Общественный научно-просветительский журнал

Педагогика Культуры

ЖУРНАЛ

Педагогика Культуры

Соколова Б.Ю.

кандидат культурологии

Метаисторическое значение памятников культуры

Доклад на Международной научно-общественной конференции
«80 лет Пакту Рериха» (МЦР, 8-11 октября 2015 г.)

Неясны до конца для нас ни одному
Ни устье, ни исток божественного чувства,
И лишь нечаянно блик озаряет тьму
Сквозь узкое окно искусства.

Эти строки, очень точно отражающие смысл искусства, принадлежат философу и поэту-пророку Даниилу Андрееву. Именно на страницах его книги «Роза Мира» в начале прошлого века вспыхнуло слово «метаистория».

В контексте космического мышления и философии Живой Этики метаистория вошла в нашу жизнь через работы Людмилы Васильевны Шапошниковой. Последние годы каждая ее книга, статья, выступление освещали грани этого удивительного явления. Людмиле Васильевне принадлежит концепция метаистории. Она сформулировала эту концепцию, исходя из того, что любая область научного знания имеет две стороны: эмпирическую, связанную с плотным состоянием материи, и метанаучную, связанную с материей более высокого состояния.

Что же такое метаистория? По мысли Л.В. Шапошниковой, метаистория – это духовно-творческая часть земного исторического процесса. Это значит, что у внешнего, материального, потока истории есть внутренний духовный стрежень, к которому имеет отношение то, что мы называем непреходящими или вечными ценностями.

Также можно сказать, что метаистория – это нить, которая связывает наш плотный мир с мирами иных, более тонких состояний материи. Метаистория наполнена энергетикой Высших миров и обеспечивает взаимодействие Земли с Космосом. Эта высокая энергетика через метаисторию поступает на Землю и направляет земной исторический процесс в русло космической эволюции.

Можно также сказать, что метаистория – это результат творчества космической эволюции. Метаисторическое знание является опережающим, оно повышает сознание людей и продвигает их по ступеням эволюционного процесса.

Творцами метаистории с давних времен были Великие Учителя человечества, а на Земле в ее создании принимают участие высокодуховные личности с соответствующим уровнем сознания и огромным творческим потенциалом.

Одним из главных источников метаистории является искусство. Конечно, речь идет о высоком, подлинном искусстве, которое всегда играет эволюционную роль. «Через искусство имеете свет», – сказано в одной из книг Живой Этики [1, Январь 1, 1921 г.]. Что значит свет? Это значит, что через искусство человек получает высокую энергетику.

Итак, зачем же необходимо охранять памятники культуры, почему их защита так жизненно важна для человека, для нас самих?

Существуют конкретные механизмы воздействия произведений искусства и памятников культуры на эволюцию человека. Эти механизмы описаны в книгах Живой Этики, в трудах Л.В. Шапошниковой, в работах Рерихов. В частности, в философской книге С.Н. Рериха «Искусство и жизнь» мы находим очень точные описания взаимодействия человека с произведениями искусства и изменения его внутреннего мира под воздействием Красоты. «В великом произведении искусства, – пишет Святослав Николаевич, – находят свое воплощение великие субъективные силы невидимого, которые оживают на его поверхности и оказывают на нас свое воздействие» [2, с. 96].

Воздействие памятников культуры на эволюцию человека необходимо рассматривать в контексте космических законов, тех законов, которые составляют основу метаистории. Один из важнейших таких законов – это закон «Высшее в эволюции ведет нижестоящее». Согласно Живой Этике, Высшие миры, которым присущи высокие состояния материи, определяют эволюционный ход земного исторического процесса. Из Высших миров в плотный мир поступают необходимые импульсы, которые дают толчки новым этапам развития. Эти импульсы несут высокое Знание и высокую энергетику и направлены на изменение человеческого сознания. В Высших мирах имеет свой исток и метаистория.

Метаистория неразрывно связана с Красотой, которая является одной из особенностей подлинного искусства, подлинной культуры. Не случайно немецкий философ Фридрих Шеллинг считал, что искусство является эманацией абсолютного[3, с. 70], или Бога, а Красота – это «выраженная в конечном бесконечность» [3, с. 30]. «Красота – великая движущая сила нашей жизни…», – писал Святослав Рерих [2, с. 109].

Красота является одним из главных понятий эволюции, важнейшим фактором эволюционного развития человека, потому что несет в себе энергетику высоких вибраций. Эти высокие вибрации принадлежат другому миру, миру высшему по отношению к нашему миру плотной материи, в котором эти вибрации проявляются в виде Красоты. Не случайно Шеллинг писал: «…Красота дана всюду, где соприкасаются свет и материя, идеальное и реальное» [3, с. 81].

Так что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Николай Заболоцкий

 

Существует еще один важный космический закон, упоминаемый в философии Живой Этики: это закон духовного преображения через красоту. Когда человек любуется прекрасным памятником культуры, Красота, или ее высокие вибрации, входят в соприкосновение с внутренним миром этого человека. Высокие вибрации Красоты пробуждают в нашем внутреннем мире созвучные элементы, а потом побуждают их развиваться. Этими созвучными Красоте элементами являются лучшие нравственные качества человека. Здесь мы говорим еще об одном космическом законе – законе созвучия. Святослав Рерих отмечал, что отклик на красоту произведения исходит изнутри нас, мы реагируем на то, что нам созвучно. Тут действуют тонкие механизмы, включаются процессы, происходящие во внутреннем мире человека. И осознаем мы это или не осознаем, но высшие вибрации, заключенные в великом памятнике культуры, включают механизмы самосовершенствования, свойственные каждому из нас. «Любое великое произведение искусства, великая мысль, – писал Святослав Рерих, – все то, что выходит за пределы жизни сиюминутной, что возвышается над уровнем повседневности, способно дать направление нашим мыслям и продвигать нас по эволюционному пути, иными словами, заставлять прогрессировать. И в этом отношении роль красоты трудно переоценить. Красота во всех ее проявлениях, как символ воплощенной гармонии, вливает в нас эти вибрации…» [2, с. 83].

По всей земле, во все столетья,

великодушна и проста,

всем языкам на белом свете

всегда понятна красота.

Хранят изустные творенья

и рукотворные холсты

неугасимое горенье

желанной людям красоты.

Маргарита Алигер

 

Итак, высокие вибрации, заключенные в произведении искусства и памятнике культуры незримо побуждают развиваться в человеке его лучшие нравственные качества. А это, в свою очередь, неизменно повышает его энергетику, совершенствует сердце, изменяет и расширяет сознание.

Действительно, произведения искусства как источники метаистории обладают способностью расширять сознание людей. В этих произведениях нередко заложены профетические Знания, почерпнутые их создателями из Высших миров. Многие творцы произведений искусства используют метанаучный способ познания мира. Об этом знали еще романтики XIX века. Немецкий писатель и философ Новалис говорил, что поэт – «постигает природу лучше, нежели разум ученого» [3, с. 25] . По мнению Фридриха Шеллинга, искусство является прообразом науки. Он говорил: «Наука лишь поспешает за тем, что уже оказалось доступным искусству» [3, с. 31].

Итак, общение человека с великим произведением искусства и памятником культуры способствует расширению его сознания. Хотя следует подчеркнуть, что такое общение должно быть в некоторой степени осознанным. Если мы говорим о расширении сознания человека, то надо понимать, что это важнейший эволюционный процесс. В Живой Этике ему уделяется очень большое внимание. Известный философ и палеонтолог П. Тейяр де Шарден определял эволюцию как «возрастание сознания». Действительно, можно сказать, что расширение сознания – это ступени эволюционного совершенствования человека.

Таким образом, произведения истинного, высокого искусства, воплощенные в памятниках культуры, формируют духовную часть исторического процесса, или метаисторию. Памятники связывают плотный мир с мирами более высоких состояний материи, без которых эволюционное развитие земного человечества невозможно. Памятники культуры несут высокую энергетику и создают энергетическое поле, на основе которого развивается любая цивилизация. Это поле, по сути, вечно. Цивилизации возникают и исчезают, сменяя друг друга, но культура остается и пронизывает каждую из них на протяжении всего исторического процесса. Именно поэтому так важно сохранение памятников культуры и произведений искусства. Их гибель ведет к упадку цивилизации, которая живет за счет энергетики культуры.

Важнейшей метаисторической особенностью памятников культуры является и то, что они участвуют в энергообмене между миром плотной материи и Высшими мирами. Тут мы должны обратиться еще к одному космическому закону – закону энергоинформационного обмена. В результате энергообмена возникают и развиваются системы, которые несут в себе необходимые для эволюции энергетические потоки и источники информации. «Такой энергоинформационный обмен, – пишет Л.В. Шапошникова, – вызывает продвижение эволюции и совершенствование явлений и процессов в самом Космосе» [4, с. 59-60].

Согласно закону энергообмена, энергия духа человека представляет собой одну из главных движущих сил космической эволюции. Такая движущая сила заключена и в произведениях культуры, которые создает человек, материализуя в них свои высокие мысли и накладывая отпечаток своего духа. Энергетический обмен происходит между человеком и произведением искусства, как во время его создания, так и впоследствии во время его созерцания.

Итак, памятники культуры – это источники метаистории. И хотелось бы отметить, что среди памятников культуры, в которых ярко и мощно выражена метаистория, особое место принадлежит Центру-Музею имени Николая Константиновича Рериха. Метаистория как бы творится через пространство этого Музея, она заложена в самой концепции Музея, которая принадлежит Л.В. Шапошниковой.

В качестве своеобразного итога хотелось бы перечислить лишь некоторые метаисторические особенности искусства, которые можно найти в философии Живой Этике.

1. Искусство является «бессмертным и беспредельным» [5, § 359], что указывает на его принадлежность к миру с тонким состоянием материи.

2. «Искусство пробуждает в человеке дремлющие и скрытые силы его творческой мощи» [6, 20 февраля].

3. Произведения искусства могут «поднять и мгновенно преобразить дух» [5, § 359]. Надо отметить, что о преображении человека посредством искусства много говорится на страницах Живой Этики.

4. Предметы искусства излучают мощные эманации, которые являются лучшим оружием в борьбе с тьмой (см.: [7, § 122]). Именно поэтому тьма старается уничтожать произведения искусства. И еще: надо иметь в виду, что «отвергнутое, лишенное внимания произведение не может излучать свою благотворную энергию» [7, § 122].

5. «Смысл претворения мысли в произведение очень глубок, иначе говоря, он является притягательным магнитом и собирает энергию. Так каждое произведение живет и способствует обмену и накоплению энергии», – читаем в Живой Этике [7, § 122]. Интересно, что еще Шеллинг отмечал, что «можно даже производить магниты при помощи искусства» [8, с. 255].

6. «Искусство ведет по ступеням непосредственного познавания». Это «язык будущего постижения мира» [6, 29 сентября]. Иными словами, в искусстве изначально заключен метанаучный способ познания.

7. Искусство способствует объединению людей независимо от любых различий [6, 29 сентября]. Такое объединение означает сотрудничество, взаимопонимание и мир на планете.

Итак, в данном контексте становится понятно великое значение Пакта Рериха. Этот Договор был не просто одним из юридических документов. Он явился важнейшим метаисторическим действием ХХ века. Пакт означает защиту самой метаистории. Ведь то, что он был нацелен на охрану культурного наследия, означало сохранение высокой энергетики, которую содержат памятники культуры. Энергетика произведений искусства и памятников культуры является основой космической эволюции и играет важнейшую роль в формировании метаисторического процесса. Великий памятник или произведение – это проводник высших энергий. Нет памятника – нет высших энергий, нет расширения сознания человека – нет эволюции на Земле. Поэтому уничтожение памятников влечет за собой замедление и даже пресечение космической эволюции. Замена же великих произведений современными суррогатами, лишенными красоты и высокой энергетики, также способствует разрушению эволюционных путей.

Так, от сохранения культуры, прекрасных памятников и произведений искусства зависит будущее. Красота и Культура – это основа строительства Нового Мира, которое завещано нам работами Рерихов и Людмилы Васильевны Шапошниковой. Будем же достойны принять эстафету этого строительства!

 

Литература

1. Живая Этика. Листы Сада Мории. Книга 1. Зов.

2. Рерих С.Н. Искусство и жизнь / Пер. с англ. Т.В. Кожевниковой, И.И. Нейч. М.: МЦР, Мастер-банк, 2007. 330 с.

3. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М.: Мысль, 1966.

4. Шапошникова Л.В. Философия космической реальности [вступ. ст.] // Листы Сада Мории. Кн. 1. Зов. Учение Живой Этики. М.: МЦР, 2003. С. 5–165.

5. Живая Этика. Иерархия.

6. Грани Агни Йоги. Т.1.

7. Живая Этика. Надземное.

8. Шеллинг Ф.В.Й. Идеи к философии природы как введение в изучение этой науки. Пер. с нем. А.Л. Пестова. СПб.: Наука, 1998.

 

Источник: Сайт Международного Центра Рерихов

 


Педагогика Культуры № 24 (2015)

Метки: Рубрика: Культурологические основы нового космического мышления, Соколова Б.Ю.

Печать E-mail

Просмотров: 1857