Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Обогащение внутреннего мира школьников в процессе творческой деятельности

Берестовицкая С.Э.,

учитель школы № 205 Санкт-Петербурга,

аспирант кафедры педагогики Российского

государственного педагогического университета им. А.И. Герцена;

 

«Цели образования – культурные ценности, к которым в процессе образования должен быть приобщен человек» (С.И. Гессен). Современное образование  не ограничивается  рамками школы. Театры, кинематограф, музеи,  экскурсии по замечательным местам России – та культурная среда, в которую старается ввести ученика современный учитель. Однако задача приобщения к культуре иногда понимается слишком узко:  вложить в головы учеников как можно больше разнообразных сведений. Но опыт показывает, что знания, не усвоенные личностно, не пережитые и не пропущенные сквозь внутренний мир ученика, часто остаются мертвым грузом в его памяти, остаются инертными в сложном духовном развитии человека. Поэтому учитель должен быть озабочен поиском средств, способствующих тому, чтобы  полученные культурные знания стали для ученика ценностью, стали его внутренним приобретением. Позиция учителя должна определяться не его озабоченностью об объеме культурных знаний ученика, а тем ценностным смыслом, который в них открывается  человеку.

Одно из важнейших педагогических средств, которые способствуют этому – диалог.  Почему?  Потому что в диалоге высказываются различные мнения, позиции, суждения, происходит обдумывание и осознание тех ценностей, с которыми происходит знакомство на уроке, в театре, на экскурсии.  Важен отклик самого ученика на событие, на встречу с ценностями культуры. Поэтому каждое культурное событие в жизни класса важно обсудить, оценить его значимость; дать возможность высказаться как можно большему количеству учеников. Диалог, как правило – одно из важнейших средств постижения ценностей гуманитарной культуры.

Второе. Обдумывание, осмысление увиденного, услышанного, открытого впервые или заново требует сосредоточенности, углубления в свои впечатления, переживания – рефлексии. Поэтому  после совместного посещения театра, музея, экскурсии   полезно дать ребятам задание – написать отзыв об этих событиях.

Мы поделимся своим опытом, как сделать эту работу неформальной, интересной и творческой не только для отдельного ученика, но и для класса в целом.

«На моей пленке в фотоаппарате всего один кадр. На этом кадре нужно запечатлеть что-то очень важное для меня, что-то, что было бы мне дорого. Я бы хотела, чтобы там были все мои друзья (из класса). Я их очень люблю и очень к ним привязана. Я бы хотела, чтобы мы стояли кучкой, навалившись друг на друга, обнимаясь и смеясь. А я стояла бы в самом центре. У всех веселые лица, расстегнутые куртки. Мы бы стояли все вместе, чтобы никто не чувствовал себя одиноко, чтобы все знали, что мы один класс, мы – единое целое. Чтобы на этом кадре каждый оставил свои привязанности и был просто нашей частью. Я хотела бы, чтобы эта фотография несла какое-то тепло, если бы мне стало грустно, я бы взглянула на нее, и с этой фотки, как из раскрытого летом окна, пролился лучик теплого, доброго света. И чтобы я смотрела на эту фотографию и вспоминала, как нам было весело и хорошо друг с другом» (Ксения Г.).

Это отрывок из творческой работы,  которая называется «Один кадр» и представляет собой отзыв об экскурсии. Самое яркое впечатление, самое важное событие, самое серьезное переживание после поездки в Пушкинские горы должна была отразить эта работа. Фотография, за которой чувства, мысли, ощущения. Девочка не пишет о Пушкине, но вспоминаются его строчки: «Друзья мои, прекрасен наш союз //  Он, как душа, неразделим и вечен…»

Отзыв об экскурсии – особый жанр, и об этом надо рассказать ученикам. Отзыв влечет за собой  разнообразие жанров. Хорошо бы раскрыть это… (Эссе, поэтический дневник, заметки, воспоминания и т.д.) Если не раскрыть возможность по-разному рассказать об одном и том же, то получим в большинстве своем одно и то же: «Недавно мы с классом были на экскурсии» – в начале и «Мне экскурсия очень понравилась» – в конце, с добросовестным (и не очень) перечислением того, что увидели, – в середине.

Всякое культурное впечатление непременно требует осмысления, иначе оно может просто затеряться в памяти ученика, утратить свое значение. Важен отклик – и отклик творческий. Как сделать так, чтобы этот отклик был именно таким? Педагогу самому приходится много думать, фантазировать, чтобы пробудить желание ученика творчески выполнить задание, а не отделаться отпиской. Если нам необходимо, чтобы ученики «вынесли» из экскурсии конкретные сведения, можно предложить им написать научно-популярную статью в детский журнал… Разумеется, предварительно важно объяснить, раскрыть особенности такого жанра. Это поможет каждому ученику раскрыться по-своему, а его творческая индивидуальность  проявится в стиле, в отборе материала, в манере общения с читателем, в эмоциональности речи. Обдумывая  содержание и форму статьи, сам автор погружается в свои впечатления, глубже понимает то, о чем он собирается рассказать другому.

«Звезды… Загадочные небесные тела. Они помогают мореплавателям, поэтам, романтикам и влюбленным. Как красивы и загадочны звезды! Много интересного об этих небесных телах, а также о планетах нашей солнечной системы я узнала, посетив Пулковскую обсерваторию, находящуюся недалеко от Санкт-Петербурга».  (Катя Г.)

Обращают на себя внимание даже названия работ: «Эти далекие  звезды» – «Звезды близко!»

Иногда экскурсия продолжается два-три дня, и это позволяет предложить жанр «Путевые заметки».  Это позволяет более обстоятельно описать, что особенно запомнилось, что взволновало,  заставило задуматься.

«Гуляю по Пскову. Это очень красивый город, совсем непохожий на шумный Петербург. Здесь вся жизнь какая-то иная. Даже шум здесь приветливый, сливающийся с шелестом листьев…»  (Ася С.)

«Надолго запомнилось путешествие в Старую Ладогу. Впервые мне так понравился пейзаж, открывшийся с одного из множества холмов, на который мы забрались с ребятами. Перед нами спокойно текла река, по которой сотни лет назад проплывали купцы. В Староладожской крепости замечательный экскурсовод познакомил нас с ее древней историей. И странно, я тогда впервые испытал чувство восторга и гордости за наших предков, за весь русский народ».  (Дима М.).

«Пейзаж в Михайловском… Еще до сих пор перед глазами стоит этот зеленый луг, окруженный высокими деревьями. Тишина, покой, умиротворение. Глядя на всю эту картину, понимаешь, как прекрасна родина».   (Тимофей Б.).

Эстетические впечатления, осмысленные, выраженные в слове, переходят в нравственные убеждения, в «скрытую теплоту патриотизма», которую так трудно воспитать в современных подростках.

Сочинение-фантазия «Рыцарский зал ночью» после посещения Эрмитажа (6-7 классы) позволяет детям запечатлеть тот мир, в который они уже погрузились в своих фантазиях, рассматривая конных и пеших рыцарей, старинное оружие. Девочки пишут о балах, мальчики – о поединках. Разговаривают рыцари, оруженосцы, дамы и даже боевые доспехи.

«Как бы я хотел, – закончил старый, очень тяжелый меч, – чтобы опять меня брала мощная, сильная рука, сжимала меня, и а чувствовал бы, как спокоен мой хозяин перед боем…» «Все притихли и погрузились в мечты. За столетия их накопилось слишком много».  (Аня Ф.)

«Как сердцу высказать себя…» – а ведь как иногда необходимо в юношеском возрасте «высказать себя» и как страшно наткнуться на непонимание, а может, даже и цинизм товарищей. В обычном разговоре так не скажешь:

«О, как блестит вода в лучах полуденного солнца! Отражение слепит глаза и заставляет смеяться. Когда вода бьется о камни, то капли, вырвавшиеся из потока, напоминают звездочки.

Ах, если бы вернуться мне туда,

Где водопад играет хладными ручьями.

Где солнца яркий свет блестит,

Где жизнь прощает и скорбит…»

(Никита К.)

Дальше стихотворение не получилось. Здесь нет ничего о Пушкине, но пушкинская радость бытия прорывается «хладными ручьями», и это обязательно должно быть высказано, иначе творческий порыв может не повториться.

Творческая работа, в которой отражается впечатление от увиденного, услышанного, прочувствованного позволяет как будто остановить, увековечить это впечатление, вглядеться в себя, в мир вокруг.

«Я представил, что один нахожусь в этом божественном месте, что рядом никого нет. Нет земных проблем и нет никаких переживаний и беспокойств. Наверное, я находился бы там вечно, лежал бы на поляне, смотря с улыбкой в небо, перебирал бы в зубах соломинку и ни о чем не думал, просто наслаждался свободой и тишиной…»   (Антон Ф.)

Творческие работы не только открывают нам внутренний мир наших учеников – они открывают им самих себя. Дружба, родина, природа, душевный покой перестают быть отвлеченными или обыденными понятиями, они становятся ценностями, формирующими мировоззрение.

«Свой единственный кадр я потратила бы на себя. Я стою на тропинке, и по обе стороны от меня деревья склоняют свои раскидистые ветви. Под ногами шуршат уже пожелтевшие листья. Эта аллейка похожа на дорогу жизни. Ты идешь по ней, при этом иногда не знаешь, что ждет тебя впереди, правда, всегда можешь на мгновение остановиться, оглянуться, что-то обдумать и продолжить путь дальше. Думаю, только не стоит надолго останавливаться, лучше всегда идти вперед с гордо поднятой головой».   (Саша Л.)

Работы по личным впечатлениям помогают ученикам осваивать различные жанры: от дневниковой записи – до сочинения-фантазии, тем самым развивая и обогащая их речь, их внутренний мир.

В творческой работе ученик открывает себя, и поскольку работы эти очень разные, с ними можно (если не возражает автор), познакомить и других ребят. Это может быть чтение и обсуждение в классе; можно попросить ребят положить свои сочинения на парту и устроить урок самостоятельного чтения работ товарищей, на которые тут же можно откликнуться письменной или устной репликой, небольшой рецензией.

Творческие работы могут стать  основой литературного журнала или газеты. В этих работах ребята  по-новому узнают своих товарищей, которые, на самом деле, глубже, тоньше, интереснее, да и душевнее, чем иногда хотят показаться. Творчество оказывается востребованным. Оно осознается само как ценность и одновременно позволяет понять и прочувствовать неисчерпаемый мир духовных ценностей, которые являются основой  образования.

 


Педагогика Культуры № 1 (2005)

Метки: Рубрика: Педагогические технологии, Берестовицкая С.Э.

Печать E-mail

Просмотров: 3037