Поиск по авторам

Фролов Виктор Васильевич,

доктор философских наук,

профессор кафедры гуманитарных и социальных дисциплин

Технологического университета имени дважды Героя Советского Союза,

летчика-космонавта А.А. Леонова,

г. Королёв Московской области.

О возможностях духовного совершенствования личностей студента и преподавателя в пространстве освоения философии

Доклад на ежегодной IV Всероссийской научно-практической конференции
«Русский космизм: история и современность. Место и роль науки и технологий
в решении глобальных проблем современности»

Технологический университет им. дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта А.А. Леонова,
г. Королёв Московской области. 18 декабря 2019 г. *

 

Личность и духовное сотрудничество

Сразу же отмечу, что на выбор темы доклада оказало благотворное влияние творчество русских философов – В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева, В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, семьи Рерихов, Л.В.Шапошниковой, М.М. Бахтина, Э.В. Ильенкова, В.А. Лекторского; и психологов – А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Я. Гальперина, В.А. Барабанщикова. Далее, сделаю несколько пояснений терминологического характера. Понятие возможностей духовного совершенствования выражает те моменты, которые уже сложились в философии, а также могут появиться в процессе совместной работы студентов и преподавателя (которого в данном контексте мы будем рассматривать как педагога) в пространстве освоения ими этой дисциплины. Осуществление таких возможностей может повлиять на их духовное совершенствование.

Понятие пространства освоения философии отражает явление духовного порядка. Оно возникает, когда студенты во главе с педагогом здесь и сейчас рассматривают философские идеи и учения. Это дает им возможность соприкасаться с миром духовных явлений, к примеру, идеями Платона и Аквинского, Гегеля и Флоренского и многих других. Этот мир формируется в результате взаимодействия сознаний всех присутствующих и рассматривающих идеи философов, а также охватывает домашнюю работу студентов и педагога по подготовке к семинарам и лекциям. Такое взаимодействие сознаний я называю духовным сотрудничеством студентов и педагога. В этом сотрудничестве благодаря своему творчеству принимают незримое участие выдающиеся философы прошлого и настоящего. Сотрудничество осуществляется и между студентами, когда кто-то из них делает сообщение по философскому вопросу, а другие слушают, задают вопросы, дополняют сказанное. В процессе этого взаимодействия, опираясь на свои духовно-интеллектуальные накопления, трудятся все его участники.

Философия как сфера культуры, научная дисциплина и учебный курс также содержит широкий спектр возможностей духовного совершенствования личности студента и личности педагога. Эти возможности точнее было бы назвать содержательными предпосылками такого совершенствования. Они заключены в глубинных смыслах философских понятий, идей, учений, теорий, которые сформулированы выдающимися философами, учеными, культурными и религиозными деятелями прошлого и настоящего и в которых раскрываются вечные вопросы человеческого бытия. В первую очередь эти вопросы сфокусированы вокруг темы человека и его взаимоотношения с миром. В связи с этим одну из своих задач как педагога вижу в том, чтобы связать смысл этих понятий с интересами студентов, которые проявляются в их действиях, поступках и событиях жизни. К примеру, это касается таких понятий, как дух, человек¸ личность, мировоззрение, сознание, познание, любовь, красота, культура, смысл жизни и другие. Применительно ко мне как педагогу решение этой задачи нуждается в дальнейших теоретических размышлениях и апробировании их результатов в пространстве освоения философии студентами.

Надо также сказать несколько слов о понятии «личность». Оно выражает духовно-интеллектуальные и социальные качества индивида. К качествам личности относятся дух, сознание, сердце как средоточие ее духовной жизни, мировоззрение, дар любви, воля, познавательные способности, совесть, нравственность, уровень культуры и т.д. В многообразии качеств личности важнейшим выступает дух, который проявляется как нечто более совершенное и прекрасное. Некоторые духовные подвижники, ученые и философы под духом имеют ввиду «духовную энергию любви» [3, с.59]. Автор этого высказывания с 1946 году архиепископ Крымский и Симферопольский Лука Войно-Ясенецкий. Он также занимался научными исследованиями в области хирургии, работал практикующим врачом, проводил философские изыскания в сфере научного мировоззрения, представленные в книге «Дух, душа, тело»; в 1946 году ему присуждена Сталинская премия Первой степени за капитальный труд «Этюды гнойной медицины», не потерявший своего значения и сегодня.

Качества личности цементируются духом, который в человеческой жизни играет роль преображающей, творческой и познавательной силы [6, 48-49]. Обобщая сказанное, приведу слова философа-ученого К. Ясперса о том, что «человек – это дух; ситуация подлинного человека – его духовная ситуация» [7, с.19]. Для ее понимания надо «обрести те воззрения и мысли, – продолжает немецкий философ, – которые позволят посредством философствования понять сущность человеческого бытия в его шифрах как язык трансцендентности» [7, с. 41].

Далее, интересно отметить, что, согласно философии космизма, личность, взятая в соотношении с Вселенной, есть ее проявление, несет в себе структуру Вселенной и развивается по ее законам. Эти особенности присущи и всему человечеству, космическим домом которого является планета Земля. Законами эволюции Вселенной, к примеру, выступают закон двойственности, закон Учительства, закон Иерархии, закон энерго-информационного обмена и многие другие. Так, в соответствии с законом двойственности в явлениях Вселенной существуют духовная и материальная стороны. Если с этой точки зрения рассмотреть структуру человека, то ее духовная сторона включает дух, сознание, сердце, дар любви, волю, совесть, культурность и т.д. К материальной стороне его структуры относится физическое тело, благодаря которому духовность человека имеет возможность проявляться в его жизнедеятельности. Отмечая двойственность природы человека, российский философ К. Кедров пишет: «Получается, что мы несем в себе две вселенных. Мнимую вечную и временную реальную. < … > Вот и выяснилась роль человека на стыке этого двоемирия. Он связует собой разрозненные миры, тот и этот свет». [4, с. 38].

Адекватное реальности понимание закона двойственности началось в русской философии и науке Серебряного века. Л.Г. Григоренко в послесловии к книге П.А. Флоренского «Мнимости в геометрии» отмечает: «Речь идет о связи между двумя видами реальности – реальностью чувственной, или эмпирической, и реальностью сверхчувственной, или внеэмпирической» [5, 69]. В этой книге Флоренский, используя возможности геометрии, показал единство двух миров. Для полноты картины отмечу, что автор этой книги служил священником Русской православной церкви, работал в «Главэлектро» (он автор научной монографии «Диэлектрики и их техническое применение». М.: Р.И.О. Главэлектро ВСНХ, 1924), и занимался философскими исследованиями, которые обобщены в его главном труде «Столп и утверждение истины» (М.: Правда. 1990). Со своей стороны могу сказать, что это одно из лучших произведений философии Серебряного века России.

Представление о духе, который есть источник более совершенного и прекрасного, существует во всех культурах. Устремление личности к более совершенным и прекрасным культурным образцам одухотворяет ее, совершенствует качества личности, делает их проявление более гармоничным. Качества личности обнаруживаются в актах личностной рефлексии, ее взаимоотношениях с другими личностями, обществом и в ее деятельности. Исходя из такого понимания личности, ее духовное совершенствование реализуется в ее стремлении к более совершенному и прекрасному, образцы которого наряду с искусством содержатся также в философии. У каждого мыслителя они носят относительный характер и в то же время представляют собой выражение абсолютных, вечных духовных ценностей. Иными словами, возможности духовного совершенствования личности содержатся в ее структуре, в философии, других сферах культуры и в пространстве духовного сотрудничества студентов и педагога, которое складывается в процессе изучения философии.

 

Поступки личности и события ее жизни как пространство освоения философии

В связи с темой доклада в творчестве указанных выше ученых мне показалось интересным обратить внимание в первую очередь на идеи М.М. Бахтина и В.А. Барабанщикова. Их концепции выделяются подходами к познавательному акту как моменту жизнедеятельности человека. Бахтин трактует познание истины как поступок, а Барабанщиков рассматривает возникновение чувственного образа в пространстве событий человеческой жизни. М.М.Бахтин о поступке писал еще в 20-30-е гг. прошлого века в работе «К философии поступка» [2]. Для темы нашего доклада существенно, что Бахтин по-новому, по сравнению с классической теорией познания, ставит реальные вопросы человеческого познания и существования личности. Эти вопросы раскрываются в пространстве жизни личности, моментом которой выступает поступок, берущийся Бахтиным как бы изнутри. Рассматривая идеи Бахтина, я хочу обратить внимание прежде всего на то, что они, во-первых, позволяют объяснить, что поступок, взятый как познавательный акт, пронизанный ответственностью, – это подлинное, истинное бытие личности. Во-вторых, в поступке синтезируются субъективность и объективность человеческого бытия и тем самым преодолевается разрыв между субъектом и объектом познания, культурой и жизнью личности. В-третьих, такое понимание познавательного акта имеет, если можно так сказать, прикладное значение, ибо открывает возможности личностного восприятия смысла философских понятий через их связь с действиями, поступками личности и ее жизненными ситуациями. Обобщая, можно сказать, что для Бахтина главное в поступке – ответственность. «Поступок в его целостности более чем рационален, – пишет Бахтин, – он ответственен. Рациональность только момент ответственности» [2, с. 103].

О событийном характере чувственного восприятия пишет психолог В.А. Барабанщиков в монографии «Восприятие и событие» [1], в которой показывается, что акт чувственного восприятия реализуется в жизненном событии и таким образом этот познавательный процесс раскрывает свою онтологию в пространстве и времени и в связи с качествами субъекта восприятия. «В наиболее общем ключе понятие «событие», – пишет ученый, – характеризует локальное структурирование бытия в сжатые промежутки времени – в данный момент, здесь и сейчас». [1, с. 13] Между тем, по словам Барабанщикова, в современной психологии процесс восприятия «представляется обезличенным и вырванным из контекста жизни» [1 с.12]. Такое понимание восприятия (так же, как и других форм чувственного познания) имеет место и в учебном курсе философии, когда в рамках темы «гносеология» рассматриваются понятия, отражающие формы чувственного познания – ощущение, восприятие и представление. В то время как разработки в области психологии дают в руки педагогам, преподающим философию, интересный материал, который может сделать сложившееся представление о формах чувственного познания, других философских понятиях более объемным, объединяющим гносеологическую, онтологическую, этическую и эстетическую их грани. Это в свою очередь может послужить основой для разработки более доступных и интересных для студентов форм изложения философских вопросов.

 

Философию одухотворяет сознание студента и педагога

Информация о философских идеях, учениях и теориях существует, если можно так сказать, в зашифрованном виде, то есть она аккумулирована в знаках, содержащихся в текстах научных трудов, учебниках и т.д. Когда с этими текстами соприкасается сознание личности, то заложенная в них информация о философии одухотворяется, оживает, раскрывает свой смысл и становится доступной для освоения. Собственно с момента соприкосновения сознания личности с этой информацией личность начинает осваивать философские понятия. Примером этому может служить лекция по философии, которую читает педагог, а слушающие его студенты как бы расшифровывают смысл раскрываемых им философских понятий, делая их достоянием своего сознания.

Так философские понятия одухотворяются в сознании личности, обретают личностный смысл и ценность. Иными словами, информация о философии расшифровывается, осваивается в пространстве духовного опыта личности и становится философским знанием. Ценность этого знания в набольшей мере раскрывается в контексте жизненных событий и поступков личности, ибо она является их деятельным и ответственным субъектом. Философские понятия, преломляясь через событийность жизни личности, обретают для нее смысл.

На лекции и семинаре по инициативе педагога и активном участии студентов формируется пространство духовного сотрудничества. Его особенность в том, что сознание всех присутствующих как бы открывает информацию о философии и тем самым подключается к смыслу обсуждаемых понятий и учений, сформулированных выдающимися философами разных стран. В результате возникает эффект духовного единения студентов и педагога, что делает их сотрудничество более плодотворным.

Это сотрудничество представляет собой диалектическое взаимодействие общего и единичного. Общее аккумулируется в смыслах философских понятий, которые вложил в них философ и о которых в меру своего понимания рассказывает педагог студентам. В этом случае педагог оказывается посредником между философами прошлого и нашими современниками – студентами, и на нем лежит огромная ответственность за трактовку философских понятий. Единичное в указанном сотрудничестве проявляется в индивидуальном восприятии философских понятий студентами в контексте их жизненных поступков и событий. В этом сотрудничестве незримо участвуют и философы прошлого, идеи которых оживают в сознании студентов и педагога, когда они с ними соприкасаются. Это, к примеру, Платон и Аристотель, Конфуций и Лао Цзы, Флоренский и Циолковский, а также многие другие выдающиеся мыслители. Так в сознании студентов и педагога осуществляется духовный синтез. Этот синтез становится их главным духовным достоянием, ибо он расширяет сознание и позволяет более глубоко проникать в смысл философских понятий, делая эту задачу одной из важнейших для своей жизнедеятельности. А поскольку эти личности одновременно являются субъектами поступков и жизненных событий, то это пространство духовного синтеза становится магистральным направлением освоения ими философских понятий, вообще их духовного развития.

 

Личностная окраска философских понятий

Субъектами духовного сотрудничества являются студенты и педагог. Работая со студентами, я все более убеждался, что они с большим интересом воспринимают те философские вопросы, которые связаны с личностью каждого из них. Это обстоятельство побудило меня к тому, чтобы мое изложение философских понятий преломлялось через личностное восприятие студентов, которое в наибольшей степени возможно через связь философских понятий с деятельностным и событийным контекстом их жизни. Это же касается и педагога, который помогает студентам осваивать философию. Его мировоззрение, знания, духовный опыт, нравственная позиция – все это формируется и развивается через события его жизни и в известной мере обретает жизненность в его поступках. Как уже отмечалось, философские вопросы сосредоточены в основном вокруг темы человека, которой в большинстве случаев можно придать личностное измерение. Поэтому приведу примеры, показывающие, как философские понятия могут обретать личностную окраску. С этой целью я использую понятия «мировоззрение», «чувственное познание», «ценности».

Мировоззрение. Носителем мировоззрения всегда выступает конкретная личность. Каждый из присутствующих на лекции есть личность, так же, как и педагог, который читает лекцию. В этой ситуации можно акцентировать внимание студентов на том, что вопросы мировоззрении наилучшим образом раскрываются через поступки и события их жизни. При этом можно задать студентам такой вопрос: если у вас сложилось какое-то мировоззрение, то в каких формах вы его осознаете и какую эмоциональную окраску это осознание у вас приобретает? Если выясняется, что оно обрело более или менее осознанные формы, то можно продолжить так: вспомните, как оно проявлялось в событиях вашей жизни и как повлияло на выбор вариантов ваших поступков. Такой прием дает двойной результат. Философские понятия обретают личностную окраску, а студенты в диалоге с педагогом включаются в активную творческую работу непосредственно на самой лекции или семинаре. Так понятие мировоззрения обретает личностную окраску и появляется шанс, что его смысл займет в сознании студента необходимое место, благотворно повлияв на его духовную жизнь. Такой подход к рассмотрению философских понятий на лекции сразу находит оклик у значительной части студентов, ибо он ко всему прочему вовлекает студентов в диалог с педагогом.

Чувственное познание. В философии сложилась довольно устойчивая схема, когда понятия, выражающие формы чувственного познания (ощущение, восприятие, представление), рассматриваются чисто гносеологически. Такой подход имеет основание, ибо он отражает общую методологию познания. В большинстве учебников по философии этот вопрос излагается так, что эти формы познания рассматриваются как некая форма отражения свойств действительности, а результатом отражения становится чувственный образ этих свойств. Наряду с этим, как показывают исследования В.А. Барабанщикова, такое понимание этого образа, прежде всего применительно к акту восприятия, оказывается оторванным от действительности в плане временного контекста его формирования и роли субъекта познания в этом процессе. В то время как психологические исследования чувственного восприятия свидетельствуют, что этот процесс обладает своей динамикой и онтологией, поскольку главными характеристиками чувственного восприятия является время, связь с качествами субъекта восприятия и развитие, характеризующее процесс восприятия. Опираясь на такое понимание акта чувственного восприятия можно расширить рассмотрение этого понятия, освятив временную и субъектную стороны их формирования

Ценности. Это понятие отражает важные грани жизнедеятельности личности. При рассмотрении понятия ценностей вопрос о его событийно-личностном преломлении может быть раскрыт достаточно убедительно, ибо каждый студент, как и педагог, постоянно оказываются перед выбором того, что для них является ценным. И когда педагог обращается к студентам с просьбой выделить в их жизни примеры ценностного выбора, то встречает понимание большинства присутствующих. Рассмотренное в таком контексте понятие ценностей обретает личностный смысл.

Таким образом, данные примеры показывают, что студенты с большим интересом осваивают те крупицы философского знания, которые помогают им понимать их собственные поступки и события их жизни. Это говорит о том, что раскрытие педагогом философских понятий может обрести личностную окраску, что сделает процесс освоения философии для студентов и педагога более интересным и плодотворным.

Выше было сказано о духовном сотрудничестве, которое может складываться в процессе освоения студентами философии. Приведу примеры высказываний студентов, свидетельствующие о том, что студенты интересуются в первую очередь такими философскими вопросами, осмысление которых помогает понимать проблемы их собственной жизни.

 

Студенты о влиянии философии на их сознание

Ниже приводятся ответы студентов на вопрос: «Зачем нужна философия?», заданный в начале изучения курса философии:

– «По моему мнению, восприятие философии зависит от умственных способностей, знаний, мудрости и жизненного опыта»;

– «При помощи философии люди находят ответы на экзистенциальные вопросы, а это необходимо для дальнейшего развития личности»;

– «Философия помогает вести диалог между двумя личностями»;

– «Считаю, что философия помогает разобраться человеку в себе».

Далее, даются ответы студентов в конце первого семестра 2019-2020 учебного года после изучения ими философии. Студентам мною был задан вопрос: «Какое влияние оказало изучение философии на Ваше сознание?» Привожу примеры их ответов:

– «Философия позволила мне найти надежные ориентиры в жизни»;

– «Я стала больше задумываться над тем, что такое душа, как она существует, материальна ли она»;

– «Я очень много всего узнала, изучая эту дисциплину. Это очень интересный предмет»;

– «Во мне стало меньше юношеского максимализма, я стал замечать, что есть и другие мнения, кроме моего, и заинтересовался ими»;

– «Изучение философии помогает в общем разобраться в собственной жизни».

Итак, суждения студентов о философии показывают, что ее освоение приносит определенную пользу и создает предпосылки духовного совершенствования личности.

 

Работа педагога как миссия просветителя

Многое в работе педагога со студентами (если брать мою собственную педагогическую деятельность) зависит от его внутренней установки на реализацию в этом пространстве тех или иных целей. Одна из главных целей, которые ставит педагог, заключается в том, чтобы помочь студентам освоить смысл философских понятий. Педагог в этой ситуации, раскрывая их смысл, старается показать связь философских понятий с действиями, поступками студентов и событиями их жизни. Здесь наиболее эффективным способом общения оказывается диалог, в ходе которого выявляется смысл речевого высказывания (М.М. Бахтин, В.С. Библер) и устанавливается контакт с высшей сферой сознания личности, составляющей ее нравственное ядро (В.Н. Мясищев).

Диалогичность духовной деятельности личности берется как проявление особенностей человеческого сознания, которое есть феномен, возникающий в процессе коллективной деятельности людей (Э.В. Ильенков). Диалог между студентами и педагогом происходит как на внешнем уровне, когда они общаются на лекции и семинаре, так и на внутреннем, когда в сознании участников этого диалога, на первый взгляд, внешний процессе переходит в свою внутреннюю форму и реализуется уже феноменологически, то есть непосредственно в пространстве сознания личности. В этом отношении духовное сотрудничество студентов и педагога есть пример такой коллективной деятельности. В процессе этой деятельности может происходить духовное совершенствование личности студента и личности педагога.

Чтобы диалог со студентами был плодотворным, надо учитывать состояние, в котором находится сознание студентов. Это состояние можно определять по разным критериям. Меня, в связи с темой доклада, интересует прежде всего критерий духовности, который фиксирует особенности внутреннего мира студентов, динамику развития их сознания. Одна из главных особенностей сознания студентов состоит в том, что они стали чувствовать себя более раскрепощенными, свободными. Это проявляется в поведении студентов, их общении, оценках различных явлений и событий. Появление более выраженного феномена свободы в сознании студентов есть следствие качественных изменений, произошедших с нашей страной в конце 20-го – начале 21-го веков и повлиявших на сознание людей как в позитивном так и в негативном ключе. Эти изменения духовно-нравственного, политического, правового и экономического характера, составляющие тему специального разговора.

Сознание студента, становясь более свободным и независимым от внутренних несовершенств и внешних обстоятельств, некоторое время может оказаться в состоянии поиска и выбора каких-то новых духовно-нравственных ориентиров. Перед студентами, вообще перед молодежью встает вопрос осознания этого ощущения свободы и его органичного включения в жизненный контекст. Это дело очень непростое, ибо в обществе не существует приоритетной системы духовных ценностей, на которой могло бы базироваться духовно-нравственное воспитание студентов. В известном смысле существующие ценности характеризуются плюралистичностью. В этой ситуации роль философии, в которой существуют образцы общечеловеческих ценностей, возрастает, поскольку она ставит и рассматривает универсальные вопросы, затрагивающие интересы каждой личности. Они касаются мировоззрения, смысла жизни, познания, сознания, истины, красоты, любви, добра, совести, культуры и многого другого. Педагог может предложить студентам поразмышлять в этом пространстве и выбрать какие-то предпочтения, не навязывая их студентам, а показывая их объективную и субъективную необходимость для духовно-нравственного обустройства их жизни.

В этой ситуации освоение философских учений, раскрывающих вечные духовные ценности (знание, красота, добро, любовь и т.д.), может в идеале предоставить студентам возможности выбора духовно-нравственных ориентиров и побудить их к духовному сотрудничеству, о котором я писал выше. Это в свою очередь выводит педагога на размышления о том, как наилучшим образом в этот процесс включить духовный потенциал философии, освоение которого помогало бы студентам выстраивать более гармоничные отношения с самими собой, другими людьми, окружающим миром.

Важнейшим фактором, влияющим на продвижение России по пути культурного и социально-экономического прогресса, укрепления ее позиций в мире является уровень развития сознания живущих в нашей стране людей, их нравственная позиция и степень освоения культуры. Вообще, сознание в структуре личности играет ведущую роль. В связи с этим важно, чтобы оно было наполнено конструктивным, творческим содержанием и окрашено позитивными эмоциями. Сознание всегда предметно (оно обращено к определенному содержанию) и всегда социально, то есть является коллективным по своей природе. Это может быть сознание ученого, музыканта, поэта, философа. Эти творческие деятели работают в различных сферах культуры, но их творчество является достоянием общества, ибо его духовная жизнь представляет собой целостное единство уникальных культурных проявлений. В этой связи уровень развития сознания студентов обусловлен тем, каким предметным содержанием они владеют и какова глубина проникновения их сознания в смыслы философских понятий и образов. Важной основой жизни сознания студентов выступает их нравственная позиция.

Итак, в докладе предпринята попытка показать, что в пространстве освоения философии заложены многообразные возможности духовного совершенствования личности студента и личности педагога. Важнейшим направлением этого совершенствования выступает их духовное сотрудничество. Его содержательной основой становятся философские идеи и учения. Рассмотрение этих идей в контексте действий, поступков личности и событий ее жизни придает им личностное звучание.

Мне как педагогу выпала счастливая миссия общаться со студентами в пространстве освоения философии, которая, как показывают опросы студентов, благотворно влияет на развитие их сознания. Поэтому, работая со студентами, одну из своих задач вижу в том, чтобы помогать им осваивать философские знания, формировать пространство духовного сотрудничества, участие в котором могло бы оставить в их сердцах крупицы знаний и светлые воспоминания об изучении философии, а мой духовный опыт обогатить новыми творческими находками. Зерна знаний, посеянные в процессе такого сотрудничества, могут дать всходы, так необходимые для духовного развития нашего общества. Поэтому, когда я работаю со студентами, у меня улучшается настроение (надеюсь, что это взаимно). Думаю, это происходит потому, что я становлюсь участником духовного сотрудничества, в пространстве которого рассматриваются вечные духовные ценности, а размышление о них раскрывает перед личностью подлинный смысл его жизни – через деятельность и общение продвигаться к вершинам знания, красоты, добра и любви.

Список литературы

1. Барабанщиков В.А. Восприятие и событие. СПб., 2002.

2. Бахтин М.М. К философии поступка. Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. М., 1986. С.103.

3. Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Дух, душа, тело. С.19.

4. Кедров К. Параллельные миры. М., 2001. С.38.

5. Флоренский П.А. Мнимости в геометрии. М., 1991. С. 69.

6. Шапошникова Л.В. Философия космической реальности // Листы Сада Мории. Кн. 1: Зов. [ 2-е изд. ]. – М.: МЦР; Мастер-Банк, 2003 – С. 48-49.

7. Ясперс К. Духовная ситуация времени. М., 1990. С.19.

 


* В рамках работы конференции была развернута выставка репродукций картин художников-космистов, таких как Н.Рерих, М.Чюрленис, О.Высоцкий, С.Кузнецов и др. Достойное место среди них заняли полотна летчика-космонавта А.А.Леонова. Выставка была организована возглавляемой профессором В.В.Фроловым проблемной группой «Русский космизм» Российского философского общества. Участник этой группы, доцент Технологического университета А.И.Абрамова провела экскурсию и рассказала, что экспозиция образует целостное информационное полотно, иллюстрирующее процессы и стадии образования и развития Вселенной, многомерного Космоса и человека как его части.

 


Педагогика Культуры № 34 (2021)

Метки: Рубрика: Проблемы образования: формирование духовности и культуры, Фролов В.В.

Печать