Панченко О.Г., Бирич И.А. «Искать ответ у классиков: Истоки гуманистических тенденций в истории образования и педагогики»
Обучение и воспитание – два основных понятия, составляющих суть процесса образования, вокруг которых строится работа с детьми. Они являются взаимообогащающими и взаимовлияющими процессами. Как нельзя обучать, не оказывая воспитательного влияния, так нельзя и решать воспитательные задачи, не вооружив воспитанников довольно сложной системой знаний о мире.
Панченко О.Г., Бирич И.А. «Мировоззренческие основы гуманной педагогики в России: Русская философская мысль XVIII и XIX вв. о целях и задачах образования»
Эпоха Просвещения в России началась с образовательной реформы Петра I. Частное семейное дело он перевел в масштаб государственной важности, так как страна стала остро нуждаться в людях, обладающих способностью... учиться.
Панченко О.Г., Бирич И.А. «Педагогические концепции философов русского зарубежья XX в.»
В XX веке русские гуманистические концепции в области образования продолжали развиваться в условиях эмиграции. Трагический век заставил наших философов по-иному взглянуть на проблемы образования в свете нового понимания ими культурно-цивилизационных процессов, осознания того, что это разные процессы и направлены они на обслуживание разных целей развития внутри социума. Подчинение культуры экономическим и политическим интересам различных общественных слоев привело Европу к военной и социальной конфронтации, к деградации и продажности так называемого общественного сознания, к духовному оскудению нравственного и творческого потенциала европейских народов.
Панченко О.Г., Бирич И.А. «Мировоззренческие основы советской педагогики»
Несмотря на мощные духовные основы заново слагающейся системы массового образования в России в конце XIX в., «философский ренессанс» начала XX в., русская школа не успевала реализовывать те высокие нравственные задачи, что были поставлены перед ней русскими философами. Не прошло еще и двух поколений после освобождения крестьян, как в России стали широко распространяться совершенно другие мировоззренческие идеи.