Арт-педагогика и арт-технологии: пути становления,
специфика, педагогический опыт реализации
В современном мире в условиях динамично меняющейся социокультурной ситуации актуализируется необходимость постоянного личностного и профессионального развития личности. В нашу жизнь все в большей мере внедряются современные технологии, агрессивно навязываются «ценности» западного общества, что зачастую деформирует внутренний мир человека, особенно детей и молодежи. Сформировать защитные механизмы восприятия, разграничения добра и зла, красивого и безобразного помогает человеку освоение различных областей культуры, в истинном ее понимании – культуры, возвышающей сознание.
Совершенствованию духовного и творческого потенциала личности способствует союз искусства и образования. Таким союзом является одно из новых, актуальных направлений в образовательном процессе – арт-педагогика.
Цель статьи – раскрыть специфику арт-педагогики, обобщить сведения о ней, пути ее становления, особенности свойственных ей арт-технологий, их разновидностей, а также осветить авторский опыт их применения в учебном процессе среди детей (школьников) и молодежи (студентов).
Обобщим информацию о термине «арт-педагогика». Его этимология восходит к английскому art. Однако в английском языке art означает визуальное искусство (прежде всего живопись, а также графика, скульптура). В русской же языке арт трактуется как в целом «искусство». Исходя из этого можно было бы рассматривать термин «арт-педагогика» как аналогичный русско-язычному термину «педагогика искусства». Однако в понимании данных терминов нет такой прямолинейности. В наши дни «термин «арт-педагогика» распространен гораздо шире, чем «педагогика искусства», Более широкое его употребление, на наш взгляд, связано с англоязычной основой термина «арт-педагогика» (что свойственно современной тенденции англоязычных заимствований в науке и коммуникации в обществе), краткостью («арт» вместо слов «искусство», «художественный»), звуковой броскостью и широким кругом современных ассоциаций слова «арт» (от традиционных «артист», «артистизм», к сравнительно новым: соц-арт, поп-арт, оп-арт, арт-рок; арт-группа, арт-объект, арт-пространство, арт-каталог, арт-менеджер, арт-директор и др.)» [2, с. 283].
В педагогической традиции сложилось понимание термина «педагогика искусства», как относящегося к художественному образованию, в широком смысле слова «художественное», вбирающего в себя разные виды «художеств», то есть разных видов искусства. Причем такая «педагогика художественного образования обычно рассматривается с мономодальной позиции, в отношении освоения ребенком (личностью) какого-либо вида искусства: музыкального (музыкальное образование), изобразительного, литературного, хореографического, театрального искусства и др. . Ребенок осваивает эти виды искусства институционально в общеобразовательной школе или во внеурочной деятельности и системе дополнительного образования» [3, с. 44]: в художественной или музыкальной школе, изостудии, школе искусств, театральном или хореографическом кружке или студии и др..
Внутри художественного образования, формирующегося издавна (еще с древности возникали способы и приемы обучения, передачи владения каким-либо видом искусства), складывались специфические методы освоения искусства, технологии обучения. Но сам термин «арт-педагогика» возник на грани XX-XXI веков внутри арт-терапии, объединяющей искусство и психокоррекцию (точнее: искусство, психологию, медицину). В конце XX века эти 2 понятия в науке были впервые отделены Ю.С. Шевченко и А.В. Крепицей [15]. а в 2001 году под руководством Е.А. Медведевой был издан первый учебник по артпедагогике [1] (однако авторы еще рассматривали арт-терапию как направление психотерапии и коррекционной педагогики, объединяя в синкретичное целое арт-терапию и арт-педагогику), Многие ученые применяют понятия арт-педагогика и арт-терапия как синонимы (М.Ю. Алексеева, И.В. Давыдова, А.В. Гришина, Л.Д. Назарова и др.), используя арт-педагогические методы и приемы в решении терапевтических, психокоррекционных задач. Думается, эти явления нельзя отождествлять, хотя, их взаимосвязь несомненна.
Арт-педагогика отличается от арт-терапии двумя основными качествами: во-первых, нацеленностью на педагогические задачи развития человека, а психокорректирующая функция является в ней вспомогательной (тогда как в арт-терапии она главная). Во-вторых, арт-педагогика нацелена не на особых детей (в целом, людей, не только детей, но и взрослых), имеющих какие-то нарушения (неврологические и др.,), а на всех участников образовательного процесса, независимо от их физического и психологического состояния (поэтому арт-терапия применяется прежде всего в специальном образовании, а арт-педагогика – в общеобразовательной школе). Арт-педагогика шире, она вбирает в себя арт-терапевтическое воздействие, но направлена на более объемный круг задач и широкую аудиторию.
От художественного же образования и педагогики искусства арт-педагогика отличается тем, что она направлена на всех детей, независимо от их уровня художественных способностей, и нацелена не на получение художественно ценного результата (который презентуется обычно в итоге этапа обучения в концертной или выставочной деятельности), а на процесс познания внешнего и своего внутреннего мира, самореализации и самовыражения.
Рис. 1. Взаимодействие арт-педагогики, педагогики искусства и арт-терапии
Таким образом, исследовательское поле арт-педагогики находится на пересечении полей арт-терапии и педагогики искусства, подобно сцеплению множеств (в теории множеств в математической науке), связано с ними, но имеет свою специфику. Визуально представим это на рисунке 1.
Можно утверждать, что с конца ХХ века арт-педагогика стала развиваться как самостоятельное направление. Как новое явление термин «арт-педагогика» еще не имеет устоявшегося определения в педагогической науке. Автор солидаризируется с Н.Ю. Сергеевой, давшей одно из первых определений (в 2008 г): «арт-педагогика – современное, формирующееся практико-ориентированное направление педагогической науки, изучающее природу, закономерности, принципы, механизмы привлечения искусства и художественной деятельности для решения профессиональных педагогических задач» [13, с. 27]. Но, на наш взгляд, смысловое поле арт-педагогики шире.
Автор (А.Б. Афанасьева) в ряде работ предложил более развернутое определение: «арт-педагогика – это направление педагогики, в котором прежде всего решаются задачи обучения, воспитания и развития личности в пространстве культуры с использованием разнообразных средств искусства, с пробуждением творческого потенциала обучающихся и вовлечением их в художественную деятельность, способствующую более глубокому познанию и осознанию явлений, фактов, текстов культуры во взаимодействии (диалоге) ее элементов, а также пониманию окружающего и собственного внутреннего мира в самовыражении средствами искусства в творческом продукте» [2, с. 284].
Также автор предлагает выделить в арт-педагогике три направления: мономодальное, интермодальное, полимодальное. Эти же направления существуют в педагогике искусства и арт-терапии
Движение от мономодальности к полимодальности в них отражает процессы развития в русле тенденций к интеграции, свойственных системе образования конца ХХ века и далее. Так, еще в 1970-е годы в концепции музыкально-эстетического воспитания Д.Б. Кабалевского ,была намечена идея межпредметных связей, реализованная в его «Программе» в ряде уроков музыки на уровне переклички материалов уроков музыки с уроками литературы и изобразительного искусства:. Например, в 3 классе: прослушивание арии Сусанина из оперы «Жизнь за царя» М. И. Глинки на уроках музыки и чтение думы «Иван Сусанин» К.Ф. Рылеева на уроке литературы; подобное же и с песней «Дубинушка»), также на уровне тематики и содержания ряда разделов, что ярко проявилось в программе 5 класса. Здесь тема первого полугодия «Музыка и литература» реализуется в первой четверти, названной «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы» и во второй четверти «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки». А тема второго полугодия «Музыка и изобразительное искусство» раскрывается в третьей четверти, названной «Можем ли мы увидеть музыку», и в четвертой четверти – «Можем ли мы услышать живопись» [11].
Поиск межпредметных связей – это лишь первая ступень принципа интеграции. Позже в 1990-е годы возникли и развились полихудожественные концепции преподавания детям: :изобразительного искусства (Б. П. Юсов), литературы (В. Г. Маранцман), продолженные их последователями (М. П. Воюшина, Е.А. Заплатина, Е.П. Кабкова, В.А. Лубенко, Е.К. Маранцман А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Л.Г. Савенкова и др.).
Именно с 1990-х годов «педагогика искусства» стала развиваться как интегративное направление в русле полихудожественного подхода, а термин «педагогика искусства» вошел в научный обиход. В XXI веке в России появился даже журнал «Педагогика искусства», издаваемый с 2006 г. НИИ художественного образования РАО. Идеи взаимодействия произведений искусства в общеобразовательной школе стали активнее всего развиваться на уроках музыки, что проявилось на страницах созданных учебников музыки различных УМК: «Школа России» и «Перспектива» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной; «Начальная школа XXI века» и «Школа 2100» В.О. Усачевой и Л.В. Школяр; «Ритм» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак; «Планета знаний» Т.И. Баклановой, УМК «Диалог» А.Б, Афанасьевой, В.А. Шекалова, О.Е. Камыниной и др..
Таким образом, можно утверждать, что, возникнув внутри художественного образования мономодальных видов (музыкальное, художественно-изобразительное, литературное образование), «педагогика искусства», как педагогическое направление, начиная с рубежа ХХ-XXI веков, устремилась к полимодальности, отражая интеграционные процессы в педагогике этого периода. В недрах «педагогики искусства» зарождались полихудожественный, культуротворческий, культурологический, междисциплинарный, метаметодический, интегративный подходы (то есть подходы, основанные на взаимодействии разных искусств и наук: педагогики, психологии, методик разлмчных дисциплин, разных ветвей искусствоведения, культурологии и т.д.), И в том числе, зарождались приемы, методы, способы включения искусства в образовательный процесс (школы или вуза), т.е. зарождались собственно арт-педагогика и свойственные ей арт-технологии.
Арт-педагогика складывается как междисциплинарное явление, она направлена на включение искусства в широкий образовательный контекст, в уроки (или занятия во внеурочной деятельности и системе дополнительного образования) не только связанные с искусством, но и с изучением наук (в большей мере гуманитарных: родного или иностранного языка, истории, географии, но возможно и естественно-математических наук). Получив самостоятельное развитие, арт-педагогика в XXI веке может применяться широко, однако это требует профессиональной подготовки педагога, его желания, мотивации осваивать новое направление и новые технологии.
По определению Т.А. Барышевой, «арт-технологии – система действий, операций, методов, содержанием которых является язык и закономерности искусства, направленные на развитие личности и дающие возможность контактировать с глубинными аспектами духовной жизни, с внутренней реальностью» [14, с. 15]. Данное определение имеет психологическую окраску.
Автор данной статьи сформулировал определение в большей мере педагогической направленности: «арт-технологии – это система действий, способов обучения, применяемых педагогом для решения разнообразных учебно-воспитательных задач с привлечением произведений искусства, их содержания и средств выразительности (языка), а также художественно-творческой деятельности обучаемых» [2, с. 284].
Мономодальное направление арт-педагогики основывается на мономодальных арт-технологиях одного вида искусства (музыкального, изобразительного, хореографического и др.), который опирается преимущественно на один вид ощущений: слуховых, зрительных, тактильно-двигательных (проприоцептивных) и т.д.. Хотя, несомненно, в восприятии художественной целостности произведения искусства возникает взаимодействие ощущений, что приводит к целостному восприятию. Приведу примеры мономодальных арт-технологий: в изобразительной деятельности – задание нарисовать «Фантастическое (несуществующее) животное» (с использованием комбинации частей разных животных); в литературной – технология «неоконченных предложений (а также неоконченных рассказов, сказок) с вариантами продолжения; в музыкальной деятельности – незаконченных музыкальных «мыслей»: фраз, предложений, периодов, фрагментов, голосов в многоголосии»[4, с. 96]. Примером мономодальной арт-технологии на уроке литературы является сочинение синквейна по прочтению литературного произведения, что описано в статье А.О. Пирожковой как прием при работе над содержанием повести «Глаза Ночи» В. Бахревского [12 ,с. 69].
Однако ныне более востребованы интермодальное и полимодальное направления арт-педагогики. Они «связаны напрямую с взаимодействием различных ощущений в восприятии разных видов искусства, переплетающихся в методике занятия, включающего различные арт-технологии, творческую деятельность, методики разных дисциплин. Интермодальные и полимодальные арт-технологии являются полихудожественными». Автор ранее дал им следующее определение: «арт-педагогические полихудожественные технологии – это система действий и методов педагога, основанная на взаимодействии видов искусства, их художественных текстов (произведений), языков (элементов системы средств выразительности), на переносе представлений в восприятии и собственной художественной практике в целях эффективного развития обучающихся в образовательном процессе» [2, с. 284].
Интермодальная арт-технология обычно предполагает перенос представлений с одного искусства на другое (исходя из этимологии: англ. интер – меж, между), осуществляется взаимодействие между видами искусств, чаще между двумя видами. Такой «перевод» (перекодирование) языка одного вида искусства на язык другого (не обязательно искусства) осуществляется в арт-технологиях художественного моделирования. Рассмотрим некоторые виды моделирования, применяемые в процессе музыкальных занятий.
Наиболее часто встречается цветовое моделирование музыки (основываясь на цветовом тесте М. Люшера в более свободной его интерпретации) – это своего рода «перевод» восприятия музыкального произведения, его характера (настроения) на язык живописи – красок (ведь каждый цвет также имеет свой характер); оно воплощается в цветовом пятне или в серии пятен, отражающих смену настроений в процессе развития музыки (так возникает цветовая композиция). Графическое моделирование музыки – перенос представлений о характере и направлении движения мелодических линий при восприятии музыкального произведения на язык графических линий (при обработке результатов работ диагностируется их направление, экспрессивность, интенсивность нажима). Пластическое моделирование музыки – «перевод» восприятия музыкального произведения (или звуковой импровизации) на язык пластики движений (оно близко понятию «пластическое интонирование»), в которых моделируется развитие мелодической линии и характера музыки. Геометрическое моделирование музыки – перенос представлений о форме музыкального произведения на математический язык геометрических фигур (чаще простейших: круг, квадрат, треугольник, но возможны и более сложные), отображая в восприятии характера музыки свое представление о характере фигуры. Автор ввел в практику осязательно-фактурное моделирование – перенос представлений о регистрово-тембровом звучании музыки на тактильные ощущения фактуры разных тканей (шелк, ситец, бархат, капрон, шерсть и др.) (подробнее: [5, С. 36-38]). К образному моделированию можно отнести рисование образов, возникающих при слушании музыки (моделирование музыкального образа), что давно применяется в музыкальном воспитании.
Полимодальная арт-технология предполагает взаимодействие между несколькими (обычно тремя и более) видами искусства (исходя из этимологии: лат. поли – много). Характерной полимодальной арт-технологией является полихудожественная технология «Диалог произведений искусств» (кратко «диалог искусств»), в которой сопоставляются произведения разных видов искусства, чаще литературы, живописи и музыки (подробнее: [6]), Данная арт-технология востребована в методике разных школьных и вузовских дисциплин, где изучают музыкальное, литературное, изобразительное искусство и др. (однако нередко она реализуется как интермодальная между двумя видами искусства, особенно часто между литературой и живописью). К полимодальной арт-технологии можно отнести драматизацию музыкального произведения, при которой сочинение разыгрывается, как бы театрализуется (а театр представляет собой полихудожественный синтез) со сценарной разработкой, порой даже с костюмированием (например, арт-технология «Зримая песня»).
Широкий круг арт-технологий представлен в статье Т.А. Барышевой, среди них: «технологии художественной герменевтики (репликации, парафразы, иллюстрации), художественное моделирование (линео- и формограммы, цветограммы, пластикограммы, драматизация, метод сценарной разработки), ассоциация и ассоциирование, стилизация, художественные трансформации (перекодирование, гротеск, инверсия, бионика, технологии художественного воображения: деформация, гиперболизация и др.), художественное экспериментирование, эмоционально-экспрессивные технологии» [7, с. 125] и др. (подробнее : [7, с. 125-128]).
Автор еще с 1990-х годов вводил арт-технологии, разрабатывал методику их применения в педагогической практике работы со школьниками и студентами: будущими учителями начальных классов (в РГПУ им. А.И. Герцена в различных курсах по художественно-эстетическому образованию), музыкантами (в ЛГУ им. А.С, Пушкина в дисциплинах по истории музыки и музыкальному воспитанию), со студентами-художниками и дизайнерами (в ЛГУ им. А.С, Пушкина и СПГУПТД). Особый интерес эти технологии вызвали у студентов-музыкантов и «начальников». Их применение позволяет студентам прочувствовать, «прожить» произведение искусства в собственной доступной деятельности, тем самым «присвоить» его, ввести в свое культурное поле. Освоение аот-технологий особенно важно для будущих педагогов, так как это способствует саморазвитию и «самосовершенствованию личности», формированию «общей и индивидуальной культуры, социальной зрелости, профессиональной мобильности» [9, с. 67].
Помимо бакалавриата в Институте детства РГПУ им. А.И. Герцена арт-педагогические технологии включены и развиваются в ряде дисциплин магистерских программ (директор программ – Т.А. Барышева) «Развитие креативности ребенка в полихудожественной среде» и «Развитие креативности ребенка в образовании» [10].. С 2021 г. в учебном плане бакалавриата профиля «Начальное образование» в РГПУ им. А.И. Герцена введен курс, в котором арт-технологии впервые звучат в названии дисциплины: «Арт-технологии в дополнительном образовании». В процессе освоения курса студенты приобретают опыт в области не только мономодальных арт-технологий (основанных на изобразительной, музыкальной, или театральной деятельности), но и интермодальных и полимодальных технологий, также они реализуют полученные знания и умения в ходе педагогических практик.
Для начальной школы учеными-методистами РГПУ им А.И. Герцена созданы учебно-методические комплексы (УМК) «Диалог» (издан в 2013-2014 гг. издательством «Дрофа») и «Школа диалога» (издан частично в 2020-е гг. издательством «Просвещение»), в которых в содержание учебников почти всех дисциплин входят арт-педагогические идеи, что нашло отражение в «Концепции» этих УМК [8]. Особенно активно арт-технологии реализуются на страницах учебников по музыке (авторы – А.Б. Афанасьева, В.А. Шекалов), литературному чтению (написанных под руководством М.П. Воюшиной), технологии (автор – А.Н. Мисюкевич).
Выводы. Арт-педагогика сложилась как самостоятельное направление в педагогической науке и практике на рубеже XX-XXI веков. В ней целенаправленно не ставятся задачи собственно художественного образования, как и не ставятся задачи коррекционной терапии (с которыми арт-педагогика связана «генетически»). Эти задачи здесь имеют вспомогательный характер и реализуются среди всех обучающихся, независимо от их уровня художественных способностей и состояния здоровья.
Специфика арт-педагогики – в изучении методов и внедрении в широкую практику произведений и средств искусства, а также художественной деятельности для решения общеобразовательных задач обучения и воспитания, что должно способствовать формированию основ культуры, более глубокому познанию и пониманию окружающего и собственного внутреннего мира, развитию культурного поля личности, ее творческого потенциала.
Применеиие арт-технологий, базирующихся на междисциплинарном взаимодействии, активизирует учебную деятельность, способствует созданию активной творческой атмосферы на занятии, формирует художественно-познавательный интерес личности, развивает ее креативность, социализацию, позволяет «прожить» произведение искусства, воспринять его через сердечный отклик и выразить свои переживания в творческом продукте, что в итоге имеет культуросозидающее значение в воспитании ребенка (или студента).
В целом, арт-педагогика и арт-технологии имеют широкие перспективы и требуют дальнейшего научного развития и внедрения в практику.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается специфика арт-педагогики как нового направления в науке, обобщаются сведения о ней, прослеживаются пути ее становления, описываются арт-технологии, предлагается их классификация по критерию модальности (мономодальное, интермодальное, полимодальное), освещается педагогический опыт, реализованный автором в ряде университетов Санкт-Петербурга со студентами и со школьниками в школах города.
Ключевые слова: арт-педагогика, педагогика искусства, арт-технологии, полихудожественные арт-технологии, полихудожественный подход.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. М.: Академия, 2001. 248 с.
2. Афанасьева А.Б. Арт-педагогические технологии как средство развития творческого потенциала личности / Россия .– историко-культурные константы и перспективы развития детства. СПб, 2024. С. 283-286.
3. Афанасьева А.Б. Арт-педагогика: специфика и опыт реализации в Институте детства РГПУ им. А.И. Гепцена // Герценовские чтения «Художественное образование ребенка: стратегии будущего». Т.9, вып. 1. СПб: изд. НИЦ АРТ, 2024. С. 43-50.
4. Афанасьева А.Б. Арт-технологии в диагностике и развитии креативности личности ребенка во внеурочной деятельности // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. Ульяновск: изд. «Зебра», 2016. С. 94-98.
5. Афанасьева А.Б., Шекалов В.А. Музыка. 1 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. М.: ООО «Дрофа», 2014. 290 с.
6. Афанасьева А.Б. Диалог искусств как арт-технология в музыкальном образовании // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. Ульяновск: изд. «Зебра», 2022. С. 131-136.
7. Барышева Т.А. Арт-факторы и арт-технологии развития креативности // Герценовские чтения. Художественное образование ребёнка: стратегии будущего. СПб: изд. ВВМ, 2019. С. 117-130.
8. Бордовский Г.А., Воюшина М.П., Суворова Е.П. Концепция образовательной системы «Диалог» для начального и основного этапов общего образования. СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. 56 с.
9. Глузман А.А. Самосовершенствование личности: краткий философский и педагогический анализ // Гуманитарные науки. №2. 2022. С. 64-68.
10. Магистерская подготовка в области начального образования/Под ред. Г.И. Вергелес, О.А. Граничиной. - СПб: Изд-во ВВМ, 2012.
11. Музыка : 1-8 классы: программы общеобразовательных учреждений / под руководством Д. Б. Кабалевского ; М-во образования и науки РФ. - 4-е изд. М. : Просвещение, 2007 .224 с.
12. Пирожкова А.О. Современные технологии и приемы работы с художественным текстом на уроке литературы в общеобразовательной школе // Гуманитарные науки №2 . 2024. С. 65-70.
13. Сергеева Н. Ю. Содержание понятия арт-педагогика // Известия ВГПУ, № 1 (25). 2008. С. 23-28.
14. Творчество: теория, диагностика, технологии. Словарь-справочник / Под об. ред. Т.А. Барышевой. СПб: ООО «Изд-во ВВМ», 2008. 380 с.
15. Шевченко Ю. С., Крепица А.В. Принципы арттерапии и артпедагогики в работе с детьми и подростками: Метод. пособие. Балашов: Изд-во Балашов. пед. ин-та, 1998. 53 с.
Опубликовано: https://elibrary.ru/item.asp?id=80522562