Педагогика Культуры

Общественный научно-просветительский журнал

Святохина Галина Борисовна,
кандидат философских наук,
доцент кафедры «Философия» Уфимского государственного
нефтяного технического университета

 

Культура как основа жизни и фактор космической эволюции

 

Статья имеет целью показать в системе принципов космического мышления актуальность Культуры для жизни и развития человека и общества.

Ключевые слова: целостный подход, космическое мышление, Культура, Основы Бытия, духовность.

Svyatokhina G.B. Culture as the basis of life and the factor of cosmic evolution.

The article aims to show in the system of principles of cosmic thinking the relevance of Culture for the life and development of man and society

Keywords: holistic approach, cosmic thinking, Culture, Bases of Being, spirituality.

 

1. Введение. К проблеме понимания культуры

В современной научной, философской литературе, основанной на новоевропейской традиции отвлеченного мышления, существует расплывчатость, нечеткость в определении культуры. С одной стороны, культура понимается как все, что создано человеком, с другой – ассоциируется с его духовно-нравственным поведением. Но, как известно, нравственность далеко не всегда согласуется с тем, что замышляет и делает человек. Как показывают кровопролитные войны и прочие безответственные деяния человечества, оно может не только созидать во благо общества, но и безжалостно разрушать, в том числе прекрасные храмы, города, страны, человеческие судьбы во имя личных эгоистичных интересов. П.А. Флоренский в этой связи размышлял: «Как в той же плоскости различить Великий покаянный канон Андрея Критского от произведений Маркиза де Сада? Все это равно есть в культуре, и в пределах самой культуры нет критериев выбора, критериев различения одного от другого» [1].

Эта ситуация настойчиво подталкивает к более глубокому системному осмыслению явления культуры, ее места в системе Бытия и значения для жизни для эволюционного развития общества. Поскольку в контексте новоевропейской отвлеченной традиции мышления системные ответы на эти вопросы получить не удается, то обратимся к целостному подходу. Он был свойствен ранней философской мысли, ярко проявился в философии русского космизма и достиг своей кульминации в Учении Живой Этики. Здесь целостный философский подход, учитывающий связь с Основами Бытия, предстал синтезом научных достижений, духовно-религиозных исканий и нравственно-эстетических ценностей. Этот тип мышления получил название – космический.

2. Культура в системе принципов космического мышления

Как ранее отмечалось [2], согласно целостному подходу, учитывающему связь явлений с Основами Бытия, структура и динамика алгоритма космического мышления должны адекватно отражать Реальность, т.е. быть в соответствии и с системой ее структурной организации, и с динамикой Бытия, обеспечивающей развитие всего. Чтобы корректно подойти к осмыслению проблемы культуры человека и общества в этом контексте, рассмотрим кратко важные принципы системы связи структурных элементов Абсолюта и динамику раскрытия их потенций в проявленном Бытии, учитывая, что ряд моментов целостного подхода был представлен в более ранних работах [3].

Как показал анализ философских работ В.С. Соловьева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского и многих других авторов, а также Учения Живой Этики, связанного с именами Е.И. Рерих и Н.К. Рериха, в основе структурной организации Реальности лежит принцип триединства Основ Бытия как системы структурной связи базовых элементов (Субъект, Объект и их связка) и циклической динамики Абсолюта в непроявленном и проявленном духовно-материальном Бытии. Как следует из этих философских источников, в основе динамики проявленного космического Бытия – всеначальная, универсальная, Божественная, синтетическая энергия, вспыхивающая как Огонь, как Свет в момент актуализации потенций Субъекта и Объекта Абсолюта в периодическом творческом их проявлении и созидании Вселенной. Е.И. Рерих пишет: «Огненная субстанция уявляется на основной двуеродности энергии или на двух полюсах, на одном – Любовь, на другом – Мысль. <…> Огненная энергия проявляется как жизненная энергия во всем Бытии» [4]. Цикл проявленной жизненной, или психической, энергии Бытия Абсолюта реализуется в системе иерархической организации эволюционирующих духовно-материальных форм жизни Вселенной, в основе которой принцип спирального движения. «Все энергии являются вибрациями различной силы и проявляются спирально», [5] – писала Е.И. Рерих.

В основе структурной организации проявленного цикла – центр его связи с Основами Бытия – зерно Духа, Монада или проявленный через материальную Основу принцип Я Абсолюта. Он же становится животворящим энергетическим центром и точкой связи каждой иерархически образованной структурной целостности или формы жизни, возникающей в составе большей и в конечном итоге – во Вселенной. В Живой Этике он получил название «Сердце», в силу универсальной специфики его функционирования, отражающейся во всех формах жизни духовно-материальной Вселенной. «Всеначальная энергия, или всесвязующая мощь, является главным рычагом в процессе Мироздания. Всесвязующая мощь проявляется, прежде всего, в центре СЕРДЦА» [6]. П.А. Флоренский также подчеркивает определяющее значение этого центра для каждой формы жизни. Он писал: «Сердце – καρδία – есть средоточие духовных сил, самый центр нашего бытия, наше ноуменальное Я» [7].

Триипостасная Сущность Основ Бытия, проявленная в Цикле как неразрывное триединство Ипостасей Жизни, Разума, Любви Абсолютного Я, по сути, дает понимание необходимости учитывать их специфику в осмыслении всех иерархически представленных в Бытии форм жизни. Их неразрывность связана с тем, что они, как Ипостаси целостности проявленного Бытия Абсолюта, выражаются и определяются как таковые каждая через две другие [8].

Так, Ипостась Жизни выражает целостность элементов структурной организации формы Бытия, проистекающей из Основ, которая не может быть нарушена без кардинальных последствий для проявленной формы жизни. Ипостась Разума выражает алгоритм движения энергии Абсолютного Я в цикле проявления в прямом и обратном направлении, как двойное отрицание, позволяющее вернуться к своему изначальному состоянию, но с опытом жизненных накоплений. Система возникающих при этом связей и отношений структурных элементов целостности символически была обозначена как Я – не-Я – не-не-Я. Используя терминологию современной теории систем, эту динамичную структурную организацию целостности, очевидно, можно определить как систему с обратной связью, позволяющую управлять процессом развития в истинном направлении, т.е. обеспечивающем принцип самоорганизации Абсолюта в Вечности и Беспредельности. Любовь как третья Ипостась целостной формы жизни, выражает собой качество энергии, служащей рождению всего и гармоничному единению. Как отмечено в Учении Живой Этики: «Великая Любовь заложена в основание Высшего Мира. Ответит этому качеству только такая же любовь [9]. То есть, если на входе системы или рождаемой Вселенной – энергия Любви, то и в звене обратной связи цикла космического Бытия, которое здесь может быть символизировано человеческим родом, – чтобы ему продолжить путь своего эволюционного развития, его энергия может быть только энергией Любви. В других случаях неизбежно саморазрушение.

Как и многие другие русские философы, П.А. Флоренский, понимая Любовь как природу Бога, рассматривал качество ее энергии в преломлении сквозь призму духовной жизни трех Лиц или принципиальных вариантов выражения в Бытии потенций проявленного Субъекта Абсолюта, т.е. Я, Ты (другой), Он (третий), как источник и критерий Истины, Добра и Красоты. Он писал: «Истина, Добро и Красота» – эта метафизическая триада есть не три разных начала, а одно. Это – одна и та же духовная жизнь, но под разными углами зрения рассматриваемая. Духовная жизнь как из Я исходящая, в Я свое средоточие имеющая – есть Истина. Воспринимаемая как непосредственное действие другого – она есть Добро. Предметно же созерцаемая третьим, как вовне лучащаяся – Красота» [10].

Следуя целостной структуре мышления в определении культуры П.А. Флоренский отмечал: «Для расценки ценностей нужно выйти запределы культуры и найти критерии, трансцендентные ей» [11]. Принимая таким критерием культ, он писал: «зерно истинной человечности, эта почка цельности духовной, этот бутон культуры – КУЛЬТ» [12]. По сути, речь идет о Сущности Основ Бытия. Н.К. Рерих также писал: «Культ всегда останется почитанием Благого Начала, а слово Ур нам напоминает старый восточный корень, обозначающий Свет, Огонь» [13]. То есть Культура в своей основе – это почитание Света, того Благого Начала, которое есть Основа всего. Определяя сущность Культуры, Н.К. Рерих писал: «Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной Красоты» [14].

Другими словами, Культура – это духовное состояние внутреннего мира человека, устремленного к Истине, Красоте, Общему Благу и находящее свое соответственное выражение в практике жизни. Истинно культурным может быть тот, кто несет в себе Любовь, вдохновляет других на радость созидания, творческое сотрудничество, вызывает чувство прекрасного, устремляет людей к совершенству.

3. Значение Культуры для жизни и эволюционного развития

Как следует из контекста целостного подхода, в системе космического Бытия наиболее совершенной, с точки зрения индивидуальной структурной организации как целостности, является человеческая форма жизни. Об этом говорила философия еще устами ее основоположников, утверждая, что человек есть микрокосмос макрокосмоса. Учение Живой Этики уточняет, что человеческий этап космической эволюции форм жизни находится в середине базового цикла в противоположении начальному состоянию проявления Вселенной и знаменует собой поворот цикла эволюции с нисходящей ветви развития («вхождения духа в материю») на восходящую («восхождение духа из плотной материальности»). В силу своей структурной организации, соответствующей космической, человек заключает в себе разные уровни духовно-материальной реальности, которая преображается в процессе космической эволюции, в том числе его волевыми устремлениями, качественно изменяя его сознание и особенности Бытия. То есть человеческий этап развития – это своего рода космическая точка бифуркации, если воспользоваться языком синергетики. Именно на этом этапе в процессе длительного эволюционного развития постепенно возникает осознание человеческим Я себя не просто случайным земным существом, а закономерно развивающейся космической Индивидуальностью, обладающей Божественным потенциалом в проявлении воли, энергии, разума, способности творческого созидания, причем – в Вечности, а не только в рамках одной известной ему жизни. Но, конечно, это станет возможным в полной мере, когда человек и человечество коллективно освоят принципы и законы космического Бытия, когда от собственного неразумия, эгоизма, самомнения, безобразия, творящих зло, разрушения и самоуничтожение устремятся к Истине, истинному Знанию, Добру, Красоте, к творческому созиданию во Общее Благо, служащим духовному самосовершенствованию. То есть только стремление к истинной Культуре откроет перед человеком новый этап или следующий цикл космической духовной эволюции, несущий новые более высокие по уровню развития, совершенные формы Бытия. К.Э. Циолковский писал: «Разум и могущество передовых планет Вселенной заставляют утопать ее в совершенстве» [15]. В.С. Соловьев отмечал, что «в тopжecтвyющeм, вceoбъeмлющeм цapcтвe выcшeй кyльтypы, вce paвнo кaк и в цapcтвe нeбecнoм» [16].

4. Заключение

Как становится ясно в контексте целостного подхода, Культура, выступая выражением сущности структурной организации Основ Бытия, в современном мире обретает ведущее значение для жизни и совершенствования человека и общества. Стремясь к Культуре как основе жизни, к овладению высшими духовными принципами ее представляющими, такими как Истина, Красота, Добро, Общее Благо, человек и общество вступают на истинный путь космического эволюционного развития, ведущий в Беспредельность.

 

Источник:   

Социально-гуманитарные знания. 2018. № 10. С. 187-193.

 


[1] Флоренский П.А. Собр. Соч. Философия культа. (Опыт православной антроподицеи). Сост. ред. Игумен Андроник (Трубачев) – М. 2004, с. 111.

[2] Святохина Г.Б. Особенности целостного познания в философии космического мышления // Социально-гуманитарные знания, № 10, 2015г. с. 314-320.

[3] Svyatokhina, G. (2015). Principles of Cosmic Thinking as the Basis of Holistic Research Approach. Mediterranean Journal of Social Sciences. MCSER Publishing, Rome-Italy, Vol 6. No 5. S1; September pp. 589-593.

Available: www.mcser.org/journal/index.php/mjss/issue/view/177 2015

[4] Рерих Елена. У порога Нового Мира – М.: МЦР, 2000, с. 253-254.

[5]  Указ. соч., с. 390.

[6]  Указ. соч., с. 245.

[7] Флоренский П.А. Собр. Соч. Философия культа., с. 113.

[8] Святохина Г.Б. Живая Этика о духовности и её эволюционном значении // Философия и культура. – 2015. - № 2. - С.191-200. DOI: 10.7256/1999-2793.2015.2.14139.

[9] Аум // Агни-Йога. В 3-х т. Т. 2. - Самара, 1992, с. 609.

[10] Флоренский П.А. Общечеловеческие корни идеализма / Столп и утверждение истины: опыт православной теодицеи. – М.: Издательство АСТ, 2003, с. 85.

[11] Флоренский П.А. Собр. Соч. Философия культа., с. 111.

[12] Указ. соч., с. 58.

[13] Рерих Н. Твердыня пламенная. – Рига: Виеда, 1991. с. 29.

[14] Указ. соч., с. 63.

[15] Циолковский К.Э. Космическая философия. // Русский космизм. Антология философской мысли. Сост. С.Г. Семеновой, А.Г. Гачевой. М.: Педагогика – Пресс, 1993, с. 281.

[16] Cоловьев В. С. Три разговора [Электронный ресурс] / Cоловьев В. С. Сочинения в 2-х т. Т. 2 / Общ. ред. и сост. А.В. Гулыги, А.Ф. Лосева; Примеч. С.Л. Кравца и др. – М.: Мысль, 1988. 2000. – Режим доступа: www.vehi.net/soloviev/trirazgov/razgovor2.html