Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

 

Овсянкина Галина Петровна,

доктор искусствоведения, профессор Российского государственного

педагогического университета имени А.И.Герцена,

Санкт-Петербург.

 

Воспитание ноосферного сознания

Статья из журнала «Education Alternative»

 

Среди комплекса проблем современного высшего образования, независимо от его профессионализации, одной из наиболее актуальных является воспитание у студентов нового, разумного отношения к биосфере. От этого зависит не только успешное развитие культуры и экономики, но и сохранение жизни на планете Земля.

Сегодня нельзя не замечать, что негативные космические воздействия усиливаются резким ухудшением экологии на Земле. Не последнюю роль в этом играет бездумное расточительное хозяйствование людей, безалаберно жестокое отношение к георесурсам и т.д. Подвержены отрицательному космическому влиянию социально-общественные процессы, нормы общественного поведения, моральные и нравственные устои.

Разумное отношение к биосфере напрямую связано с учением В.И.Вернадского о ноосфере [См.: 2]. Осознание роли ноосферы, как самой приоритетной научной категории в эпоху тотального разграбления земных богатств, жестокой технизации, уничтожающей все живое, стремления развернуть столь же хищническое «хозяйствование» в Космосе, не требует дополнительных разъяснений и поддержки.

В ряде государств понимание проблемы трактуется локально. Это касается прежде всего стран так называемого «золотого миллиарда». Там осуществляются полномасштабные экологические проекты, сильна позиция партии «зеленых». Однако благополучие своего социума во многом достигается за счет других стран, особенно третьего мира: в них переводятся производственные, особенно экологически опасные объекты, вывозятся вредные отходы (в том числе в Россию). Столь эгоистический подход несовместим с ноосферным сознанием: благополучие на планете Земля не может быть, если в ней есть регионы с жестоким отношением к природе. Геокосмос – единый дом.

Согласно российскому «Новейшему большому энциклопедическому словарю», ноосфера – это «новое состояние биосферы в процессе эволюции в связи с разумной деятельностью человека, являющейся решающим фактором ее развития» [8, с. 1201]. Определяющая роль разума подчеркивается и в других определениях, в частности в монографии О.Д.Маслобоевой: «…это биосфера, перешедшая в новое качество, т. е. развивающаяся как сфера, контролируемая разумом» [7, с. 274]. Концепция В.И.Вернадского, идеи других русских ученых-органистов и космистов – Н.Ф.Фёдорова, Н.А.Булгакова, Н.О.Лосского, К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского, П.А.Флоренского и т.д. во многом соприкасаются с учением Живой Этики Рерихов. Эти выдающиеся прозрения научной мысли возникли в России на рубеже XIX–XX веков – накануне научно-технической революции, самых разрушительных за всю историю войн, невиданного уровня материального потребления и т.д. «Космизм раскрывает методологию созидательного разрешения апокалипсической альтернативы современности, т. е. альтернативы между самоуничтожением или самовозрождением социального субъекта» [7, с. 260].

Ноосферные идеи своими истоками уходят в далекое прошлое, когда не вызывала сомнений связь человека и всего сущего с Космосом. Об этом свидетельствуют уже древние научные знания, не говоря о мифологии и сакральных учениях. Но человек склонен «забывать» прежний опыт. Схожее миропонимание отмечается и у этнических групп, находящихся сегодня на ранней стадии общественного развития. В частности, российским этнографом-африканистом, исследователем народа бамбара, живущего в Республике Мали и в Западном Судане, В.Р.Арсеньевым отмечено: «Нарушение целостного мира или какого-то из его компонентов – от самого значительного до неприметного – бамбара связывают с понятием “ньяма”, силой, которая выделяется из любого целостного объекта при полном или частичном его разрушении, поэтому оно связывается с нарушением всеобщего равновесия» [1, с. 140]. В современном цивилизованном сообществе неизбежно встает вопрос о воспитании у человека (в первую очередь молодого) разумного отношения к природе – нового ноосферного сознания, восходящего к учению Живой Этики.

Отрадно отметить, что уже есть примеры такого воспитания, но оно не носит массового характера, в том числе в России. Оно подобно редким звездам, вспыхивающим на темном небе, реализуясь в образовательных учреждениях разного уровня или воспитательных проектах. В частности, уже более 15 лет в санкт-петербургских общеобразовательных школах 15 апреля, в день подписания Пакта Рериха о защите культуры, при поддержке Комитета по образованию, Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования проводится «День Культуры». Мощным проводником знаний о Живой Этике является издаваемый в Санкт-Петербурге электронный журнал «Педагогика Культуры». Страстным пропагандистом идей В.И.Вернадского, в том числе в вузовской среде, является человек уникальной образованности, петербургский профессор А.И.Субетто, о чем свидетельствуют его научная, общественно-организаторская и преподавательская деятельность [см.: 9, 10, 11]. В ноябре 2012 года в Екатеринбурге прошла масштабная научно-педагогическая конференция «Идеи космизма – педагогике и образованию: культура – устой эволюции», обобщающая современный опыт воспитания ноосферного сознания. Однако пока это отдельные образовательные опыты, внедрение которых зависит от взглядов и личных пристрастий отдельных личностей и организаций.

В идеале воспитание ноосферного сознания должно начинаться с семьи, с первых дней жизни ребенка и даже еще в пренатальный период (об этом знали в древневосточных цивилизациях). Тем более оно должно стать важной составной частью программ на всех уровнях образования, начиная с детского сада. Какими разнообразными в этом процессе могут быть педагогические подходы, свидетельствуют материалы уже упоминаемой научно-педагогической конференции в Екатеринбурге (они опубликованы в 2013 году).

Настоящим очагом воспитания ноосферного сознания должен стать университет. В нем получает образование будущая интеллектуальная элита страны, которая понесет эти знания в разные сферы своей предстоящей профессиональной деятельности. К тому же студенты – это будущие родители (а в отдельных случаях и настоящие).

Будучи профессором факультета музыки (с 1 сентября 2013 года он стал Институтом музыки, театра и хореографии) Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена (РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург), мною была поставлена задача знакомить студенческую молодежь с ноосферной проблематикой и учением Живой Этики. Целенаправленно это задача осуществляется с 2007 года. За прошедшие 7 лет накопился опыт построения концепции, тематического плана в этой научной области, возможностей его варьирования.

Практика преподавания на факультете музыки в РГПУ им. А.И.Герцена показывает, что в решении этого вопроса есть два пути. Один – включение тем, посвященных Живой Этике и ноосферному сознанию, в учебный план какой-либо общегуманитарной дисциплины. Однако встает неизбежный для каждого вуза вопрос: в рамках какой дисциплины изучать эту информацию, трансформируя ее, в том числе в область профилизации студентов? «Счастливый» случай нам представился при преподавании предмета «Современные проблемы науки и образования».

Этот предмет входит в федеральный компонент учебных планов для всех высших образовательных заведений России (магистратура, I курс). По-нашему мнению, концепция предмета предполагает изучение как общих для всех специальностей научно-образовательных проблем, так и сугубо профильных (на факультете музыки – это актуальные вопросы музыкальной науки и музыкальной педагогики). Особенность данной дисциплины такова, что ее тематика, в связи с быстрыми переменами во всех областях знания и особо интенсивным обменом информацией, очень подвижна. Семилетний опыт преподавания свидетельствует, что даже очень хорошо продуманный и выстроенный по последним требованиям тематический план, должен обновляться каждые два года. Благодаря такой концепции в дисциплину свободно внедряется соответствующий тематический комплекс.

«Современные проблемы науки и образования» были избраны нами в качестве основного сосредоточения базовых знаний по воспитанию ноосферного сознания. Они содержатся в тематическом комплексе «Геокосмическое влияние на человека», который изучается одним из первых (мы отводим ему как минимум четыре «пары», то есть восемь академических часов).

В рамках этой комплексной темы нами затрагивается группа таких важнейших вопросов, как:

● отношение человека и Космоса;

● влияние космических факторов на человека;

● значение гравитационных сил;

● роль экологических нарушений;

● современный экологический кризис, его влияние на культуру;

● формирование экологической психологии (Р. Баркет);

● проблема футурошока (термин А.Тоффлера);

● становление Универсальной истории (Д.Кристиан), ее основные положения.

 

Непременно студенты знакомятся с понятием космизации наук. То есть в лаконичной форме отмечается роль идей В.И.Вернадского, Н.В.Тимофеева-Ресовского, Н.К.Рериха, К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского, П.А.Сорокина, Л.Н.Гумилева, В.Болгова, Н.Н.Моисеева.

В поле нашего зрения находятся также:

● новая теория планетной системы Г.Васильевой,

● категория ноосферы,

● категория психосферы (термин А.Крылова),

● понятие полового деморфизма.

 

В аспекте геовоздействия мы считаем необходимым указать на влияние электромагнитного поля и биомагнетизма на физиологию и психику человека. Здесь же возникают проблемы наследственности, одаренности и современного «кризиса гениальности». В этой связи нами приводятся статистические данные Е.Максимова, результаты исследования В.Эфроимсона, В.Рудника, А.Дуброва и др.

Происходит знакомство с положениями теории пассионарности на основе идей В.И.Вернадского и Л.Н.Гумилева. В этой группе проблем затрагиваются:

● вопросы среды и наследственности,

● современный взгляд на них в научном и образовательном контекстах,

● адаптации к внешней среде и виды адаптаций.

 

Учитывая тот факт, что дисциплина читается нами на факультете музыки, мы обязательно выносим на обсуждение основные вопросы теории социокультурной динамики П.А. Сорокина:

● о смене культур;

● о характеристике искусства в контексте учения о трех основных культурных эпохах;

● о современном состоянии российской культуры (как части мировой);

● о вестернизации культуры.

 

В этой связи дается понятие синергетического подхода и принципов самоорганизации. Причем социокультурная адаптация трактуется как высший тип адаптации. Подчеркивается приоритетное предназначение науки, религии, искусства в процессе адаптации.

Часть отмеченного тематического материала освещается нами на лекциях, остальные вопросы выносятся на практические занятия и предлагаются для самостоятельного изучения. Для их подготовки рекомендуются монография профессора герценовского университета О.Д.Волчек «Геокосмос и человек», отдельные статьи этого автора (многие из них помещены в сети Интернет) и публикации журналов «Педагогика Культуры». Эти работы содержат богатейший материал для всестороннего раскрытия темы (в медико-биологических, экономических, педагогических, культурологических и других аспектах).

Результативность изучения тем ««Геокосмическое влияние на человека» усиливается в сочетании с просмотром научно-документальных фильмов «Сознание накануне революции» (2005 г.) («О новом космическом мировоззрении») и «Время собирать камни».

Как свидетельствуют приведенные выше примеры вопросов из учебного плана, в них есть и элементы учения о Живой Этике, и о космизации наук, и о катастрофическом состоянии окружающей среды, что нельзя не учитывать в любой сфере деятельности. Это относится к категории общих – базовых вопросов.

Другое тематическое направление комплекса «Геокосмическое влияние на человека» непосредственно связано с будущей профессией студентов. В каждой специальности они решаются индивидуально. Приведем примеры из нашей практики. Исходя из того факта, что преподавание дисциплины ведется в педагогическом университете, нами включена в учебный план тема «Дети нового сознания: обсуждение проблемы» (на Западе их называют дети индиго, в российской науке термин дети нового сознания введен Л.В.Шапошниковой), которая представляется взаимосвязанной с космическим мировоззрением. В рамках этой темы поднимаются такие вопросы, как:

● природа феномена в социологическом, педагогическом, психологическом аспектах, характеристика разных точек зрения;

● <вопросы терминологического аппарата;

● анализ терминологических различий в зарубежной и российской науке.

 

Также:

● обобщается теоретический опыт по изучению проблемы в России и в зарубежной науке (в частности сравниваются точки зрения Ш.А.Амонашвили, Е.Н.Чернозёмовой, А.А.Лиханова, Л.Кэрролл, Д.Тоубер);

● отмечается пагубная роль журналистики и СМИ в искажении и коммерциализации проблемы;

● акцентируется внимание на психологической характеристики детей нового сознания, на их отличии и общности с феноменом «вундеркинда»;

● выявляется специфика гиперактивности детей нового сознания и приводятся данные о пагубном воздействии медикаментозного вмешательство в «лечении» их психики;

● подчеркивается нравственный критерий как основа психологической характеристики детей нового сознания и, в связи с этим, адаптация таких детей в социуме.

 

Нами поднимается проблема педагогического подхода:

● открытия учебных заведений для детей нового сознания;

● организации учебного процесса в «традиционных» учебных учреждениях для детей нового сознания;

● создание специально адаптированных учебных планов, учебных программ, учебно-методических пособий и т.д. от детского сада до вуза.

 

Затрагиваются нами отдельные вопросы, связанные с музыкой. В частности, указывая на связь искусства с геокосмическими факторами, мы приводим данные контент-анализа относительно ладотонального развития музыки. Выявляется сопряженность эволюции музыки, музыкального мышления с геокосмическим влиянием (хотя масштабных исследований по этому вопросу пока немного).

Для нас важен наблюдаемый каждый год результат: что к концу изучения этого тематического комплекса у студентов формируется понимание связи всей жизнедеятельности человека с геокосмосом. Осознание того, что его помыслы и дела, начиная от отношения к окружающей среде, особенно природным ресурсам в быту, до принятия глобальных политических решений, творческой и экономической деятельности, отражаются на состоянии геокосмического пространства. Это, в свою очередь, возвращается к человечеству бумерангом в виде как положительных, так и отрицательных биосферных реакций (сегодня чаще всего отмечается последнее).

Кроме того, студенты начинают понимать, что смена художественно-исторических эпох, направлений, стилей и жанров в искусстве, изменения образно-выразительного языка искусства (в частности музыкального) тоже во многом обусловлены геокосмическим воздействием. Сегодня было бы наивным полагать, что все изменения такого рода связаны только с деятельностью человека.

О том, насколько студенты становятся компетентны в вопросах ноосферного сознания свидетельствует группа вопросов, которая выносится в конце изучения дисциплины на дифференцированный зачет:

● геокосмическое влияние на человека – основные характеристики,

● понятие пассионарности, его связь с геокосмосом;

● опыт изучения средств музыкальной выразительности в геокосмическом аспекте;

● феномен «дети нового сознания»;

● основные понятия экологической психологии. 

 

Однако воспитание ноосферного сознания не может ограничиться только одной дисциплиной, ее отдельным тематическим комплексом. Даже в том случае, если будут изысканы возможности ввести в учебный план специальный курс по данной проблематике (например, факультативный). Поэтому второй путь, непосредственно связанный с первым, – организация преподавания любой дисциплины в контексте названной проблематики. Реализовать в жизнь второе направление гораздо сложнее, так как это зависит не только от одного преподавателя, ведущего базовую дисциплину (в нашем случае – «Современные проблемы науки и образования), а требует усилий всего педагогического сообщества высшего учебного заведения. Следовательно, оно должно обладать соответствующей научной компетентностью из области учений В.И.Вернадского, Н.К.Рериха, ученых-космистов. Более того, знания должны стать убеждением и обусловить нормы жизни. Идеальный облик преподавателя как нельзя лучше иллюстрируется известными словами А.П.Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…» [12, с. 303].

Помимо владения необходимыми знаниями о ноосфере, о Живой Этике от профессорско-преподавательского состава требуются значительные усилия по креативному осмыслению своей дисциплины в ноосферном контексте и обновлению методических подходов к ее преподаванию. Надо уметь видеть интересующие нас проблемные вопросы и акцентировать их. В частности обратимся к нашей практике. Помимо дисциплины «Современные проблемы науки и образования» мы преподаем также историю музыки (до эпохи Барокко) и целый блок специальных психологических предметов: «Музыкальная психология и психология музыкального образования», «Психология художественного творчества», «Психология музыкально-творческого самовыражения». Приведем в пример некоторые акценты из области преподаваемых нами этих дисциплин.

Если говорим об истории музыки, то достаточно вспомнить космологические представления о ней в Древней Ассирии или в Древнем Китае. (Об этом достаточно убедительно свидетельствуют широко известные классические труды о музыкальной культуре Древнего Востока К. Закса, российские вузовские учебники по истории музыки Древнего мира Р.И.Грубера и др.)

В области психологии творчества из исследований наших дней мы обращаемся к работам профессора Российской академии музыки им.Гнесиных Е.В.Вязковой, в частности, к ее диссертации «Процессы музыкального творчества: сравнительный текстологический анализ» (защищена в 1999 году в Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского), к статьям этого автора о типологии творческого процесса композитора, о природе интертекстуальных перекличек в художественных текстах и т.д. [4, 5].

В свете заявленной темы нас интересует новая методология изучения творческого процесса композитора, результатом которой стала его новаторская классификация. Она основывается, во-первых, на признании «информационного поля» в Космосе, во-вторых, в поиске ответа на вопрос: «Откуда и как приходят идеи?»

В результате такого исследовательского подхода, проанализировав и обобщив огромный массив фактов, автор выдвигает шесть типов творческого процесса композитора:

1) писание по вдохновению,

2) рациональное творчество,

3) творчество–игра,

4) творчество по модели,

5) творчество как автоматическое письмо,

6) творчество на основе саморазвития идеи.

 

Творчество по вдохновению связано с подключением к некоему источнику творческих идей. Подключение предполагает, как свидетельствуют высказывания самих композиторов, определенное состояние, ощущение предожидания, которое называют как «необычное состояние сознания» [4, с. 162].

Рациональное творчество предполагает создание музыкальной идеи интеллектуальным путем. В этом случае необходима большая работа.

Творчество – игра появляется тогда, когда художник (композитор) ставит себе определенные условия, подобные тем, которые есть в игре.

В творчестве по модели автор сознательно ориентируется на какой-нибудь высокий образец, как правило, из музыкальной классики.

В истории искусства зафиксированы уникальные случаи творчества как автоматического письма. В этих случаях творческий процесс подобен писанию под диктовку. В отличие от творчества по вдохновению, автоматическое письмо предполагает меньшую роль вмешательства автора; это как бы надиктованный текст. Не исключено, что последнее сочинение Шумана – «Вариации на тему Шуберта», которое, по словам больного композитора, напел ему во сне «ангел Шуберта», представляет собой образец автоматического письма.

Творчество на основе саморазвития идеи объясняется синергетикой – наукой о саморазвивающихся системах [4, с. 168].

Как видим, по меньшей мере, три вида творческого процесса композитора связаны с космическим пространством. Если развивать эту мысль (а материалов по данному вопросу уже накоплено достаточно), то выясняется, что воздействие Космоса как источника идей, движение этих новых идей из высшего пространства наблюдается во всех областях науки и искусства.

Еще в конце 1990-х годов астрофизиками было установлено воздействие на сознание человека направленно движущихся из Космоса частиц. Космические факторы – влияние солнца, луны, расположения планет, космических катаклизмов и др., связанные с ними климатические условия и их изменения, влияют на протекание основных жизненных процессов, рост популяции всего живого, половой деморфизм, усиление и, наоборот, уменьшение пассионарности, одаренности людей и т.д.

Переведя вновь проблему связи человека и Космоса в область музыкального искусства, отметим: сегодня ее актуальность усиливается также и тем, что во всем мире доминирует псевдомузыкальный «мусор», который наполняет радио, телеэфир, Интернет, составляя основу звукового фона социума. Вся эта «информация» поднимается в горние выси, и действие ее равноценно отравлению чистых вод и воздушного пространства. В такой обстановке особенно печальна судьба детей и молодежи.

Итак, суммируя полученные нами результаты по воспитанию ноосферного сознания на факультете музыки в РГПУ им. А.И.Герцена, отметим, что введенный нами тематический комплекс в структуру дисциплины «Современные проблемы науки и образования» предполагает две образовательные цели: общегуманитарную и профессиональную.

Общегуманитарная цель связана с обоснованием норм поведения в социуме, которым каждый студент должен следовать сам и транслировать их в свою бытовую, а в будущем и в служебную среду.

Профессиональная цель на факультете музыки – отношение к музыке как к носительнице священной информации, осознание нравственной сути миссии музыканта и педагога.

Что касается педагогических задач, то они проходят через весь вышеизложенный тематический материал и нацелены на тот результат, который мы ожидаем, когда приступаем к его проработке:

● глубокое постижение проблемы связи человека с Космосом как важнейшей составляющей сознания;

● выявление нравственных ориентиров, определяющих понимание индивидуумом себя в единстве с мирозданием;

● несение ноосферного знания во все структуры образования;

● бережное и требовательное отношение к музыке, к силе ее нравственного воздействия;

● осознание нравственной сути миссии музыканта и педагога.

 

Согласно положению В.И.Вернадского, «под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в ноосферу» [2, с. 20]. И одна из задач образования состоит в том, чтобы разбудить и развить эту мысль.

 

Литература

 

1. Арсеньев В.Р. Звери-боги-люди. – М.: Политиздат, 1991.

2. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. – М.: Наука, 1991.

3. Волчек О.Д. Геокосмос и человек. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006.

4. Вязкова Е.В. К вопросу типологии творческих процессов (наблюдения над высказываниями творцов) // Процессы музыкального творчества: сборник трудов / Под ред. Е.В.Вязковой; Изд-во РАМ им. Гнесиных. – Вып. 3. – М.: РАМ им. Гнесиных, 1999.

5. Вязкова Е.В. О природе творческого вдохновения и интертекстуальных взаимодействиях // Процессы музыкального творчества: сборник трудов / Под ред. Е.В. Вязковой; РАМ им. Гнесиных. – Вып. 5. – М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2005.

6. Идеи космизма – педагогике и образованию: культура – устой эволюции: материалы научно-педагогической конференции 23–24 ноября 2012 года. Екатеринбург / Международная общественная организация «Лига защиты Культуры», Институт гуманитарных наук и искусств департамента «Факультет искусствоведения и культурологии» УРФУ. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2013.

7. Маслобоева О.Д. Российский органицизм и космизм XIX–XX вв.: эволюция и актуальность: монография. – Ч. I–III / Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования. – М.: ACADEMIA, 2007.

8. Ноосфера // Большой энциклопедический словарь. – СПб.: Рипол-Классик. – С. 1201.

9. Субетто А.И. Ноосферное образование как механизм ноосферной человеческой революции в XXI веке прорыва человечества к космоноосферной парадигмен будущей истории // Общество. Среда. Развитие. – 2012. – № 2.

10. Субетто А.И. Ноосферный прорыв России в будущее в веке. – СПб.: Астерион, 2010.

11. Субетто А.И. Основания становления ноосферного образования в России (вместо предисловия) // Ноосферное образование в евразийском пространстве Коллективная монография) / Под науч. ред. А. И. Субетто. – СПб.: Астерион, 2012.

12. Чехов А.П. Дядя Ваня. Сцены из деревенской жизни в четырех действиях // А.П. Чехов Собрание сочинений. – Т. 10. Пьесы. – М.: Художественная литература, 1956.

 

Опубликовано:

 

Ovsyankina G. P. Noosphere consciousness education // Education Alternative.

Vol. 12. – Bulgaria, 2014. - URL: www.scientific-publications.net – P. 226–231.

https://www.scientific-publications.net/en/article/1000495/> 

https://www.scientific-publications.net/get/1000008/1409886502232677.pdf