Дата публикации: .

Необходимость введения положений Пакта Рериха в современное культурно-образовательное пространство

Доклад на Международной общественно-научной конференции

«75 лет Пакту Рериха», Москва, МЦР, октябрь 2010 года

 

Шутова Татьяна Алексеевна,

ст. преподаватель факультета искусств МГУ им. М.В.Ломоносова,

член Союза писателей России

 

Десятилетия, прошедшие после Второй мировой войны, были омрачены многочисленными вооруженными конфликтами в различных регионах мира, в ходе которых невосполнимые потери понесла культура: были разрушены или повреждены памятники истории и искусства, культовые сооружения, музеи, библиотеки, научные учреждения, учебные заведения. Так, в недавнее время в результате вооруженных конфликтов и в постконфликтный период были уничтожены в Афганистане Бамианские статуи Будды, в Косово – более 300 памятников сербской культуры и культовых сооружений, в Ираке уничтожены или разграблены памятники культуры Вавилона, во время вооруженных действий в Чечне уничтожены Государственный архив, фонотека Гостелерадио, большой ущерб нанесен Чечено-ингушскому государственному университету имени Л.Н.Толстого (ныне Чеченский госуниверситет), Грозненскому государственному нефтяному институту, Краеведческому музею и картинной галерее, Чечено-ингушскому драмтеатру, был разрушен храм Архангела Михаила в Грозном, захвачен в заложники и жестоко убит настоятель храма отец Анатолий Чистоусов, в Абхазии были уничтожены Госархив, Институт абхазского языка, истории и литературы, Русский драмтеатр, разграблен Институт экспериментальной патологии и терапии (обезьяний питомник). Увы, список далеко не полный, вооруженные конфликты происходят в различных регионах мира, нанося невосполнимый ущерб культуре, не говоря уже о человеческих потерях. Перед мировым сообществом снова встал вопрос о том, как предотвратить ущерб, наносимый культуре в результате вооруженных конфликтов, если уж оно, человечество, пока не в силах предотвратить сами войны. Мы говорим «снова», потому что в международном праве существует целая отрасль, предусматривающая, в том числе, обязательства воюющих сторон принимать адекватные меры по сохранению памятников культуры в самой экстремальной ситуации, каковой является война.

Совокупность всеобщих законов, касающихся правил ведения вооруженных действий и отношения к жертвам вооруженных конфликтов, обозначается аббревиатурой МГП. МГП – это Международное гуманитарное право, называемое также «правом войны» или правом Женевы. Основными документами МГП являются четыре женевские конвенции и два дополнительных протокола к ним (Первый дополнительный протокол, касающийся международных вооруженных конфликтов, и Второй дополнительный протокол, касающийся немеждународных вооруженных конфликтов, принятые в 1977 году), а также ряд других международных соглашений. Одно из них – Международная конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов, принятая 14 мая 1954 года на конференции ООН в Гааге, которую по месту принятия называют также Гаагской конвенцией. Общепризнано, что в основу Гаагской конвенции был положен Пакт Рериха об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, 75-летие которого отмечается в 2010 году.

Незадолго до Второй мировой войны в предчувствии грядущих испытаний наш великий соотечественник Н.К.Рерих выдвинул идею международного соглашения, которое могло бы предотвратить опасность для памятников культуры в ходе вооруженных действий. Обладая большим авторитетом и кипучей энергией, Н.К.Рерих, его супруга Е.И.Рерих и их соратники составили перечень обязательств воюющих сторон в отношении культурных, исторических и научных учреждений, а также развернули деятельность по всему миру в целях пропаганды идей Пакта, который и получил имя своего создателя. Несмотря на активную общественную поддержку в Старом Свете, руководители государств Европы, над которой уже нависла угроза войны, остались глухи к призывам, и подписанный в Вашингтоне 15 апреля 1935 года документ остался неким региональным «договором о намерениях» государств американского континента. Вскоре началась Вторая мировая война, в ходе которой многие памятники и объекты культуры были разрушены, похищены, уничтожены, а следы некоторых, увы, утрачены безвозвратно, ибо в те времена не существовало совершенных носителей и способов хранения информации, благодаря которым теперешние поколения могли бы иметь представление о наследии минувшего.

Во время Второй мировой войны в отличие от предшествующих вооруженных конфликтов особенно пострадало гражданское население и гражданские сооружения. Если в ходе Первой мировой войны соотношение погибших комбатантов (воюющих) и гражданского населения было 1:1, то во Второй мировой войне соотношение было уже 1:10. Были уничтожены целые города со всей социальной и культурной инфраструктурой. Горькие уроки прошедшей войны были учтены мировым сообществом, когда в 1949 году была принята Четвертая Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны. Документ включает, в частности, ряд статей, относящихся к защите исторических и культурных ценностей во время вооруженных действий. В те же послевоенные годы возобновило свою деятельность движение в пользу защиты культуры, и в 1950 году Нью-Йоркский комитет Пакта Рериха передал всю документацию по Пакту в ЮНЕСКО. Специальная комиссия ЮНЕСКО подготовила проект международного соглашения, и 14 мая 1954 года конференция ООН в Гааге приняла Международную конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов. Тогда же был принят Первый дополнительный протокол к ней, а в 1999 году – Второй дополнительный протокол, который вошел в силу в 2004 году.

Однако, несмотря на столь внушительный пакет международных документов, под которыми подписались многие страны мирового сообщества, опыт последних десятилетий показывает, что назрела необходимость развить и дополнить международные соглашения, касающиеся охраны объектов культуры во время вооруженных конфликтов, причем делать это следует, обращаясь к положениям Пакта Рериха, ибо он предлагает более широкие и эффективные меры защиты культуры, нежели другие соглашения. Так, по сравнению с той же Гаагской конвенцией Пакт Рериха ставит под защиту более широкий перечень объектов – не только исторические памятники, музеи, галереи, но и культурные и научные учреждения, учебные заведения, а также сотрудников этих учреждений. Если Пакт Рериха предлагает одну, общую защиту памятников истории и культуры, то тот же Второй протокол Гаагской конвенции предусматривает два вида защиты: общую, распространяющуюся на все объекты истории и культуры, и специальную, предусматривающую только защиту объектов, внесенных в Международный реестр культурных ценностей, а таковых, согласно Конвенции о сохранении мирового культурного и природного наследия, принятой в 1972 году в Париже, всего-то по пальцам перечесть. Справедливости ради следует отметить, что пять лет назад для расширения положений Гаагской конвенции был создан специальный комитет по составлению списка памятников культуры, подлежащих защите в военное время.

Исходя из собственного опыта, отдельно хотелось бы коснуться проблемы охранительного знака для объектов культуры. Как известно, вместо предложенного Рерихом знака охраны в виде Знамени Мира был утвержден другой знак: заостренный книзу щит, разделенный на четыре части, синего и белого цвета. За все время работы в зонах вооруженных конфликтов мне ни разу не доводилось видеть объекты, означенные охранительным щитом, ни разу не приходилось слышать от комбатантов или гражданского населения информацию о существовании и значении подобного знака. Такова практика войны: нападения и военные действия часто начинаются без предварительного оповещения, и трудно представить себе, что в начале вооруженных действий кто-либо из представителей властей или культурных учреждений станет скороспешно помечать объекты культуры охранительным знаком. Поэтому представляется необходимым вернуться к положениям об охранительном знаке для памятников и объектов культуры, к предложениям Пакта Рериха, предусматривающим использование охранительного знака для исторических памятников, научных, художественных и образовательных учреждений как в военное, так и в мирное время.

Развитие и дополнение международных соглашений и мер, касающихся охраны объектов культуры во время вооруженных конфликтов, тем более необходимы, что в последние десятилетия речь идет часто о вооруженных конфликтах второго типа, т.е. о внутренних конфликтах. Не секрет, что часто подобные конфликты имеют этническую составляющую, а в межэтнических столкновениях воюющие стороны стремятся нанести ущерб именно памятникам культуры, являющимся частью исторической памяти народа. И примеров тому несть числа, в частности на том же Кавказе, где автору довелось работать во время вооруженных конфликтов последних десятилетий.

Прародитель конвенций и соглашений по охране культуры во время вооруженных конфликтов, Пакт Рериха по-прежнему, как и во время своего создания, идет на шаг впереди по отношению к международному праву. Поэтому пропаганда идей Пакта могла бы стать мощным рычагом влияния на мировое сообщество в направлении принятия эффективных мер по защите культуры в экстремальных ситуациях. Государства-участники Гаагской конвенции взяли на себя ряд обязательств, среди которых подготовка в мирное время охраны культурных ценностей, расположенных на их территории, от возможных последствий вооруженного конфликта. Первой мерой защиты является просвещение различных слоев общества, подготовка специалистов и материалов, необходимых для спасения от гибели ценностей культуры.

В связи с вышесказанным представляется все более актуальным ввести изложенные позиции в культурно-образовательное пространство нашей страны. Изучение международного гуманитарного права в странах-участницах Женевских конвенций обязательно в военных и юридических учебных заведениях. В России курс МГП введен также в медицинских учебных заведениях. Усилиями МККК (Международного Комитета Красного Креста) подготовлен и внедрен курс МГП для средних школ России и стран СНГ, выпущены учебные пособия. В конце 90-х годов по инициативе и при поддержке декана Я.Н.Засурского спецкурс по МГП был введен на факультете журналистики МГУ. Вскоре подобный курс был внедрен и на многих других факультетах и отделениях журналистики вузов России, а лаборатория факультета журналистики МГУ стала методико-консультативным центром для изучения МГП на факультетах и отделениях журналистики. Однако те, кого вопросы сохранения памятников культуры касаются самым непосредственным образом – будущие работники культуры – остались вне этого образовательного поля.

Для восполнения данной лакуны возможно было бы с привлечением соответствующих специалистов создать спецкурс для вузов, готовящих работников культуры и искусства. Претворяя в жизнь идею Елены Ивановны Рерих, студенты могли бы в качестве практики проводить инвентаризацию культурных ценностей, составлять опись утраченных, частично разрушенных и сохраненных памятников культуры, сопровождая работу фотографиями, репродукциями и рисунками с профессиональными комментариями, т.е. составлять своего рода Красную книгу культуры. Спецкурс, посвященный проблемам охраны и защиты памятников культуры, мог бы включать в себя следующие темы:

1. Изучение основ МГП (Женевские конвенции, Дополнительные протоколы к ним, Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов);

2. Изучение современных международно-правовых актов, регулирующих реституцию культурных ценностей;

3. Общие принципы охраны памятников истории и культуры (Конвенция о сохранении мирового культурного и природного наследия);

4. Методика составления реестра культурных ценностей (инвентаризация) по международным стандартам (в том числе, методика описи уничтоженных, частично разрушенных и еще сохраненных памятников культуры, снабженных фотографиями и пояснительными статьями);

5. Основы таможенных правил при перемещении культурных ценностей.

С привлечением соответствующих специалистов курс может впоследствии включить и иные аспекты международного и российского права, связанного с вопросами защиты культурных ценностей и охраны объектов культуры, а также основные принципы их выявления, постановки на госучет, классификации, паспортизации и реставрации.

Подобный спецкурс расширит кругозор будущих работников культуры, привьет навыки работы в рамках международных и региональных организаций и проектов, направленных на защиту и сохранение памятников культуры, а также повысит престиж российского образования на международной арене. Факультет искусств МГУ мог бы стать пробной площадкой, на которой было бы возможно наработать принципы изучения проблем защиты и охраны культурных ценностей и методику преподавания столь важной дисциплины.

 

Источник – https://roerich-lib.ru/

 


Педагогика Культуры № 20 (2014)

Метки: Рубрика: Ценности Культуры. Пакт Рериха, Шутова Т.А.

Печать

Просмотров: 2164