Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Россия будущего – страна Культуры

Начало XXI века во всем мире характеризуется усиливающимся ростом всевозможных кризисов. Аналитики выделяют экономические, экологические, энергетические, социально-политические и другие мировые проблемы, решение которых осложняется их тесным переплетением. В этой ситуации человечеству становится уже трудно определить параметры реагирования на возникающие вызовы и спрогнозировать риски угроз и масштабы их последствий. И чем дальше, тем больше это напоминает замкнутый круг, в котором все усилия направлены только на борьбу со следствиями без определения истинных причин и причинно-следственных связей происходящего.

Россия не является исключением, и сегодня она стоит перед необходимостью решить целый ряд серьезных внутренних и внешних проблем, угрожающих ее существованию. Для этого нужно осознать бесперспективность поиска решения этих проблем только в политической, юридической и экономической областях, умножая и без того бесчисленное количество правовых документов, безуспешно пытаясь прописать все случаи жизни в законодательных актах и нормативах и при этом тщетно надеясь на их исполнение. О самом же реальном, важном и неотложном обычно не говорится, и главная причина всех конфликтов – этико-психологическая, а точнее, мировоззренческая – остается без внимания.

Решение заложено в самой основе человека, в основе его внутреннего мира, в развитии его сознания и в осознании тех преимуществ, которые дает идея Общего блага, ведущая к необходимости работы каждого по самосовершенствованию, к преобразованию собственной духовно-нравственной сферы.

Общее благо не есть просто сумма потребностей и желаний отдельных индивидов. В основе Общего блага заложен критерий, определяющий соответствие общим целям и задачам развития всего человечества. И невозможно придти к согласию в вопросе, что же является Благом для всех людей, если не определить цель и смысл жизни. И это не столько усложняет понимание принципа Общего блага, сколько показывает тесную взаимосвязь эволюции человека с законами природы, законами Космоса. И тогда Общее благо выражается не как преходящая точка зрения той или другой исторической эпохи, а как вечный, непреложный Закон Добра, который определяет собою путь мирового развития и остается истинным совершенно независимо от того, готовы или не готовы люди к его пониманию.

Известный художник и просветитель ХХ века Святослав Николаевич Рерих постоянно подчеркивал, что существует общая и единая для всех задача – воспитывать более совершенного человека. Образ этого более совершенного человека указывают нам все философии мира, – отмечал он, – в эпосе каждого народа мы можем найти такие примеры.

Преображение природы человека возможно лишь при его личной неутомимой и упорной работе над собой. Начинается такая деятельность с осознания цели и смысла существования, законов взаимосвязи всего сущего, тех особенностей, которые заключают в себе характер человека и его поведение, значения привычек в нашей жизни. И главное в такой работе – освобождение от старых представлений о мире, углубление и утончение сознания, изменение взглядов на жизнь, что вызвано объективной необходимостью – развитием самой жизни, утверждением новой научной парадигмы и нового подхода к изучению человека – как целостного космопланетарного явления.

«Через миропонимание и самопознание – к преобразованию себя и мира» – такова эволюционная задача человека, таков путь развития личности.

И путь этот – путь Культуры.

«Культура есть истинное просветленное познавание, Культура есть научное и вдохновенное приближение к разрешению проблем человечества. Культура есть красота во всем ее творческом величии. Культура есть знание вне предрассудков и суеверий. Культура есть утверждение добра – во всей его действенности. Культура есть песнь мирного труда в его бесконечном совершенствовании. Культура есть переоценка ценностей, для нахождения истинных сокровищ народа. Культура утверждается в сердце народа и создает стремление к строительству. Культура воспринимает все открытия улучшения жизни, ибо она живет во всем мыслящем и сознательном. Культура защищает историческое достоинство народа» – утверждал в своей статье «Оборона» Николай Константинович Рерих, великий художник, философ, деятель культуры, чьим именем назван подписанный в 1935 году договор о защите культурных ценностей – Пакт Мира (Пакт Рериха).

Обозначая особую миссию Культуры, современные отечественные ученые-культурологи дают следующее ее определение: Культура – это исторически накопленный духовный опыт человечества, используемый в качестве инструмента беспрерывных преобразований – как человека, так и окружающей среды, – обеспечивающий человеку и человечеству перспективы социального и духовного развития в его наиболее благоприятных и наименее кризисных направлениях. Однако в обществе эта миссия еще далеко не осознана, несмотря на то, что культура пронизывает все без исключения области и состояния социальной жизни, отражая общественное коллективное сознание [1] и, вместе с тем, формируя его. Влияя через ценностные ориентации, общее коллективное сознание является мощным духовным фактором общественного развития, а ориентиром в этом процессе является культура.

Чем дальше развивается цивилизация, тем более актуальным становится вопрос о формировании культуры личности, поскольку управление сложными политическими, социальными, финансовыми системами, разработка и использование высоких технологий требуют также и высокого культурного уровня человека, осознания им своей ответственности перед обществом.

Культурный человек не может быть безответственным.

 

   

 

Быть культурным – значит быть способным к сотрудничеству, и это есть самый быстрый путь к совершенствованию. Без этого качества человечеству не переступить порог Новой эпохи, в которой сотрудничество будет основой творчества.

Одной из главных причин всех бед человечества считается невежество (незнание духовных законов развития человека и общества и нежелание их знать), поскольку благодаря ему расцветает эгоизм и основанные на нем нетерпимость, зависть, обидчивость, ложь и многие другие отвратительные свойства человеческой натуры, препятствующие культурному развитию не только человека, но и всего общества.

О том, что «невежество есть тягчайшее преступление», люди знают давно, и многие из великих указывали человечеству на этот недуг. Однако, до сих пор даже те, кто считают себя культурными, позволяют себе враждебно относиться ко всему, что выходит за пределы установленного уровня мышления.

Характерной чертой культурного человека является стремление к Знаниям и открытость ко всему новому, эволюционно-строительному. Также расширение и утончение мышления, развитие чувства красоты дают ту утонченность, то благородство духа, которым и отличается культурный человек.

Может ли культурный человек быть равнодушным к историческому прошлому своей Родины и ее будущему? Может он ли он относиться без уважения к понятию Учитель и не быть благодарным ко всем, научившим его? Может ли он позволить себе быть неискренним или нетерпимым?

Эти и многие другие вопросы не раз поставит перед собой человек мыслящий, человек культурный.

Так что же отличает культурного человека?

– цивилизованность и образованность;

– интеллигентность и ответственность;

– умение ценить высокие достижения и почитание Высшего начала;

– любовь к Природе и Родине;

– признательность и умение быть благодарным;

– преклонение перед Прекрасным и утонченность вкуса;

– почитание Знания, творческий труд и стремление к высокому качеству;

– истинное понимание сотрудничества и доброжелательство;

– сердечная преданность ко всему новому, созидательному;

– утонченность и культура сердца...

Без этих качеств нет культурности, но более всего отличает человека высокой культуры то, что:

– он никогда не солжет;

– сохранит самообладание и достоинство в любых обстоятельствах и поможет другому;

– и каждый день он учится чему-нибудь, а красота – критерий этих знаний.

Всему миру предстоит испытание восприятием культуры. Воспринять культуру – значит, перейти от созерцания к ее осознанию и признанию ее основополагающей роли в развитии общества. Именно от степени понимания культуры, отмечают ученые-социологи, зависит направленность социальных действий, сохранение жизненных сил социальных субъектов, политика и идеология. Понимание культуры становится задачей и обязанностью общества. В этом заключается особенность нашего времени.

Поэтому сегодня жизненно необходимо осознать, что единственный путь ведущий к единению и укреплению России, ее процветанию и ведущей роли в мире – это путь Культуры, путь воспитания человека культуры. Иначе ситуация будет только усугубляться, что мы и наблюдаем достаточно продолжительное время.

Безусловно, ждать быстрых результатов было бы наивным, т.к. в гору подниматься гораздо сложнее, чем спускаться с нее. Тем более, что сначала необходимо переломить деструктивные и разрушительные тенденции, ведущие к хаосу и антигуманизму в обществе.

Но альтернативы этому пути нет. Только повышение культурного уровня общества позволит решить все ныне существующие проблемы.

«Там, где культура, там и мир. Там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем. Культура есть накопление высочайшей Благодати, высочайшей Красоты, высочайшего Знания» (Н.К. Рерих).

Расширенное сознание культурного человека сможет охватить как далекое прошлое, так и неизбежное будущее, что позволит правильно оценить настоящее. Невозможно рассматривать настоящее отдельно и независимо от прошлого и будущего. Настоящее можно рассматривать как проявление следствий причин прошлого и как закладку тех причин, которые дадут следствия в будущем. Настоящее – это мгновение на пути из прошлого в будущее и не следует заблуждаться, думая, что будущее мало зависит от нас. Наши объединенные устремления, мысли, слова и действия формируют это будущее.

Можно отмечать несовершенства настоящего, но созидание будущего в руках человека, т.к. в настоящем закладывает он причины будущих следствий.

Ошибочно в окружающем нас мире видеть только одно плохое или только одно хорошее. Объективно воспринимая действительность, нужно направлять все усилия на преодоление отрицательных явлений и на утверждение всего лучшего. В стремительном движении в будущее несовершенные явления обречены на отставание и отмирание. Но все лучшее и жизненное оправится, будет процветать, утверждая пути творческого созидательного сотрудничества.

Сознание, привыкшее к утверждению добра во всем, будет творцом и строителем нового мира. Если этот созидательный потенциал будет преобладать, значит, страна будет восходить. И если это преобладание будет значительным, восхождение станет стремительным.

У России нет другого пути, как только стать страной Культуры.

 

Уварова Л.И.

Уваров В.И.


[1] Коллективное сознание – понятие, введенное Дюркгеймом, и изучаемое социологами; о значении коллективного сознания см.: Давыдов А.А. Системный подход в социологии: Законы социальных систем – М.: Едиториал УРСС, 2004. –С. 66-67.

 


Педагогика Культуры № 28 (2018)

Метки: Рубрика: Проблемы образования: формирование духовности и культуры

Печать E-mail

Просмотров: 4006