Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Соколова Богдана Юрьевна,

кандидат культурологии,

Москва

Космизм поэзии Ф.И. Тютчева и философия Живой Этики:
созвучные мотивы

Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.

Ф.И. Тютчев

XIX век. Такими собеседниками всеблагих стали многие деятели той эпохи наступающих перемен. Приближение Духовной революции дало толчок стремлению разобраться в смысле бытия человека, в его связях с Мирозданием, помыслить о роли Космоса в своей судьбе и судьбах всего человечества. То было время, когда русские поэты и музыканты, художники и писатели начали ощущать и нести новые знания, приходящие на Землю из Высших миров, миров с более высоким состоянием материи. Но заря Духовной революции тогда только занималась на горизонте истории и им, подвижникам XIX века, утонченным и остро чувствующим, было необыкновенно трудно в несправедливом, жестоком мире. Но творцы того времени, как истинно героические личности, находили в себе мужество в поэзии, прозе, картинах нести людям важнейшие знания, прокладывая дорогу явлению, которое получит название русский космизм.

Основные идеи космизма можно обнаружить в творческом наследии многих деятелей XIX века. Одним из них был Федор Иванович Тютчев.

Что мы знаем о Тютчеве? Русский поэт, публицист, дипломат и ученый – он был членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. Но мало кто знает, что его поэзия глубоко пронизана космическими мотивами, ощущением ритмов и дыхания вселенной. Душой истинного поэта Тютчев воспринимал идеи, которые несла на Землю космическая эволюция. Опираясь лишь на духовное постижение реальности, или как мы сейчас говорим, метанаучное познание, Тютчев отразил в своих стихах идеи русского космизма.

Одним из первых на космичность поэзии Тютчева обратил внимание русский философ Семен Людвигович Франк, работа которого так и называется «Космическое чувство в поэзии Тютчева». Франк отмечал, что главная черта, определяющая содержание тютчевской поэзии, состоит в том, что она носит космический характер. Может быть, поэтому в его стихотворениях мы находим много созвучий с положениями Живой Этики. Эта философская система, принесенная миру Еленой Ивановной Рерих, сыграла ключевую роль в формировании космизма и получила название философии космической реальности.

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами;

Настанет ночь – и звучными волнами

Стихия бьет о берег свой.

<…>

Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины, –

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

 

Читая эти строки, со всей полнотой ощущаешь космическое настроение, делаешься как бы сопричастным великой космической действительности. Стихотворение разворачивает перед нами переживание поэтом иного мира, в который погружается человек во время сна. Этот мир с более утонченным состоянием материи, Живая Этика называет Тонким. В этой философской системе отмечается, что «сон есть приобщение к Тонкой Сфере»[1, п. 213]. Но это не просто приобщение. Живая Этика утверждает, что сон важен именно потому, что во время него может происходить общение человека с теми сферами Тонкого Мира, материя которых обладает высокой энергетикой. Эта высокая энергетика, которую человек получает при соприкосновении с Высшими сферами, необходима для эволюции человеческого духа. Без общения с Высшим человек существовать не может. В творческом сне из Высших миров приходят знания, образы, обогащение новым опытом. Именно стихию Тонкого мира со всей реальностью ощутил Тютчев и это ощущение гениально передал в своем стихотворении.

В другом произведении поэта описываются тонкие ощущения угасающего дня, вечерних сумерек.

Мотылька полет незримый

Слышен в воздухе ночном...

Час тоски невыразимой!..

Всё во мне, и я во всем...

 

Это тютчевское «все во мне и я во всем» в поэтической форме отражает идею о единстве человека и Мироздания. Тезис о тождестве микро- и Макрокосмоса является одним из центральных в философии русского космизма, и конечно, он нашел яркое воплощение в Живой Этике. «Человек – часть космической энергии, часть стихий, часть разума, часть сознания высшей материи», – утверждает эта философская система[2, ч.1, п. 155]. Одно из главных методологических положений Живой Этики гласит: человек не только является частью Космоса, но и несет его в своем внутреннем мире. И это позволяет ему влиять на эволюционные процессы Мироздания.

Одно из самых знаменитых стихотворений Тютчева:

О вещая душа моя!

О сердце, полное тревоги, –

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия!..

 

Оно удивительно точно повествует о великом космическом законе двойственности. «Двойное бытие» – это дух и материя, небесное и земное, невидимое и видимое. Только учитывая эту двойственность, можно понять явления и события нашего мира, потому что всё без исключения имеет эти две стороны. На пороге, или границе этого двойного бытия действительно находится сердце человека. В Живой Этике содержится целая концепция сердца, которое осмысливается как мост между плотным, видимым миром и невидимым миром тонкой материи. «…Сердце не есть отвлеченность, но мост к Высшим Мирам», – отмечается в Живой Этике[3, п. 398]. Сердце человека является посредником с этими мирами более высокого состояния материи. Именно сердце способно чувствовать импульсы, исходящие из этих миров. Так, более полутора веков назад, через творчество русского поэта шло знание о метанаучном познании, которое осуществляется не через интеллект, а через духовный мир самого человека.

Стихотворение «Проблеск» удивительно. Оно с потрясающей глубиной описывает как бы прикосновение души поэта к миру тонкого состояния материи:

Слыхал ли в сумраке глубоком

Воздушной арфы легкий звон,

Когда полуночь, ненароком,

Дремавших струн встревожит сон?..

То потрясающие звуки,

То замирающие вдруг...

Как бы последний ропот муки,

В них отозвавшися, потух!

<…>

Как верим верою живою,

Как сердцу радостно, светло!

Как бы эфирною струею

По жилам небо протекло!

 

В последних строфах речь идет о радости, которая в Живой Этике названа «особой мудростью» и «крыльями Беспредельности». Порыв светлой радости привносит в сердце человека энергетику Высших миров, как это блистательно и емко описал Тютчев в своем стихотворении («По жилам небо потекло»).

Стихотворение «Поэзия»:

Среди громов, среди огней,

Среди клокочущих страстей,

В стихийном, пламенном раздоре,

Она с небес слетает к нам –

Небесная к земным сынам,

С лазурной ясностью во взоре –

И на бунтующее море

Льет примирительный елей.

 

Это стихотворение очень точно описывает творческое вдохновение поэта. Согласно Живой Этике, источником вдохновения, в том числе и поэтического, являются миры с более высоким состоянием материи. Поэтому Тютчев и называет поэзию небесной. В состоянии вдохновения человек получает высокую энергетику, которую он претворяет в прекрасные образы.

Удивительно также стихотворение Тютчева «Silentium!» (в переводе с лат. «молчание»).

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

Мысль изречённая есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи, –

Питайся ими – и молчи.

Лишь жить в себе самом умей –

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи, –

Внимай их пенью – и молчи!..

 

Здесь Тютчев, как утонченный лирик, очень точно понял ценность и важность молчания. Причем речь идет не просто о непроизнесении слов, а о некоем внутреннем таинственном действии, которое наполнено глубочайшим смыслом. О силе, даже о мощи молчания, много говорится на страницах Живой Этики. Молчание – это не бездействие и не пустота. Напряженное молчание может быть наполнено многими мыслями и благими желаниями. В молчании человек может соприкасаться и общаться с Высшими мирами. «Мудрое молчание издавна оценено разными народами. Самые важные действия совершались в молчании…», – говорится в Живой Этике[4, п. 594]. Молчанием накапливается психическая энергия, которая является огромной созидательной силой человека.

Хотелось бы сказать еще вот о каком моменте. Я не случайно подобрала стихотворения Тютчева, которые так или иначе затрагивают тему взаимоотношений человека с Высшими мирами. Существует великий космический закон: Высшее в эволюции ведет за собой стоящее на более низкой ступени развития. Иной возможности эволюционировать, чем следовать за теми, кто покорил более высокий уровень знания и опыта, не существует. Из Высших миров поступают в наш земной мир необходимые эволюционные импульсы, дающие возможность совершенствоваться как отдельному человеку, так и всему человечеству.

Но вернемся к Тютчеву. Федор Иванович был не только поэтом, он был также оригинальным мыслителем, чьи идеи запечатлелись в эпистолярном и публицистическом творчестве. И здесь нужно сказать еще об одной удивительной способности Тютчева, которая заключалась в его исторической прозорливости, особенной чуткости к некой глубинной внутренней стороне исторического процесса. Николай Константинович Рерих называл эту внутреннюю сторону – «историей помимо историков», а Людмила Васильевна Шапошникова определяет ее как метаисторию. Метаистория – это духовная часть исторического процесса, связанная с высокими знаниями и космической эволюцией. В публицистике же Тютчева не раз встречается выражение «исторический Промысел». Думаю, что, по сути, это другое название метаистории. В своей статье «Римский вопрос» Тютчев упоминает о «промыслительной логике, управляющей силой внутреннего закона событиями мира»[5]. Протоиерей Георгий Флоровский писал о Тютчеве: «Великий тайнозритель природы Тютчев и в истории оставался прозорливцем. Политические события были для него тайными знаками, символами подспудных процессов в глубинах. По ним он разгадывал последние тайны исторической судьбы» (Цит. по:[6, с. 105]). Вот эта прозорливость давала возможность поэту-мыслителю предсказывать различные повороты исторического процесса. Как отмечает известный исследователь творчества Тютчева Борис Тарасов, сам поэт признавался, что «связывать прошлое и настоящее <…> на больших расстояниях, совмещать время и вечность, уяснять возможные судьбы человеческого рода есть настоятельная потребность его существа»[6, с. 105].

Подводя итог, перечислим лишь некоторые гениальные прозрения Тютчева, имеющие отношение к космизму: реальность инобытия, миров с более утонченным состоянием материи; мысль об одухотворенности Вселенной; идея единства человека и Мироздания; закон двойственности бытия и роль сердца во взаимоотношении человека с иными мирами; предчувствие существования высшей, духовной составляющей земного исторического процесса.

Важно подчеркнуть еще одну важную вещь. Космизм присутствует в творчестве многих русских поэтов, художников, музыкантов XIX-XX вв. Но можно ли понять и исследовать всю глубину этого творчества, опираясь лишь на старые методы в науке? Думаю, что нет. Как можно понять мысль поэта или художника об утонченных сферах мироздания, если этим сферам нет места в традиционной науке? Космизм русской культуры напрямую связан с новым космическим мировоззрением. И чтобы его адекватно изучать, нужна новая методология, без привлечения которой можно только сухо констатировать факты, но не всесторонне исследовать их. Я уверена, что методология, которую содержит философия Живой Этики, поможет нам по-настоящему понять всю глубину, неординарность и космичность русской культуры.

Как писал Федор Иванович Тютчев – один из тех, кто был предтечей Духовной революции в России:

«Ты долго ль будешь за туманом

Скрываться, Русская звезда…»

 

Литература

1. Учение Живой Этики. Аум.

2. Учение Живой Этики. Беспредельность.

3. Учение Живой Этики. Сердце.

4. Учение Живой Этики. Надземное.

5. Тютчев Ф.И. Римский вопрос // http://www.tutchev.com/text/la_ru.shtml

6. Тарасов Б.Н. «Тайна человека и тайна истории». Непрочитанный Чаадаев. Неопознанный Тютчев. Неуслышанный Достоевский. СПб.: Алетейя, 2012.

 


Педагогика Культуры № 19 (2013)

Метки: Рубрика: Культурологические основы нового космического мышления, Соколова Б.Ю.

Печать E-mail

Просмотров: 3199