Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

 

Романов Константин Владимирович,
кандидат философских наук,
доцент кафедры философии, культурологии
и методологических основ образования
Санкт-Петербургского государственного
университета педагогического мастерства

 

Осмысление культуры как высшей ценности

в процессе образования

Современное образование трехслойно. Если его представить как систему, то на входе мы имеем духовно-нравственное образование, в основном содержании – научное (гуманитарно-общественное и естественнонаучное), на выходе – технологическое.

Одна из коренных проблем образования состоит в том, что при всем многообразии форм образовательных учреждений в самом содержании обучения, развития и воспитания отсутствует целостность и соответствующий ей единый стержень. В рефлексивном плане это вполне соответствует принципу мозаичности неклассической структуры постмодернизма. Однако отсутствие целостной модели ничего не дает для понимания перспектив развития.

Современное среднее образование лишено целостной картины мира. Каждая дисциплина работает исключительно на себя. Это стало характерно даже для дисциплин гуманитарно-общественного цикла, обладающих высоким духовно-нравственным потенциалом. Речь идет о словесности и социальной истории. Предметник вынужден решать три дидактических задачи – подготовки учеников к экзамену, подготовки к вступительным экзаменам или тестированию в вузы и подготовки своего образовательного учреждения к очередной аттестации.

Фактически для решения вопросов духовно-нравственного образования остается лишь поле внеклассной работы. Для части преподавателей это явная обуза, энергозатраты на которую явно не соответствуют оплате труда. Да и моральное стимулирование невелико в условиях, когда школа лихорадочно ищет возможности расширения дополнительных услуг.

Социальная ситуация такова, что слой духовно-нравственного образования практически выдвинут за сетку часов. В сетке часов остаются три дисциплины блока «Искусство». Это «Музыка», «ИЗО», «МХК». Но в массовой школе ни один из этих предметов не интегрирован с курсами, принадлежащими к выпускному экзамену.

Объем часов, отведенных на блок «Искусство», свидетельствует только об одном. За десять лет реформ сменились лозунги, но сохранился остаточный принцип финансирования образования, а в образовании – остаточный принцип финансирования дисциплин этого блока.

Конечно, отдельные учителя-подвижники пытаются что-то изменить ценой героических усилий. Однако в системе массовой школы не меняется ничего. Языки искусств, мифологий и религий не менее сложны, чем первичные естественные языки и языки наук. Между тем, время, которое отводится на их изучение, позволяет решить лишь две задачи: это поверхностное информирование и реклама дополнительных мероприятий в факультативной форме.

Практически мы идем к ситуации, когда дело духовно-нравственного воспитания попадает в разряд дополнительных услуг. Последствия очевидны. Есть ли выход?

Поиски изменения сложившегося положения дел связаны с разработкой интегративной модели культуры в системе образования. Дело в том, что предметным ядром содержания образования на протяжении многих десятилетий выступали две темы: «Мироздание» и «Общество». В последние десятилетия советской культуры имели место попытки исправить одномерность такого подхода. В спешном порядке вводились факультативы по этике, семьеведению, культуре отношений между юношей и девушкой. Однако спасти этими «инъекциями» не удалось.

В середине 90-х годов произошло обратное. Сохранив тему «Мироздание», организаторы просвещения на место темы «Общество» поставили тему «Человек». Началась тотально-повальная гуманизация. Получив положительный результат в области индивидуального развития личности в элитных структурах, мы столкнулись с тяжелыми социальными последствиями в массовой школе: рост преступности несовершеннолетних и эволюция криминогенной анти-культуры.

Перед системой образования встала уникальная задача. Это задача перехода от бинарной трактовки предметного ядра содержания образования к тернарному* подходу. Ю.М.Лотман неоднократно обращал внимание на методологическую значимость этой задачи. Россия останется Россией, сколько ее не погружай в пучину азиатских или европейских вод. Она не в состоянии избежать резких поворотов и ломок в своей естественноисторической динамике. Единственный путь совершенствования ее культуры – это ментальный переход от бинарного к тернарному мышлению.

Предметное содержание образования должны составлять три темы:

«Человек», «Социум», «Мироздание». С учетом особого внимания к проблеме духовно-нравственного воспитания общую тему можно сформулировать следующим образом: «Культура жизни человека в обществе и мироздании».

С нашей точки зрения, разработка данной темы связана с построением интегративной модели культуры. Согласно предлагаемой нами модели, культура есть исторически обусловленный способ и результат избирательной деятельности человека, групп людей и сообществ по управлению разными сферами жизни на основе символических текстов Вселенной, выражающих физические, духовные и материальные ценности отношений. В данной модели представлены 5 признаков: историзм-избирательность-упорядоченность-символизм-аксиологизм. Совокупность этих признаков позволяет осуществить на методологическом уровне интеграцию дидактических единиц предметов, составляющих содержание образования.

Тем самым возникает уникальная возможность перейти от разговоров о предназначении культуры к многократному повышению ее статуса через содержание образования. Стержнем содержания образования становится освоение целостной картины культурной жизни человека в социуме и мире.

Духовно-нравственный слой построения этой картины ориентирован на идеи философии, символы культурологии, обычаи этнографии, верования религиоведения, образы искусства. Ее научный слой сфокусирован идеями экологии, словами литературы и языка (словесность), числами математики. Технологический слой развивает знаковую систему умений и навыков с помощью таких дисциплин как «домоводство» и «ОБЖ», «валеология» и «физическая культура», «использование ВТ» и «менеджмент», «риторика» и «этикет», «логика» и «коммуникационная культура».

То понимание культуры, которого придерживался выдающийся сын русского народа Николай Рерих, подчас вызывает неприятие со стороны некоторых теоретиков. Забывая евангельское «не судите, да не судимы будете», некоторые доходят до откровенного богохульства. Иначе как презрением к национальным интересам нельзя назвать словоблудие в адрес человека, именем которого назван Пакт о сохранении ценностей культуры всеми цивилизованными странами.

Понимание культуры как почитания света многозначно. Яростная критика в адрес того или другого из них говорит об одном – о непонимании и незнании. Суть здесь не в «нищете духом», а в элементарном невежестве. Диалог разных пониманий почитания света – это единственный путь укоренения тернарной основы ментального развития культуры России.

 

*) Тернарный – троичный, состоящий из трех частей компонентов (прим. ред.)

 

Источник:

Синтез Познавательного и Прекрасного в образовании: Материалы научно-практической педагогической конференции 9-10 января 2001 г., Санкт-Петербург. – СПб.: Левша. Санкт-Петербург, 2001. – С.19-22