Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Поиск по авторам

Ашиков Валерий Игоревич,

педагог, руководитель Семейного клуба «Семицветик», Троицк,

Москва

«Сказочный театр»:
театрально-игровое творчество с детьми от 2 до 7 лет

Театрально-игровым творчеством с детьми от двух до семи лет мы занимаемся в своем клубе «Семицветик» столько, сколько он существует – 26 лет. И все годы мы наблюдаем одну и ту же картину: игра вообще и особенно театрализованная доставляет детям огромное удовольствие, оставляет в их сознании глубокий след, запоминается надолго, является самым любимым видом деятельности, что дает нам право считать театр одним из самых сильных средств воспитания детей. Именно театр, театрально-игровое творчество с детьми при достойном выборе литературного и видеоматериала, может увлечь к подражанию добрым и прекрасным образам и устремить молодые души к лучшим проявлениям себя в жизни, к подвигу, героизму, другим замечательным качествам человечности.

Название воспитательно-развивающей деятельности с детьми «Театрально-игровое творчество» (ТИТ) выражает сущность этой деятельности. Театральная она потому, что мы разыгрываем с детьми различные сказочные сюжеты в ролях, используем соответствующие костюмы, атрибутику и, что самое главное, – а это наш принцип, – у ребенка есть возможность самому выбрать себе роль, играть, как он чувствует, говорить своими словами и даже придумывать что-то свое. Конечно же, в рамках сюжета сказки, которую разыгрываем. Также всегда мы даем детям возможность сыграть другую роль, которую им хочется в данной сказке, поменяться ролями. Таким образом, у детей есть свобода, как внутренняя, так и внешняя, для восприятия и для своего самовыражения, – что есть обязательное условие любого творчества, как свободный вдох и выдох.

Игровым мы называем данный вид деятельности из-за его игровой сущности. Театр – это игра, и дети в нем должны играть, прежде всего, для своего удовольствия и радости и только потом, если это возможно, показывать спектакли зрителям. Самое главное для нас – это воспитание и развитие детей посредством, в частности, такой деятельности. Поэтому мы не ставим на первый план выступление, а играем для себя, погружаемся в игру легко и свободно. Тогда мы видим радость детей, раскрепощённость, желание играть и играть.

Перед каждым новым театрально-игровым блоком занятий мы смотрим с детьми мультфильм-сказку или фильм. Это же они повторно смотрят с родителями дома, читают, если сказка есть в литературном изложении. Визуализация сказки очень важна, она помогает лучше воспринять и запомнить материал. К сожалению, хороших мультфильмов по сказкам народов мира мало; мы используем советские, преимущественно 50-х годов. Это настоящие шедевры мультипликации. Вот некоторые из них: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Братья Лю», «Желтый аист», «Цветик-семицветик», «Серая шейка», «Волшебный клад», «Сердце храбреца», «Храбрый Пак», «Царевна-лягушка», «Золотая антилопа», «Гадкий утенок», «Снеговик-почтовик», «В яранге горит огонь», «12 месяцев», «Палка-выручалка», «Снежная королева», «Лиса и волк», «Мальчик из Неаполя», «Первая скрипка», «Тайна далекого острова». И более позднего периода: «Дракон», «Чиполлино», «Сказка про чужие краски», «Сказка о старом кедре», «Дюймовочка», «Гунан Батор», «Умка», «Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Земляника под снегом» и другие.

Если мультфильма, созданного по какой-либо сказке, не существует, мы эту сказку читаем на занятии, даем задание родителям прочитать ребенку дома.

К каждому театрально-игровому занятию мы, педагоги, готовимся заранее, создаем либо приобретаем костюмы или их элементы, нужные атрибуты, придумываем декорации. Многое делаем сами. Последнее время стали использовать фото-шторы размером примерно 2,5 на 2,5 метра с различными изображениями, как природы, так и архитектуры. Их мы вешаем на стену, на фоне которой играем в нашей Комнате сказок.

Театрально-игровое творчество с детьми мы начинаем с двухлетнего возраста. И даже раньше, когда у нас занимаются дети до двух лет с мамами. В этом случае играют мамы, а дети смотрят и, как могут, участвуют. Двухлетки постепенно начинают заниматься сами, без мам; им предлагаются небольшие сказки, где есть образы животных, в которых малыши легче перевоплощаются, они любят костюмы зайчиков, белочек, лисичек и т.д.

Также мы предлагаем этому возрасту некоторые образы из картин великих мастеров живописи, таких, как богатыри из одноименной картины В.М. Васнецова; «Мадонна Литта», «Джоконда», «Дама с горностаем» Леонардо да Винчи; «Сестры» («На террасе») Ренуара; «Дама с единорогом» Рафаэля и многие другие.

   

Такие игровые занятия мы называем «живыми картинами». Подбор костюма с максимальной похожестью на оригинал – для нас не главное, а главное – то, чтό почувствует ребенок, когда «перевоплотится» в героя картины, чтό в нем откроется и как запомнит он этот образ.

Всегда мы видим, что лица малышей и малышек, когда они становятся мадоннами или богатырями, рыцарями или прекрасными дамами, меняются, становятся взрослыми, вдумчивыми. Подражание прекрасному образу тоже есть элемент воспитания, причем очень значительный.

Двухлетние дети еще не понимают сюжетов сказок, но очень впитывают их дух и образы, которые видят в книгах (иллюстрации детских книг должны быть прекрасными), в мультфильмах и т.д. В нашем сказочном театре мы даем детям только красивые костюмы, они привыкают к качеству цветовой гаммы, слышат прекрасную классическую и народную музыку. Музыка – неотъемлемая часть нашего театрально-игрового творчества. Мы тщательно подбираем музыку к сказкам, делаем фонограммы к нашим мини-спектаклям. Музыка очень помогает сделать театрализованную игру живой, наполненной различными настроениями и чувствами. Дети это хорошо воспринимают, реагируют на музыку, начинают ассоциировать ее с тем или иным персонажем или действием, происходящим в сказке.

Для развития восприятия музыки у детей, ее образного восприятия мы систематично проводим так называемые игры с музыкой. Например, под первую, торжественную вступительную часть 1-го концерта П.И. Чайковского для фортепиано с оркестром мы зовем солнышко – каждый ребенок берет детский гимнастический обруч (солнышко), поднимает его, кружится с ним. Далее делаем большой хоровод, держась за обручи. И вот музыка меняется – прилетела туча, закрыла солнышко, мы ложимся на ковер с обручами – солнышка не видно. Зовем ветер, чтобы он прогнал тучу, – в музыке есть такой фортепианный пассаж, напоминающий ветер. Итак, туч больше нет, музыка нам говорит, что солнце снова появляется на небе, мы встаем, делаем то, что в начале: поднимаем над головами высоко обручи, кружимся с ними, делаем большой солнечный круг-хоровод, и солнышко уходит за горку, музыкальный фрагмент заканчивается. Так в игре дети начинают прислушиваться к музыке – чтό она рассказывает, лучше слышать ее и учатся что-то в ней видеть в своем воображении. Подобных игр с музыкой у нас несколько: это праздник цветов под «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», танец цыплят под «Пиццикато» Делиба, скачки лошадок под польку«Трик-трак» Штрауса, танец ветерка под музыку Френсиса Лея к кинофильму «Мужчина и женщина» и другие.

Также для того же развития восприятия музыки мы с детьми регулярно играем в нашем ритмическом оркестрике, где дети выбирают себе один из шумовых инструментов (их у нас большая коллекция со всего мира) и играют под музыкальные фонограммы. Преимущественно это музыка народов мира, в которой можно услышать многогранную палитру веселых и радостных настроений и ритмов.

Если для двухлетних детей главное – это целостный образ, который мы находим в каждой сказке, и который у них остается в памяти, то трехлетние дети уже начинают понимать, что в сказке происходит, некоторые причинно-следственные связи. Играют они уже более осмысленно, легче воспринимают костюм, который добровольно надевают на себя и т.д. С этим возрастом мы начинаем постепенно осваивать сюжеты сказок, смысл в них происходящего. Ну и в дальнейшем четырех, пяти, шестилетние ребята уже хорошо начинают понимать, что и почему в сказках происходит, кто носитель добра, а кто нет. Если кому-то что-то пока трудно понять, педагог объясняет, терпеливо доносит до каждого ребенка смысл поступков того или иного героя сказки и всего, что в ней происходит. Более старшие дети осознанно выбирают себе роль, при этом любят с кем-то из детей меняться, попробовать себя в разных ипостасях: и зверушкой, и принцессой, и богатырем или царем, ветром, солнцем, цветком…

   

   

Бывает, что кто-то не поделил роль, костюм к ней. Надо сказать, что костюм очень привлекает внимание детей, в основном девочек. Если они видят красивое платье, то тут же хотят играть роль, связанную с этим костюмом. То есть, бывает, что костюм оказывается на первом месте у ребенка. Если несколько детей сразу хотят играть одну и ту же роль и выбирают себе один и тот же костюм, мы говорим, что старший должен уступать младшему, зная кто из них старше, а кто младше, и всегда даем возможность всем сыграть ту роль, которую хотят, поменяться ролями. Это успокаивает детей, они знают, что, если сейчас не удается сыграть выбранную роль, то в следующий раз это будет возможно.

Очень важно, чтобы костюмы были красивыми и выразительными, что само по себе воспитывает эстетический вкус у детей и по-своему развивает их мышление. Вообще красота должна присутствовать во всем, что мы делаем с детьми, и в театре особенно. Театр создает образы, и они должны быть прекрасными. Как сказал великий Платон: «От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей к красивой жизни, а от красивой жизни к абсолютной Красоте». Две с половиной тысячи лет назад люди Древней Греции уже знали путь к лучшей, более прекрасной жизни, и он начинался для них с красивых образов, которыми они окружали беременных женщин и детей. Также и сегодня идея воспитания красотой не устаревает, и в этом мы видим назначение театрально-игровой деятельности с детьми.

Древнекитайский афоризм гласит: один-единственный образ красноречивее тысячи слов. Образы, которые останутся в сознании детей, быть может, на всю жизнь, должны быть прекрасными, эти образы должны нести все лучшее, что мы хотели бы дать детям, и это крайне важно в деле воспитания и образования будущих поколений. Театр для нас не пустое развлечение, а серьезная работа. Зная, какой след в ребенке оставляет его участие в театрализованном действии, мы со всей ответственностью подходим к выбору сюжетов сказок, созданию костюмов и декораций, подбору музыки. Все это в целом создает то волшебство, ту необыкновенную атмосферу, которая может возникнуть, наверно, только в театре. И в этом его сила.

 

Страницы автора в Интернете:

 http://www.7icvetik.ru
https://zen.yandex.ru/id/5e96ec5963a0a8620b64f5e6
https://www.instagram.com/7_icvetik/channel/

 


Метки: Рубрика: Искусство и образование, Ашиков В.И.