Образование как фундаментальный фактор
сохранения социальной устойчивости
и формирования будущего России
В школе всё будущее России,
и никакие жертвы, необходимые для её устроения и подъёма,
не должны останавливать правительство,
которое хочет блага страны и пожелает поднять свой авторитет.
Гибель или упадок высшей школы есть национальное несчастье,
так как ими подрывается одна из основных ячеек существования нации.
Великое несчастье России в том, что это часто не понимается.
В пылу партийных страстей, мелких расчётов и интриг
забывается значение для страны этих неполитических элементов её жизни,
необходимых для устойчивого её мирового существования.
Если вас спросят, в какой стране вам бы хотелось жить
и о каком будущем государственном устройстве вы мечтаете,
с достоинством вы можете ответить: «Мы хотели бы жить в стране великой Культуры».
И тогда вы поймете, что мир будет там, где почитание красоты и знания.
Образование – это важнейшая сущностная составляющая развития и устойчивости человеческого сообщества;
это представление о миропонимании, о предназначении человеческой личности, о нравственных приоритетах, как фундаментальных законах, о законах мироздания;
это творческая мастерская;
это созидательная занятость людей, населения, направленная на воспитание любви к труду, любви к творческой деятельности, любви и уважении друг к другу;
это дисциплина ума, дисциплина любви, формируемая в общественном сознании на примерах выдающихся персональных и общественных достижений, отражённых в лучших образцах литературы, искусства, научных подвигах и открытиях, в подвижнических деяниях великих личностей; воспитание на примерах ошибок, преодолении вызовов и т.д.;
это то, что несёт знания, накопленные человечеством, методы освоения этого знания и нравственные принципы использования знания во благо людей.
В настоящее время понятие образования, сам смысл образования, его сущность низведены до примитивного потребительского уровня.
Образование некоторыми руководителями от образования предлагается рассматривать как примитивную сферу услуг, которая реализуется за деньги, и таким образом определяется «толщиной кошелька».
Такое понимание образования представляется очень опасным и несёт разрушительную тенденцию развития общества.
Ещё раз подчеркнём – образование является важнейшим сущностным элементом формирования настоящего и будущего.
Образование необходимо не для того, чтобы превратить это в раздел бизнеса – продавать т.н. образовательные услуги, а для того, чтобы создать полноценное человеческое сообщество, базирующееся на фундаментальных нравственных принципах, обладающее высочайшими современными знаниями, необходимыми для устойчивого восхождения цивилизации и рода человеческого в целом.
Для того, чтобы выполнить эту задачу, образование должно стать одной из главных задач страны, нации и государства.
Образование должно включать в себя как один из главенствующих элементов нравственное воспитание, формирование творческой личности, воспитание любви и радостного отношения к труду.
Образование должно включать в себя просвещение – это элемент, дающий подрастающему поколению и всему населению в целом правильное современное представление об устройстве мира, об основных законах и явлениях, об уровне современного понимания достигнутых познанием границ и т.п.
Образование теснейшим образом связано с освоением, накоплением, методологией восприятия знания и принципами его использования.
В этом смысле образование и наука теснейшим образом связаны друг с другом и являются двумя сторонами одной и той же медали
Образование должно знакомить и прививать высочайшее уважение к этой области человеческой деятельности.
«Наука не роскошь а средство передвижения в будущее»
Есть несколько простых принципов реализации программы образования:
1. Образование должно быть доступным для всех членов человеческого сообщества. И в этом смысле – как важнейшая составляющая существования и формирования будущего – оно должно оплачиваться обществом, страной – через государственные структуры. Это общее, совершенно необходимое дело нации (государства).
2. Нация обязана тратить на это свои общественные налоговые средства в максимально возможном объёме, и в этом смысле образование должно быть бесплатным: в школе для всех, в вузе – для той части молодёжи, которая на конкурсной основе обосновывает свои способности к продолжению получения знания и творческой деятельности высокого порядка. Возможность вузовского образования должна определяться только талантом претендентов и ни в коем случае не деньгами – «толщиной кошелька”.
3. Образование должно быть базовым, т.е. для всех школ и для всех вузов оно должно опираться на высокий уровень общих требований.
4. Образование должно быть фундаментальным, т.е. опираться на главных фундаментальных закономерностях, установленных фундаментальной наукой в предшествующие исторические периоды, и теоретических и экспериментальных методах получения следствий, вытекающих из этих фундаментальных закономерностей. Такой фундаментальный подход является наиболее простым, эффективным и дешёвым.
Кроме того – фундаментальный подход формирует наиболее объективное и полное представление об устройстве мира.
5. Образование должно быть гуманным. В этом смысле мы ещё раз обращаем внимание на нравственный аспект. Образование должно быть глубоко нравственным по отношению к природе, а так же по отношению к учителю и ученику. И тогда, при всей высочайшей напряжённости образовательного процесса, он будет воспитывать радостное восприятие процесса преодоления трудностей.
6. Есть еще два очень важных аспекта образования – это творческая созидательная занятость молодого подрастающего поколения. И это в то же время в самом высшем понимании этого слова воспитание патриотизма: уважение к корням, истории, родителям, учителям, своей стране, природе и к нашей замечательной планете.
Эти идеи неоднократно высказывались великими учёными, педагогами, выдающимися религиозными и государственными деятелями на протяжении веков.
В качестве эпиграфа мы взяли некоторые из них. К сожалению, следует констатировать, что большинство совершенно ясных идей, которые были указаны выше, искажены или игнорируются. Именно в связи с этим автор имел смелость озвучить некоторые из принципов, касающихся образования, в данном докладе.
Опубликовано:
Новый век: гармония природы и интеллекта:
Тезисы и статьи обществ. форума «Дни философии в Санкт-Петербурге», 2011 г.
– СПб, изд. "ЛЕММА", 2011. – С. 43-44
Метки: Рубрика: Проблемы образования: формирование духовности и культуры, Фурсей Г.Н.