Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Интегрированное образовательное пространство
как условие развития одаренности

Попова Тамара Ивановна,

преподаватель МАОУ школы № 36,

г.Тамбов

 

Концепция развития региональной системы работы с одаренными детьми в Тамбовской области обращает внимание на разнообразие средств, форм работы с одаренными детьми и оказания им психолого-педагогической поддержки. Среди них важную роль играют интегрированные программы, которые включают в себя интегрированные занятия и интегрированные уроки. Такие программы создают пространство, где возможно творчество, происходит взаимопроникновение разных форм познания окружающего мира, проявляются способности детей. Педагогическая практика, научные изыскания показали сегодня, что базовой способностью детей является способность к целостному восприятию мира. На этой основе развиваются способности в разных видах деятельности. Интегрированные уроки, как и интегрированные программы в целом, дают возможность детям развивать способность к целостному восприятию мира, проявить себя в разных видах деятельности: практической, познавательной, художественно-эстетической, коммуникативной, духовной и, тем самым, проявить вид и степень своей одаренности.

Интегрированное образовательное пространство создается в процессе подготовки и проведения интегрированных уроков.

На первом этапе разработки интегрированных уроков важным является координация учебных программ. Под координацией понимается согласование учебных программ по родственным предметам в трактовке общих понятий и во времени их изучения. Координация устанавливает внутреннюю логику учебных предметов, совершенствует учебные планы, освобождает резерв времени. Например, общим понятием для предметов гуманитарно-эстетического цикла является историческая эпоха. В процессе обучения она становится стержнем интеграции.

Историческая эпоха синтезирует в себе знания таких предметов, как история, литература, музыка, изобразительное искусство. Прошлое под воздействием волшебных средств искусства и научных методов конструирования оживает, становится наглядной, ощутимой моделью воспитания и обучения. Такой результат закономерен, ведь здесь информация пропускается через все каналы восприятия и отражения – сенсорику, перцепцию, мышление. Явление исторической эпохи раскрывается языком логики и языком искусства через художественные образы. В моделировании системы «историческая эпоха», несомненно, большую роль играет искусство. Оно развивает способность образно мыслить и целостно воспринимать мир. Средствами искусства создается образ, средствами науки раскрываются понятия. Образы и понятия создают картины мира определенной исторической эпохи, модели прошлых жизней. Ребенок выбирает те виды творческой деятельности, которые ближе ему, которые лучше помогают отобразить свое представление исторической эпохи. Это могут быть: научный доклад, проект, презентация, рисунок, результат художественно-прикладной деятельности, стихи, музыка, сценарии, фильмы.

Другим примером создания условий для развития одаренности являются программы полихудожественного развития. Выдающийся ученый, доктор педагогических наук, профессор, член корреспондент РАО Борис Петрович Юсов обосновал и разработал новые творческие пути и идеи в области художественного развития детей, ввел термин «полихудожественное развитие», который включает в себя способность ребенка воспринимать, творить и развиваться в самых разных видах деятельности. Он рисует, поет, сочиняет стихи и сказки, танцует, смотрит картинки, кино, любит игры и театральную жизнь. Единая художественная природа всех искусств соответствует природной полихудожественности ребенка.

В основе программ лежит интеграция. Под интеграцией понимается процесс взаимопроникновения разных видов художественной деятельности в едином занятии на основе их взаимопомощи и дополнительности. Например, физическое чувство ритма может быть легче достигнуто через танец или музыкальную деятельность, чем стихотворение или ритмическое построение рисунка на бумаге. Это зависит от возраста школьника и генетической последовательности развития органов чувств и элементов художественной деятельности, имеющих всеобщее значение: пространства, композиции, цвета, движения, звуков музыки и речи, инструментального опосредования (в рисовании, дизайне, музыке и кино), от освоения способов фиксации художественного действия в виде нот, текста, рисунков, кадров, записи танца и т. п.).

В Тамбове многие образовательные учреждения обращаются к полихудожественным формам приобщения детей к искусству. Это детские сады, общеобразовательные школы, центры детского творчества, учреждения дополнительного образования.

Программы «Мир вокруг нас», «Красота живет в мире» разработаны на основе концепции полихудожественного развития и воспитания.

Программа «Мир вокруг нас» рассчитана на дошкольный и младший школьный возраст. Программа «Красота живет в мире» рассчитана на младший школьный возраст. Стержнем интеграции в этой программе стали нравственно-философские беседы об окружающем мире. Музыка, ИЗО, хореография, театральная деятельность выступают как элементы целостной системы. Красота проявляется в соцветии, в созвучии, в ритме, в сопереживании, в сотрудничестве. Главным проявлением красоты духовной является милосердие, доброта, сострадание и любовь. Красоту можно наблюдать в природе, в царствах растений и животных, в мире людей; о красоте можно рассказать языком искусства.

Результатом работы по программе стал спектакль «Дюймовочка». В течение года у детей формировалось понимание прекрасного и безобразного в жизни. Занятия ИЗО позволяли проявить красоту через цвет, в рисунке; музыка и хореография – своими средствами; занятия по сценическому искусству позволили собрать все эти представления в одно целое – спектакль. Декорации сцены создавали сами ребята. Они изображают безбрежную синеву моря, остров с замком, где живут сказочные существа – эльфы. Эльфы любят цветы. В этой стране царят гармония и красота.

Красота – это главная идея спектакля, к ней стремится Дюймовочка. Чтобы достичь заветной мечты и попасть в страну эльфов, ей приходится пройти ряд испытаний. Сама она родилась в цветке и является воплощением красоты, которая проявляется не только во внешнем облике и движениях, но и в добром отношении к окружающим. Не могла она остаться в обществе жабы и ее сыночка Бре-ке-кекса. Они символизировали глупость, зависть и обжорство. Не может жить красота в обществе жуков и «жучих», где процветает лицемерие и ханжество. В обществе мыши и крота Дюймовочка столкнулась с корыстью, жадностью, накопительством. Доброе отношение к Ласточке помогло Дюймовочке покинуть подземелье, где нет солнца, радости и цветов. Пройдя испытание, она попадает в страну эльфов.

Интегрированная программа работы с детьми позволила сделать следующие выводы: у детей формировалось нравственное отношение к миру, шел процесс формирования культуры на основе взаимодействия разных видов искусств. Дети получили радость от приобщения к искусству. В разных видах деятельности проявились способности детей и, главное, создавались условия для проявления их одаренности.

 


Педагогика Культуры № 28 (2018)

Метки: Рубрика: Творчество педагогов, Попова Т.И.

Печать E-mail

Просмотров: 1661