Поиск по авторам

Афанасьева Алла Борисовна,

кандидат искусствоведения, доцент кафедры педагогики начального образования

и художественного развития ребенка Института детства,

Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена,

Санкт-Петербург.

Проект «День Культуры в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга»
как пример развития социальной креативности

Аннотация: В статье рассказывается о проекте «День Культуры», проводящемся с 1999 г. в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, акцентируется роль духовно-нравственной направленности в развитии социальной креативности.

Ключевые слова: культура, креативность, духовно-нравственное воспитание.

 

Жизнь современного человека в эпоху научно-технического прогресса, глобализации, общественных перемен требует мобильности, творческого подхода, умения находить нестандартные решения. Поэтому одной из важнейших задач образования, как общего, так и дополнительного, становится развитие творческих способностей человека, его креативности. Креативность (в буквальном русском переводе – творческость) обычно понимается как интегральное свойство, вбирающее в себя творческий потенциал личности, ее творческие возможности и способности. Этот потенциал проявляется в самых разных видах деятельности людей: в общении, работе, профессиональном и художественном творчестве.

Приведем одно из определений данного термина: «Креативность (лат. creatio – созидание) – системное (многомерное, многоуровневое) психическое образование, система общих творческих способностей и индивидуальных особенностей личности, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, нешаблонному их решению, генерированию большого количества оригинальных идей» [1, с. 68]. Социальную креативность понимают как «способность личности к восприятию, преобразованию и созиданию социальной среды и себя в современном мире» [2, с. 304]. Однако креативность в социальном контексте может иметь разные векторы направленности, как позитивные, так и негативные. Психолого-педагогическая задача – направить и развивать в положительном русле креативный потенциал ребенка. Социальная креативность должна иметь духовно-нравственные основания, тогда она будет способствовать успешной социализации ребенка и формированию в его сознании позитивной картины мира: настоящей и будущей.

Цель данной статьи – рассказать о проекте «День Культуры в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга» как примере развития социальной креативности духовно-нравственной направленности. Данный проект проводится в Санкт-Петербурге с 1999 г. Он был организован по инициативе Санкт-Петербургского отделения Международной Лиги защиты Культуры при поддержке Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга и Академии постдипломного педагогического образования. Дата его проведения 15 апреля связана с днем подписания в 1935 г. Пакта Мира о защите культурных ценностей, разработанного знаменитым русским художником и мыслителем Николаем Константиновичем Рерихом. Ныне идея Дня Культуры широко реализуется во многих городах нашей страны и за рубежом. Не раз Правительство Санкт-Петербурга включало День Культуры в городские Программы: поддержки и развития чтения (2009-2011 гг.), «Культурная столица» (2012-2014 гг.), что подтверждает его важное воспитательное значение.

Разработка проекта является проявлением социальной инициативности и креативности взрослых – методистов, педагогов, библиотекарей. Но реализация проекта вовлекает в социальное творчество самих детей, позволяет им проявить творческую энергию, направленную на позитивное преобразование себя, социальной среды, создание модели будущего.

Современное состояние общества усложняется тем, что креативность нередко проявляется и в отрицательном направлении. В ситуации духовно-нравственной деградации общества постмодерна ныне часто истинные, духовные ценности – ценности Культуры – опошляются, подменяются на фальшивые. Порой через произведения современного искусства в сознание детей и молодежи внедряются сомнения в нравственных, этических и эстетических основах жизни. В силу небывалой ранее интенсивности информационных и глобализационных процессов в культурном поле социума и личности действуют силы разного рода и разной направленности. Ценностные ориентиры – на низменные или высокие идеалы – это качественные показатели культуры, они подобны противоположно направленным силам в физике, например, силы действия и противодействия в механике, силы притяжения и отталкивания в магнитном поле (подробнее в монографии [3] и статьях автора [4], [5]). В прежние времена в культуре преобладали и определяли нормы в обществе ориентиры на высокие ценности, влияющие на человека через религию, серьезные жанры народного и академического искусства, их этические и эстетические идеалы, духовно-нравственное содержание. Деятели классического искусства, обращаясь к культуре разных социальных слоев, претворяя ее символы, сюжеты, эстетизировали бытовые образы, чувства, страсти в соответствии с требованиями высокого искусства. Даже любительское творчество ориентировалось на высокие образцы. В искусстве, опиравшемся на народную и религиозную традицию, на ценности и идеалы профессионализма, создавался гармоничный диалог пластов культуры.

В современном же поле культуры доминирующую роль стали играть низменные ориентиры, они агрессивно навязываются через систему СМИ, засоряют окружающую культурную среду. Массовая культура, даже вовлекая в свой контекст исторические факты или академическое искусство (в литературные произведения, джазовые или рок-композиции, в кино- и мультфильмы), стремится «снизить» его, опустить на свой непритязательный уровень эстетических и этических представлений, нередко – опошлить. Эти низкокачественные ориентиры (пропаганды прибыли и удовольствий любой ценой, безнравственности, насилия, секса, ненормативной лексики, грубости и т.д.) разрушительно влияют на культурное поле личности, деформируют внутренний мир человека и, в итоге, энергетическое поле культуры.

Манипуляция сознанием, подмена и опрокидывание смыслов, моральных норм, идеалов чрезвычайно опасны для общества. Н.К. Рерих и Е.И. Рерих акцентировали значение высокой Культуры в жизни человечества: «Много серьезных вопросов, но среди них вопрос культуры будет краеугольным» [6, с.102]. Ныне их последователи утверждают: «Пренебрежение к культуре, к ее защите и развитию приводит к духовному обнищанию масс, что, в свою очередь, ведет к росту агрессии людей. Если психическая энергия человека и общества не направлена на созидание в области культуры, то она, хотим мы того или нет, будет стихийно использована на разрушение» [7].

Поэтому в проекте «День Культуры» большое внимание уделяется осознанию и творческому осмыслению детьми высоких ценностей Культуры: идеалов героического, возвышенного, духовно-нравственного содержания, понятий добра, справедливости, подвига, служения людям, Родине и т.п.

Ежегодно через открытое общественное обсуждение предлагается новая тема. Перечислю темы предыдущих лет.

 

«Россия, Русь – Отечество мое» – 1999 год

«К миру и ненасилию через Культуру» – 2000 год

«Познание мира через искусство» 2001 – год

«Родина в сиянии подвига и красоты» – 2002 год

«Культура – Врата в будущее» – 2003 год

«Совершенство – цель земных путей» – 2004 год

«По ступеням человечности – к ценностям Культуры» – 2005 год

«Ориентир высоты задается Культурой» – 2006 год

«Книга – символ культуры и образованности» – 2007 год

«Путь Культуры лежит через сердце» – 2008 год

«Осознание Красоты преобразит жизнь» – 2009 год

«Человек будущего – человек нравственный» – 2010 год

«Земля в мерцании космических миров» – 2011 год

«Помоги Земле Русской» – 2012 год

«Любовь, Красота, Знание – основа жизни в мироздании» – 2013 год

«Лишь культурными ценностями живо человечество» – 2014 год

«Мир через Культуру» – 2015 год

«Прекрасное есть щит от зла» – 2016 год

«Эволюционная роль труда. Труд как культурная ценность» – 2017 год

«Пылайте сердцами, творите любовью» – 2018

 

Мы видим, что темы насыщены духовно-нравственным содержанием, патриотической направленностью, ценностными ориентирами.

 В период подготовки Дня Культуры ежегодно в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования проводятся лекции для учителей, заместителей директоров школ и заведующих школьными библиотеками по методике проведения этого праздника. К заключительному празднику в школах и некоторых вузах города проводятся концерты, конференции, фестивали, встречи с учеными, диспуты, устраиваются выставки книг, конкурсы сочинений на темы, предложенные ко Дню Культуры. Лучшие творческие работы и методические материалы публикуются в сборниках, на сайтах «День Культуры» [8] и «Педагогика Культуры» [9] (в разделе «День Культуры как метод педагогического воздействия» и «Творчество юных»).

Литературные опыты детей представляют собой эссе, интересные и детям, и взрослым. Перелистывая страницы сайта «День Культуры», раздел «Творчество юных», понимаем, что многие работы разных лет являются яркими примерами социальной креативности. Например, в сборнике 2009 года «Чудо творческого огня» особое значение имеет цикл детских сочинений, написанных в прозаической и поэтической форме «Делать добро спеши», ведь осмысление школьниками нравственной проблематики в современном мире имеет важнейшее социальное значение [9].

Каждый год девиз Дня Культуры раскрывается в нескольких предлагаемых темах сочинений. Так, в 2010 г. – семь тем: «Человек будущего – человек нравственный», «О том, что высоко ценится, но не продается», «Познай себя – познаешь мир; изменишь себя – изменится мир», «Добро есть лучшая политика», «Только по делам познается человек», «Учитель сеет разумное, доброе, вечное», «Чужого горя не бывает». Эти темы, как семь цветов радуги и как семь нот, звучащих в вышине, позволили детям создать социально направленные творческие работы. В размышлениях детей – глубокие переживания об истории нашей страны, о самоотверженности и духовных подвигах соотечественников. В ряде эссе освещаются аспекты нравственности, высоты духа, проявленного советскими людьми в годы Великой Отечественной войны. Многие же работы устремлены в будущее. Восхищает яркость фантазии детей. Взгляд из будущего: каким оно будет, каков этот путь в неизведанное, какова ответственность отдельного человека и всего человечества за судьбу мира в будущем? Над этими вопросами дети размышляют творчески, свободно перемещаясь в потоке времени.

Патриотическая направленность Дня Культуры-2012 «Помоги Земле Русской» раскрылась во многих сочинениях детей, подкупающих своей серьезностью, глубиной рассуждений о нравственном выборе человека между добром и злом, о ценностях вечных и мнимых, сиюминутных, о том, как необходимы человеку добро, свет, любовь, природа, красота, истина. Приведу фрагмент творческой работы пятиклассника 239-й школы Ростислава Добросмыслова, написавшего мудрую сказку о гармоничном мире, разрушенном коварством и бездельем. В заключении мальчик размышляет о судьбе своей Родины: «Чтобы изменить мир, страну и семью, создать великое будущее России, давайте начнем менять себя. Давайте станем дружнее, трудолюбивее и веселее, давайте будем гордиться тем, что мы – россияне» [8]. Очень важна мысль о необходимости сохранения традиций, моральных и религиозно-культурных ценностей. Ведь, как справедливо написал в 2011 г. одиннадцатиклассник лицея № 179 Николай Куликов, «за деградацией культуры следует угасание этноса» [8]. С болью и горечью в сердце можно признать, что потеря высоких традиций, высоких устремлений духа приведет к деградации. И никакие инновации без традиции, без любви к Отечеству, его культурному опыту, не принесет нам счастья.

Или размышления о красоте человеческих взаимоотношений Алены Беляевой (школа № 83, 11-а, 2013): «Как зарождается дружба? Почему люди начинают дружить? Почему проходят вместе все испытания, тяготы жизни? Почему поддерживают друг друга? Почему делятся секретами с твердой уверенностью, что друг сохранит его? Это же не гражданская обязанность – найти себе друзей <…> Наверное, дружба – это одно из чудес человеческих взаимоотношений и одно из самых прекрасных явлений. Как сильно способны притягиваться друг к другу люди, даже если у них противоположные интересы, разный возраст, круг общения! Им просто комфортно, уютно, хорошо в обществе друг друга. Им незачем пытаться скрыть свои страхи, сомнения, недостатки за маской "у-меня-все-в-порядке". У них полное понимание и уважение друг к другу. И самое главное – согревающее чувство: этот человек здесь, рядом со мной, по доброй воле, по собственному выбору. Дружба не может быть куплена, не может быть привита человеку, как хорошее воспитание, не может быть взращена насильственно, по принуждению. Быть другом – это всегда самостоятельное решение сильной личности, и одно из самых благородных, потому что истинная дружба бескорыстна, лишена эгоизма и способна прощать даже самые серьезные промахи» [8].

А вот размышления на тему «Для чего живет человек?» (2014) Никиты Матыгулина (школа № 634, 5-а): «Только человек – сам творец своей жизни. Каждому даётся свой шанс в жизни, главное его не упустить. И я придумал для себя правило: готовиться к настоящей жизни надо каждую минуту, развивая УМ, расширяя КРУГОЗОР и воспитывая СЕРДЦЕ. Всё в моих руках!» [8].

Нередко дети к своим размышлениям добавляют стихи. Вот какое стихотворение ко Дню Культуры сочинил Алексей Пятаков, ученик 9 класса гимназии № 505 Санкт-Петербурга (2004 г.) на тему «Для чего живет человек». Приведем фрагмент:

 

Чтобы дом построить, в доме – лад, чтобы вырастить цветущий белый сад?

Чтобы сына воспитать и дочь, а потом расправить крылья им помочь?

Ну, а может, жить – это творить: музыку душою сочинить,

Или сердцем холст нарисовать, иль законы мирозданья открывать?

Для чего живёт на свете человек? Для чего свой коротает век?

– Чтобы в бесконечности небес разум, данный свыше, не исчез.

Чтобы чувства не пропали, не ушли, чтобы в вечность, как в песок, не утекли.

Для того живёт на свете человек [9].

 

В работах 2015 г. социальной креативностью наполнены эссе на тему «В труде на пользу общую – основа мирной жизни», «Человек, будь человечнее!», «Преобразится мир под знаком Красоты». В работах 2016 г. особенно выделю эссе на тему «Путь добра не песнопенье, а труд и служение». Вот фрагмент сочинения семиклассницы Ани Богдановой (школа № 232) [8]: «Чем ближе человек к истинному добру, свету, к совершенству, тем более он требователен к себе. Такой человек не скажет, что он являет собой идеал, которому все могут подражать. Он вообще не будет сидеть и рассуждать о себе, а будет лишь упорно работать, несмотря на неудачи, и подниматься все выше и выше – туда, где обитает нечто высшее, абсолютное, совершенное, чистейшее и ярчайшее».

В своих творческих эссе ребята, независимо от возраста, рассуждают о сложных вопросах: почему нужно защищать культурные ценности? что значит быть культурным? зачем и как трудиться на Общее Благо? – размышляют о глобальных проблемах современности, о необходимости сохранения культурного наследия и развитии творчества. Создать культурное пространство в своей душе, наполнить его ценностями, смыслами, высокими стремлениями – вот что необходимо человеку в настоящем для построения будущего.

В оценке детских работ для жюри важны критерии креативности: собственный взгляд на проблему; самостоятельность, оригинальность мышления. Кроме того, важную роль играет и критерий социальной креативности: способность думать об Общем Благе, о самосовершенствовании себя как личности, готовой служить обществу, Отечеству.

Каждый День Культуры приносит множество работ, в которых дети - «цветы Земли» - ищут смысл жизни, гармонию Мира. День Культуры пробуждает школьников размышлять о вечных духовно-нравственных основаниях жизни человечества, необходимых для ее развития. Эссе свидетельствуют о духовных устремлениях современных школьников, отражают их социальную креативность в различных компонентах: мотивационном (социальные интересы); эмоционально-ценностном (социальные ориентации), когнитивном (понимание себя и других людей), компетентностном (актуальные знания о социуме, опыт самосовершенствования и сотрудничества); поведенческом (активная социальная позиция) (охарактеризовано с опорой на модель социальной креативности Т.А. Барышевой [10, с. 8-9]).

В 2019 году День Культуры проходил в Санкт-Петербурге в двадцать первый раз. Его тема - «Россия будущего – страна Культуры» Символично, что неизменно День Культуры проходит под девизом, пронизанным творческим огнем и любовью к людям.

 

Библиографические ссылки

1. Творчество: теория, диагностика, технологии. Словарь-справочник / Афанасьева А.Б., Барышева Т.А., Верб М.А. и др. СПб: ООО ВВМ, 2014.

2. Барышева Т.А., Альбицкая Т.А., Сеничева И.О. «Развитие социальной креативности ребенка в дополнительном образовании» – опыт разработки и реализации программы /Герценовские чтения. Художественное образование ребёнка. СПб: ВВМ, 2017. Т. 3. № 1. С. 303-309.

3. Афанасьева А.Б.. Этнокультурное образование как феномен культурного поля. – СПб.: СПГУПТД, 2014. / URL: http://www.docme.ru/doc/1314025/m-etnokultobraz-2014

4. Афанасьева А.Б. Принцип диалогичности в культуре и образовании / Карминские чтения: материалы Всероссийской научной конференции "Актуальные проблемы философии, культурологии, психологии, конфликтологии, образования". СПБ: ПГУПС, 2015. С. 26-30.

5. Афанасьева А.Б. Опыт формирования культурного пространства и культурного поля личности в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга / Культура – путь в будущее. Кемерово: ООО ИНТ, 2016. С. 203-209 / URL: http://www.rerihs.lv/Rerih-2016-block_Full.pdf

6. Рерих Н.К. Адамант // Н.К. Рерих. О Вечном… М.: Политиздат, 1991.

7. Стеценко А.В. Пакт Рериха, Россия и общественный музей имени Н.К. Рериха. // URL: http://www.icr.su/rus/conferencies/2015/stetsenko.php/.

8. Сайт «День Культуры»: http://www.culturaspb.ru/

9. Чудо творческого огня: День Культуры в Санкт-Петербурге / Сборник творческих работ школьников по темам Дня Культуры / Сост.: Уварова Л.И. – СПб.: Изд-во СПб АППО, 2009. С - 39. / URL: https://lib.cultura-spb.ru/DK/Tvorch_ogon/Tvorch_ogon.pdf

10. Барышева Т.А., Сеничева И.О. Развитие социальной креативности ребенка. Методическое пособие для специалистов дополнительного образования и воспитательных служб общеобразовательных учреждений. СПб.: ООО «АНТАРИОН». 2015. / URL: http://ddtks.ru/nov/metod_posobie_razvitie_soc_kreativnosti_2015.pdf

 


Метки: Рубрика: День Культуры как метод педагогического воздействия, Афанасьева А.Б.

Печать