Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Поиск по авторам

Марианна Озолиня,

Председатель

Латвийского отделения Международного Центра Рерихов

Метаисторическое значение Собора Святого Петра в Риге

 

В небо

величаво устремлённый,

Страж покоя,

ты над городом паришь –

Храм Петра,

прекрасный и влюблённый,

Ты ключи

заветные хранишь…

В стенах твоих –

радости звучанье,

В дни торжеств –

величия мотив…

Сердце города,

ты – как исповеданье

Всех, кто любит,

всех, кто честен и красив.

 

М. Озолиня

 

Многие из присутствующих, думаю, не однажды побывали в этом сокровенном месте столицы Латвии.

А в самом начале прошлого столетия этот уникальный Храм, которым по праву гордятся жители Риги, часто посещали Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи.

Вот что об этом пишет сам Николай Константинович своим друзьям в Ригу из Нью-Йорка в 1931году:

«Когда я вспоминаю Латвию и Ригу, передо мною встаёт целый ряд незабываемых впечатлений. Я помню, как во время нашей поездки по священным местам мы вошли в великолепный Собор Святого Петра, где мощно лились звуки органа. Мне не пришлось узнать, кто был этот выдающийся органист, который, подобно Себастиану Баху, изливал своё божественное вдохновение, мощно наполняя исторические своды влекущими ввысь и возвышающими аккордами. Мы ходили неоднократно в определённые часы слушать и приобщаться к этой молитве Духа. И в нашем обиходе Рига так и осталась, прежде всего, одухотворённой величественным Собором» («Держава Рериха». Нью-Йорк, 1931).

В 1935 году Елена Ивановна Рерих, продолжая эти воспоминания, пишет Рихарду Яковлевичу Рудзитису: «...я часто бывала именно в этих местах, ибо ходила слушать упражнявшегося в Храме прекрасного органиста, тогда мне было не более 23-х лет и я полюбила Ригу с её историческими памятниками. Ведь и мой предок со стороны отца был выходцем из Риги при Петре Великом. Так Карма связывает меня и Николая Константиновича c Прибалтийскими странами, отсюда и наша любовь к народам, их населяющим».

(1935 год, 24 января).

 

В Старой Риге, куда ни пойдёшь, рано или поздно ноги обязательно приведут к Собору Святого Петра – главному рижскому храму, а золотой петушок на его шпиле являет собой официальный символ города, его визитную карточку...

               

Мало кто знает, что небесный патрон Собора – апостол Святой Пётр – является патроном и самого города Риги. Недаром на городском гербе изображены два ключа Святого Петра, скреплённых вместе, символизируя неразрывность миров – Земного и Небесного.

Вот уже девятое столетие Собор верно и преданно стоит на охране покоя города и на его защите. Грациозный трёхступенчатый бароккальный шпиль венчает золотой петух весом 260 кг, ростом с телёнка. Почему петух? – Библейский символ!

            

Вспомним прощальные слова Учителя Христа, сказанные своим ученикам во время Тайной Вечери: «Прежде, нежели пропоёт петух, один из вас отречётся от меня трижды». Петух – символ, напоминающий о смирении, о верности, о возможности искупительного покаяния. Вспомним, что сама Индивидуальность Святого Петра символизирует эволюционный путь от грешника до святого. Храм богат символикой.

Мало найдётся случайных элементов в интерьере здания и в его убранстве.

Так, на изящном бароккальном фасаде над его тремя порталами мы видим скульптурные изображнния трёх библейских Учителей: Моисея, Христа и Святого Петра. Духовное назначение этих Учителей совпадает, являя собой путь эволюционных реформаторов. Эти символы, уверена, определяют в веках значение самого Собора.

Строгий изгиб линий сводов и окна в стиле готики, гармоничное распределение света в пространстве, отличная акустика придают интерьеру Собора лёгкость, изящество, красоту. Всё это можно оценить словами великого Гёте: архитектура – это музыка, застывшая в камне. Сами архитекторы называют Собор Св. Петра жемчужиной готики.

Расположение алтарной части нетипично для культового здания. В отличие от других ортодоксальных строений, где строго запрещено прихожанам заглядывать в святая святых – в алтарь церкви, здесь, наоборот, алтарь встроен в центр храма, доступен для осмотра со всех сторон – небывалая демократичность архитектурного проекта.

Как у каждого человека, так и у каждого строения есть своя судьба. Вот уже более 800 лет этот храм, будучи главным, ведущим, во всех событиях Риги, в исторических пертурбациях, исполнял своё предназначение – быть во всём первым, нести людям духовный свет, знание, культуру... хранить город от опасностей... В веках с его именем связано много исторически значимых личностей – зодчих, музыкантов, государственных деятелей, художников, поэтов, учителей, политиков и общественных деятелей.

В 1621 году в Соборе Св. Петра служили молебен на верность города новой власти шведского короля Густава Адольфа, которому вручили ключи от Риги.

А через 100 лет, в мае 1721 года, русский император Пётр I сам лично вместе с солдатами тушил пожар на башне Собора Св. Петра. Пожар унять было трудно, ибо шпиль был деревянный и, рухнув на деревянный маленький город, мог его погубить в огне. Пётр обращается за помощью к своему Небесному Покровителю и просит о чуде спасения Собора и самого города Риги. Вероятно, его горячая молитва была услышана – и чудо произошло: горящая башня не упала на город, а сложилась сама в себя. Сказано: Просите и будет дано... Так Пётр I пламенной сердечной молитвой спас Ригу и храм, о котором он говорил: «Это дом моего Великого Собрата».

После грандиозного пожара Пётр I написал царский указ о восстановлении шпиля Собора Святого Петра в Риге. Это был первый Указ Российской Империи по реставрационному делу. Правда, шпиль восстановили через четверть века – в 1746 году. 195 лет он возвышался над Ригой и был самым высоким в мире деревянным шпилем, построенным без единого гвоздя (121 метр), с золотым петушком. Башня стала гордостью рижского магистрата и горожан. Однако судьба уже готовила новое историческое испытание...

В день Святых Петра и Павла (по католическому календарю) 29 июня 1941 года трагически гибнет в военном пожарище не только уникальная башня, но и всё здание – и богатый интерьер, и замечательный орган швейцарской фирмы «Валкер», тот самый, который с восторгом слушали Е.И. и Н.К. Рерихи. Пожар бушевал, но тушить было некому, ибо шло жестокое сражение за Ригу.

И что примечательно, из всех культовых зданий города огненному разрушению подвергся только Собор Св. Петра.

Что уготовано Собору в будущем после такой катастрофы? Думаю о случайностях... Их много... Хочу понять их язык... Случайно ли Елена Ивановна и Николай Константинович Рерих именно этому Собору уделили такое большое внимание, выразили своё восхищение им и, в конце концов, прямо указали, что Рига освящена величественным Собором Святого Петра. Учителя оставили здесь свои магниты, посеяли духовные семена будущего... Это был 1903 год – самое начало 20-го века. Никто не знает сроков урожая, но семена годами ждут время своего всхода...

После войны (1945 – 1954 гг.) Собор лежал в развалинах, подвергаясь разрушению от природных воздействий и, что ещё хуже, от людского мародёрства. Невежественные люди рылись в гробницах в поисках золота и наносили увечье древнему зодчеству и предметам искусства, ломали и уносили детали оставшегося интерьера, отпиливали от кафедры куски мрамора для кустарного изготовления слоников на продажу на рижском базаре. Такое положение длилось 13 лет.

Над Собором нависла ещё одна угроза дальнейшему его существованию. Административные чиновники тех послевоенных лет мало думали об охране и восстановлении пострадавших от войны памятников архитектуры. Решались другие, как им казалось, более практические на то время задачи материального порядка. Поэтому зазвучали отдельные кощунственные предложения взорвать остатки Собора и на этом месте построить жильё. Были и ещё более нелепые предложения: построить городской бассейн или торговый центр пушнины...

Только стойкая группа архитекторов из ГлавАПУ города Риги во главе с архитектором Андреем Холцманисом отстояла идею о восстановлении шедевра готики.

С 1954 по 1983 годы шли восстановительные работы, с периодическими перерывами из-за недостатка финансирования. Автор реставрационного проекта Петерис Саулитис, разработал концепцию будущего здания, вкладывая в идею проекта главную функцию культуры, а с 1991 года подключается функция религии.

Первая часть реставрации закончена к 1973 году – готова башня Собора.

В это время, 21 сентября 1973 года (в День рождества Богородицы), я имела честь приступить к своим обязанностям в качестве директора этого уникального памятника архитектуры, находившегося на реставрации.

39 лет судьбой мне было позволено служить Культуре в этих древних стенах. В многовековой истории в первый раз к служению в Соборе была допущена женщина... Новый век наметил новый поворот...

Передо мной стояла задача реализовать заложенную в проекте обновлённую функцию Храма, превратив его в мощный культурный центр как альтернативу безвкусице послевоенного периода, так как считаю, что XX век, к сожалению, во многом погрешил против истинной Культуры и духовности, подменяя её «фокстротно-джазовой кулачной цивилизацией, ставшей посмешищем на Культуру, где дух человеческий оторван от Космоса...» (Грани Агни Йоги. 1953 г. Ч.2, п. 390).

Для осуществления этой задачи необходимо было привлечь лучшие творческие силы общества. Нужно было этот давно забытый памятник архитектуры сделать любимым местом, популярным у горожан и гостей столицы.

Большой туризм должен был привести на башню Собора тысячи людей, которые могли бы с высоты птичьего полёта насладиться красотой седой красавицы Риги. А финансирование – на условиях самоокупаемости. Зарабатывать должны были учиться сами....

В 1976 году первыми в отреставрированную часть зала вошли как хозяева латвийские художники по текстилю. Они понимали всю ответственность и высокую честь первопроходцев. Это был первый шаг к будущей большой культурной жизни Собора.

Постепенно Собор возвращал себе статус главного, ведущего, но теперь уже на ниве Культуры.

За все эти 39 лет большие творческие силы отозвались на Зов. Художники и музыканты, актёры и писатели, поэты и архитекторы, педагоги и общественные деятели демонстрировали свою созидательную деятельность в стенах исторического свидетеля многовековой Культуры.

Активизировались и международные творческие силы. Бесчисленные художественные выставки, концерты, праздники города и общественные мероприятия вписаны уже в новую летопись Собора Святого Петра – памятника архитектуры XIII века.

Как особо важную веху в жизни Собора отмечаю осень 1989 года. Произошло уникальное событие: в центре Старой Риги в средневековый Собор Св. Петра мощно вошла Живая Этика.

В духовной жизни общества наметилась свежая струя – начали восстанавливаться в своих правах запрещённые с 1940 года культурные общества Латвии. В 1988 году было восстановлено и довоенное Латвийское Общество друзей музея Рериха. Имя великого Рериха вышло из-под запрета. А духовный голод был тогда велик. Думающие люди искали источники, дающие ясные ответы на вечные эволюционные космические вопросы.

И тут Собор Св. Петра снова пришёл на помощь горожанам.

С осени 1989 года в просторном церковном помещении начались еженедельные открытые публичные бесплатные лекции по Живой Этике, которые согласился читать на русском и на латышском языках наш учитель – Анатолий Алексеевич Макаров – член довоенного Общества Рериха.

Он вместе с другими членами Общества после Второй мировой войны подвергся репрессиям и высылке на север в ГУЛАГ. По возвращении из заключения был реабилитирован.

После восстановления Общества Анатолий Алексеевич взял на себя ответственный труд просветителя Учения Жизни. Весть об его уникальных лекциях облетела весь город. Просторный Собор едва вмещал всех желающих послушать. Они жадно ловили каждое слово о Космических законах, об Иерархии Света, о Карме, о законе перевоплощения, о Мире Огненном, о Великих Учителях, об Атлантиде… Книг Учения Живой Этики тогда не было, и каждая лекция старательно конспектировалась.

До пятисот слушателей собиралось в те дни в Соборе, который судьбоносно стал как бы эзотерической школой, где в сознание людей, воспитанных на совершенно иных ценностях советского времени, закладывались новые эволюционные понятия.

Учитель всё своё сердце положил на духовное пробуждение и расширение сознания наших горожан. Именно его титаническому труду мы обязаны нашим прозрением. Когда Анатолий Алексеевич покинул земной план, его лекции в Соборе продолжил его ученик – Дайнис Озолс.

Собор, как живая сущность, впитывал в себя огненную энергетику Живой Этики...

Инициативная группа поддержки МЦР стала учредителем новой организации. В 1995 году Латвийским Государственным регистром было зарегистрировано Латвийское отделение МЦР. Это было 19 лет назад.

Вся общественная деятельность Латвийского отделения была тесно связана с Собором Св. Петра, который стал, практически, базой, как бы штаб-квартирой Отделения на долгие годы. Эта новая страница летописи Собора уникальна и не имеет аналога.

Однако культура прочно заняла здесь своё место. Будучи официально учреждением Рижской думы, Собор продолжал расширять свою просветительскую деятельность.

В 1993 году Латвия отделилась от Советского Союза и стала самостоятельной республикой. Этот период многим людям принёс большие переживания. Появилось много бедствующих, отчаявшихся людей. Как реально помочь нуждающимся в трудный период жизни, как морально поддержать и не дать их душам забыть ощущение радости от Прекрасного? Собор снова милосердно распахивает свои двери для всех, организуя бесплатные еженедельные «музыкальные вторники» – концерты студентов Латвийской Академии искусств, а также известных мастеров исполнительского искусства. Девятнадцать лет, без перерыва, звучит в Соборе музыка для всех. Здесь любому человеку найдётся и место, и уважение, и покой... Для многих тогда эти музыкальные вечера стали «лучом света в тёмном царстве».

Старые люди, пенсионеры и школьники имели особую привилегию: все художественные выставки в храме они посещали бесплатно.

      

Сейчас Собор Св. Петра остаётся верным своему творческому духу и как друг, как воин продолжает служить людям, любить их. И люди отвечают ему взаимностью. Им восхищаются, к нему устремляются и в дни радости, и в дни печали, находя здесь и утешение, и поддержку, и одухотворение.

Сердечное тепло и красота храма пленяют и своими невидимыми лучами согревают каждого переступающего его порог.

Сегодня наша Рига так и остаётся, по словам Н.К.Рериха, одухотворённой величественным Собором Св. Петра. Заложенный Рерихами магнит Культуры все предшествующие годы способствовал утверждению особого эволюционного значения храма, готовя надёжный старт для его будущего.

 

Собору Св. Петра в Риге

 

Мы с тобою вместе поседели:

Патиною – ты, я – серебром,

Но от этого ничуть не постарели,

Ибо жизни счёт совсем иной ведём…

 

Каждый день, как жемчуг, собирали

В ожерелие несчётных лет…

Истину по капле добывали,

На вопросы требуя ответ.

 

Радости и горести делили

Сердцем и душою пополам.

И, конечно, искренно любили,

И молитву слали Небесам.

 

М. Озолиня

 

       

 


Метки: Озолиня М.Р.