Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

 

Уварова Лариса Ивановна,

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования,

специалист информационно-библиотечного центра,

отв.редактор общественного научно-просветительского журнала «Педагогика Культуры» https://pedagogika-cultura.ru

 

Движение Культуры как импульс развития общества

(Доклад на межрегиональном педагогическом форуме
"Школа будущего", Республика Алтай, Усть-Кокса, 15-17 июля 2019 г.)

 

В богатейшем философско-художественном наследии Рерихов содержатся основы многих фундаментальных понятий будущего, в том числе, таких как Новый Мир и Культура.

Будущий, Новый мир, – писала Е.И.Рерих, выдающийся русский философ XX века, – создаст условия для развития мысли, пробудит сознание и вернет миру предназначенный облик Красоты. Обновление будет заключаться также в осознании человеческого достоинства, в суровом понимании долга и ответственности каждого перед человечеством и всем Космосом. Но все это возможно лишь на основе единения и взаимоуважения среди «наиболее просвещенных умов и сердец» [1], которые во многом помогут утвердить этот Новый мир, и чему также будет способствовать движение Культуры.«Культура в основе своей есть Эволюция, – отмечала она. – События помогут движению Культуры развиться как последнему прибежищу, пусть никто не считает это движение не новым, оно будет порогом Нового Мира… Прекрасно закладывать основы блестящего Будущего» [2], – эти слова, написанные в середине XX-го века, подтвердили свою справедливость дальнейшим ходом истории.

Движение Культуры, возникшее в период подготовки к подписанию правительствами разных стран важнейшего международного договора по защите культурных ценностей – Пакта Мира, впоследствии названного Пактом Рериха, получило свое достойное развитие в наши дни.

Движение Культуры – явление, пока еще мало изученное наукой, но уже при первом приближении видно, что оно открывает огромное поле для исследований, которые, несомненно, принесут обществу неоценимую пользу.

В социологии то или иное общественное движение характеризуется как тип коллективных действий или объединений, внимание которых сосредоточено на конкретных социальных проблемах; под этим понятием также подразумеваются организованные коллективные усилия, которые способствуют социальным изменениям.

Исходя из общего определения, движение Культуры можно охарактеризовать как сложившиеся на практике коллективные действия людей, направленные на осознание культурных ценностей и их защиту, а также на культурное развитие человека и всего человеческого сообщества, в соответствии с задачами и целью космической эволюции. В самых разных странах мира, а также в России, во многих ее регионах, ежегодно проходят просветительские мероприятия с целью разъяснения значимости культурных ценностей и их защиты под Знаком Культуры – Знаменем Мира (на белом полотнище три амарантовых круга в окружности того же цвета, символизирующие триединство прошлого, настоящего и будущего в кольце Вечности, или: искусства, науки, религии – священного, познавательного и прекрасного – в кольце Культуры). Это является отличительной особенностью данного движения, основываясь на том, что действия, творимые под Знаком, приобретают особо важное значение для перемены жизни [3].

Участники движения Культуры проводят свою деятельность в различных направлениях, исходя из возможностей и условий. Так, идея Мира как главная идея Пакта Рериха («Там, где Культура, там и мир, там и правильное решение социальных проблем») была широко подхвачена международной общественностью. Таким примером масштабно развернувшегося в наши дни движения Культуры под Знаменем Мира является международный культурно-просветительский выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность», организованный Международным Центром Рерихов (Москва), который представил этот проект за последние годы, кроме России, в самых разных странах мира. Цель проекта – способствовать консолидации усилий международной общественности в защиту культуры и мира на основе главной антивоенной идеи Пакта Рериха – «Мир через Культуру». Выставки и мероприятия этого проекта за последние годы посетили сотни тысяч человек, а с информацией о проекте и его идеях через СМИ и Интернет ознакомились миллионы человек во всем мире [4].

Можно предполагать, какую великую пользу приносит этот выставочный проект и сама подготовка к нему, мероприятия миротворческого характера, проводимые энтузиастами, людьми неравнодушными и творчески активными, что естественно для общественного движения.

Другим примером широко развернувшегося движения Культуры, начиная с 90-х годов прошлого века и по настоящее время, стало движение в защиту культурных ценностей на основе организации праздника Дня Культуры, идея проведения которого принадлежит Николаю Рериху. В начале прошлого века, осуществляя огромную работу по объединению мировой общественности в деле охраны Культуры, Н.К.Рерих писал: «Воздвигая повсеместно и неутомимо Знамя Мира, мы этим самым уничтожаем физическое поле войны. Будем же утверждать и всемирный День Культуры, когда во всех школах и образовательных обществах одновременно, просвещённо напомнят об истинных сокровищах человечества, о творящем героическом энтузиазме, об улучшении и украшении жизни» [5].

Заметно проявляет себя современное движение Культуры в системе российского образования. В течение уже более двух десятилетий во многих образовательных организациях самых разных регионов России проводится школьный праздник День Культуры. В системе образования Санкт-Петербурга всё это время он проходит ежегодно и приурочен к 15 апреля, дате подписания Пакта Рериха. Праздник проводится в школах, где педагогами (тоже энтузиастами) организуются мероприятия и конкурсы творческих работ для школьников, посвященные темам Культуры. Включившиеся в движение Культуры работники системы образования, ученые, педагоги, библиотекари проводят эту общественную работу с целью помочь юному поколению в осмыслении культурных ценностей, значимости их в жизни каждого человека и всего общества, а также необходимости их защиты.

О несомненной пользе коллективных усилий педагогов в данном направлении для развития личности школьника говорят отзывы участников движения Культуры, с которыми можно ознакомиться на страницах электронного ресурса, посвященного этому движению, – сайте «День Культуры» www.culturaspb.ru/> , где содержится обширная информация о многолетнем опыте организации этой деятельности, о большой ежегодной подготовительной работе и ее итогах.

В последние годы в движении Культуры стали активно проявлять свое творчество школьные библиотекари, участвуя в конкурсах по оформлению тематических книжных выставок в образовательных организациях, организуемых ко Дню Культуры. В 2019 году на Всероссийский конкурс «Россия будущего – страна Культуры», объявленный Ассоциацией школьных библиотекарей Русского мира (РШБА), поступило множество творческих работ из библиотек школ различных регионов со всей России [6].

Знаменательно, что при наличии огромного числа конкурсов, объявляемых в образовательном Интернет-пространстве, участники движения Культуры предпочитают направить свои усилия, умело используя временной ресурс, на поддержание идеи Культуры – по сути, на практически бескорыстный труд. Такая направленность личности говорит о высокой сознательности участников этой культуротворческой деятельности, об их понимании значения такой работы – привлечения детей и юношества к теме защиты культурных ценностей.

Всё это, бесспорно, способствует и собственному развитию самих участников движения, благодаря активизации творческой составляющей их непосредственной трудовой деятельности, развитию волевой, интеллектуальной и нравственной сферы личности, выработке качеств сотрудничества.

Школа сотрудничества, которую проходит каждый участник движения Культуры, – это школа жизни и одновременно эволюционный шаг на пути к достижению идеалов Будущего. Именно сотрудничество – возникающее как необходимость при свершении больших дел, где требуется единение – открывает пути к самосовершенствованию.

Качества сотрудничества участников движения Культуры, которое ставит перед собой большие эволюционные задачи, – это свойства личности духовно–нравственного содержания, требующие постоянного развития: трудолюбие, ответственность, добросовестность, готовность прийти на помощь, устремленность к знаниям, красоте и самоусовершенствованию, самоотверженность, доброжелательность, тактичность, великодушие,терпимость, уважение к людям, их труду и их мнению, отзывчивость, внимательность, признательность и т.п. – это те характеристики личности, которые, наряду с качествами волевой сферы – выдержкой, решительностью, настойчивостью в достижении цели, выносливостью и т.п. – присущи человеку Культуры [7], тому более совершенному человеку, образ которого выдвигается как цель развития человеческого общества [8].

Движение Культуры, участники которого, несомненно, являются авангардом общества, показывая своей самоотверженной деятельностью, направленной на Общее благо, пример окружающим, – становится импульсом для культурного развития как отдельной личности, так и всего общества, становится школой жизни, где в просветительском труде осваиваются и привносятся в жизнь знания и представления о Новом Мире, его людях и лучшем Будущем человечества.

 


[1] Письма Елены Рерих. 1929-1938. Том 1. – Новосибирск, «Вико», 1992. – С. 364

[2] Рерих Е.И. Письма. В 9-ти т. Том 7. – М.: МЦР, 2007. – С.340. (Письмо от 27.09.46)

[3] Учение Живой Этики. Аум, 125.

[4] См. о проекте раздел сайта Международного Центра Рерихов: http://www.icr.su/rus/news/icr/Pact_project.php

[5] Рерих Н.К. О Культуре и мире моление // Знамя Мира: Сборник статей и документов. – М.: МЦР, 1995, с.106.

[6] Итоги Всероссийского конкурса «Россия будущего – страна Культуры» – см. сайт РШБА: http://rusla.ru/rsba/news/index.php?ELEMENT_ID=6398

[7] Человек Культуры, согласно концепции, предложенной академиком РАО Бондаревской Е.В. – это свободная личность, способная к самоопределению в мире Культуры; гуманная, духовная, творческая личность https://studopedia.ru/11_141911_kontseptsiya-aebondarevskoy.html См. также: «Педагогика Культуры». – № 17. – 2013. https://pedagogika-cultura.ru/poisk-po-avtoram/b/bondarevskaya-e-v

[8] Духовное, нравственное совершенствование человека и общества есть цель космической эволюции. – См. статью Е.И.Рерих «Космическая эволюция и ее цель (назначение)» http://www.found-helenaroerich.ru/bibliography/statia/articles-eir/kosm.php?sphrase_id=1477