заместитель председателя президиума Уфимского научного центра РАН, президент Академии наук Республики Башкортостан, член-корреспондент РАН М.А. Ильгамов как-то сказал: «Научный, художественный, философский творческий вклад Рерихов в мировую науку и культуру в целом поистине велик и уникален и по достоинству ещё во многом не оценён. Но импульс, заданный нашими великими соотечественниками, уже почувствовали многие современные прогрессивные учёные, исследователи, деятели искусства, представители культурной общественности» [1, с. 122].
Итак, Пакт Рериха имеет более широкое значение, чем конкретный договор. Во-первых, это широкий универсальный проект, содержащий четкие и ёмкие положения по охране ценностей культуры, которые можно взять на практическое вооружение и которые будут актуальны в любое время. Во-вторых, согласно энергетическому мировоззрению, которого придерживался Н.К. Рерих, значение понятия «культура» намного глубже, чем смысл существующих ныне многочисленных его трактовок. Культура неотъемлема от тонкой и мощной энергетики человеческого духа, и рассматривается как важнейший устой эволюции, как самого человека, так и планеты в целом. Это явление космического порядка, находящееся в рамках эволюционных механизмов энергообмена, действующих в единой структуре Мироздания согласно единым для всех уровней этой структуры космическим законам. Культура, как отмечает Л.В. Шапошникова, является самоорганизующейся системой духа. Современные учёные уже начали рассматривать культуру с принципиально новых позиций, например, как энергетическое поле планеты, подмечая при этом тонкие механизмы его сложения и законы развития.
Единая нить связи времён, проходя через прошлое в настоящее и устремляясь в будущее, всегда основывалась на том, что мы называем непреходящими ценностями – нравственных заветах и мудрой мысли, духовной свободе и устремлении к широкому познанию, героизме и труде на общее благо. Эта нить несла в себе связь с Высшим началом, с теми космическими законами, которые пронизывают все уровни бытия. Она ткала удивительные узоры на покрывале вечности, частью которой выступал человек-микрокосмос.
В концепции исторического процесса Н.К. Рериха, основанной на непрерывной связи времён и на культурной преемственности, можно увидеть прозрение тех основных механизмов развития общества, о которых говорят ведущие современные учёные. В частности, Л.В. Шапошникова отмечает, что новое формируется в прежних устойчивых формах, подразумевая под понятием «устойчивая форма» такую форму бытия, которая содержит материальное и духовное начала. Начало духовное – «это то Высшее начало, которое есть в нашем двойственном мире. Любая форма, любое явление, не содержащее этого Высшего сопряжения с Космосом, никогда не будет устойчивым» [2, с. 313]. Будучи талантливым историком, Николай Рерих говорил о непрерывной цепи времени, в котором формируются эти устойчивые формы, переходя из прошлого в будущее. Эта идея как раз и выражена в знаке Знамени Мира. Но сами по себе устойчивые формы не перейдут, здесь человек должен сказать своё веское слово и сделать свой выбор. Уходящий в глубь веков культурный опыт, содержащий в себе непреходящие ценности, и современный человек, который может отзвучать на это вечное, а может попытаться прервать нить времени, придавая забвению нравственный опыт и уничтожая сокровища культуры. Лишаясь непреходящего, человечество наносит удар по самому механизму культурной преемственности, без которого немыслим путь в Будущее, невозможно само наше существование. С каким багажом мы войдем в Будущее и что положим в основание нашей дальнейшей постройки – этот насущный вопрос не может не затронуть каждого из нас.
П Р И М Е Ч А Н И Я :
1. Знамя Мира на пике Н.К. Рериха, расположенном в районе горы Белухи, было поднято новосибирскими альпинистами в 1974 году, когда широко отмечалось 100-летие со дня рождения Н.К. Рериха.
2. Живая Этика – многотомная философская система, созданная Е.И. Рерих в сотрудничестве с Великими Учителями Востока (Махатмами). Работе над этими книгами Елена Ивановна посвятила более тридцати лет: с 1920 по 1955 годы. Живая Этика содержит новую систему познания, включающую научные и метанаучные способы познания, она несет в себе синтез древних и современных знаний, накопленных как Западом, так и Востоком. Живая Этика, отразив суть энергетического мировоззрения, реализует себя через науку и содержит развернутую концепцию космической эволюции человечества. Живой Этике принадлежит огромная роль в становлении новых научных подходов к изучению Мироздания как целостной системы, а также в происходящем процессе формирования нового космического мышления.
Л И Т Е Р А Т У Р А :
1. Высказывания учёных и общественных деятелей о Рерихах // Защитим имя и наследие Рерихов. В 3-х т. Т. 3. Документы. Публикации в прессе. Очерки. / Ред. кол.: Л.В. Шапошникова (гл. ред.), Ш.А. Амонашвили, А.В. Иванов и др. – М.: Международный Центр Рерихов, 2005. – С. 119-135.
2. Круглый стол [Выступление Л.В. Шапошниковой] // Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века: Материалы междунар. науч.-обществ. конф. (2003). В 3-х т. Т. 1 / Под ред. В.В. Фролова, Е.Н. Чернозёмовой, Т.П. Григорьевой и др. – М.: Международный Центр Рерихов, 2004. – С. 312-314.
3. Моргачёв В.Б. Международный общественный научно-просветительский космический проект «Знамя Мира» // Мир Огненный. – 1997. – № 14. – С. 98-99.
4. Моргачёв В.Б. Пакт Рериха и современная международно-правовая охрана культурного наследия // Защитим культуру: Материалы междунар. обществ.-науч. конф. (1995). – М.: Международный Центр Рерихов, 1996. – С. 146-151.
5. Рерих Е.И. Письма / Ред.-сост.: Т.О. Книжник. В 5 т. Т. 2 (1934 г.). – М.: Международный Центр Рерихов, 2000. – 576 с.
6. Рерих Е.И. У порога Нового Мира / Сост.: Н.Г. Михайлова. – М.: Международный Центр Рерихов, 2000. – 464 с.
7. Рерих Н.К. Восток-Запад / Сост. и автор предисл. Л.В. Шапошникова. – М.: Международный Центр Рерихов, 1994. – 104 с.
8. Рерих Н.К. Знамя Мира / Ред.-сост. О.Н. Звонарёва. – М.: Международный Центр Рерихов, 1995. – 384 с.
9. Рерих Н.К. Знамя Мира / Сост.: О.Н. Звонарёва, Т.О. Книжник, Н.Г. Михайлова. – М.: Международный Центр Рерихов, 2005. – 644 с.
10. Рерих Н.К. Культура и цивилизация / Сост.: С.А. Пономаренко. – М.: Международный Центр Рерихов, 1997. – 200 с.
11. Шапошникова Л.В. Великое путешествие. В 3-х кн. Кн. 1. Мастер / Л.В. Шапошникова. – М.: Международный Центр Рерихов, 1998. – 624 с.
12. Шапошникова Л.В. Великое путешествие. В 3-х кн. Кн. 2. По маршруту Мастера. Ч. 1 / Л.В. Шапошникова. – М.: Международный Центр Рерихов, 1999. – 400 с.
13. Шапошникова Л.В. Космическое мышление и новая система познания / Л.В. Шапошникова // Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века: Материалы междунар. науч.-обществ. конф. (2003). В 3-х т. Т. 1 / Под ред. В.В. Фролова, Е.Н. Чернозёмовой, Т.П. Григорьевой и др. – М.: Международный Центр Рерихов, 2004. – С. 52-81.
14. Шапошникова Л.В. Пакт Рериха и эволюционное значение Культуры / Л.В. Шапошникова // Защитим культуру: Материалы междунар. обществ.-науч. конф. (1995). – М.: Международный Центр Рерихов, 1996. – С. 78-86.
Опубликовано в:
Культурна спадщина Слобожанщини: Збірка науково-популярних статей.
Культура і мистецтво. Число 6. – Х.: Мачулін, 2007. – С. 119-138.
Метки: Рубрика: Ценности Культуры. Пакт Рериха, Соколов В.Г.