Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

 

Уварова Лариса Ивановна,
ведущий специалист СПб академии постдипломного педагогического образования,
член исполкома Международной Лиги защиты Культуры,
редактор журнала «Педагогика Культуры», Санкт-Петербург

Понимание культурных ценностей – шаг к продвижению идей Знамени Мира

 доклад

Международный круглый стол: «Знамя Мира: путь к Будущему через Культуру»
14-15 июня 2013 г., Хельсинки

Понимание Культуры является одной из самых актуальных задач общества – от этого зависит направленность социальных действий, политика и идеология, сохранение жизненных сил социальных субъектов, самой природы – к такому выводу приходят в последние годы российские ученые-социологи[1].

 «Объединение сознаний всего мира на понимании культурных ценностей, на осознании самодовлеющего и руководящего значения творчества духа человеческого, приводящее к осознанию Иерархии Красоты и Знания», – такова главная цель духовного единения людей вокруг Знамени Мира, писала Елена Ивановна Рерих, подчеркивая при этом значение и великую мощь Искусства:

«Если бы правители государств поняли в полной мере высокое воспитательное значение искусства, они приложили бы все усилия и все средства, чтобы пробудить огонь творчества в народе и напитать его звуком, цветом и прекрасными формами. Никакие революции, никакие захватнические войны не могли бы найти отклик в утонченном сознании…»

(Е.И. Рерих. Письма. 29.07.1931; 03.12.37)

Во многом решению этих задач способствует развернувшееся в последние годы международное движение по проведению Дня Культуры – праздника, проводимого с целью реализации идей Пакта Рериха и Знамени Мира. «Вводя в школах день Культуры, – писал Николай Константинович Рерих, – мы, также внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества»[2].

Много существует серьезных вопросов, но среди них вопрос Культуры будет краеугольным, – подчеркивал значение Культуры РЕРИХ, настаивая на неотложности задачи установлении новой традиции «возвышенной и утонченной Культуры», что особенно нужно в трудные времена. Называя Культуру самым значительным понятием мира, он разъяснял, что День Культуры позволяет не только напоминать о прошлом, что соединено с Культурой, но направлять УМ К БУДУЩЕМУ.

Светлой вестью зажечь молодые сердца, позвать к творческому, деловому сотрудничеству, сплотив взрослых и юное поколение в мыслях о прекрасном, священном и познавательном, объединить в делах на пользу общую… «Только подумайте, с какими малыми средствами человечество, в единении, может создать традицию высокого значения для молодых поколений!»[3] – призывал Рерих . Жизнь в дальнейшем подтвердила мудрость слов великого мыслителя.

В наши дни, благодаря установлению традиции ежегодного празднования 15 апреля Дня Культуры, который проводится уже многие годы в школах Санкт-Петербурга в день подписания Пакта Рериха, появилась возможность широко осуществлять на практике важнейшие просветительские задачи – усвоение и закрепление в сознании юного поколения понятия культурных ценностей, осознания и понимания того, что именно этими ценностями живо человечество.

          

День Культуры в системе образования способствует более четкому выявлению самих целей образования, помогая их глубже осознать. Цели образования, – по словам выдающегося ученого, философа и педагога С.И. Гессена, – культурные ценности, к которым в процессе образования должен быть приобщен человек[4] .

Культурные ценности, (см. схему) отображая совокупность достижений человечества в сфере Искусства, Науки, Религии, находят свое воплощение в предметах, объектах, произведениях художественного, исторического или научного значения, а также – в идеях, нормах, убеждениях; это теории, цели, идеалы, традиции, это волевые и другие качества личности, отражающие ее гуманистическую направленность, иначе говоря, человечность. Эти, лежащие в основе Культуры гуманистические идеи, среди которых идеи космизма, нового космического мышления как самые передовые и жизненно важные, должны стать доступными для понимания и осознания подрастающим поколением.

Особого осмысления также требуют и качества личности, которые необходимо воспитывать в себе и в детях. Среди них – готовность к сотрудничеству, трудолюбие, милосердие, сострадание, терпимость, самообладание, мужество, оптимизм, устремленность (к знанию и красоте), широта мышления и т.п. Все эти качества требуют развития нравственной и волевой сферы личности.

Практика организации и проведения Дня Культуры под Знаменем Мира в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга подтвердила универсальность этой формы деятельности и сотрудничества в решении столь непростых задач, отмеченных выше.

Это стало возможным, благодаря многим педагогическим и организационным условиям – их описания представлены в специальных научных исследованиях, но важнейшее из них является следующее.

Методологические положения, содержащиеся в Учении Живой Этики, дают возможность понять новое и ведут к расширению сознания, что неизбежно приводит к новым научным парадигмам. Культура, в этой новой парадигме, предстает в общекосмическом эволюционном процессе как устой космической эволюции. Речь идет о природе Культуры как космического явления, где ЭТИЧЕСКИЕ моменты составляют основу связи человека с Высшим. Такой подход позволяет совершенно по-особому взглянуть на организацию Дня Культуры, внося возвышенно-творческое отношение к любому событию – будь то подготовительные просветительские мероприятия, предшествующие этому Дню, или проведение самого Праздника, который выступает в этом случае как кульминация всех предыдущих событий, выявляя синтез Знания и Красоты, Свет духовных Начал.

Научные и методические материалы по этой теме, изложенные в соответствии с рериховской культурологической концепцией, подготовленные в помощь педагогам и организаторам представлены в достаточно большом объеме в Интернете на сайте «День Культуры» для ознакомления и широкого их использования. В этих пособиях поднимаются вопросы о многих самых разнообразных аспектах Культуры, важных для самосовершенствования –

  • о нравственных ориентирах человека и значении Сердца как духовного центра сознания,
  • о взаимосвязи чувства и мысли,
  • о культуре мышления и культуре чувств,
  • о качествах сотрудничества – доброжелательности, искренности, простоте – как ОСНОВАХ взаимоотношений людей,
  • о значении книги в образовании и качестве чтения,
  • о красоте и прекрасном,
  • о любви к родине, природе,
  • о Космосе и о Новом Мире,
  • о миссии Женщины в духовном преобразовании общества.

Эти и другие вопросы предлагаются для обсуждения в период подготовки ко Дню Культуры, выносятся на конкурс творческих работ.

Известно, что люди, преображая жизнь, и сами преображаются. Воспитание хорошего вкуса, чувства меры и любви к Прекрасному – в этом заключается самый насущный принцип жизни. В этом – путь к утонченному, расширенному сознанию, принцип сохранения и умножения духовной культуры, которая неотделима от культуры материальной.

Дело Знамени Мира, Культуры должно всемерно разрастаться.

Как писал Николай Константинович Рерих в период подготовки международного договора о защите культурных ценностей, «…многие из вновь заговоривших о Культуре без импульса деятельности нашей и не заговорили бы о великом начале, не нашли бы времени помыслить о нём, заваленные массою обиходных дел и житейских соображений. Пусть даже ненадолго некоторые из них обратят мысли свои к Культуре, но все же, хотя бы временно, они помыслят о ней, и тем приобщатся к сообществу строителей жизни»[5].

В памятный, исторический день подписания Пакта в защиту Культуры 15 апреля 1935 года в статье «Знамя» Рерих отметил: «Сегодняшний день 15-го апреля… будет сближать друзей… Во многих странах, хотя бы один сегодняшний день уже научит многому».

Об огромных просветительских и воспитательных возможностях, которые открывает День Культуры, – если подходить к нему творчески, не формально, – предстоит убедиться организаторам этого Праздника в самых разных уголках и регионах нашей планеты.

Претворение духовных начал в самой жизни, единение всех людей планеты вокруг культурных ценностей, их понимания и осознания, как было отмечено выше, есть главная идея Знамени Мира.

Под этим Знаком Культуры, предназначение которого – дать новую ступень человечеству, объединятся Красота, Знание, Искусство и все народы[6].

_______________________________

[1] Попов Е.А. Культурология и современная социология // СОЦИС. – 2006. – № 12. – С.65.
[2] Знамя Мира [Сборник]. – М.: Международный Центр Рерихов, 1995. – С. 71, 83.
[3] Там же. – С. 73.
[4] Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. – М.: Школа-пресс, 1995. – С.36.
[5] Рерих Н.К. Обращение к членам международного Союза Пакта Рериха в Брюгге // Знамя Мира [Сборник]. – М.: Международный Центр Рерихов, 1995. – С.82.
[6] Учение Живой Этики. Иерархия, п. 377.